Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воздействие на личностную составляющую





В результате терапии необходимо сделать личност­ный комплекс стабильным и ликвидировать минусы в его позициях. Таким образом, лечение можно считать завершенным, если редуцировались психопатологичес­кая симптоматика, восстановились адаптационные ре­зервы, нормализовалось соматовегетативное состояние, а личностный комплекс можно определить как ком­плекс «демократической общности» («Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+»). Это комплекс психического здоро­вья, обладатель его верно оценивает свои качества, как положительные, так и отрицательные, продуктивно об­щается с близкими, охотно расширяет круг общения, а процесс деятельности является для него радостью.

Жизненные неудачи и кризисы такие люди перено­сят спокойно и стойко, без излишнего самокопания и попыток переложить свою вину за неудачи на других. Он никогда не станет одиноким, даже если его реаль­ное окружение исчезнет (переезд на новое место жи­тельства, переход на другую работу и т. д.). Если резуль­таты труда не найдут признания, это будет не поводом для нервного срыва, а лишь толчком для объективного анализа своих ошибок. Такие люди умеют принимать жизнь такой, какая она есть, они обращены к миру, при необходимости переделывают себя.

Их психологический портрет описан в трудах О.А11-роп, 1942; А.МазЬлу, 1971 и др.

Такая стратегия психотерапевтического воздействия включает в себя не только лечебный аспект, но и на­правлена на профилактику обострении и процессы реа­билитации.

У наших больных в процессе неправильного воспи­тания появление одного или двух минусов в позициях личностного комплекса приводило к развитию фоново­го эмоционального напряжения, которое искажало по­знавательные процессы, вело к возникновению непол­ноценных отношений, содержащих в себе зародыш конфликта. Кроме того, эмоциональное напряжение небла­гоприятно сказывалось на соматовегетативном обеспе­чении и процессах адаптации. При развитии заболева­ния эмоциональная патология у наших больных была ведущей.

Приведенные соображения и данные литературы о роли эмоций в жизнедеятельности личности, а также данные многочисленных исследований, касающихся роли и места эмоций в жизнедеятельности организма, а также взаимных переходов одних эмоций в другие, позволили разработать принцип и технику целенаправ­ленного моделирования эмоций. Данный принцип за­ключается в следующем: воздействие иа чувства больно^-го с тем, чтобы сформировать у него аффективные состо­яния интереса я радости, которые сопровождают адап­тивные реакции тренировки и активации.

Целенаправленное моделирование эмоций проводи­лось по следующей схеме: удивление - интерес - ра­дость. Удивление необходимо для снятия (хотя бы вре­менного) фоновой патологической эмоциональности, ибо оно обладает свойством как бы «стирать» предыду­щее впечатление, формирование этой эмоции достига­ется с помощью нетрадиционного поведения врача или аргументированной критики устаревших жизненных концепций больного, которые последнему представля­ются исходящими из позиции разума. При проведении такой беседы используются методика сократического диалога (Платон, 1986), прием парадоксальной интен­ции (У.РгапЫ, 1975). Мною для вызывания удивления предложена техника амортизации: согласие со всеми, зачастую неверными, установками и утверждениями. больного, которые ранее другими не поддерживались. Удивление, усиливая ориентировочный рефлекс, в од­них случаях приводит к возникновению интереса, в дру­гих вызывает недоумение, негодование, а иногда и гнев, которые в адаптационном плане более целесообразны, чем тревога, страх и тоска, входящие в спектр эмоцио­нальной патологии при неврозах. Эмоция гнева легко снимается техникой амортизации и переводится в эмо­цию интереса.

Приведу пример целенаправленного моделирования эмоций с применением этой техники.

Больная пришла на прием вся в слезах и протянула мне два листка тетрадной бумаги, иа которых был список препаратов, которые она принимала в течение трех лет болезни. Больная: Вот что я уже принимала. Никто меня не вылечит и вы не вылечите!

Я: И я вас не вылечу. (Принцип амортизации.) Наступила пауза. Больная перестала плакать. На лице появи­лись легкая растерянность, недоумение, а затем гнев. Больная: Как это не вылечите?!

Я: А как я могу вылечить, если вы убеждены, что вылечить вас нельзя? Кроме того, назначения зам делали правильные, а. я ничем не отличаюсь от тех врачей, которые лечили вас раньше.







Date: 2015-07-10; view: 339; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию