Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Состояние и перспективы развития экономики⇐ ПредыдущаяСтр 108 из 108
Всвязи с предстоящим в начале 1954 года II-м съездом ПОРП польские товарищи на IX Пленуме ЦК ПОРП (октябрь 1953 г.) подвели некоторые итоги экономического развития Польши за последние годы. В ходе выполнения шестилетнего плана развития народного хозяйства и построения основ социализма (1950—1955 гг.) в Польше путем форсированных темпов индустриализации достигнут значительный рост промышленности, в особенности тяжелой — металлургической, машиностроительной, химической и др. Объем валовой продукции промышленности в 1953 году достигает 39 млрд злотых, что в 2,14 раза превосходит уровень 1949 года и в 3,6 раза довоенный уровень (1938 г.). За послевоенные годы Польша превратилась в государство с серьезно развитой промышленностью. Однако вразвитии промышленности имеются серьезные недостатки: введенные мощности осваиваются слабо, производительность труда на предприятиях примерно в 2—2,5 раза ниже, чем на аналогичных предприятиях СССР, себестоимость продукции чрезвычайно высока, а качество ее в ряде случаев — низкое. Сельское хозяйство Польши развивается крайне медленно, и его отставание тормозит развитие экономики страны в целом. Деревня остается единоличной, производственные кооперативы объединяют лишь 5% крестьянских дворов. Кооперативы в большин-
стве политически и организационно не укреплены, рост их за последнее время прекратился. Имеется 760 госхозов, которые находятся в запущенном состоянии и в 1952 г. дали 1,8 млрд злотых убытка. Среди единоличных крестьянских хозяйств около 10% составляют кулацкие, которые владеют около 1/3 всей пахотной земли и дают около 25% товарного хлеба. В то же время 57% крестьянских хозяйств владеют 1/4 пахотной земли, 1463 тыс. крестьянских хозяйств из 3191 тыс., т.е. 45%, являются безлошадными. Задания шестилетнего плана в области развития сельского хозяйства, особенно социалистического сектора, не выполняются. Посевные площади, урожайность сельскохозяйственных культур, поголовье скота, за исключением овец, еще не достигли довоенного уровня. Несмотря на наличие 400 МТС и сети машинно-прокатных пунктов, помощь колхозам оказывается недостаточно, а беднота в основной массе находится в экономической зависимости у кулаков. Центральному комитету ПОРП и Правительству Польши давно известно, что положение в сельском хозяйстве является неблагополучным, однако серьезных мер по его подъему не было принято. Совершенно неудовлетворительны итоги 1953 сельскохозяйственного года. Урожайность оказалась ниже, чем в прошлом году. Хлебозаготовки фактически сорваны. Вместо 2.850 тыс. тонн хлеба по плану на 1 декабря с.г. заготовлено лишь 1.950 тыс. тонн. Это осложнило продовольственное снабжение населения Польши и потребовало импорта зерна в больших количествах. ЦК ПОРП и Правительство Польши неудовлетворительно решают задачи повышения материального благосостояния трудящихся. По шестилетнему плану в 1953 г. предусматривался рост реальной зарплаты по отношению к уровню 1950 г. на 17%, а в 1955 г. — на 33%. В этих целях намечалось постепенное снижение розничных цен на товары массового потребления и увеличение номинальной зарплаты. В истекшие годы шестилетки рост розничных цен опережал рост зарплаты, о чем свидетельствуют следующие данные (уровень 1950 г. взят за 100%): рост розничных цен: 1951 г. - 111%, 1952 г. - 132%, 1953 г. - 205%; рост зарплаты: 1951 г. - 108%, 1952 г. - 118%, 1953 г. - 163%. Вместо намечавшегося повышения реальной зарплаты произошло ее фактическое снижение. По плану намечалось повышение (1950 г. взят за 100%): 1951 г. - 105%, 1952 г. — 110%, 1953 г. - 117%. Фактически было: 1951 г. - 97,5%, 1952 г. - 89,5%, 1953 г. - 79,5%. После проведения денежной реформы и отмены карточной системы в январе 1953 года жизненный уровень трудящихся, в том числе и реальная заработная плата рабочих, не повысились, а понизились. При отмене карточной системы цены на основные продовольственные товары были повышены в среднем в 2—3 раза, а на промышленные товары — в полтора раза, в результате чего они оказались не только выше цен нормированного снабжения, но и выше цен коммерческой торговли и вольного рынка. Кроме того,
на 100% были повышены железнодорожные тарифы и на 20— 25% — плата за коммунальные и бытовые услуги. В то же время заработная плата рабочим и служащим была повышена только от 12 до 40%, что не могло компенсировать повышение цен на товары и плату за услуги. В результате сократилось потребление промышленных и продовольственных товаров населением. По сравнению с уровнем 1951 г. среднемесячная продажа этих товаров в 1953 г. уменьшилась: мяса и мясоизделий до 82,8%, масла животного — 81,8%, масла растительного — 30,5%, муки пшеничной — 72%, сахара — 75%, тканей хлопчатобумажных — 90,8%, тканей шелковых — 94%, тканей льняных - 65,2%, костюмов мужских — 59,9%, костюмов дамских — 37%, эмалированной посуды — до 71%. 15 ноября с.г. в Польше было проведено частично снижение цен в общем на 4%. Однако это существенно не отразилось на материальном положении трудящихся. Для польских товарищей характерна известная переоценка своих успехов и некритическое отношение к недостаткам и ошибкам, которые допущены в руководстве экономическим развитием страны. Это нашло свое отражение в документах IX (октябрьского) пленума ЦК ПОРП. IX пленум ЦК ПОРП утвердил в качестве основы для предсъездовской дискуссии в партии тезисы «Успехи в выполнении шестилетнего плана и основные экономические задачи двух последних лет шестилетнего плана (1954—1955 гг.)» и тезисы «О задачах развития сельского хозяйства в 1954—1955 гг., о принятии необходимых мер для подъема сельскохозяйственного производства». Тезисы в значительной части носят декларативный характер и не намечают четкой программы партии и правительства по некоторым важнейшим вопросам экономической политики. Слишком много места в тезисах отводится достигнутым успехам, а недостатки в развитии экономики глубоко не вскрываются, что снижает мобилизующее значение тезисов. Несмотря на то, что в замечаниях ЦК КПСС польскому руководству рекомендовалось согласовывать строительство новых промышленных объектов с реальными возможностями обеспечения их сырьем, а также серьезно увеличить добычу железной руды, тезисы не определяют конкретные задачи по развитию сырьевой базы польской промышленности и, в частности, металлургической. Например, доля отечественной железной руды в обеспечении промышленности за последние 4 года равнялась 18%, в 1954 г. она составит 15% и в 1955 г. — лишь 14%. Польша в 1954 г. будет вынуждена импортировать 4200 тыс. тонн железной руды, а в 1955 г. — 4800 тыс. тонн. Судя по наметкам капиталовложений, польские товарищи не ставят перед собой задачу ускорить развитие собственной сырьевой базы и продолжают ориентироваться на получение сырья, особенно железной руды, извне, главным образом из Советского Союза.
Тезисы не ориентируют на необходимость известного сокращения номенклатуры продукции тяжелой промышленности и увеличения специализации и серийности производства, имея в виду возможность импорта из стран демократического лагеря и экспорта в эти страны машин и оборудования серийного производства, как это рекомендовалось в замечаниях ЦК КПСС. В тезисах недостаточно обращается внимание на необходимость более полного использования производственных мощностей и резервов в польской промышленности. В польской металлургии советскими специалистами были вскрыты большие резервы производства, использование которых позволило бы увеличить выплавку черных металлов на 20% без ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей. По сравнению с металлургией СССР, польская металлургия получает лишь 60% чугуна с того же объема доменных печей и значительно меньше, чем в СССР, стали с той же площади пода мартеновских печей. Неудовлетворительно используются мощности в машиностроительной, химической и др. отраслях промышленности. Предусмотренные тезисами темпы роста продукции легкой и пищевой промышленности являются недостаточными, т.к. они не обеспечивают в 1955 г. даже того объема производства, который намечался по шестилетнему плану развития народного хозяйства. Исходя из предусмотренных тезисами темпов роста производства товаров народного потребления, в 1955 г. будет произведено меньше, чем намечалось шестилетним планом: сливочного масла — на 43,4%, растительного масла — на 17,6%, мяса — на 27,2%, хлопчатобумажных тканей — на 13,9%, шерстяных тканей — на 23,1%, шелковых тканей — на 27,2%, кожаной обуви — на 2,0%. Несмотря на то, что в тезисах предусмотрено увеличение в 1955 г. капиталовложений в промышленность, производящую товары широкого потребления, на 38% по сравнению с 1953 г., это увеличение капиталовложений вряд ли можно считать достаточным, если учесть, что капиталовложения в промышленность группы «Б» составляют в текущем году всего 2,1 млрд. злотых или 6,6% от общей суммы капиталовложений в 31,3 млрд. злотых. Ряд отраслей польской промышленности слабо обеспечен кадрами квалифицированных рабочих и инженерно-техническим персоналом (особенно угольная и металлургическая), однако вопрос о подготовке новых инженерно-технических кадров, квалифицированных рабочих, о борьбе с имеющейся огромной текучестью рабочей силы на предприятиях в тезисах даже не поставлен. В замечаниях ЦК КПСС по проекту директив к составлению народнохозяйственного плана Польши на 1954 г. отмечалось, что проводившаяся в последнее время экономическая политика в стране была не вполне правильной, и что в основе недостатков в польской экономике лежит недооценка значения ленинского принципа об укреплении союза рабочего класса с трудовым крестьянством при руководящей роли в этом союзе рабочего класса.
Замечания ЦК КПСС по этому коренному вопросу укрепления народно-демократического строя Польши не учтены в должной мере в тезисах ЦК ПОРП. Беря за отправной пункт в решении вопросов подъема сельского хозяйства содействие государства единоличным крестьянским хозяйствам, ЦК ПОРП в тезисах не соредоточивает внимание партии на задачах укрепления и развития производственной кооперации. В тезисах намечен ряд конкретных мероприятий по поддержке и укреплению единоличных хозяйств — предоставление им государственных кредитов (в 1955 г. кредиты будут увеличены в 5 раз против 1953 г.), льгот по госпоставкам, снабжение их скотом и сельскохозяйственными машинами и инвентарем, оказание помощи со стороны МТС и производственных кооперативов. Несмотря на важное значение вопроса о повышении материальной заинтересованности трудящегося единоличного крестьянства в подъеме сельскохозяйственного производства в Польше, следует отметить, что ЦК ПОРП не наметил при этом конкретных мер по развитию кооперативного движения, по оказанию ему помощи со стороны государства, по политическому и организационно-хозяйственному укреплению кооперативов. Игнорируется тот факт, что создание новых кооперативов прекратилось, что даже имеют место факты распада существующих кооперативов. Так, например, в Краковском воеводстве за последнее время распалось 53 кооператива, в Щецинском — 20 и т.д. Тезисы по существу не нацеливают партию на решение неотложных вопросов кооперативного строительства. Обращает на себя внимание также нечеткость намечаемой в тезисах ЦК ПОРП линии партии в отношении кулака, несмотря на те советы, которые были даны в июле 1953 г. т. Беруту в ЦК КПСС3. В тезисах вместо линии на ограничение и вытеснение кулачества содержатся путаные рассуждения о т.н. ограничении кулацкой эксплуатации, о недопустимости мер, которые приводили бы к упадку кулацкого хозяйства, что практически может означать сохранение экономических позиций кулачества. Учитывая серьезное отставание сельского хозяйства Польши от уровня развития промышленности, необходимость усиления кооперирования трудящегося крестьянства и соответствующего материально-технического оснащения земледелия, представляется недостаточным предусмотренное тезисами увеличение капиталовложений в сельское хозяйство (4 млрд. из 31 млрд. злотых капиталовложений на 1955 г.). Задача повышения материального благосостояния трудящихся стоит в Польше как весьма неотложная. Тезисы предусматривают рост реальной зарплаты в 1954—55 гг. примерно на 15%, в результате чего она даже не достигнет уровня 1950 г. Считаем целесообразным обратить внимание польских товарищей на необходимость при окончательной подготовке решений II-го съезда
ПОРП рассмотреть вопрос о возможности более значительного повышения материального уровня жизни трудящихся, прежде всего реальной зарплаты рабочего класса. П. Некоторые вопросы партийного и государственного строительства ЦК ПОРП недостаточно занимается вопросами укрепления партии. За последнее время при некотором сокращении численности произошло ухудшение социального состава ПОРП за счет уменьшения числа промышленных и сельскохозяйственных рабочих и увеличения числа служащих. По данным ЦК ПОРП, с января 1950 г. по январь 1953 г. количество рабочих в партии сократилось с 51,9% до 44,5%, крестьян — с 14,4% до 13,4%, а служащих — возросло с 26,2% до 36,2%. Наметившийся в этом году некоторый рост партийных рядов, в результате чего состав ПОРП увеличился до 1,220 тыс. чел. на 1 декабря с.г., не внес изменений в социальный состав партии. В числе 70 тыс. чел., принятых в ПОРП с января по декабрь 1953 г., промышленные рабочие составляют 49,5%, сельхозрабочие — 4,6%, крестьяне — 15,3% и служащие 30,6%. Если учесть, что в составе ПОРП имеется значительное количество б. членов ППС и всяких сомнительных и враждебных элементов, то задачу улучшения качественного состава ПОРП и ее очищения от чуждых элементов следует рассматривать как задачу особой важности. Обращает на себя внимание запущенность партийно-организационной и политической работы ПОРП. Партийные конференции, пленумы партийных комитетов ПОРП, общие собрания парторганизаций проводятся крайне редко. Вопреки уставу ПОРП, требующему ежегодного проведения воеводских партконференций, эти конференции за 1950—1953 гг. созывались лишь один раз (май—июнь 1953 г.). Съезд ПОРП созывается впервые после объединения ППР и ППС4. Уставом ПОРП предусматривается созыв пленумов ЦК ПОРП 4 раза в год, но собираются они крайне редко — не более 1—2 раза в год. Такие нарушения внутрипартийной демократии привели к принижению роли критики и самокритики в ПОРП, особенно критики снизу, и сдерживают активность партийных масс. В работе ЦК ПОРП и местных руководящих партийных органов допускаются грубые нарушения принципа коллективности партийного руководства. Политбюро ЦК ПОРП собирается редко, обычно раз в месяц. Практическое руководство деятельностью партии и государства сосредоточено в руках узкого круга лиц — т.т. Берута, Бермана, Минца, Охаба, Замбровского. Остальные члены политбюро, в том числе и т. Рокоссовский, мало привлекаются к работе политбюро5. Тов. Берут переоценивает качества некоторых членов политбюро, особенно т.т. Бермана и Минца, в руках которых сосредо-
точены важнейшие участки партийного и государственного руководства. Тов. Берман, который является фактически заместителем т. Берута по партии, а также ведет вопросы внешней политики и общественной безопасности, допускает в работе крупные политические провалы и ошибки. Тов. Берман несет значительную часть ответственности за нарушения норм партийной жизни в ПОРП, запущенность идеологической работы, за извращения партийных принципов в подборе кадров партийного и государственного аппарата. За последние годы имел место ряд фактов побегов за границу и невозвращения оттуда польских дипломатов. Недавно сбежал в Западную Германию крупный работник аппарата общественной безопасности — Святло6. Следует отметить, что брат самого т. Бермана — крупный сионист — эмигрировал в Израиль в 1947 г. В серьезных недостатках в экономической политике в значительной степени повинен т. Минц, являющийся первым заместителем т. Берута в Совете министров и руководителем Госплана. Наличие диспропорций в развитии промышленности и сельского хозяйства, значительное понижение реальной зарплаты рабочих и служащих, неудовлетворительное решение задач подъема сельского хозяйства во многом определяется ошибками, допущенными т. Минцем в планировании народного хозяйства. Тов. Минц также допустил засорение аппарата Госплана чуждыми элементами, лицами, связанными с заграницей. Представляется целесообразным обратить внимание т. Берута на необходимость улучшения работы политбюро, создание в нем обстановки коллективности, критики и самокритики. Как важнейшие из задач партийной работы в Польше следует выделить задачи коренного улучшения идеологической работы и работы с кадрами. В ПОРП плохо поставлена марксистско-ленинская подготовка и воспитание коммунистов. Большинство коммунистов не имеют необходимой партийной закалки. В то же время в сети партийного просвещения обучаются лишь 40% членов и кандидатов партии. В ПОРП не уделяется необходимого внимания обеспечению авангардной роли коммунистов в социалистическом переустройстве страны, особенно в деревне, где *многие коммунисты остаются единоличниками при наличии кооперативов в их деревнях, не выполняют обязательств перед государством7*. В Польше еще сильны влияния буржуазного национализма, подогреваемые католической церковью и другими враждебными силами. В рядах ПОРП не изжито также влияние ППСовщины — идеологии социал-демократизма. Следует заметить, что 3 бывших ППСовца — т.т. Циранкевич, Рапацкий и Матушевский входят в политбюро; они до сих пор не порвали своих старых связей с социал -демократами. В ПОРП еще не создана обстановка непримиримой борьбы за чистоту идеологических принципов партии, допускаются отступ-
ления от теории марксизма-ленинизма. Об этом свидетельствуют проявления национализма в политуправлении Войска Польского, националистическое выступление Циранкевича на сессии Польской академии наук в октябре с.г., не говоря о выступлениях рядя научных работников, идеализирующих историческое прошлое Польши. *До сих пор в Польше исполняется старый националистический антирусский гимн8*. В ряде выступлений государственных деятелей Польши замалчивалась руководящая роль партии. ЦК ПОРП не уделяет необходимого внимания повышению революционной бдительности. До сих пор не завершено следствие по делу об изменнической деятельности Гомулки и Спыхальского, которое чрезвычайно затянулось. Организация суда над Гомулкой и Спыхальским способствовала бы разоблачению идеологии буржуазного национализма в Польше, повышению политической бдительности и боеспособности ПОРП. В Польше до сих пор действуют британский и французский институты, являющиеся не чем иным, как легальными разведывательными центрами. ЦК ПОРП и Правительство Польши стоят на позиции обороны в отношении костела, ведущего подрывную деятельность против народно-демократического строя. Тот факт, что при аресте кардинала Вышинского у него были обнаружены некоторые секретные партийные документы, свидетельствует о том, что агентура католической церкви проникла даже в партийный аппарат. При всем своеобразии политической обстановки в Польше вряд ли оправданы государственная дотация католической церкви, достигающая 200 млн злотых в год, наличие богословских факультетов в государственных университетах Польши, ""преподавание закона божьего в школах,* тогда как церковь, согласно Конституции Польши (ст. 70), отделена от государства. ПОРП значительно успешнее могла бы решать задачи партийного и государственного строительства, если бы уделялось больше внимания делу подготовки и выдвижения кадров. ЦК ПОРП мало проявляет заботы о сплочении и воспитании партийного актива, о марксистско-ленинской подготовке руководящих кадров и поэтому испытывает большой недостаток политически подготовленных и проверенных работников во всех звеньях партийного и государственного аппарата. Особенно остро ощущается недостаток в кадрах работников идеологического фронта, где больше всего подвизается чуждых и сомнительных элементов. Представляется необходимым посоветовать ЦК ПОРП покончить с беспечным отношением к делу подбора и воспитания кадров, имеющим, особенно в настоящее время, решающее значение в Польше. Указанные выше недостатки в работе ЦК и партийных организаций ПОРП было бы целесообразно учесть при подготовке и проведении II съезда ПОРП, при выборах высших органов партии, обратив внимание на то, чтобы ЦК ПОРП был в значи-
тельной мере обновлен за счет избрания преданных партии и проявивших себя на деле работников, которые по своему отношению к Советскому Союзу и КПСС являлись бы безусловно искренними. Из вопросов государственного строительства обращает на себя внимание вопрос о народных советах. После освобождения Польши народные советы были созданы на началах представительства от партийных и общественных организаций. 20 марта 1950 г. был принят закон о реорганизации местных органов власти, в котором предусматривалась выборность народных советов, но выборы не были проведены. *В июле 1952 г. была принята новая Конституция Польши, которая предусматривает выборность народных советов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На основе новой Конституции в октябре 1952 г. был избран Сейм. Однако, выборы в народные советы до сих пор не проведены.* В интересах повышения их роли в деле дальнейшего укрепления народно-демократического строя Польши целесообразно провести выборы в народные советы в 1953 году. ПОСОЛ СССР В ПОЛЬШЕ (Г.Попов) АП РФ. Ф. 3. Оп. 66. Д. 139. Л. 143—152. Заверенная копия. ___________________
№ 324 Сопроводительное письмо В.А.Зорина в секретариат г. Москва—Варшава 26 декабря 1953 г. СЕКРЕТАРИАТ тов. МАЛЕНКОВА Г.М. Направляю Вам поступившее от посла СССР в Польше тов. Попова Г.М. письмо членов КПСС т. Червинского А.Ф. и т. Червинской Л.В. на имя тов. Маленкова Г.М. и тов. Хрущева Н.С. ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС тов. МАЛЕНКОВУ Г.М. от чл. КПСС, п/б № 2435443, партстаж с 1918 г., полковника Сов. Армии Червинского А.Ф., чл. КПСС, п/б № 7770287, партстаж с 1945 г., Червинской Л.В. Адрес: Polska. Warszawa, Plac Konstytucji 5 m. 12. Советский Союз освободил польский народ от гитлеровских захватчиков, помог польскому рабочему классу и крестьянству одержать победу над своей буржуазией и помещиками, не допустил интервенции международного капитала и, таким образом, создал условия для всестороннего развития польского народа, для строительства социализма. Вот почему для каждого советского человека дальнейшая судьба Польской Народной Республики и пути ее развития не могут быть безразличными. ПНР за время, истекшее с 1945 года, сделала громадный скачок по пути экономического, политического и культурного прогресса, но успехи эти могли бы быть значительно большими, если бы на деле проводился принцип выдвижения передовых рабочих и крестьян на руководящую работу. Дело в том, что пробравшаяся к руководству страной клика буржуазных националистов, абсолютно не связанная с пролетарско-крестьянской массой польского народа и не отражающая его интересов, конспиративно проводит свою узконационалистическую политику, отвечающую интересам американского капитала и международного сионизма. Речь идет об основных руководителях ПНР: Г.Минце, Я.Бермане и Ю.Циранкевиче и их помощниках (Ендриховский, Шыр,
Вапг, Длуский, Попель, Замбровский, Румынский, Хуперт2 и многие другие, см. прилагаемую при сем фотографию из книги Юзвяка В. «Польская рабочая партия»3. Если посмотреть, по какому принципу укомлектовываются ключевые должности в ЦК Польской объединенной рабочей партии, Госплане, министерстве госбезопасности, министерстве иностранных дел и др. важнейших государственных гражданских учреждениях, то без труда можно установить, что производится это укомплектование по национальному признаку. На руководящих работах во всех этих учреждениях находятся люди, тесно спаянные между собой и в громадном большинстве своем связанные с капиталистическим миром (Америкой, Израилем) через своих ближайших родственников, покинувших ПНР уже после 1945 года. (В целях маскировки большинство из них в персональных анкетах причисляет себя к национальности польской, мотивируя это тем, что на этот счет имеется определенное указание ЦК ПОРП.) Если и встречаются исключения из этого правила, то это относится к полякам, связанным родственными узами с правящей кликой (например, член политбюро Юзвяк В., Охаб Э. и др.), или карьеристам вроде Ярошевича П. Очень часто на руководящей работе в госаппарате работают бывшие люди санацийной Польши: фабриканты, банкиры, купцы и пр. Одним из многочисленных примеров может служить военное управление Госплана ПНР, т.е. организация, непосредственно связанная с обороной ПНР и секретнейшими материалами оборонного характера, поступающими из Советского Союза и стран народной демократии. На руководящих и важных участках военного управления работает более 20 человек, связанных с заграницей, бывших купцов и фабрикантов, причем такое положение полностью поддерживается стоящими во главе ВУ советским генерал-лейтенантом Б.Полторжицким4, членом КПСС с 1943 г., и Г.Минцем. Дело партийно-политического просвещения, начиная от ЦК ПОРП и Академии наук, полностью монополизировано кликой буржуазных националистов, тесно спаянных между собой, не имеющих никаких корней в пролетарско-крестьянской массе польского народа и в прошлом революционном движении, вдобавок совершенно не заинтересованных в поднятии идеологического уровня польского народа. Среди преподавателей партийно-политических дисциплин в Варшаве нам не известно ни одного исключения из общего правила. Главнейшие идеологи-теоретики ПОРП: Шаф5, Брус, Верфель, Данилевский, Адлер, Похорилле, Юзеф Завадский, Фишман, Хорта, Найдус и многие другие. Не случайно религиозные настроения и тяга к костелу в ПНР среди широких слоев трудящихся не только не уменьшается, но, по нашим наблюдениям, они сейчас выше, чем 3—5 лет тому назад.
Получается своеобразное разделение общественных обязанностей по национальному признаку: основному населению — костел, национальному меньшинству — государственные и политические учреждения, партшколы и кафедры. Подготовка будущих кадров так же, как и укомплектование важнейших участков партийного и государственного аппаратов проводится строго планово и на широкую ногу: как правило, все взрослые дети ответработников, буржуазных националистов обучаются только в Советском Союзе. Получается непосредственная и живая связь: СССР—ПНР и капиталистические страны, в первую очередь Америка и Израиль. Думается нам, что такое положение нельзя считать нормальным по следующим причинам: 1. Если правильно изложенное выше (а это очень легко проверить), то следует предположить одно из двух: или такое распределение является случайным, что противоречит здравому смыслу, или то, что в данном случае имеется мощная подпольная политическая организация, корни которой лежат за пределами ПНР. Пример Сланского в Чехословакии заставляет критически подойти к этому вопросу6. 2. Исключительно серьезные последствия для всего лагеря мира такое положение может иметь в случае международных осложнений. 3. В данном случае имеет место искажение ленинско-сталинского национального принципа: явное преимущество получает национальное меньшинство перед основным населением республики. 4. Такая политика не может нравиться широким слоям трудящегося польского народа — основного строителя социалистического общества. Среди польского народа имеется еще немало буржуазных националистов, скрытых врагов своего народа. К числу их относятся не только «частная инициатива» и мещане, но и некоторая часть служащих госаппарата. Польский рабочий класс, польская молодежь, среди которых нам пришлось работать, с исключительной приязнью относятся ко всему, что идет из Советского Союза, хотя большинство из них заражено предрассудками и недостаточно политически грамотно. В психологии польского рабочего класса еще сильны пережитки тред-юнионизма. 5. Существующее положение развращает и портит основную массу еврейского народа, который при иных условиях был бы полноценным строителем социалистического общества в ПНР, воспитывает в нем чувство национальной исключительности, освобождает от действия критики и самокритики, культивирует рваческие тенденции. Со всеми этими явлениями нам приходилось сталкиваться неоднократно.
Основной причиной неблагополучного положения дел в ПНР является то, что ПОРП не представляет из себя единой, целеустремленной, сплоченной организации. В нее нередко входят и бывшие люди санацийной Польши, и связанные сегодня с заграницей, и религиозные люди. Если вернуться к истокам рабочего движения в дореволюционной Польше, то партия польского пролетариата S.D.K.P.L. (и позднейшая КРР)7, по выражению Ленина, была наиболее близкой Ленину партией, хотя и грешила серьезными отступлениями от ленинских принципов, впитав в себя так называемые «ошибки люксембургизма». Отсюда видно, что польский пролетариат имеет богатейшие революционные традиции, за которые своей жизнью заплатили лучшие представители польского народа, Ф.Дзержинский, М.Касишак8, М.Новотко, Х.Савицкая, Я.Красинский, М.Бучек, П.Финдер, М.Форнальская и многие другие. Польские бундовцы, отстаивая узконационалистические интересы своего народа, вернее своей буржуазии, были, по сути дела, оборотной стороной медали — буржуазно-националистической ППС. В этом свете особенно недопустимо полное отсутствие представителей рабочих и крестьян в рядах идеологического фронта спустя почти 10 лет после образования ПНР и укопмлектование этого фронта вчерашними бундовцами, троцкистами, да еще связанными сегодня с капиталистическим миром людьми! Ленин говорит о том, что «нетрудно быть революционером, когда революция вспыхнула и разгорелась, когда все и всячески примыкает к революции из простого увлечения, люди из интересов личной карьеры. Освобождение от таких горе-революционеров стоит потом пролетариату после его победы трудов самых тяжких, муки, можно сказать, мученической» (4 изд., т. 31, стр. 77)9. Неоднократно Ленин и Сталин подчеркивали, что долгое время спустя после революции буржуазия остается сильнее пролетариата и материально, и своими связями, и образованием, и навыками. Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что в большинстве своем руководящий аппарат ПНР складывается вот из таких «революционеров», но кроме этого, безусловно, существует, может быть, и не слишком большая группа людей, связанная активно с американской разведкой, группа, которая координирует и направляет работу важнейших звеньев государственного аппарата и сознательно препятствует обновлению аппарата и пополнению его передовыми представителями польского рабочего класса и крестьянства. Такое положение чревато очень серьезными последствиями. Ненормальное положение в ПНР было нами замечено еще 3 года тому назад и с тех пор было проверено на многочисленных фактах. Год тому назад нами был направлен т. Беруту сход-
ный по характеру материал с большим числом конкретных фактов непосредственно через зам. председателя Совета министров П.Ярошевича. Твердой уверенности, что этот материал был им получен или даже что он не стал достоянием людей, против которых был написан, у нас не имеется. Нельзя ли считать противоречием то, что, с одной стороны, ПНР делает большие успехи в деле экономического и культурного развития, а с другой стороны, тем, что у власти находится кучка врагов польского народа? Ленин, когда писал о провокаторе Малиновском, подметил между прочим, что этот предатель погубил десятки лучших большевиков, но для того, чтобы втереться в доверие партии вынужден был проводить в рядах партии значительную работу, чем объективно принес некоторую пользу. Аналогичная ситуация имеет место и в ПНР, где решающей созидательной силой общества являются народные массы, сбросившие с себя оковы капиталистического рабства. Кроме обобщающих фактов, приведенных в данном материале, мы располагаем значительным числом частных случаев и конкретных фактов, которые тут не приводим, чтобы не загромождать материала, но которые в случае необходимости могут быть представлены дополнительно. И хотя эти частные случаи носят отрывочный и случайный характер, тем не менее они вполне подтверждают сделанные выводы. (А.Червинский 25.Х.53 г. АП РФ. Ф. 3. Оп. 66. Д. 139. Л. 154-160. Копия. ___________________
№ 325 Письмо И.Т.Виноградова секретарю ЦК КПСС Н.С.Хрущеву г. Москва [ Ранее 28 декабря 1953 г. ] 2 СЕКРЕТАРЮ ЦК КПСС тов. ХРУЩЕВУ Н.С. Советский посол в Польше т. Попов прислал в ЦК КПСС информационную записку о некоторых вопросах внутрипартийной жизни ПОРП4. В информации т. Попова, по нашему мнению, в основном правильно освещаются вопросы внутрипартийной жизни Польской объединенной рабочей партии. На основе записки т. Попова и имеющихся в Отделе ЦК КПСС по связям с иностранными компартиями материалов считаем необходимым отметить следующие вопросы внутрипартийной жизни ПОРП: 1. Польская объединенная рабочая партия, созданная в декабре 1948 г. в результате объединения Польской рабочей партии (ППР) и Польской социалистической партии (ППС), на 1 апреля 1949 г. насчитывала в своих рядах 1.368 тыс. членов и кандидатов, в том числе 413 тыс. бывших членов ППС. Учитывая, что при слиянии ППР и ППС в партию вошло значительное количество случайных и враждебных элементов, ЦК ПОРП провел ряд мер по очищению партии, в результате чего количественный состав партии несколько сократился. За период с 1 декабря 1949 г. по 1 января 1953 г. из ПОРП исключено и механически выбыло 388 тыс. человек, в том числе около 200 тыс. бывших членов ППС. За это же время в ПОРП было принято 187 тыс. человек. На 1 января 1953 г. в составе ПОРП имелось около 1.147 тыс. членов и кандидатов. В течение 1953 г. впервые за время существования партии ее численный состав стал возрастать. На 1 декабря 1953 г. ПОРП насчитывает 1.220 тыс. членов и кандидатов. Социальный состав ПОРП характеризуется следующими данными (в % к общему количеству членов и кандидатов партии):
Таким образом, удельный вес промышленных и сельскохозяйственных рабочих в партии уменьшился на 13,1%, а крестьян — на 1%, в то же время процент служащих в партии возрос на 13,4%. В текущем году произошел некоторый сдвиг в сторону улучшения социального состава принимаемых в партию. За 11 месяцев 1953 года в партию принято около 700 тысяч человек, в их числе промышленные и сельскохозяйственные рабочие составляют 54,1%, крестьяне — 15,3% и служащие — 30,6%. Вопрос об очищении партии от враждебных и случайных элементов продолжает оставаться весьма актуальным для ПОРП и в настоящее время. В партии имеется около 200 тыс. быв. членов ППС, часть которых осталась на реакционных позициях и проводит антиправительственную деятельность. 2. В Польской объединенной рабочей партии нарушаются принципы внутрипартийной демократии и нормы партийной жизни. Требования устава ПОРП о сроках созыва съездов партии, партийных конференций и пленумов партийных органов не соблюдаются. В течение пяти лет не было съезда ПОРП, а пленумы ЦК за последние 3 года созывались всего лишь 4 раза (по уставу съезды должны созываться один раз в 3 года, а пленумы ЦК — один раз в 3 месяца). Воеводские партийные конференции за последние три года проводились только один раз, хотя по уставу они должны созываться ежегодно. Имеется немало уездных, районных и особенно волостных партийных организаций, где пленумы партийных комитетов не созываются по нескольку месяцев и даже по году. Чрезвычайно редко проводятся собрания партийного актива. В результате нерегулярного созыва пленумов в партийных органах, особенно в волостных партийных комитетах, нарушается принцип коллективности руководства, важнейшие вопросы решаются единолично первыми секретарями этих комитетов. Несмотря на призывы ЦК ПОРП к развертыванию критики и самокритики, в партийных и государственных органах и в партийной печати самокритика и особенно критика снизу развиты слабо. Критика направляется, главным образом, в адрес нижестоящих партийных организаций. В центральном органе партии газете «Трибуна люду», как правило, подвергается критике деятельность уездных и волостных партийных и государственных органов; почти совершенно нет критики недостатков в работе министерств. На партийных собраниях и конференциях критикуется, главным образом, администрация предприятий, а критики в адрес вышестоящих организаций также бывает очень мало. 3. Как видно из имеющихся материалов, работа по идейному и организационному укреплению ПОРП проводится далеко недостаточно. Значительная часть членов ПОРП не имеет политической подготовки и партийной закалки, многие из них не принимают активного участия в жизни партийных организаций. Партийная дисциплина находится на низком уровне. Посещаемость партийных собраний очень слабая. Так, на собраниях, по-
священных вопросу нормализации отношений между государством и костелом (октябрь 1953 г.), присутствовало в среднем не более 50% членов и кандидатов ПОРП. В подавляющем большинстве организаций членские партийные взносы своевременно не уплачиваются. Например, в Седлецком уезде Варшавского воеводства регулярно уплачивают членские взносы только 27,7% членов партии. Особенно слабо проводится партийная работа в деревне. Из 1.220 тыс. членов и кандидатов ПОРП крестьяне составляют только 153 тыс. человек. Сельские партийные организации засорены случайными и враждебными элементами, нередко допускают извращения политики партии. Большинство членов партии в деревне имеет очень слабую политическую подготовку, многие из них пассивно относятся к решениям партии и нередко подпадают под влияние враждебных элементов. Значительная часть членов ПОРП и даже волостного и уездного партийного актива соблюдает религиозные обряды и посещает костелы. По данным ЦК ПОРП, в октябре с.г. 20% членов партии — крестьян не приступали к поставкам зерна государству. Из числа крестьян — членов ПОРП, проживающих в деревнях, где созданы производственные кооперативы, 25% не вступило в кооперативы. Руководство ПОРП проводит значительную работу по марксистско-ленинскому воспитанию и идейной закалке членов партии. Однако в этой области имеются серьезные недостатки. Во многих партийных органах имеет место недооценка идеологической работы. Всеми видами партпросвещения было охвачено в 1952— 53 учебном году лишь около 35% состава партии, а в этом учебном году — 41% членов и кандидатов ПОРП. В половине парторганизаций госземхозов и производственных кооперативов партийное просвещение вообще не организовано. Недостаточное внимание уделяется подбору пропагандистских кадров. 4. В целях подготовки партийных кадров в Польше созданы 2 Центральные партийные школы при ЦК ПОРП и 17 воеводских партшкол, в которых обучается 4300 слушателей. При ЦК ПОРП работает Институт подготовки научных кадров типа нашей Академии общественных наук. В 1953 г. в ряде городов страны создано несколько вечерних университетов марксизма-ленинизма. Действуют около 20 краткосрочных курсов подготовки и переподготовки партийных работников. Важным положительным фактором в деле подготовки кадров является систематически практикуемая с 1949 г. посылка в СССР партийных работников ПОРП для изучения опыта работы КПСС5. Однако в деле подбора, выдвижения и подготовки руководящих кадров имеется много серьезных недостатков и ошибок. ЦК ПОРП и партийные организации не проявляют должной бдительности в деле подбора руководящих кадров. Ввиду этого на ряд важных и острых участков государственной и партийной работы проникают враждебные люди. Об этом говорят такие факты, как предательство члена польской делегации на VIII сессии Гене-
ральной Ассамблеи ООН Коровина, невозвращение на родину польского консула в Вашингтоне Галевича, перебежка в США польского сотрудника комиссии нейтральных государств по наблюдению за перемирием в Корее Гайдукевича и др. На ответственных постах в МИД Польши до сих пор работает немало политически ненадежных людей. О том, что враждебная агентура проникла в центральные и местные партийные и государственные органы, свидетельствует также тот факт, что при аресте кардинала Вышинского6 у него были найдены решения ЦК и некоторых воеводских комитетов ПОРП. Недостаточно укреплен и аппарат партийных органов. Хотя количество бывших членов ППС в партийном аппарате и сократилось, однако они все еще составляют около 1/7 части работников партийного аппарата. О низком уровне местных, особенно сельских, партийных работников и серьезных ошибках в работе по их подбору свидетельствует такой факт. Летом 1953 г. при воеводских партийных школах были организованы краткосрочные курсы по подготовке секретарей волостных комитетов партии. Проведенной ЦК ПОРП проверкой было установлено, что в составе слушателей курсов оказалось значительное число клерикальных элементов, которые демонстративно носили религиозные значки, соблюдали религиозные обряды, высказывали враждебные народно-демократическому строю и Советскому Союзу взгляды. 5. Руководящие органы ПОРП были созданы по принципу представительства от ППР и ППС. Вследствие этого в состав политбюро и членов ЦК партии были избраны отдельные лица, не внушающие политического доверия. В состав политбюро вошли три бывших руководящих деятеля ППС (Циранкевич, Рапацкий и Матушевский). До настоящего времени Циранкевич не порвал своих связей с бывшими пепеэсовцами, а вокруг Рапацкого группируются наиболее сомнительные бывшие члены ППС. В ЦК ПОРП сложилась такая практика, когда оргбюро длительное время не работает, политбюро в полном составе собирается раз в месяц, а все вопросы партийной и государственной жизни решает узкий круг лиц: т.т. Берут, Берман, Охаб, Мазур, Замбровский, Минц и Радкевич. Таким образом, как отмечает т. Попов в своей записке, т. Рокоссовский фактически отстранен от активного участия в руководстве партией7, а некоторые другие члены политбюро, как, например, т.т. Завадский и Новак, не играют той роли, которую они могли бы играть. В то же время т.т. Берман, Минц и Замбровский играют непомерно большую роль в руководстве партией и государством, хотя известно, что до 1948 г. они проводили по меньшей мере примиренческую политику в отношении Гомулки, а после разоблачения гомулковщины не подвергли критике свои ошибки. Не способствует коллективности в руководстве партией и сосредоточение в руках т. Берута функций председателя ЦК ПОРП
и председателя Совета министров. Первыми заместителями т. Бе-рута являются: по руководству партией — т. Берман, в руках которого сосредоточено руководство идеологической работой, внешней политикой и органами общественной безопасности, а по линии Совета министров — т. Минц, который ведает всеми экономическими вопросами. Тов. Берут излишне доверяет т. Берману, несмотря на наличие материалов, серьезно компрометирующих Бермана. Родной брат Бермана, являвшийся одним из руководителей сионистской организации в Польше, в 1947 г. уехал в Израиль, где продолжает активную сионистскую деятельность. Родственники Бермана по линии жены, находившиеся на работе в польском посольстве в США, отказались вернуться на родину. Во главе почти всех участков, подведомственных Берману, стоят кадры, подобранные по национальному и семейному признаку. Значительное количество работников Госплана Польши, возглавляемого Минцем, тесно связано с заграницей и не заслуживает доверия. 6. Следует отметить совершенно ненормальное положение в Польской Народной Республике с местными органами власти. Принятый польским сеймом 20 марта 1950 года закон предусматривает, что местными органами государственной власти являются народные советы, избираемые населением. Однако срок выборов в местные советы несколько раз переносился, и они до настоящего времени являются не выборными, а назначенными по принципу представительства от различных партий и организаций. В беседе с т. Поповым 21 июля 1953 года т. Берут заявил, что выборы в местные народные советы будут проведены весной 1954 года. Многие местные органы власти слабо связаны с народом, засорены чуждыми и случайными элементами, безответственно и бюрократически относятся к нуждам и запросам трудящихся. Особенно слабо работают волостные народные советы. Обращает на себя внимание следующее обстоятельство. В состав волости в Польше в среднем входит 10—12 деревень с числом крестьянских хозяйств около тысячи. Между тем сельских советов в Польше нет, а в деревнях имеются назначаемые сельские старосты («солтысы»). * * * По нашему мнению, следовало бы обратить внимание т. Берута во время его предстоящего приезда в Москву на необходимость устранения указанных недостатков и посоветовать польским товарищам: 1. Сосредоточить внимание на задачах всемерного укрепления партийных организаций в идейном и организационном отношении, обратив при этом особое внимание на повышение боеспособности сельских партийных организаций. В этих целях необходимо прежде всего значительно поднять уровень работы ПОРП по марксистско-ленинскому воспитанию членов и кандидатов партии
и их партийной закалке, без чего невозможно повысить активность партийных масс и боеспособность партийных организаций. Учитывая, что многие бывшие пепеэсовцы, реакционное католическое духовенство и другие буржуазно-националистические элементы, являющиеся агентурой империалистической реакции, всячески пытаются усилить свое влияние, оживлять и подогревать враждебные народно-демократическому строю взгляды и настроения, необходимо покончить с недооценкой идеологической работы, поднять уровень этой работы и использовать все средства идеологического воздействия для усиления борьбы против буржуазной идеологии. Задача идейного и организационного укрепления ПОРП не может быть решена без серьезного улучшения работы по выращиванию, воспитанию и сплочению партийного актива. Следует значительно улучшить работу с партийным активом, систематически проводить собрания партийного актива, привлекать партийный актив к участию в практической работе партийных органов, организовать работу по повышению его теоретического уровня. 2. Важнейшее значение для повышения боеспособности партии и активности ее членов имеет неуклонное проведение в жизнь принципов внутрипартийной демократии и строгое соблюдение выработанных партией норм партийной жизни. Следовало бы посоветовать польским товарищам решительно устранить такие ненормальные в жизни партии явления, как нарушение сроков созыва партийных конференций и пленумов партийных комитетов, обеспечить в работе всех партийных органов коллегиальность руководства на основе проведения партийных принципов, а также принять меры к широкому развертыванию самокритики и критики снизу. 3. Значительно улучшить работы по подбору руководящих кадров, имея в виду укрепление партийных и государственных органов политически проверенными и подготовленными работниками, понимающими политику партии и способными бороться за проведение ее в жизнь; смелее выдвигать на руководящую работу, в том числе и в центральные органы, новые, молодые кадры, на деле доказавшие свою преданность народно-демократическому строю. Особое внимание при этом следовало бы обратить на укрепление сельских партийных и государственных органов, а также аппарата некоторых министерств. 4. Рекомендовать польским товарищам провести в 1954 году выборы местных народных советов. ЗАМ. ЗАВ. ОТДЕЛОМ ЦК КПСС ПО СВЯЗЯМ АП РФ. Ф. 3. Оп. 66. Д. 139. Л. 75—82. Заверенная копия. ___________________
В.Молотову, К.Ворошилову, Н.Булганину, Л.Кагановичу, А.Микояну, М.Сабурову, М.Первухину.
№ 326 Запись беседы Г.М.Маленкова, В.М.Молотова, Н.С.Хрущева г. Москва 28 декабря 1953 г. 28 декабря т.т. Маленков Г.М., Молотов В.М., Хрущев Н.С., Булганин Н.А. приняли т. Б.Берута в связи с предстоящим съездом Польской объединенной рабочей партии. На беседе присутствовал также посол СССР в Польше т. Попов Г.М. В процессе беседы в Кремле, а затем на даче были затронуты вопросы экономической политики Польского правительства, вопросы политической обстановки в стране, а также некоторые организационные вопросы, связанные с деятельностью ЦК ПОРП. 1. В области экономической политики руководство ЦК КПСС обратило внимание т. Берута на тот факт, что жизненный уровень трудящихся и особенно рабочих и служащих является все еще низким, а меры, которые принимают польские друзья, являются недостаточными. Было указано, что проектируемое повышение на 15% реальной заработной платы за два года является незначительным и необходимо изыскать ресурсы внутри страны для более серьезного повышения реальной заработной платы. Тов. Берут стремился доказать, что реальная заработная плата у них не понизилась, что противоречит фактам, однако он вынужден был это мотивировать суммой заработка нескольких членов семьи, что конечно имеет значение, однако подсчет реальной заработной платы делается всегда на одного работающего. Тов. Бе- руту было указано, что данные, которые были оглашены, являются данными польских органов. Руководство ЦК КПСС рекомендовало т. Беруту еще раз посмотреть предсъездовские тезисы, чтобы в них было больше тревоги, чтобы не смотреть на положение дел в Польше через розовые очки. 2. В области сельского хозяйства было обращено внимание на совершенно неудовлетворительное положение, когда Польша не
может обеспечить себя продовольствием и прежде всего хлебом. Было отмечено, что Польша за последние годы систематически прибегает к импорту зерна во все возрастающих количествах и было рекомендовано обратить на это серьезное внимание, т.к. довоенная Польша вывозила хлеб в количестве 600 тыс. тонн. Тов. Берут пытался объяснить такое положение неурожаем последних лет. Одновременно выяснилось, что за последние годы Польша полностью ликвидировала хлебные резервы, которые доходили до 1,2 млн тонн, а теперь остается в государственном резерве примерно 11.000 тонн. Кроме того, снижение розничных цен на некоторые товары сопровождалось значительным понижением продовольственных госрезервов. Было рекомендовано обратить на это серьезное внимание, чтобы съезд сказал по этому вопросу свое слово, чтобы была поставлена задача — Польша может и должна обеспечить себя хлебом. В области животноводства было указано, что без решения зерновой проблемы трудно говорить о развитии животноводства. Особое внимание было уделено крупному рогатому скоту и увеличению поголовья коров. В области коллективизации было указано, что колхозов пока весьма мало (около 5% крестьянских дворов состоят в колхозах), что коллективизацию необходимо проводить, необходимо наметить крупные меры, их осуществить, чтобы можно было развернуть коллективизацию широким фронтом, а для этого необходимо прежде всего оживить работу Советов, провести выборы местных Советов в 1954 году. Значительно усилить работу с беднотой. При проведении коллективизации использовать форму ТОЗов2 с тем, чтобы подготовиться к более высокой артельной форме ведения хозяйства. Было указано т. Беруту на ненормальность, когда в деревне массовая политическая работа подменяется голым администрированием, арестами нескольких тысяч крестьян (только часть из них кулаки). Такая политика может привести к нарушению союза с трудящимся крестьянством. Было также обращено внимание т. Берута на необходимость изыскать дополнительные свободные площади под посевы пшеницы, ржи и др. культур. В беседе выяснилось, что Польша ориентируется в развитии сельского хозяйства в известной мере на датский способ3. Тов. Берут это признал. 3. Подробно был рассмотрен вопрос о дальнейшем развитии индустрии и направлении капиталовложений. Было т. Беруту указано, что они планируют развитие своей индустрии в отрыве от сырьевой базы, особенно в области развития металлургии. Такая политика ставит Советский Союз перед фактом и по существу польские друзья как бы пытаются планировать развитие народного хозяйства СССР в некоторых вопросах, что является ненормальным и даже вредным. Поэтому необходимо решительно пере-
смотреть свои позиции польским друзьям и изыскать резервы сырья в Польше. Условились, что поляки тщательно просмотрят титульные списки на 1954 год, и исправленный план будет направлен в Москву, где советские и польские специалисты рассмотрят его и дадут свои замечания и предложения примерно к 15 января 1954 года. 4. Тов. Берут обратился к руководству ЦК КПСС с некоторыми просьбами: 1) выделить ПНР 25 тонн золота; б) 300 тыс. тонн хлеба (в том числе 100 тыс. тонн кормовых культур); в) выделить на 1954 год дополнительно 300 тонн железной руды; г) выделить в 1954 году 200 тыс. тонн марганцевой руды (вместо намеченных 117 тыс. тонн). Было решено произвести необходимые расчеты, а также высказаны соображения, что вопрос о золоте вызывает большие сомнения с точки зрения целесообразности этого мероприятия. 5. По инициативе руководства ЦК КПСС был рассмотрен вопрос о разделении постов председателя Совмина и руководителя партии. Тов. Берут согласен с разделением постов, однако высказал пожелание остаться на посту руководителя партии, а не на Совмине. Мнение руководства ЦК КПСС было: пред. Совмина т. Берут, он же председательствующий в политбюро, а первым секретарем рекомендовать т. Завадского А. Тов. Берут заявил, что Завадский в народе пользуется большим авторитетом, однако в партии у него авторитет недостаточный, и кроме того он часто болеет. Тов. Берут предложил образовать президиум ЦК в количестве 20 человек и политсекретариат 9 человек, однако это предложение не вызвало поддержки и было рекомендовано образовать работоспособное политбюро в составе 11 человек, которое бы собиралось еженедельно, и секретариат 4—5 человек для текущей работы. 6. Были также рассмотрены некоторые вопросы персонального характера и рекомендовано т. Беруту перевести Бермана на работу в Совмин, сохранив его в политбюро, а т. Минца освободить от обязанностей руководителя Госплана, сохранив его в политбюро и Совмине. Было рекомендовано серьезно заняться выдвижением руководящих кадров из числа выросших и преданных партии товарищей польской национальности. Было высказано соображение, чтобы осторожно подошли к решению вопроса об исключении из руков. группы бывших ППС-цев и в частности Циранкевича. Одновременно было рекомендовано привлечь т. Рокоссовского к более активной работе в политбюро и ввести его в новый состав ПБ. 7. Тов. Беруту было рекомендовано обратить внимание на артиллерию в связи с серьезными сигналами о неблагополучии с боеприпасами. Очень возможно, что в этой области имеет место сознательное вредительство.
8. Было рекомендовано закрыть в Варшаве Британский и Французский институты как легальную форму для ведения шпионской работы. 9. В связи с серьезностью вопросов т. Берут внес предложение, чтобы 20 января руководство ЦК КПСС приняло 6 членов политбюро, чтобы обсудить с их участием вопросы, поднятые в настоящей беседе. Ему было дано согласие с оговоркой, что т. Берут должен тоже присутствовать. АП РФ. Ф. 3. Оп. 66. Д. 139. Л. 170-174. Копия. ___________________ № 327 Постановление политбюро ЦК КПСС «О мероприятиях г. Москва 6 июля 1954 г. 1. В связи с 10-й годовщиной Возрождения Польши и 10-летием со дня освобождения от немецко-фашистской оккупации Румынии (23 августа), Болгарии (9 сентября) и Албании (29 ноября с.г.) считать необходимым широко отметить эти даты в Советском Союзе под знаком дальнейшего укрепления братской дружбы и сотрудничества между народами СССР и народно-демократических стран. 2. По случаю 10-й годовщины Возрождения Польши и 10-летия освобождения Румынии, Болгарии и Албании провести следующие мероприятия: а) направить Правительствам, Центральным комитетам Коммунистических и рабочих партий, министрам иностранных дел указанных стран приветствия Президиума Верховного Совета СССР, ЦК КПСС и Совета министров СССР, министра иностранных дел СССР с опубликованием этих приветствий в печати; б) для участия в празднествах направить в Польшу, Румынию, Болгарию и Албанию правительственные делегации СССР;
в) поручить ВОКС, ВЦСПС и Министерству культуры СССР провести в Москве торжественные собрания, посвященные 10-й годовщине Возрождения Польши и 10-летию освобождения Румынии, Болгарии и Албании от немецко-фашистской оккупации; г) отметить годовщины Возрождения Польши и освобождения Румынии, Болгарии и Албании на страницах советской печати, по радио, в кино. В журналах «Коммунист», «Новое время», «Вопросы истории», «Вопросы экономики», «Огонек» опубликовать специальные статьи, характеризующие достижения народно-демократического строя в этих странах. 3. Поручить Отделу ЦК КПСС по связям с иностранными компартиями совместно с Министерством культуры СССР, ВЦСПС, ВОКС, Академией наук СССР и Комитетом по физической культуре и спорту при Совете министров СССР в двухнедельный срок внести на рассмотрение ЦК КПСС предложения относительно обмена культурными, общественными, научными и спортивными делегациями с Румынией, Болгарией и Албанией в связи с 10-летием их освобождения1. АП РФ. Ф. 3. Оп. 64. Д. 265. Л. 136-137. Копия. ___________________ Date: 2015-06-11; view: 305; Нарушение авторских прав |