Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внешние функции государства. 1 page
1. Функция интеграции в мировую экономику основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные. научно- технические, торговые, кредитные, транспортные и другие. Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильных отношений между государствами. 2. Функция оборона страны от внешнего нападения — важное направление деятельности государства. Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время — это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы. 3. Функция поддержание мирового порядка: во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения, во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе с контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом, в-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов. 4. Функция сотрудничества с другими государствами в различных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности. К числу глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства. Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиненного токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами, угрозы так называемого парникового эффекта. Большие проблемы связаны с освоением космического пространства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запусками космических объектов. 4. Функции государства осуществляются в характерных для него формах и методами. Существует два понятия форм осуществления функций государства. Во-первых, под формами принято понимать специфические виды государственной деятельности, отличные от деятельности негосударственных органов. К ним относятся: 1. Законодательная деятельность осуществляется представительными и законодательными органами и направлена на издание законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами. 2. Управленческая (исполнительская) деятельность — это основанное на законах оперативное повседневное осуществление органами исполнительной власти функций государства в различных сферах жизни общества. 3. Судебная деятельность состоит в реализации функций государства через осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы. 4. Контрольно-надзорная деятельность представляет собой выполнение функций государства с помощью системы средств государственного надзора и контроля за законностью. Во-вторых, под формой осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по реализации его функций. Эта деятельность может быть правовой и неправовой, или организационной. Правовые формы всегда являются организационными, так как обусловливают характер, направленность, упорядоченность действий государственных органов и должностных лиц на основе права и в рамках закона. Организационные формы могут носить и неправовой характер. Правовые формы осуществления функций государства — это однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов по разработке и принятию юридических актов. Среди правовых форм выделяют правотворческую и правоприменительную деятельность. Правотворческая деятельность выражается в подготовке и издании новых нормативно-правовых актов, на основе которых государство реализует свои функции, а также в изменении и отмене старых юридических норм. Правоприменительная деятельность состоит в принятии мер по исполнению нормативно-правовых актов. Правоприменительная деятельность осуществляется в формах: оперативно-исполнительной; правоохранительной. Оперативно-исполнительная деятельность — это деятельность исполнительных органов власти, направленная на решение повседневных вопросов развития общества путем издания указов, постановлении, приказов и других правоприменительных актов, являющихся основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Правоохранительная деятельность как форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов выражается в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением правовых норм; охране норм права от нарушений; применении к нарушителю принудительных мер. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов), которые необходимы для профилактики правонарушений, восстановления нарушенного права, обеспечения прав и свобод человека, защиты законных интересов отдельных граждан и всего общества в целом. Организационные (неправовые) формы реализации функций государства воздействуют на условия деятельности населения, не влекут за собой юридических последствий и могут обретать различные виды: ♦ организационно-регламентирующая деятельность, представляющая собой оперативную повседневную организационную работу, направленную на решение конкретно-политических задач; ♦ организационно-хозяйственная деятельность — это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа, выражающаяся в экономическом обосновании, контрольно-ревизионной деятельности, бухгалтерском учете, организации снабжения и сбыта и т.п., направленная на материальное обеспечение выполнения различных государственных функций; организационно-идеологическая деятельность является повседневной оперативно-разъяснительной, воспитатель ной работой, необходимой для осуществления разнообразных функций государства. Другими словами, государство для реализации своих функций использует пропаганду и идеологию в целях формирования общественного мнения, разъяснения важности поставленных задач. Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. В отличие от негосударственных организаций, государство прибегает к методам властного воздействия, что оказывается возможным благодаря наличию у государства особых ресурсов и средств. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения. Для реализации экономической функции применяются экономические методы: прогнозирование, планирование, государственные субсидии и др. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Каково соотношение функций государства и его основных задач? 2. Общесистемные признаки функциональной деятельности государства. 3. В чем единство и различие функций государства в сравнении с функциями его конкретных органов? 4. Какова генеральная цель функциональной деятельности современного государства? 5. Критерии классификации функций государства. 6. Раскройте содержание внутренних функций государства. Каков характер и особенности их реализации в Российской Федерации? 7. Каковы особенности экономической функции государства в условиях рыночной экономики? 8. Значение функции финансового контроля в современном государстве? 9. Соотношение социальной функции государства и его правоохранительной деятельности. 10. Каково место экологической функции в системе внутренних и внешних функций государства? 11. Сущность и содержание внешних функций государства. Какова актуальность оборонной деятельности Российского государства в современных условиях? 12. Как соотносятся внешние и внутренние функции современного государства?
Тема №6. Формы государства 1. Понятие формы государства. 3.Форма государственного устройства. 4. Политический (государственно- правовой) режим.
1. Форма государства - это организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, национального развития страны, уровень развития демократии и культуры населения. Оно включает в себя три взаимосвязанных элемента: 1. форму правления: По форме правления различают: 1. монархию (монархию абсолютную, монархию ограниченную, монархию сословно-представительную, монархию дуалистическую, монархию парламентарную, монархию конституционную). 2. республику (республику аристократическую; республику демократическую; республику парламентарную; республику президентскую). 2. форму государственного устройства различают: простые (унитарные государства), сложные (федеративные государства, конфедерации; содружества; сообщества). 3. форму государственного режима. Она бывает: антидемократическим, демократическим.
2. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Государства подразделяются на: 1.Монархию (от греч. monarchia — единовластие, единодержавие) — форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству. Виды монархии: А) Абсолютная- характеризуется тем что, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху), верховная власть передается по наследству, власть монарха является пожизненной, полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства. Б) Ограниченная – характеризуется тем, что власть монарха ограниченна выборным органам – парламентом, либо особым правовым актом- конституцией. Виды ограниченной монархии: - Сословно-представительная (эта форма характерна для России до XVII в.; ограничение власти сословий). - Дуалистическая (Марокко, Иордания) характеризуется тем, что исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через ответственное перед ним правительство. Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избранных народом депутатов. Монарх не издает законы, но наделен правом абсолютного вето. -Парламентарная монархия (в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др.) власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Правительство ответственно перед парламентом; состоит из лидеров партии, победившей на выборах, Указы, издаваемые монархом, должны быть заверены подписью соответствующего министра. - Конституционная – полномочия монарха ограничены конституцией. 2. Республика-(лат. res publica, от res — дело и publicus — общественное дело) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков. В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности. Во-первых, источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу Во-вторых, высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы. В-третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как правило, он равен 4-5 годам. В-четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. Виды республики: А) Президентская- главой государства, главой правительства и главой исполнительной власти является президент, он избирается внепарламентским путем(прямыми или косвенными выборами), формирует правительство, не несет политической ответственности перед парламентом, и не имеет право распускать парламент. Б) Парламентская- верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства; правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает. В) Смешанная- сочетает черты президентской и парламентской республики. Различают: - полупарламентская республика характерной чертой является ограничение вотума недоверия. В Германии, например, предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» (за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значительное количество членов парламента). - полупрезидентская республика характерной чертой является установление ответственности перед парламентом отдельных министров, но не главы правительства, которым фактически, а часто и юридически остается президент. Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Латинской Америки — Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др.
3. Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. По форме государственного устройства государства подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации). 1. Простое (унитарное) государство — это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев, и т.п.) и не имеющее в своем составе других государств или государственных образований. Унитарное государство— это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Виды унитарного государства: А)Централизованное унитарное государство (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.д.).- за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником. Б) Децентрализованное унитарное государство (Великобритания, Франция, Испания, и др.) – за местными органами осуществляется косвенный контроль, тем самым с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия. 2. Сложные — это такие государства, которые представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований, К ним относят: А)Империя (от лат. imperium — власть) представляет собой насильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого — царь, император, король и т.п. (например, Римская, Российская, Британская и др.). Б)Федерация (франц. iadaration, от позднелат. foederatio — объединение, союз), представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. В)Конфедерация — союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определенных целей (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.). Г) Содружество- это организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков определенной степенью однородности (экономики, права, языка. религии). Д) Сообщество –это переходная форма государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры.(Сообщество Белоруссии и России). 4. Политический (государственно-правовой) режим — это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Он подразделяется на: 1. Недемократические режимы: А) Деспотический режим характеризуется крайним произволом в управлении (власть подчас в руках болезненно властолюбивых лиц), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве доминируют карательная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу. Б) Тиранический режим основан на единоличном правлении. Власть тирана устанавливается насильственным, захватническим путем, часто путем смещения законной власти с помощью государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе подчас терроре и геноциде. Власть тирана, как правило, является жестокой. В) Олигархический режим построен на господстве небольшой группы. Разновидностью этого режима является финансовая олигархия. Финансовая олигархия была властью денег наиболее богатых людей. Г) Аристократический режим –государственная власть принадлежит представителям родовой знати. Аристократы обладали властью по наследству, в зависимости от знатности рода. В аристократическом режиме полномочия народных собраний были урезаны и роль их невелика. Население не участвовало активно в государственной жизни. Выборы носили в значительной мере фиктивный характер, а должностные лица являлись ставленниками знати. Д) Авторитарный режим характеризуется нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, концентрацией огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие — незаконным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций. Е) Тоталитарный режим отличается полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством государства в частную жизнь граждан, господством одной политической партии или движения, запрещением или существенным ограничением деятельности оппозиционных партий, наличием одной «официальной» идеологии, преследованием за инакомыслие, значительным ограничением прав, свобод и законных интересов личности. Ж) Фашистский режим — форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую систему массовых организаций и разветвленный аппарат идеологического воздействия; а также систему массового террора, широко использующую псевдореволюционные и национал-социалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия. 2. демократические режимы: А) В странах с социально-демократическим режимом основной упор делается на социальную защиту личности, на реализацию огромнейших социальных программ. В чистом виде этот режим существует только в Швеции. Б) Либерально- демократический режим - данный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут, в конечном счете, к тоталитарным формам правления. Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан, свободу слова, мнений, форм собственности, дает простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике. В) Парламентский режим - этот режим основан на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного избирательного права.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Понятие формы государства. Ее соотношение с типом государства. 2. Формы государственного правления. В чем отличие парламентарной республики от президентской? Какова в соответствии с Конституцией форма государственного правления в Российской Федерации. 3. Национально-территориальное устройство современного государства: его признаки и особенности. 4. Существуют ли в настоящее время конфедеративные государственные образования? Если да — то какова их структура, функции, задачи и цели? 5. Характеристика государственного режима. Его соотношение с политическим режимом. Каков, по научным классификациям, государственный режим Российской Федерации? Ваше мнение.
Тема №7. Механизм государства. 1. Понятие и принципы механизма государства. 3.Гсударственные органы: понятия и классификация. 4. Система государственных органов.
1. Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляются государственное управление обществом и защита его основных интересов. Принципы механизма государства: 1. принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. 2. принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц; 3. принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. 4. высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. 5. принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями; 6. принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов. 7. в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. 2. Государственный аппарат — система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Внутри государственного аппарата различают следующие виды органов: 1. Президент РФ. 2. Конституционные органы законодательной, исполнительной и судебной властей. 3. Государственные органы, образуемые вышеназванными органами государственной власти и получающими «функциональный мандат» от них. Н-р, Счетная палата создаваемая палатами Федерального Собрания. 4. Обслуживающие государственные структуры, н-р, Администрация Президента РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации. 3. Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Классификация государственных органов: По порядку их создания и характеру выполняемых ими задач: а) Представительные (законодательные) -дума, собрание, совет и др. б) Исполнительные (глава правительства, федеральные министерства, агентства, службы, местные исполнительные органы). в) Судебные (правоохранительные) органы. 2. По структуре или способу организации а) Простые (не имеют внутреннего подразделения, например, нотариат). б) Сложные (обладают соответствующей структурой организации, например, федеральные министерства). 3.В зависимости от территориальной сферы деятельности: а) Федеральные. б) Органы субъектов федерации (региональные). в)Местные. 4. По характеру полномочий: а)Органы общей компетенции (например, Правительство РФ). б)Органы специальной компетенции (например, Министерство внутренних дел). 5. В зависимости от порядк а формирования: а)Наследственные (например, монарх, отчасти палата лордов в Великобритании). б)Избираемые (представительные органы) или формируемые другими государственными органами. 6. По порядку осуществления компетенции: а) Коллегиальные (например, Федеральное Собрание РФ б) Единоличные (состоит из одного должностного лица государства, например, Президент РФ 7. По срокам полномочий: а) постоянные органы государственной власти. Создаются без ограничения срока действия (например, Совет Федерации Федерального Собрания РФ). б) временные органы государственной власти. Создаются на определенный срок (например, Государственная Дума Федерального Собрания РФ — депутаты избираются на 4 года). 4. Президент- является главой государства, выступает в качестве гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не входит ни в одну из ветвей власти. Законодательные органы государственной власти - это образуемые непосредственно народом, подотчетные и ответственные перед ним государственные Виды законодательных органов: 1. Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание РФ (парламент) состоящее из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. 2. Региональные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Компетенция органов законодательной власти: Органы законодательной власти принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль их реализации. Законодательная деятельность является для него главной функцией. Исполнительные органы государственной власти — это формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность. Виды законодательных органов: По компетенции:
По способу принятия решения: Date: 2015-07-10; view: 544; Нарушение авторских прав |