Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Договорная теория (Б. Спиноза, Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев)
Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Р. Филмер, Конфуций). Государство - разросшаяся семья. Глава семьи (патриарх) превращается в монарха. Плюсы данной теории: . - обязывает правителя заботиться о своих подданных (по примеру заботы отца о детях); - частично имеет научную основу (семья, родственные кланы сыграли значительную роль в формировании ряда государств). Главный минус данной теории состоит в том, что она абсолютизирует роль семьи и родственных связей в формировании государства. В действительности формирование государства - результат взаимодействия множества разных факторов. Органическая теория (Г. Спенсер, Р. Вормс). Государство подобно живому организму. Закономерности биологическою мира (например стадийность развития) могут быть распространены на государство. Кроме того, можно сравнить органы человека и различные общественные и государственные организации (правительство- головной мозг, торговля - кровообращение). Плюс данной теории в том, что эволюция человеческих групп (племени, союзов племен, государства) частично напоминает эволюцию живых существ. Недостаток этой теории в том, что не все биологические законы применимы по отношению к обществу и государству. Договорная теория (Б. Спиноза, Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев). Государство возникает в результате общественного договора. Люди передают ему часть естественных прав, чтобы оно соблюдало порядок и осуществляло управление. До возникновения государства люди жили в "естественном состояний'. Одни ученые считают; что это была "война всех против всех", другие говорят о "золотом веке" человечества. Данная теория подтверждается тем, что: - договоры королей и князей с феодалами действительно имели место; - заключались договоры правителей с элитой общества, В то же время договоры правителей с народом 'или передовой частью общества: были исключением из правил; заключались, как правило, не добровольно, а под влиянием других факторов (народных восстаний, войн). 5.Ирригационная теория (К. Виттфогель). 6. Психологическая теорий (Цицирон, Н.М. Коркунов,Л.И. Петражицкий, З Фрейд,). Государство возникает вследствие особенностей психики людей (желания подчинять, а других - подчиняться). Психология народа влияет на систему организации государства, формы осуществления власти (например, различная психология европейцев, азиатов, африканцев отражается на государственных и политических традициях данных стран)- "о психологический фактор не является основным при образовании государства, существуют и иные факторы (например экономические и др.). 7. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Государство возникает в результате развития производительных сил, появления прибавочного продукта, частной собственности, разделения общества на классы. Государство необходимо чтобы проводить в жизнь волю господствующего класса. Марксисты утверждали, что с исчезновением классов государство отомрет, а человечество изберет более совершенную форму организации общества. В пользу марксистского подхода говорит то, что: классовый подход близок реальной жизни; экономические факторы сыграли значительную роль в образовании государства. Недостатком данною подхода является то, что марксистская теория объясняет появление государства слишком односторонне (упрощенный экономизм). 8. Теория насилия (Л. Гумплович, К. Кауцкий, Е. Дюринг ) в качестве главного фактора образования государства считала насилие. Возникновение государства и права объясняется факторами военно- политического характера: завоевание одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Каково соотношение общества и государства? 2. Содержание и структура общественной власти в первобытнообщинном строе. 3. Каковы особенности социальных норм догосударственной организации общества? 4. Почему возникло государство? Какие объективные факторы обусловили его возникновение? 1. Какую основную причину возникновения государства называет теологическая теория?
Тема №4. Типология государства 1. Типология государств: понятия, различные подходы, современный взгляд на проблему. 3.Цивилизационный подход. 4. Переходное государство.
1. Типология государства, т.е. классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств сущности государства. Она позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений. Типология –это метод научного познания, в основе которого расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Под типом понимается общие систематизирующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности государств и раскрывающие закономерности их организации и развития. Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность. Первые попытки обобщения, данной закономерности, были предприняты Аристотелем и Полибием. Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются: 1) количество властвующих в государстве; 2) осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель главное различие государств видел в том, какое место занимает в них человек, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого. Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) — естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. Развитие государства, его обновление и изменение — это замкнутый круг, считает Полибий. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества — закономерный процесс. Многие государства объективно проходили фазы зарождения, становления, расцвета и упадка, но затем возрождались в виде повой, более совершенной государственности, другие же выпали из замкнутого круга развития и стали достоянием истории (Вавилон, Урарту, Афины, Рим, Спарта и другие). Тем не менее главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека. Современный взгляд на проблему установил что в юридической науке в настоящее время применяются два подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
2. Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно – экономической формации. Формация – это определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений. Суть формационного подхода в том,что при характеристике развития конкретных стран и народов рассматривалось развитие процессов производства и классовые отношения в обществе. Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. Марксистская теория различает 4-е типа государства: 1.Рабовладельческий. По своей сущности рабовладельческое государство — это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств — защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. 2. Феодальный. Такое государство, есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Феодальный Феодальному типу государства соответствует определенный тип производственных отношений. Такое государство, есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. 3.Буржуазный Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. 4. Социалистическое государство Социалистическое государство — орудие политической власти трудящихся классов. Оно, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. 3. Цивилизационный подход что при характеристике развития конкретных стран и народов учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, формы сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, а совокупность родственных культур образует цивилизацию. В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например: а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская и др.); б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская,, исламская и др.); в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации. В научной литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. 1. первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. 2. вторичных цивилизаций называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.
4. В типологии государств выделяют государства переходного состояния, или так называемые переходные государства. Такого рода государства признавали в свое время основоположники марксистской теории, когда «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам» (экономически господствующему и эксплуатируемому). Как переходный оценивал он и процесс перехода к социализму отдельных государств, минуя стадию капитализма, например в Монголии, у народов Средней Азии и Севера1. Как переходное характеризуется и государство современной России. Государство переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям. Во-первых, переходное состояние нередко занимает длительный период и даже может составить целую эпоху. Во-вторых, переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений. В-третьих, переходное государство — явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью и отражающее накопленные конкретным народом духовные и иные ценности. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Какие объективные факторы являются основанием типологии государств? 2. Какова научная достоверность формационного критерия типологии государств? 3. В чем выражается цивилизационный подход к типологии государств? Его недостатки и преимущества. 4. Дайте характеристику переходному государству?
Тема №5. Функции государства 1. Понятие и классификация функций государства. 3.Внешние функции государства. 4. Формы и методы реализации функций государства.
1. Функции государства - особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, определяющие главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом. Существенными признаками функций государства являются: 1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества; 2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функционировании государства;
3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе; 4) особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфических методов управления (в том числе властно-принудительных). Классификации функций государства: 1. по формам деятельности основанную на принципе разделения властей: а) законотворческие, б) управленческие в) судебные (правоохранительные). 2. по продолжительности действия: а) постоянные - выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования б) временные - обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают свое значение. 3. по значимости: а) главные - относятся функции, имеющие приоритетное значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая функции). б) производные - функции сопутствующего, вспомогательного или обслуживающего характера. Такой можно считать функцию налогообложения и финансового контроля, которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка. 4. по сферам деятельности: а) внутренние - функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, б) внешние - раскрывают специфику его интересов в меж государственных отношениях, в международном общении 5. по сферам политической направленности: 1. внутренние функции подразделяются на: а) политическая; б) экономическая; в) социальная; г) экологическая; д) функции налогообложения и финансового контроля; е) охраны прав и свобод граждан, ж) обеспечения законности и правопорядка. 2. внешние функции подразделяются на: а) обеспечение интеграции в мировую экономику; б) оборона страны; в) поддержание мирового порядка; г) сотрудничество с другими государствами в различных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности.
Date: 2015-07-10; view: 1885; Нарушение авторских прав |