Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешние функции государства. 1 page





1. Функция интеграции в мировую экономику основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные. научно- технические, торговые, кредитные, транспортные и другие. Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильных отношений между государствами.

2. Функция оборона страны от внешнего нападе­ния — важное направление деятельности государства. Функция обороны страны осуществляется экономическими, поли­тическими, дипломатическими и воен­ными средствами. В мирное время — это всесторонняя подготовка страны к от­ражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принима­ет форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой проис­ходит объединение всех сил страны для достижения победы.

3. Функция поддержание мирового по­рядка: во-пер­вых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного ору­жия, запрещение его применения, во-вторых, обеспечение сотрудничества го­сударств в таких сферах, как борьба с организованной преступ­ностью, в том числе с контрабандой, наркобизнесом, международ­ным терроризмом, в-третьих, участие мирового сообщества в ре­гулировании межнациональных конфликтов.

4. Функция сотрудничества с другими государствами в различных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем со­временности. К числу глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают терри­ториальные пределы одного государства. Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охра­не природных ресурсов и окружающей среды от крупномасш­табного вреда, причиненного токсичными выбросами промыш­ленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепрово­дов, загрязнением радиоактивными отходами, угрозы так назы­ваемого парникового эффекта. Большие проблемы связаны с освоением космического про­странства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запуска­ми космических объектов.

4. Функции государства осуществляются в характерных для него формах и методами. Существует два понятия форм осуще­ствления функций государства.

Во-первых, под формами принято понимать специфи­ческие виды государственной деятельности, отличные от деятельности негосударственных органов. К ним относят­ся:

1. Законодательная деятельность осуществляется предста­вительными и законодательными органами и направлена на издание законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединени­ями, органами местного самоуправления, должностными лицами.

2. Управленческая (исполнительская) деятельность — это основанное на законах оперативное повседневное осуще­ствление органами исполнительной власти функций госу­дарства в различных сферах жизни общества.

3. Судебная деятельность состоит в реализации функций государства через осуществление правосудия всеми звень­ями судебной системы.

4. Контрольно-надзорная деятельность представляет собой выполнение функций государства с помощью системы средств государственного надзора и контроля за законностью.

Во-вторых, под формой осуществления функций госу­дарства понимается однородная по своим внешним при­знакам деятельность органов государства по реализации его функций. Эта деятельность может быть правовой и неправовой, или организационной. Правовые формы все­гда являются организационными, так как обусловливают характер, направленность, упорядоченность действий го­сударственных органов и должностных лиц на основе пра­ва и в рамках закона. Организационные формы могут но­сить и неправовой характер.

Правовые формы осуществления функций государства — это однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государствен­ных органов по разработке и принятию юридических ак­тов. Среди правовых форм выделяют правотворческую и правоприменительную деятельность.

Правотворческая деятельность выражается в подготов­ке и издании новых нормативно-правовых актов, на осно­ве которых государство реализует свои функции, а также в изменении и отмене старых юридических норм.

Правоприменительная деятельность состоит в приня­тии мер по исполнению нормативно-правовых актов. Пра­воприменительная деятельность осуществляется в формах:

оперативно-исполнительной;

правоохранительной.


Оперативно-исполнительная деятельность — это деятель­ность исполнительных органов власти, направленная на решение повседневных вопросов развития общества путем издания указов, постановлении, приказов и других право­применительных актов, являющихся основанием для воз­никновения, изменения и прекращения правоотношений.

Правоохранительная деятельность как форма осуществ­ления функций государства посредством властной опера­тивной работы государственных органов выражается в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением право­вых норм; охране норм права от нарушений; применении к нарушителю принудительных мер. В результате право­охранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и пред­ставления прокуроров, приговоры и решения судов), ко­торые необходимы для профилактики правонарушений, восстановления нарушенного права, обеспечения прав и свобод человека, защиты законных интересов отдельных граждан и всего общества в целом.

Организационные (неправовые) формы реализации функ­ций государства воздействуют на условия деятельности населения, не влекут за собой юридических последствий и могут обретать различные виды:

♦ организационно-регламентирующая деятельность, представляющая собой оперативную повседневную органи­зационную работу, направленную на решение конкрет­но-политических задач;

♦ организационно-хозяйственная деятельность — это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа, выражающаяся в экономическом обосновании, конт­рольно-ревизионной деятельности, бухгалтерском уче­те, организации снабжения и сбыта и т.п., направлен­ная на материальное обеспечение выполнения различ­ных государственных функций;

организационно-идеологическая деятельность является повседневной оперативно-разъяснительной, воспитатель­ ной работой, необходимой для осуществления разнооб­разных функций государства. Другими словами, госу­дарство для реализации своих функций использует про­паганду и идеологию в целях формирования общественного мнения, разъяснения важности поставленных за­дач.

Методы осуществления функций государства достаточ­но многообразны. В отличие от негосударственных орга­низаций, государство прибегает к методам властного воз­действия, что оказывается возможным благодаря нали­чию у государства особых ресурсов и средств. Так, выпол­няя охранительную функцию, государство использует ме­тоды убеждения и принуждения. Для реализации эконо­мической функции применяются экономические методы: прогнозирование, планирование, государственные субси­дии и др.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. Каково соотношение функций государства и его основных задач?

2. Общесистемные признаки функциональной деятельности государства.

3. В чем единство и различие функций государства в сравнении с функциями его конкретных органов?

4. Какова генеральная цель функциональной деятельности современного государства?

5. Критерии классификации функций государства.

6. Раскройте содержание внутренних функций государства. Каков характер и особенности их реализации в Российской Федерации?

7. Каковы особенности экономической функции государства в условиях рыночной экономики?

8. Значение функции финансового контроля в современном государстве?


9. Соотношение социальной функции государства и его правоохранительной деятельности.

10. Каково место экологической функции в системе внутренних и внешних функций государства?

11. Сущность и содержание внешних функций государства. Какова актуальность оборонной деятельности Российского государства в современных условиях?

12. Как соотносятся внешние и внутренние функции современного государства?

 

Тема №6. Формы государства

1. Понятие формы государства.
2. Форма правления.

3.Форма государственного устройства.

4. Политический (государственно- правовой) режим.

 

1. Форма государства - это организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, национального развития страны, уровень развития демократии и культуры населения.

Оно включает в себя три взаимосвязанных элемента:

1. форму правления:

По форме правления различают:

1. монархию (монархию абсолютную, монархию ограниченную, монархию сословно-представительную, монархию дуалистическую, монархию парламентарную, монархию конституционную).

2. республику (республику аристократическую; республику демократическую; республику парламентарную; республику президентскую).

2. форму государственного устройства различают: простые (унитарные государства), сложные (федеративные государства, конфедерации; содружества; сообщества).

3. форму государственного режима. Она бывает: антидемократическим, демократическим.

 

2. Под формой правления понимается организация верховной го­сударственной власти, порядок образования ее органов и их вза­имоотношения с населением. Государства подразделяются на:

1.Монар­хию (от греч. monarchia — единовластие, единодержа­вие) — форма правления, при которой верховная государствен­ная власть полностью или частично сосредоточена в руках еди­ноличного главы государства — монарха (царя, короля, импера­тора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся по­жизненной и передаваемой по наследству.

Виды монархии:

А) Абсолютная- характеризуется тем что, верховная власть полностью принадлежит едино­личному главе государства (монарху), верховная власть передается по наследству, власть монарха является пожизненной, полностью отсутствует юридическая ответствен­ность монарха как главы государства.

Б) Ограниченная – характеризуется тем, что власть монарха ограниченна выборным органам – парламентом, либо особым правовым актом- конституцией.

Виды ограниченной монархии:

- Сословно-представительная (эта форма характерна для Рос­сии до XVII в.; ограничение власти сословий).

- Дуалистическая (Марокко, Иордания) ха­рактеризуется тем, что исполнительная власть принадле­жит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через ответственное перед ним правительство. Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избранных народом депутатов. Монарх не издает законы, но наделен правом абсолютного вето.


-Парламентарная монархия (в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др.) власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Правительство ответственно перед парламентом; состоит из лидеров партии, победившей на выборах, Указы, издаваемые монархом, должны быть заверены подписью соответствующего министра.

- Конституционная – полномочия монарха ограничены конституцией.

2. Республика-(лат. res publica, от res — дело и publicus — обще­ственное дело) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специаль­ными коллегиями выборщиков.

В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности.

Во-первых, источником власти является народ (избиратель­ный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу

Во-вторых, высшие органы государственной власти осуще­ствляют власть от имени и в интересах народа либо соответст­вующей социальной группы.

В-третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как прави­ло, он равен 4-5 годам.

В-четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

Виды республики:

А) Президентская- главой государства, главой правительства и главой исполнительной власти является президент, он избирается внепарламентским путем(прямыми или косвенными выборами), формирует правительство, не несет политической ответственности перед парламентом, и не имеет право распускать парламент.

Б) Парламентская- верховная власть принадлежит парла­менту, который избирается всем населением государства; прави­тельство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, явля­ющийся, как правило, лидером партии, победившей на парла­ментских выборах; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допуска­ется существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоя­щей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.

В) Смешанная- сочетает черты президентской и парламентской республики. Различают:

- полупарламентская республика характерной чертой является ограничение вотума недоверия. В Германии, например, предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» (за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значитель­ное количество членов парламента).

- полупрезидентская республика характерной чертой является установление ответственности перед парламентом от­дельных министров, но не главы правительства, которым факти­чески, а часто и юридически остается президент. Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Ла­тинской Америки — Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др.

 

3. Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти.

По форме государственного устройства госу­дарства подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации).

1. Простое (унитарное) государство — это единое, централи­зованное государство, состоящее из различных административ­но-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев, и т.п.) и не имеющее в своем составе других государств или государственных образований.

Унитарное государство— это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Виды унитарного государства:

А)Централизованное унитарное государство (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.д.).- за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником.

Б) Децентрализованное унитарное государство (Великобритания, Франция, Испания, и др.) – за местными органами осуществляется косвенный контроль, тем самым с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.

2. Сложные — это такие государства, которые представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоя­тельных государственных образований,

К ним относят:

А)Империя (от лат. imperium — власть) представляет собой на­сильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого — царь, император, король и т.п. (например, Рим­ская, Российская, Британская и др.).

Б)Федерация (франц. iadaration, от позднелат. foederatio — объ­единение, союз), представляет собой сложное (союзное) государ­ство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

В)Конфедерация — союз полностью суверенных государств, со­здаваемый на основе договора для достижения определенных це­лей (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.).

Г) Содружество- это организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков определенной степенью однородности (экономики, права, языка. религии).

Д) Сообщество –это переходная форма государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры.(Сообщество Белоруссии и России).

4. Политический (государственно-правовой) ре­жим — это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Он подразделяется на:

1. Недемократические режимы:

А) Деспотический режим характеризуется крайним произволом в управлении (власть подчас в руках болезненно властолюбивых лиц), полным беспра­вием и подчинением деспоту со стороны его под­данных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве доми­нируют карательная, уголовная, жесткая налого­вая политика по отношению к народу.

Б) Тиранический режим основан на единоличном правлении. Власть тирана устанавливается на­сильственным, захватническим путем, часто пу­тем смещения законной власти с помощью госу­дарственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе подчас терроре и геноциде. Власть тирана, как правило, является жестокой.

В) Олигархический режим построен на господстве небольшой группы. Разновидностью этого режима является финансовая олигархия. Финансовая олигархия была властью денег наиболее богатых людей.

Г) Аристократический режим –государственная власть принадлежит представителям родовой знати. Аристокра­ты обладали властью по наследству, в зависимо­сти от знатности рода. В аристократическом режиме полномочия народ­ных собраний были урезаны и роль их невелика. Население не участвовало активно в государст­венной жизни. Выборы носили в значительной мере фиктивный характер, а должностные лица являлись ставленниками знати.

Д) Авторитарный режим характеризуется нарушением принци­па разделения властей, ограничением роли выборных государст­венных органов и усилением роли исполнительных органов, кон­центрацией огромных властных полномочий в руках главы госу­дарства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие — незаконным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций.

Е) Тоталитарный режим отличается полным (тотальным) кон­тролем государства над всеми сферами жизни общества, огосудар­ствлением общественных организаций, вмешательством государ­ства в частную жизнь граждан, господством одной политической партии или движения, запрещением или существенным ограни­чением деятельности оппозиционных партий, наличием одной «официальной» идеологии, преследованием за инакомыслие, зна­чительным ограничением прав, свобод и законных интересов лич­ности.

Ж) Фашистский режим — форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую систему массовых организаций и разветвленный аппарат идеологического воздействия; а также систему массового террора, широко использующую псевдореволюцион­ные и национал-социалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия.

2. демократические режимы:

А) В странах с социально-демократическим режи­мом основной упор делается на социальную за­щиту личности, на реализацию огромнейших со­циальных программ. В чистом виде этот режим существует только в Швеции.

Б) Либерально- демократический режим - данный режим отстаивает ценность индивидуа­лизма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономи­ческой жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут, в конечном счете, к тоталитарным формам правления. Либеральное государство провозгла­шает формальное равенство всех граждан, свобо­ду слова, мнений, форм собственности, дает про­стор частной инициативе. Права и свободы лич­ности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

В) Парламентский режим - этот режим основан на передаче власти парла­менту, избираемому всем народом на основе все­общего, равного избирательного права.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. Понятие формы государства. Ее соотношение с типом государства.

2. Формы государственного правления. В чем отличие парламентарной республики от президентской? Какова в соответствии с Конституцией форма государственного правления в Российской Федерации.

3. Национально-территориальное устройство современного государства: его признаки и особенности.

4. Существуют ли в настоящее время конфедеративные государственные образования? Если да — то какова их структура, функции, задачи и цели?

5. Характеристика государственного режима. Его соотношение с политическим режимом. Каков, по научным классификациям, государственный режим Российской Федерации? Ваше мнение.

 

Тема №7. Механизм государства.

1. Понятие и принципы механизма государства.
2. Понятия и виды органов государственного аппарата.

3.Гсударственные органы: понятия и классификация.

4. Система государственных органов.

 

1. Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляются государственное управление обществом и защита его основных интересов.

Принципы механизма государства:

1. принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.

2. принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3. принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата.

4. высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны.

5. принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6. принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов.

7. в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации.

2. Государственный аппарат — система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его раз­вития цели и задачи.

Внутри государственного аппарата различают следующие виды органов:

1. Президент РФ.

2. Конституционные органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

3. Государственные органы, образуемые вышеназванными органами государственной власти и получающими «функциональный мандат» от них. Н-р, Счетная палата создаваемая палатами Федерального Собрания.

4. Обслуживающие государственные структуры, н-р, Администрация Президента РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации.

3. Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

Классификация государственных органов:

По порядку их создания и характеру выполняемых ими задач:

а) Представительные (законодательные) -дума, собрание, совет и др.

б) Исполнительные (глава правительства, фе­деральные министерства, агентства, службы, местные исполнительные органы).

в) Судебные (правоохранительные) органы.

2. По структуре или способу организации

а) Простые (не имеют внутреннего подразделе­ния, например, нотариат).

б) Сложные (обладают соответствующей струк­турой организации, например, федеральные министерства).

3.В зависимо­сти от терри­ториальной сферы дея­тельности:

а) Федеральные.

б) Органы субъектов федерации (региональные).

в)Местные.

4. По характеру полномочий:

а)Органы общей компетенции (например, Правительство РФ).

б)Органы специальной компетенции (напри­мер, Министерство внутренних дел).

5. В зависимо­сти от поряд­к а формирова­ния:

а)Наследственные (например, монарх, отчасти палата лордов в Великобритании).

б)Избираемые (представительные органы) или формируемые другими государственными органами.

6. По порядку осуществле­ния компе­тенции:

а) Коллегиальные (например, Федеральное Собрание РФ

б) Единоличные (состоит из одного должностно­го лица государства, например, Президент РФ

7. По срокам полномочий:

а) постоянные органы го­сударствен­ной власти. Создаются без ограничения срока действия (например, Со­вет Федерации Федерального Собрания РФ).

б) временные органы го­сударствен­ной власти. Создаются на определенный срок (например, Государствен­ная Дума Федерального Собра­ния РФ — депутаты избираются на 4 года).

4. Президент- является главой государства, выступает в качестве гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не входит ни в одну из ветвей власти.

Законодательные органы государственной власти - это образуемые непосредственно народом, подот­четные и ответственные перед ним государственные
органы, уполномоченные народом и осуществляю­щие в его интересах государственную власть.

Виды законодательных органов:

1. Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Фе­деральное Собрание РФ (парламент) состоящее из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.

2. Региональные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, горо­дов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Компетенция органов законодательной власти:

Органы законодательной власти принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осу­ществляют контроль их реализации. Законодательная деятельность является для него главной функцией.

Исполнительные органы государственной власти — это формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие ис­полнительно-распорядительную деятельность.

Виды законодательных органов:

По компетенции:

    1. Федеральные (Правительство РФ, министерства, службы и агентства)
    2. Региональные (президенты республик, губер­наторы, мэры городов феде­рального значения, правитель­ства республик, администрации краев, областей, министерства, мэрии и их структуры — депар­таменты, управления и др.)

По способу принятия решения:







Date: 2015-07-10; view: 544; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.053 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию