Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Письмо М.А.Суслова Г.М.Маленкову и Н.С.Хрущеву с замечаниями по тексту постановления пленума ЦК РРП о связи партии с массами и проектом указаний послу СССР в Бухаресте 2 page
БЕРМАН отметил, что при помощи Советского Союза и координации действий с другими странами народной демократии — Чехословакией и Венгрией защита от вражеской радиопропаганды в Польской Народной Республике улучшилась. Техническое оборудование службы защиты за период с декабря 1951 года по сентябрь 1953 года значительно увеличилось. Однако все это нельзя считать достаточным. Действие радиозащиты все еще продолжает оставаться неудовлетворительным, так как оно составляет не более 60—80%, причем враг маневрирует и увеличивает количество и мощность своих технических средств, вследствие чего вражеская радиопропаганда довольно широко просачивается в страну. БЕРМАН заявил, что особенно неблагополучно обстоит дело с короткими волнами, т.к. радиозащиту от передач, транслируемых на коротких волнах, нужно вести с территории другой страны, а поэтому требуется максимальная слаженность и координация действий. Осуществляемые до сих пор формы сотрудничества и помощи по радиозащите со стороны Советского Союза и частично Чехословакии и Венгрии имеют для Польши огромное значение. Однако недостаточная координация и оперативность отражается на результатах, поскольку защиту приходится вести на большой дистанции, и в ходе работы требуются постоянные коррективы. БЕРМАН высказал пожелание созвать совещание представителей стран, заинтересованных в радиозащите от вражеской пропаганды, для разработки соответствующих предложений по координации и улучшению оперативной взаимопомощи по радиозащите. БЕРМАН сообщил, что польский инженер ШМИТ из Щецина предложил новый тип 10-ти киловаттного передатчика, предназначенного для целей защиты. Основными достоинствами упомянутого передатчика являются: простота схемы, ограниченное количество дефицитных деталей, оперативный и простой способ управления. Полная стоимость передатчика при массовом производстве не превысит 10% стоимости коротковолновых 10 квт связных передатчиков, изготовляемых польской промышленностью.
Опытный передатчик системы ШМИТА уже испытан в работе и по своей эффективности не уступает другим аппаратам, предназначенным для целей радиозащиты. Небольшая стоимость и простота конструкции передатчиков нового типа открывает широкие возможности для развития службы защиты и повышения эффективности защиты. БЕРМАН подчеркнул, что радио является одним из основных источников вражеской пропаганды на Польшу, и эта пропаганда достигает своей цели, если учесть, что в Польше насчитывается свыше миллиона радиоприемников. Поэтому радиозащиту в Польше нужно все время совершенствовать. Я поинтересовался вопросом вражеской пропаганды на Польшу путем забрасывания листовок на воздушных шарах. БЕРМАН заявил, что эта форма пропаганды не является опасной. Листовки забрасываются на польском, немецком и русском языках. Последние выпускаются от имени белогвардейского т.н. Трудового союза. Сброшенные листовки быстро собираются представителями власти и, как показала практика, эта форма пропаганды не является эффективной. Реальную опасность представляет радиопропаганда, поскольку противник довольно часто применяет тактику массированного нападения на разные участки и в разное время. Для отражения этого нападения необходимо иметь систематическую плановую координацию совместных усилий заинтересованных стран. БЕРМАН, отметил, что, начиная с 1-го октября с/г., помощь Советского Союза Польше в радиозащите стала более эффективной, что подтверждается также и тем, что вражеские радиостанции начали жаловаться, что им мешают. 2. Сославшись на разговор тов. ПОПОВА Г.М. с тов. ВЕРУ-ТОМ, во время которого тов. БЕРУТ заявил, что они предполагают использовать визит наших военных кораблей в польский порт и в политическом отношении, я поинтересовался, что именно предполагается провести. БЕРМАН ответил, что по указанию тов. БЕРУТА этот вопрос они обсуждали на секретариате ЦК ПОРП и приняли решение создать комиссию в составе министра иностранных дел СКШЕШЕВСКОГО, начальника политуправления Войска Польского генерал-майора ВИТАШЕВСКОГО и заведующего отделом пропаганды ЦК ПОРП СТАРЕВИЧА, которой поручено подготовить программу приема делегаций советского флота на побережье. БЕРМАН обещал прислать мне программу приема, как только она будет составлена. Одновременно он сообщил, мне, что предполагается организация встречи наших кораблей в военно-морском порту в Гдыне. Будет организована встреча советских моряков с передовиками труда, осмотр достопримечательностей польского побережья, городов и предприятий, посещение польских театров, вручение подарков экипажам кораблей от общественности побережья, посещение советскими моряками Дома моряка в Гдыне, Клуба Общества
польско-советской дружбы, Клуба военно-морского офицера в Гдыне, Политехнического института. Будет организована встреча с солдатами бронетанкового корпуса в Гданьске и другие встречи. 150—200 наших офицеров и матросов будут приглашены в Варшаву. 3. В заключение беседы я спросил БЕРМАНА, когда намечается созыв пленума ЦК ПОРП. БЕРМАН ответил, что созыв пленума предполагается в20-х числах октября. В настоящее время тов. БЕРУТ уже подготовил тезисы об успехах, достигнутых в области выполнения 6-ти летнего плана, и главных задачах в области развития народного хозяйства Польской Народной Республики в 1954—1955 годах. Подготовляется также доклад по сельскому хозяйству. СОВЕТНИК ПОСОЛЬСТВА СССР АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 36. П. 297. Д. 13. Л. 133-136. Подлинник. ___________________
№ 317 Докладная записка сотрудника Отдела ЦК КПСС по связям с иностранными компартиями Л.С.Баранова А.А.Громыко в связи с информационным письмом корреспондента ТАСС в Праге В.А.Тарасова о положении в стране г. Прага 20 октября 1953 г. Тов. ГРОМЫКО А.А. В соответствии с указанием тов. Молотова В.М. IV Европейский отдел ознакомился с информационным письмом корреспондента «Правды» в Чехословакии т. Тарасова1 и, собрав по этому вопросу дополнительные материалы, докладывает следующее. Письмо т. Тарасова в общем отражает действительное положение дел в Чехословакии и содержит факты, известные Отделу из информации нашего посольства в Чехословакии. В основном эти факты были учтены при подготовке рекомендаций ЦК КПСС чехословацким друзьям в связи с тезисами ЦК КПЧ «О современном экономическом и политическом положении Чехословакии и задачах партии и правительства на ближайший период». Учитывая, что чехословацким друзьям, во время их пребывания в Москве в августе с.г., уже даны рекомендации по ряду важнейших вопросов, в том числе и по вопросам, затронутым в пись-
ме т. Тарасова, а посольству СССР в Чехословакии (см. письмо т. Богомолову № 0531/4ео от 28.IX.53 г.) дано указание постоянно информировать МИД СССР о ходе реализации в Чехословакии вышеупомянутых рекомендаций, полагал бы нецелесообразным предпринимать какие-либо новые шаги с нашей стороны по письму т. Тарасова тем более, что, как видно из прилагаемой справки, ЦК КПЧ и Чехословацкое правительство уже приняли ряд мер в соответствии с рекомендациями, полученными ими в Москве. Вместе с тем, заслуживает внимания положение в Прешовской области, которое до сих пор продолжает оставаться серьезным. В связи с этим, а также учитывая, что Прешовская область граничит с Советским Союзом и является объектом особого интереса для вражеской агентуры, считал бы необходимым дать указание нашему посольству в Праге тщательно разобраться в создавшемся положении в Прешовской области и представить в МИД СССР подробную информацию о мерах, принимаемых ЦК КПЧ и правительством к оздоровлению обстановки в этой области. Краткая справка к вопросам, затронутым в письме т. Тарасова, составленная на основании имеющихся в Отделе материалов, и проект письма т. Богомолову прилагаются2. Прошу Вашего согласия. (Л.Баранов) Секретно. Экз. 1. КРАТКАЯ СПРАВКА (к вопросам, затронутым в письме корреспондента «Правды» в Чехословакии Тарасова от 28 августа 1953 г.) 1. После проведения в июне с.г. денежной реформы реальная зарплата трудящихся Чехословакии была ниже уровня 1950 г. примерно на 20%. На этот факт было обращено внимание чехословацких друзей во время их пребывания в Советском Союзе. В настоящее время чехословацкое правительство принимает ряд мер к повышению жизненного уровня трудящихся. 15 сентября с.г. чехословацким правительством принято постановление, предусматривающее уменьшение капиталовложений в тяжелую промышленность и увеличение ассигнований на жилищное строительств, увеличение выпуска предметов потребления и др. С 1 октября с.г. в Чехословакии снижены государственные розничные цены на предметы народного потребления от 5 до 40%, в т.ч. на хлеб — на 13%, на сахар — на 14%, на хлопчатобумажные ткани — от 5 до 25%, на верхнюю одежду — от 15 до 40% и т.д. Следует, однако, отметить, что цены на мясо и масло не были снижены.
Весной 1954 г. намечается провести еще одно снижение цен на 8-10%. Вместе с тем до сих пор имеется ряд недостатков в организации торговли, особенно в сельских местностях, где не развернута продажа товаров населению, в то время как на базах их имеется большое количество. 2. Реакционные и враждебные элементы проявляют и в настоящее время значительную активность, проводя подрывную работу в городе и в деревне, усиленно распространяя вражескую пропаганду. Очень интенсивно ведется враждебная радиопропаганда. В некоторые дни передачи из-за границы на чешском и словацком языках ведутся одновременно, более чем на 60 различных волнах. При этом следует иметь в виду, что в Чехословакии на каждые 5 чел. жителей имеется 1 радиоприемник. Враждебная пропаганда тем более опасна, что до сих пор имеются недостатки в идеологической работе КПЧ, действие социал-демократических традиций усиливается наличием в составе КПЧ 120 тыс. бывших социал-демократов. Государственный аппарат засорен чуждыми людьми. Основная масса старых чиновников осталась на местах, работая там еще со времен довоенной Чехословакии. В некоторых министерствах до 60—80% сотрудников являются старыми чиновниками. В Словакии государственный аппарат почти на 90% состоит из служащих аппарата бывшего словацкого государства. Серьезные компрометирующие материалы имелись на ряд членов правительства. В работе Совета министров Чехословакии не хватало организованности, плохо поставлен контроль за выполнением принятых решений, на что было обращено внимание чехословацких друзей во время их пребывания в Москве. Серьезного внимания заслуживает положение в КПЧ. Свыше 50% членов КПЧ составляют выходцы из других партий, домашние хозяйки, так называемые «прочие» и служащие. Абсолютное большинство членов партии — верующие, из общего количества 1,5 млн коммунистов лишь 300 тыс. называют себя в анкетах атеистами. В сентябре с.г. правительство Чехословакии провело ряд мер по укреплению правительства, произведены изменения в составе правительства, принято решение о проведении выборов в местные органы власти и об изъятии их из ведения министерства внутренних дел и подчинении правительству. В связи с решением о проведении выборов в местные национальные комитеты, усилилась активность социалистической и лиловой (католической) партий, которые пытаются организовать первичные организации в деревнях и на предприятиях (раньше эти партии не имели первичных организаций), чтобы усилить свои позиции перед выборами. Состоявшийся в сентябре с.г. пленум ЦК КПЧ наметил проведение ряда мер по идейному и организационному укреплению КПЧ. Проведен ряд организационных мероприятий, изменена структура секретариата ЦК КПЧ, вместо 9 секретарей в настоящее
время избрано 5 секретарей, первым секретарем ЦК КПЧ избран А.Новотный. 3. Имевшие место в июне с.г. события в Пильзене3 — забастовки, демонстрации и т.д., были результатом провокаций враждебных элементов, использовавших наличие сильных социал-демократических традиций среди пильзенских рабочих, засоренность пильзенской партийной организации бывшими социал-демократами и национал-социалистами, слабостью партийно-политической работы КПЧ. Политсекретариат КПЧ обсуждал события, происходившие в Пильзене и вынес решение, которое было доложено секретарем ЦК КПЧ А.Новотным пленуму Пильзенского обкома и горкома КПЧ. Было почти полностью распущено бюро горкома партии, освобождены от занимаемой должности второй секретарь обкома и некоторые работники парторганизации на заводе им. Ленина. 4. В Чехословакии ежегодно народному хозяйству передается около 2 млн кв. метров новых производственных площадей, которые, как и имеющиеся, используются далеко не полностью. При надлежащем использовании существующих производственных мощностей машиностроительная промышленность может увеличить выпуск продукции на 35—40%. То же относится и к ряду других отраслей промышленности. Развитие чехословацкой промышленности серьезно тормозится из-за наличия диспропорций, особенно между слабой энергетической базой и большими резервами мощностей машиностроения, а также между развитием металлургии и добычей железной руды и каменного угля. В 1952 г. в стране добыто 2098 тыс. тонн железной руды при потреблении в 5 млн тонн. Ежегодно промышленности Чехословакии не хватает около 5 млн тонн каменного угля. Правительство Чехословакии в своем постановлении от 15 сентября с.г. наметило ряд мер по устранению диспропорции между отдельными отраслями промышленности, по развитию сырьевой базы, по упорядочению производства. 5. Положение в сельском хозяйстве Чехословакии требует серьезного внимания. В августе и сентябре с.г. большое количество крестьян подало заявление о выходе из кооперативов. Реакционные элементы и враждебная пропаганда усилили свою подрывную деятельность по развалу кооперативов. Выходу крестьян из кооперативов способствовало также и то, что доходы крестьян в кооперативах зачастую были ниже доходов индивидуальных хозяйств. В большинстве кооперативов Чехословакии оплата за трудодень была очень низкой. В 45% всех кооперативов Чехословакии стоимость трудодня не превышала 8 крон, в 20% — 8—12 крон, в 19% — 12—16 крон, в 11% — 16—20 крон, и лишь в 4% кооперативов стоимость трудодня составляет более 20 крон. Такое положение вызвано организационно-хозяйственной слабостью кооперативов, отсутствием учета, подрывной деятельностью кулацких элементов в кооперативах. Вместе с тем на низкие доходы в кооперативах оказывали влияние и завышенные нормы обязательных сельскохозяйственных поставок при низкой оплате за сданную крестьянами продукцию.
В настоящее время Чехословацкое правительство предпринимает меры по подъему сельского хозяйства. С 1 сентября с.г. значительно повышены заготовительные цены на пшеницу, рожь, ячмень, молоко и скот — на 24—46%, при этом остается в силе постановление министерства заготовок от 30.V.1953 г., предусматривающее повышение цен на продукты, сданные крестьянами сверх установленного плана. Повышение заготовительных цен не влечет за собой повышения розничных цен на продукты питания. Постановление от 15 сентября с.г. предусматривает увеличение в текущем году капиталовложений в с.-х. до 700 млн крон, в т.ч. по министерству сельского хозяйства — 350 млн крон и по министерству госхозов — 350 млн крон. Увеличивается до 1 млн крон государственный кредит кооперативов. Это постановление предусматривает также ряд других мер по подъему сельского хозяйства. 6. Положение в Словакии продолжает оставаться серьезным. По состоянию на сентябрь с.г. из 45 тысяч хозяйств, входящих в кооперативы, 13 тысяч вышло из кооперативов. Особенно неблагополучно в Прешевской области, где реакционные элементы проявляют усиленную активность. Здесь имели место прямые выступления крестьян, спровоцированных кулаками. Из 270 кооперативов Прешевской области 70 — распалось. Положение в Прешевской области усугубляется засоренностью партийного и государственного аппарата враждебными элементами, ведущими подрывную работу. Помимо враждебной радиопропаганды из-за границы, среди крестьян распространяются антигосударственные листовки, изготовленные в госучреждениях. Так, в земельном отделе областного Национального комитета регулярно размножались на стеклографе враждебные листовки, а работники этого отдела развозили их по районам и деревням. По сообщениям министра лесов и деревообрабатывающей промышленности Чехословакии Смида, 50% работников органов безопасности в Прешевской области являются бывшими жандармами и сотрудниками тисовской полиции. И именно работники органов безопасности и юстиции занимались, главным образом, организацией колхозов в 1952 г., применяя угрозы и репрессии по отношению к крестьянам. В кооперативы вступило много кулаков, взявших руководство кооперативами в свои руки и делавших все возможное, чтобы озлобить крестьян, настроить их против кооперативов, обобществления скота и т.д. Кулацкие элементы расшатывали кооперативы изнутри, разворовывали кооперативное хозяйство. В результате в некоторых кооперативах с осени 1952 г. по июнь 1953 г. члены кооперативов не получали ни одной кроны на трудодень и почти не получали никаких продуктов. Партийные и государственные органы Словакии мало уделяли внимания Прешевской области. Во время войны Восточная Словакия и, в частности, Прешевская область пострадала больше других районов Чехословакии. До сих пор имеется много развалин, часть населения продолжает жить в землянках. Промышленность в области не развивается. Лишь 2,5% населения занято в промышленности.
Сложен национальный вопрос в Прешевской области. Здесь проживает значительное количество украинского населения — около 80 тысяч из 425 тыс. человек, проживающих во всей области. Буржуазные националисты ведут подрывную работу, разжигая национальную рознь между словаками и украинцами. В результате всего этого с весны 1953 г. и особенно после событий в ГДР и выступления венгерского премьер-министра Надя, когда активность враждебных элементов особенно усилилась, начался распад кооперативов. Однако партийный и государственный аппарат Прешевской области скрывал эти факты от ЦК КПЧ. ЦК КПЧ и ЦК КПС пытаются поправить положение в Прешевской области командированием в районы и в деревни ряда партийных работников. Сюда были командированы нынешний министр финансов Дюриш, министр лесов и деревообрабатывающей промышленности Смида, бывший секретарь ЦК КПС Бенада и др. В сентябре с.г. по линии ЦК КПЧ в Прешевской области работало 500 чел., по 5—6 чел. на каждое село. Правительство выделило для Прешевской области безвозвратную денежную ссуду в сумме 2,5 млн крон для выдачи членам кооперативов по трудодням. По сообщению секретаря ЦК КПЧ А.Новотного, в Прешев будет послана комиссия ЦК КПЧ и ЦК КПС для тщательного ознакомления с общей политической ситуацией в области, партработой, взаимоотношениями между украинским и словацким населением и т.д., а также для подготовки конкретных мероприятий по улучшению положения в области. Следует однако отметить, что до сих пор положение в Прешевской области остается серьезным. 7. Мероприятия, осуществляемые в последнее время правительством Чехословакии и ЦК КПЧ по вышеуказанным вопросам, проводятся в соответствии с рекомендациями, полученными чехословацкими друзьями во время их пребывания в Москве летом с.г. (Л.Баранов) АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 35. П. 237. Д. 82. Л. 304-312. Заверенная копия. ___________________
№ 318 Сопроводительное письмо Г.М.Попова В.М.Молотову г. Варшава 20 октября 1953 г. МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СОЮЗА ССР Направляю Вам запись беседы Советника Посольства тов. Заикина Д.И. с министром Национальной обороны ПНР маршалом К.Рокоссовским* 1 октября 1953 г.*2 ПРИЛОЖЕНИЕ: Упомянутое на 2 листах. ПОСОЛ СССР В ПОЛЬШЕ СОВ. СЕКРЕТНО ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ г. Варшава, 1 октября 1953 г. Во время приема, устроенного Послом КНР в Варшаве по случаю Национального праздника Китайской Народной Республики, имел краткую беседу с тов. РОКОССОВСКИМ. Говоря о военных советниках, советских специалистах, командируемых в Польскую армию Правительством СССР по просьбе Правительства Польской Народной Республики3, т. РОКОССОВСКИЙ шутя заявил, что он сам бы хотел быть главным военным советником, так как это определило бы срок его пребывания в Польше. Свое желание уехать из Польши маршал РОКОССОВСКИЙ мотивирует длительным пребыванием в этой стране4 и теми трудностями, которые создаются ему в работе. Маршал РОКОССОВСКИЙ заявил, что в Польше умеют создавать такие условия, при которых трудно работать. Причину этого он объясняет тем, что в свое время он поставил в ЦК Польской объединенной рабочей партии вопрос о необходимости произвести в Войске Польском некоторые замены и перестановки, в частности, в политуправлении Польской армии и других ее важных инстанциях, где в нарушение партийного под-
хода к подбору кадров, таковые были укомплектованы по национальному и семейному признаку из лиц еврейской национальности. Такой неправильный подбор кадров мешал укреплению Польской армии. Хотя оздоровление личного состава политуправления и других инстанций Польской армии, заявил т. РОКОССОВСКИЙ, проводилось с одобрения ЦК ПОРП, некоторые руководящие партийные работники, оказывающие влияние на тов. БЕРУТА, резко изменили свое отношение к тов. РОКОССОВСКОМУ. В беседе тов. РОКОССОВСКИЙ сказал, что тов. БЕРУТ хороший человек, но является весьма податливым и в определенной степени отражает мысли тех лиц, которые относятся к тов. РОКОССОВСКОМУ недоброжелательно. К этим лицам тов. РОКОССОВСКИЙ относит БЕРМАНА, МИНЦА, ЗАМБРОВСКОГО5. Тов. РОКОССОВСКИЙ считает, что именно в связи с недоброжелательным отношением к нему у польских товарищей возникла идея пригласить снова в Польшу бывшего генерал-полковника КОРЧЕЦА6, находящегося в настоящее время в СССР. Это объясняется, по мнению тов. РОКОССОВСКОГО, тем, что его в Польше некоторые лица считают представителем Москвы, а КОРЧЕЦА считают своим лицом, которое, в первую очередь, заботится об интересах Польши7. О КОРЧЕЦЕ тов. РОКОССОВСКИЙ отзывался весьма отрицательно. СОВЕТНИК ПОСОЛЬСТВА СССР АП РФ. Ф. 3. Оп. 66. Д. 139. Л. 1—3. Заверенная копия. ___________________
общал в Москву в письме на имя И.В.Сталина о противодействии планам Рокоссовского относительно армии со стороны «руководящей партийной четверки (Берута, Минца, Бермана, Замбровского)». Речь шла об утверждении сметы министерства обороны и увеличении окладов офицерскому составу Войска Польского. В письме Лебедева подчеркивалось: «Смета была подготовлена в основном еще до Рокоссовского и согласована с Минцем, а вопрос об окладах Рокоссовский поставил из-за крайне плохого материального положения офицеров, которое он увидел. Берут на этом заседании (военной комиссии Политбюро. — Сост.) в повышенном тоне возражал против увеличения расходов на армию. Во время его речи было видно, что он недоволен не только сметой, но и чем-то еще и что он отражал недовольство и других трех членов руководящего ядра партии (Минца, Бермана и Замбровского), которые отмалчивались, ограничиваясь отдельными замечаниями. Рокоссовский понял, что ему устроили "баню" не из-за соображений экономии средств, а по другим мотивам. После заседания он остался у Берута один на один. Берут постепенно перешел на дружеский тон и затем сказал: "Нам (т.е. ему, Минцу и др.) показалось, что Вы хотите забрать в свои руки слишком много власти". Рокоссовский считает, что в руководстве партии есть тесно спевшаяся группа в составе Минца, Бермана и Замбровского, которая фактически решает все дела и которая руководит Берутом. Но Берут не видит опасности такого положения. Именно эта группа, а не Берут, вдруг испугалась, что Рокоссовский возьмет слишком много власти в свои руки, и именно она решила "осадить" Рокоссовского, сделав это руками Берута на упомянутом заседании комиссии. Рокоссовский считает, что эта группа никого не пропускает в состав руководства партии, к Беруту, хотя здесь в партии, конечно, есть достаточно людей развитых и честных. Из бесед с отдельными видными деятелями партии Рокоссовский увидел, что сложившееся в руководстве партии положение эти люди видят, угнетены им и ждут его изменения. Александр Завадский в таком именно духе говорил с Рокоссовским. Тот же Завадский сказал Рокоссовскому, что член Политбюро Юзвяк (Витольд), находится в состоянии отчаяния из-за такого положения в руководстве партии» (Восточная Европа в документах российских архивов. 1944—1953 гг. Т. 2. 1949-1953 гг. С. 311—312). Помимо финансовых, разногласия касались, судя по документам, политических и кадровых вопросов. В августе 1952 г. Рокоссовский занял резкую позицию в связи с невыполнением военных заказов польской промышленностью, что вызвало недовольство Берута. Рокоссовский выступал также за ускорение рассмотрения «дел» В.Гомулки и М.Спыхальского, что также раздражало Берута. В январе 1953 г., по информации начальника контрразведки Войска Польского советского полковника Д.Вознесенского, произошло новое резкое столкновение Рокоссовского и Берута в связи с очередной попыткой маршала добиться повышения денежного содержания офицерского состава. Противостояние достигло такой остроты, что Рокоссовский открыто заявил о невозможности «оставаться на посту министра обороны». По некоторым сведениям, в феврале 1953 г. польское руководство предприняло попытку через Вознесенского «проконсультироваться в Москве» в связи с «ухудшением личных и деловых отношений между Берутом и Рокоссовским». Однако возникшее летом 1953 г. «дело» Л.Берии, аресты в руководстве МГБ СССР, отзыв из Варшавы и затем арест Д.Вознесенского приостановили инициативу поляков.
мией, начальника Генштаба, вице-министра национальной обороны Польши. В 1954 г. откомандирован на Высшие Академические курсы при Академии Генерального штаба Советской армии. Date: 2015-06-11; view: 340; Нарушение авторских прав |