Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и судьба





У больных данной группы в процессе неправильного воспитания в личностном комплексе в одной, реже в двух позициях появляются минусы. Формируется ста­бильный личностный комплекс, который оказывает столь решающее влияние на стиль жизни, межличност­ные отношения, что основные жизненные коллизии повторяются, как бы ни менялись при этом обстоятель­ства. Каждый вариант комплекса имеет свой набор сте­реотипов поведения; любой жизненный цикл заканчи­вается потрясением или неудачей.

Обычно больные не осознают закономерности сво­их неудач, считая их следствием неблагоприятного сте­чения обстоятельств, ударом судьбы, а если осознают, то не связывают его со своими личностными особен­ностями. Иногда уже в донозологической стадии у них возникает ощущение тщетности усилий. Приведу два вы­разительных примера.

Большой Ю., 24 лет. Диагноз - невроз навязчивых состоя­нии. В школе был объектом насмешек со стороны сверстников. То же повторилось я институте. Перевод из одной группы в другую я даже смена института с переездом в другой город ничего не изменили. Больного удивляло, что даже клички ему давали одинаковые. После легкой простуды на фоне неприятных ощущения в области почек у нею развилась канцерофобяя. Уход в академический отпуск иа время решил проблему общения.

В зависимости от знака «Я» в личностном комплексе такие больные были разделены на две группы (с «Я+» и «Я-»).

2- «Я+, ВЫ-»-, ОНИ-, ТРУД-1-»

(личностный комплекс «творческого снобизма»)

Больные с данным комплексом имели узкий круг близких людей, с которыми у них были довольно глубо-

533

кие эмоциональные связи и достаточно интенсивные контакты. В этот круг входили родственники, едино­мышленники на работе или в неформальной группе. От­сутствие широкого круга общения компенсировалось глубиной эмоциональных связей и широтой духовных интересов. Больные были увлечены своей работой. При этом имелись значительные успехи и перспективы. При хорошем психологическом климате в микрогруппе и на производстве они чувствовали себя неплохо.

Воспитание, жизненный путь, предболезненкое состояние

Таблица 7

Предиспозиционные факторы развития заболевания при личностном комплексе «творческого снобизма»

ПАРАМЕТР ВАРИАНТЫ Абсо- ЛЮЦПВ. код-во боль- М±т  
Стиль воспитания «Избавителя»   15,0±8,2  
Смешанный   10,0±6,9  
«Преследователя»   75,0±9,9  
Образование Среднее   35,0±10,9  
Высшее   6&,0±10,9  
Семейное положение Состоящие в первом браке   75,0±9,9  
Холостые   10,0±6,9  
Разведенные   10,9±6,9  
Состоящие в повторном браке   5,0±5,0  
Время появления признаков невротизма Раннее детство   5,0±5,0  
Школьные годы   20,0±9,2  
Зрелость   75,0±9,9  
ПАРАМЕТР ВАРИАНТЫ Абсо-лютя. кол-во боль­ных М±ш
Выдвигаемая причина болезни Соматическое заболевание   40,0±11,2
Личный конфликт   30,0±10,1
Произв одствснный конфликт   30,0±10,1
               

 

Большинство больных получили воспитание в стиле «преследователя» с ведущей идеей повышенной мораль­ной ответственности. В детстве в кругу близких лиц они вели себя живо, спонтанно, раскованно, но в малозна­комой обстановке сразу становились напряженными, робкими и застенчивыми.

Проблема общения становилась острой, когда резко менялось окружение больного (определение в детский сад, больницу, школу, смена места работы и т. п.). Об­щение с новыми людьми всегда сопровождалось внут­ренним эмоциональным напряжением. Компенсатор-ным моментом была деятельность.

В школьные годы больные занимались достаточно усердно и успешно, мало и весьма избирательно обща­ясь со сверстниками. Возникала следующая ситуация:

чем выше был уровень способностей ребенка, тем зна­чительнее были успехи в учебе. Это вело к формирова­нию у него интересов, отличающихся от интересов сверс­тников, что усиливало его изоляцию от них. Несмотря на хорошую успеваемость в школе, они слыли чудакова­тыми, странными. Новые контакты устанавливались с тру­дом. Невротизирующими моментами в эти годы были переезд на новое место жительства, потеря Друга и вообще любая радикальная перемена в ближайшем окружении.

Недостатки данного комплекса обнаруживались тогда, когда условия существования и функционирования в мик­росоциуме оказывались неблагоприятными. Например, не складывались отношения дома или на производстве. Изменить ситуацию больным не удавалось, а минус в позиции «ОНИ» затруднял принятие решений, связан­ных с радикальными переменами в микросоциальной обстановке (развод, переход на другую работу).


Так, например, большая часть больных, находящих­ся в браке, были не удовлетворены существующими се­мейными отношениями. Тем не менее на разрыв брака не шли. Больная С., несмотря на тяжелые конфликты с мужем, не решалась на развод. Когда же она заболела неврозом навязчивых состояний, муж сам бросил ее.

Страх перед новым приводил к стремлению сохра­нить ближайшее окружение, в результате чего вольно или невольно больные попадали в зависимость от своих близких и сослуживцев, которые довольно основатель­но их эксплуатировали. Задолго до развития заболева­ния они уже чувствовали себя утомленными. Сохране­ние отношений шло за счет уступчивости больных.

Эти больные всегда заканчивали учебное заведение, в которое поступали. Больным со средним образовани­ем продолжить учебу в ряде случаев мешали материаль­ные трудности. Некоторые не пошли в институт из-за нерешительности. Больные редко меняли место рабо­ты. Должности обычно занимали рядовые, соответст­вующие их образовательному цензу.

Признаки невротизма и невротические реакции у большинства больных возникали в зрелом возрасте. Дело в том, что такой личности, как уже говорилось выше, трудно принять решения, ведущие к радикальным пере­менам в жизни. В школьные годы таких решений при­нимать не приходится, а успехи в учебе делают жизнь в этот период относительно спокойной.

Предневротическая стадия растягивалась на долгие годы. При этом эпизодически возникала тревога, усили­вались астенические явления, но работоспособность не падала. Временами больные были подавленными. Нередко отмечались сенестопатии. Задолго до развития невроза большинство больных обращались за помощью к специа­листам общесоматического профиля. Часто на фоне эмоционального напряжения возникали простудные за­болевания и легкие недомогания, по поводу которых бальные к врачам не обращались и ограничивались самолечением. Вот перечень диагнозов, которые ставились больным:

нейроциркуляторная дистония, гипертоническая бо­лезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, диэнцефальный синдром, хронический колит, хронический гастрит, стенокардия, бронхиальная аст­ма, эндометриоз и др.

Соматовегетативные признаки маскировали имев­шуюся уже тогда психопатологическую симптоматику. Но тревога, подавленность, утомляемость, навязчи­вость расценивались как реакция на соматическое заболевание. И только присоединение к такому симп-томокомплексу ярких фобий, сенестопатии или суб­депрессий служило поводом для направления больного к психиатру.

В качестве основной причины развития невроза одни больные называли соматическое неблагополу­чие, другие связывали свое состояние с тем, что из-за недомоганий они не могут выполнять свои обязаннос­ти на производстве и вызывают недовольство началь­ства, третьи объясняли свою болезнь семейными не­урядицами. Истинные же причины заболевания ими не осознавались.


Таким образом, под влиянием неправильного воспи­тания в позиции «ОНИ» личностного комплекса появ­ляется минус, что приводит к развитию фонового эмо­ционального напряжения. Затем формируется непол­ноценная малоадаптивная система отношений, затруд­няющая приспособление личности к новым условиям и делающая ее психологически ригидной. Минусовая по­зиция стабилизируется, отмечается тенденция к появ­лению минусов в других позициях комплекса. Все это нарушает возможности психологической адаптации, возникают защитные малоадаптивные формы поведе­ния, выражающиеся в компенсаторном уходе в предмет­ную деятельность, нерешительности, чрезмерн 'и уступ­чивости, сохранении существующих отношений и отка­зе от приобретения новых. В конечном итоге развива­ется предболезненное состояние, в котором выражены астенический и тревожный радикалы, склонность к на­рушениям в соматовегетативной сфере.

537







Date: 2015-07-10; view: 293; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию