Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Справка Ю.Н.Чернякова о системе штрафов, действующей на государственных предприятиях Венгрии





г. Будапешт

[Не ранее июня 1952 г.] 1
СЕКРЕТНО

Руководящий персонал венгерских государственных предприятий, учреждений, государственных хозяйств и т.д. пользуется широкими правами наложения взысканий за различные нарушения трудовой дисциплины. В зависимости от характера нарушения директор, начальник цеха, мастер или соответствующие им по положению руководящие работники на основании правил внутреннего распорядка и отдельных инструкций могут налагать дисциплинарные взыскания от выговора, устного или в приказе, до понижения по должности и увольнения; в случае тяжелых нарушений труд-дисциплины дело может быть передано в суд на основании постановления Верховного суда от 28.XII.51.

Существующая в Венгрии система штрафов и различных вычетов вплоть до лишения права на спецодежду, льготного билета для проезда на работу, дотации на лечение и т.п. является пережитком капиталистических порядков и в условиях государства народной демократии противоречит духу его государственного и общественного устройства.

За незначительные нарушения труддисциплины мастер и соответствующие ему по должности работники могут единолично штрафовать подчиненных в размере от 5 форинтов до их однодневного заработка. Руководитель предприятия имеет право налагать штраф в размере 25% месячного заработка (т.е., по существу, подвергать без суда, единолично, взысканию, равнозначному месяцу исправительно-трудовых работ с отбытием по месту службы). Штрафуемый должен, согласно установленному порядку, получать письменное извещение о штрафе, однако, это требование по большей части не выполняется, что придает штрафам еще более произвольный характер.

Штрафы и вычеты за прогулы. Кроме наложения дисциплинарного взыскания, за пропущенные дни прогульщику не выплачивается зарплата и соответственно количеству прогуляных дней снижается число дней оплаченного отпуска (в случае, если отпуск уже использован, уменьшается отпуск следующего года).

Пропущенное без уважительной причины рабочее время (часть рабочего дня) также не оплачивается (при наличии сверхурочных не оплачивается соответствующее количество сверхурочных часов), дисциплинарное взыскание налагается обычным порядком.

В металлургической и машиностроительной промышленности при прогуле одного дня и более, кроме соответствующего вычета из месячной зарплаты (по числу прогуляных дней) и дисциплинарного взыскания, у рабочего отбирается спецодежда, в течение

 

месяца ему не выплачивается дотация на питание и отбирается льготный билет для проезда на городском транспорте.

В угольной промышленности прогул влечет за собой вычет из оплаты соответствующего числа смен и обеденного перерыва в течение месяца, снижение на 50% премии за выполнение месячного плана и уменьшение наполовину ежемесячного количества угля, выдаваемого натурой; оплаченный отпуск уменьшается на число прогуляных дней и не оплачивается проезд в отпуск, взыскивается половина стоимости спецодежды, в общежитии для холостых в прогуляные дни не выдается питание. Кроме того, согласно постановлению ЦК ВПТ и Совета министров ВНР от 23.XI.50, премии и надбавки выплачиваются только шахтерам, не имевшим прогулов.

В случае самовольного ухода с предприятия или увольнения за дисциплинарный проступок на новом месте работы нарушитель в течение трех месяцев получает пониженную на 10% зарплату, в течение 2 лет пользуется уменьшенным отпуском (6 дней за два года) получает только половину пособия на лечение.

Необходимо указать, что перечисленные выше основные виды штрафов и вычетов не исчерпывают всей существующей практики, которая в большой степени носит произвольный характер и распространяется не только на персонал промышленных предприятий и учреждений, но и на сотрудников государственного аппарата, местных советов и даже работников органов ВПТ. Какого-либо общего принципиального положения о штрафах не существует, и руководство ВПТ и правительство не имеют полного представления о том, как применяется система штрафов. Так, например, в мае с.г. Ракоши, принимая работников Будапештского политехнического университета, с удивлением узнал о том, что в университете студентов штрафуют на 5—10 форинтов за опоздания и пропуски занятий и т.п. и заявил: «Это — безобразие, я об этом не знал!» Система штрафов распространяется и на руководящих работников народного хозяйства, в частности, правом наложения штрафов пользуются министры; в 1950 г. имел место случай, когда председатель Госплана З.Ваш намеревался оштрафовать на 500 форинтов директора одного из советских предприятий за неявку на совещание (кстати, по уважительной причине, связанной с производственной работой); по словам Л.Рети — директора Института истории венгерского рабочего движения, Ваш, вообще, является одним из главных приверженцев системы штрафов и инициатором распространения ее в текущем году на партийных работников.


В июне с.г. тов. Киселев Е.Д. во время организованной венгерским МИД экскурсии на глиноземный завод «Алмашфюзито» воспользовался случаем и спросил участвовавших в этой экскурсии министра иностранных дел, члена политбюро ЦК ВПТ К.Киша и его заместителя, члена ЦК ВПТ А.Береи, каково их мнение о системе штрафов на венгерских предприятиях. Киш и Береи не смогли дать определенного ответа, а через несколько дней Береи сообщил тов. Киселеву, что он беседовал по этому поводу с секретарем

 

ЦК ВПТ Э.Гере, который признал, что система штрафов в настоящее время уже изжила себя. До нынешнего года, сказал Гере, еще не существовало уголовной ответственности за нарушения трудовой дисциплины, и система штрафов в какой-то мере оправдывалась, теперь же пора подумать о ее ликвидации2.

В течение первых четырех месяцев 1952 т. венгерские суды вынесли 1046 приговоров на срок от полумесяца до одного года исправительно-трудовых работ за нарушения трудовой дисциплины (по месяцам: январь — 133, февраль — 143, март — 289, апрель — 481; основную массу — 909 и 1046 — на срок от 3 до 6 месяцев) и провели два показательных процесса (всего 7 дел) на шахтах в Татабане и Перешеше. Эта новая форма борьбы с злостными нарушителями трудовой дисциплины (соответствующая, примерно, принятой в свое время в Советском Союзе) и одновременное усиление политико-воспитательной работы ВПТ, профсоюзов и СТМ среди трудящихся дают возможность ликвидировать систему штрафов, противоречащую, как уже указывалось, основным политическим принципам народно-демократического государства3.

II СЕКРЕТАРЬ ПОСОЛЬСТВА СССР
В ВЕНГРИИ Ю.Черняков

АВП РФ. Ф. 077. Оп. 32. П. 158. Д. 59. Л. 148-151. Подлинник.

___________________
1 Датируется по содержанию документа.
2 Информация о применяемой на венгерских государственных предприятиях системе штрафов обеспокоила советскую сторону. По указанию А.Вышинского была, в частности, подготовлена следующая справка об опыте Советской России на этот счет:

«Тов. ВЫШИНСКОМУ А.Я.

Во исполнение Вашей резолюции на письме тов. Киселева от 20 мая с.г.: «Дайте справку об отмене у нас штрафов» сообщаю следующее.

В первом кодексе законов о труде РСФСР, принятом в 1918 году, штрафы с рабочих в качестве меры дисциплинарного воздействия не предусматривались.

В кодексе законов о труде, принятом в 1922 году (кодекс действует и в настоящее время с дополнениями и изменениями), прямо предусматривается, что «наложение на нанявшегося каких-либо денежных взысканий властью нанимателя или администрации предприятия воспрещается, за исключением случаев, предусмотренных специальными узаконениями или правилами внутреннего распорядка» (ст. 43).

Специальными же узаконениями, о которых идет речь в этой статье, предусматриваются лишь некоторые случаи вычета из зарплаты рабочих и служащих непосредственно распоряжениями администрации, как например, удержания из заработной платы в целях возмещения ущерба, причиненного рабочими и служащими предприятию или учреждению, в частности, для погашения задолженности по выданным авансам или для возврата сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок и т.д. Однако эти вычеты не являются штрафами, так как штраф является мерой дисциплинарного воздействия, тогда как в перечисленных случаях речь идет лишь о возмещении государству понесенных им потерь.


 

Таким образом, из изложенного следует сделать вывод о том, что в СССР не существовало и не существует системы денежных штрафов на производстве и учреждениях, налагаемых администрацией на работников в качестве меры дисциплинарного воздействия.

Г.Тункин»
(АВП РФ. Ф. 07. Оп. 27. П. 41. Д. 142. Л. 10-11).

3 Обсуждение проблемы штрафов советский посол Е.Киселев предпринимал и ранее, в частности, 20 мая 1952 г. во время посещения им выставки «История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)» в Будапеште, где экспонировался заглавный лист работы В.И.Ленина «Разъяснение закона о штрафах» (Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953 гг. Т. II. 1949-1953 гг. С. 738-739).

 

 

№ 246

Из дневника А.А.Голиченкова. Запись беседы
с заведующим отделом агитации и пропаганды ЦК РРП Л.Рэуту
о предстоящих Днях Молдавской ССР в Румынии,
реорганизации Института языкознания Академии РНР и др.
1

г. Бухарест

20 июня 1952 г.
СЕКРЕТНО

Посетил Рэуту, чтобы информировать его по существу заданного им по телефону вопроса о том, можно ли считать официальным приглашение в СССР румынской футбольной команды, которое было передано по телефону Румынскому Комитету физкультуры Комитетом по делам физкультуры и спорта СССР.

Я сообщил, что, по наведенным посольством справкам, Комитет по делам физкультуры и спорта при Совете министров СССР приглашает румынскую футбольную команду на товарищескую игру с советскими футболистами, которая должна состояться 24 июня в Москве. Комитет по делам физкультуры и спорта СССР, сказал я, ожидает прибытия румынских футболистов 22 июня и просил Рэуту возможно скорее направить посольству список румынской футбольной команды в количестве 25 чел. для оформления въездных виз и позаботиться об отправке футболистов в СССР на самолете.

Поблагодарив меня за сообщение, Рэуту обещал принять необходимые меры для представления списка и обеспечения отправки футболистов 22 июня на самолете.

Далее Рэуту информировал меня о плане предстоящей декады Молдавской ССР в Румынии. Декада, сказал он, будет проводиться со 2 по 12 августа. В Бухаресте будет проведено два больших торжественных собрания по вопросам: «МССР на пути строительства коммунизма» и «Развитие литературы и искусства МССР». Серия докладов и лекций о МССР будет проведена во всех городах, районах и кружках АРЛЮСа, включая военных; предполагается широко развернуть наглядную агитацию о МССР путем организации выставок, фотовыставок и витрин. Соответствующая работа будет проводиться в печати и по радио. Ход декады будет заснят в


 

кино. Учитывая, что предыдущая выставка об Украинской ССР была очень бледной и не отражала достижений и развития УССР, сказал Рэуту, было бы желательным учесть это и к предстоящей декаде МССР попросить от ВОКС и др. советских организаций прислать соответствующие экспонаты и материалы.

Я обещал Рэуту доложить его просьбу послу.

На декаду МССР, сказал далее Рэуту, будет приглашена делегация деятелей Молдавской ССР, в составе которой желательно иметь представителей ученых, писателей, работников искусств, просвещения, стахановцев, колхозников и ансамбль «Дойна». Рэуту высказал также пожелания организовать обмен письмами между предприятиями, колхозами и различными деятелями МССР и РНР.

Я обещал Рэуту информировать посла о плане декады МССР и его пожеланиях, высказанных в беседе.

В порядке информации Рэуту сообщил, что вторая годовщина выхода в свет гениального труда И.В.Сталина «Относительно марксизма в языкознании» и др. его трудов, опубликованных в книге «Марксизм и вопросы языкознания», отмечена в РНР реорганизацией Бухарестского института языкознания Академии РНР. Бывшие руководители института — А.Грауэр, И.Иордан, А.Россети и др., проповедующие идеалистические концепции в лингвистике, отстранены от руководящих должностей. Президиум Академии создал новый научный совет института в составе — М.Садовяну (председатель), проф. Керестешиу (зам. председателя и директор института), академиков Б.Лазаряну, Е.Петрович, К.Балмуш и профессоров Д.Мокря, Г.Орзя и Ливеску. Ближайшими задачами института, по словам Рэуту, будут дальнейшая работа над новой румынской орфографией, основы которой сегодня публикуются в газете «Контемпоранул», выпуск румынского словаря и реорганизация лингвистических изданий и, в частности, выпуск нового журнала «Румынский язык», разрабатывающего проблемы языкознания РНР.

В сентябре—октябре месяцах, сказал Рэуту, в РНР состоится сессия секции языкознания румынской Академии, на которой будут обсуждаться достижения румынских языковедов и будет принята программа дальнейшей работы. В ноябре месяце будет созвана сессия отделения медицины Академии РНР с участием министерства здравоохранения, на которой будут обсуждены доклады «Материалистические традиции в румынской медицинской науке и учение И.Павлова», «Творческое применение павловского учения в РНР» и «Медицинская практика и учение И.Павлова». На эти сессии, сказал Рэуту, будут приглашены советские ученые. Было бы очень хорошо, продолжал он, если бы в состав делегации советских языковедов вошел проф. Шишмарев, а в состав делегации ученых-медиков СССР вошел академик Иванов-Смоленский. При этом, сказал далее Рэуту, мы будем просить, чтобы советские делегации ученых прибыли в РНР до начала сессий, чтобы ознакомиться с некоторыми материалами и помочь румынским ученым в организации и проведении этих сессий.

 

Пообещав Рэуту о его пожелании информировать посла, я спросил, будет ли прислан посольству план декады МССР и когда предполагается направить приглашения представителям МССР на декаду и советским ученым на сессии Академии РНР.

Рэуту ответил, что все эти вопросы уже предрешены, и он лично проследит за своевременным направлением соответствующих писем в СССР, как только освободится от работы, связанной с окончанием учебного года в сети партийного просвещения. Этой работе мне приходится уделять сейчас особо много времени в связи с разоблачением правого уклона в РНР. Из 700 тыс. членов партии, по словам Рэуту, партпросом охвачено до 40%. В 16194 кружках и политшколах учится 285994 слушателя, 131.177 курсантов обучается в 5.823 партшколах, курсах и вечерних университетах марксизма-ленинизма; около 10.000 чл. партии изучают марксистско-ленинскую теорию самостоятельно. Кроме того, на 60 трех- и шестимесячных курсах, [в] 3-х одногодичных школах обучается 13.071 курсантов с отрывом от производства и 1.134 человека учатся в Высшей партийной школе им. Штефана Георгиу и Высшей школе общественных наук им. А.Жданова. Многие члены партии, занимающиеся изучением марксистско-ленинской теории, по словам Рэуту, не учтены. Учитывая засоренность состава РРП ипродолжающуюся чистку ее рядов, сказал Рэуту, процентный охват членов РРП марксистско-ленинской учебой представляется неплохим.

На мой вопрос о качестве учебы Рэуту дал уклончивый ответ, что об этом можно сказать по окончании учебного года (1 июля), когда итоги будут подведены райкомами, горкомами и обкомами РРП и обобщены ЦК.

Я поблагодарил Рэуту за информацию.

На этом беседа, продолжавшаяся 1 час. 40 мин., закончилась.

ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ
ПОСОЛЬСТВА СССР В РНР А.Голиченков

АВП РФ. Ф. 0125. Оп. 40. П. 202. Д. 12. Л. 45-47. Подлинник.

___________________
1 Разослана Б.Подцеробу, В.Валькову, в дело.

 

№ 247

Из справки сотрудников посольства СССР в Польше
П.П.Турпитько и Ю.Г.Сафирова об идеологической работе
ПОРП
1

г. Варшава

[Ранее 21 июня 1952 г.] 2
СЕКРЕТНО

Польская объединенная рабочая партия проводит серьезную работу по идеологическому воспитанию трудящихся масс Польши. В этой работе ЦК ПОРП повседневно использует богатый опыт большевистской партии во всех областях политического и куль-

 

турного строительства. Руководитель ПОРП т. Берут неустанно нацеливает партию на то, что дружба, помощь и пример Советского Союза являются для польского народа неисчерпаемыми источниками энергии в борьбе за построение основ социализма в Польше, в борьбе за мир во всем мире, в борьбе за создание польской социалистической культуры. Расширение и углубление идеологической работы среди польских трудящихся получило настоящее развитие лишь после разгрома право-националистического уклона в Польше, который ставил своей задачей изолировать польский народ от Советского Союза, не дать возможности польским трудящимся пользоваться богатыми достижениями советского народа.

В основу идеологического воспитания польских трудящихся ЦК ПОРП ставит марксистско-ленинское учение. За годы народной власти у польского народа неизмеримо возрос интерес к книгам, газетам, докладам, лекциям и т.д.

О расширении идеологической работы в народной Польше свидетельствует издание во все увеличивающихся тиражах произведений классиков марксизма-ленинизма. В послевоенной Польше издано 21,2 млн экз. книг по вопросам марксистско-ленинской теории, в том числе произведений Ленина и Сталина свыше 14 млн экз. Издано 13 томов сочинений И.В.Сталина, 12 томов произведений В.И.Ленина. «Краткий курс истории ВКП(б)» выпущен к настоящему времени тиражом более чем 1,5 млн экз.

За годы народной власти издано 30 тыс. наименований книг польских, русских и иностранных классиков, а также произведений современных писателей общим тиражом около 450 млн экз. Уже в 1950 году на одного жителя Польши приходилось 5 изданных книг, в то время как в 1937 году число их составляло 0,7. Если до войны самым большим тиражом выпускался бульварный роман писательницы Мнишек «Прокаженная», то в настоящее время самыми большими тиражами издаются произведения классиков польской литературы Мицкевича (более 2 млн экз.), Пруса (1,8 млн), Ожешко (1,4 млн), Словацкого, Жеромского и др.

Наряду со значительным увеличением тиражей политической литературы, газет и журналов систематически повышается идейно-теоретический уровень публикуемых материалов. Польская печать повседневно освещает борьбу советского народа и других миролюбивых народов за мир во всем мире, разоблачает американо-английских поджигателей войны, публикует много материалов о социалистическом строительстве, широко освещает достижения Советского Союза, ведет борьбу за утверждение методов социалистического реализма во всех областях культуры и искусства.

Однако несмотря на известные достижения, польская пресса имеет ряд серьезных недостатков3. Так, например, в печати, очевидно, по указанию ЦК ПОПР, почти совершенно не ведется антирелигиозная пропаганда и борьба с реакционной деятельностью костела. В печати дается недостаточное количество статей по вопросам марксистско-ленинской теории и классовой борьбы в

 

стране. Весьма слабо печать ведет борьбу против буржуазной идеологии, которой еще в большой степени заражена значительная часть польской интеллигенции.

Большую помощь в деле идеологического воспитания польских трудящихся оказывает советская печать и литература, интерес к которой в Польше непрерывно возрастает. Об этом интересе к жизни советского народа свидетельствуют размеры подписки на советскую периодическую печать. Так, если в 1950 году общее количество советских газет и журналов, получаемых польскими подписчиками, составляло 250 тыс. экз., то в 1951 г. эта цифра увеличилась до 640 тыс. экз. Данные подписки на 1952 г. свидетельствуют о дальнейшем увеличении заинтересованности польских трудящихся такими газетами и журналами, как «Правда», «Большевик», «Комсомольская правда» и др., подписка на которые возросла по сравнению с 1951 г. на 25—35%.

О популярности советской литературы в Польше свидетельствует большое количество переведенных и изданных на польском языке советских книг и брошюр. Только в 1951 г. издано 28 млн экз. книг, из которых произведения классиков марксизма-ленинизма, социально-экономическая и политическая литература составили по тиражу 36%. Выпуск советских книг на польском языке по отношению ко всей изданной в Польше в 1951 г. литературе составил по тиражу 27%. Кроме советских книг, изданных в Польше, в течение 1951 года в страну ввезено из СССР 4,7 млн книг на русском языке.

В целях повышения общеобразовательного и идейно-теоретического уровня польских трудящихся ЦК ПОРП организовал массовое изучение членами партии истории ВКП(б), а также истории польского и международного рабочего движения. По инициативе ПОРП целый ряд польских организаций (профсоюзы, ОПСД, Союз польской молодежи, общество по распространению знаний и др.) проводят тысячи докладов, лекций, бесед и т.д., которые слушают миллионы польских трудящихся. Так, например, только обществом по распространению знаний за 1951 г. проведено 27287 лекций и докладов. В культурно-просветительных мероприятиях общества приняли участие около 5 млн человек. Для подготовки квалифицированных кадров в области марксистско-ленинской теории при ЦК ПОРП организован в 1950 г. институт. Кроме института для подготовки партийных и пропагандистских кадров, созданы центральная (Варшава) и воеводские партийные школы. С 1949 г. по 1952 г. указанные школы окончили около 11 тыс. человек. В 1952 г. центральная и воеводские школы выпустят еще около 3.000 человек. Партийным просвещением в 1951/52 учебном году охвачены 380 тыс. членов и кандидатов партии. Формами партийного просвещения являются кружки, политшколы, вечерние партийные школы и самостоятельное изучение марксистско-ленинской теории.

ЦК ПОРП практикует созыв всепольских совещаний руководителей групп, самостоятельно изучающих теорию марксизма-ле-

 

нинизма, по обмену опытом их работы. Для лучшей постановки партийного просвещения в воеводских и уездных городах, а также при крупных промышленных предприятиях созданы центры партийного просвещения, которые проводят инструктаж руководителей кружков, пропагандистов, лекторов и докладчиков, подбирают литературу и разрабатывают тематику политзанятий.

В целях оказания помощи самостоятельно изучающим историю ВКП(б) воеводские центры партийного просвещения проводят циклы лекций по истории большевистской партии.

Следует указать, что в 1951/52 учебном году заметно некоторое улучшение качества занятий в сети партийного просвещения. Во многих кружках и политшколах занятия проходят на более высоком идейном уровне, увязываются с общими задачами партии и правительства, а также с конкретными задачами, стоящими перед той или иной организацией. Пропагандисты стали чаще обсуждать вопросы классовой борьбы, нацеливать своих слушателей на разоблачение классово-чуждых элементов и пресечение их враждебной деятельности.

Большую роль в деле постановки идеологического воспитания и подготовки специалистов в области марксистско-ленинской теории сыграла делегация советских ученых под руководством проф. Васецкого. Основную работу группа вела в Институте подготовки научных кадров при ЦК ПОРП. Кроме этого, советские ученые читали лекции в воеводских партийных школах. За время пребывания в Польше члены делегаций прочитали свыше 220 лекций и докладов, а также провели большое количество семинаров и консультаций, приняли участие в составлении программ, в разработке диссертационных работ. Характерно, что впервые диссертационные работы слушателей института имели актуальное значение для дела социалистической перестройки польской деревни. Четыре аспиранта, сдавшие кандидатские экзамены, были подготовлены непосредственно указанными советскими учеными.

Однако несмотря на некоторое улучшение политико-просветительной работы в целом, в этой области имеет место ряд серьезных недостатков.

Вследствие ослабления контроля со стороны партийных организаций количество членов и кандидатов партии, изучающих марксистско-ленинскую теорию, уменьшилось в 1952 г., по сравнению с 1951 г., на ПО тыс. человек. В отдельных воеводствах (Катовицкое, Щецинское и др.) партийным просвещением охвачено немногим более 30% членов и кандидатов партии.

В некоторых организациях партпросвещение пущено на самотек, вследствие чего занятия проводятся неорганизованно, на низком идейно-теоретическом уровне при слабой посещаемости, которая иногда составляет от 30—50% слушателей кружков (Быдгощ). Одним из серьезных недостатков в постановке партийного просвещения является большая текучесть и слабая теоретическая подготовка пропагандистских кадров. Совершенно недостаточно поставлена идеологическая работа среди беспартийной массы тру-

 

дящихся, которая в большинстве случаев ограничивается организацией лекций и докладов, проводимых 1—2 раза в месяц. Особенно плохо поставлена политико-воспитательная работа среди творческой интеллигенции. Это объясняется в значительной степени тем, что в Союзах художников, писателей, композиторов, театральных работников и т.д. очень слабое партийное влияние. Партийная прослойка в этих союзах весьма незначительная4. Например, в союзе композиторов имеется только 2 члена ПОРП, да и те состоят на учете в других партийных организациях.

В высшей музыкальной школе в Варшаве среди 60 человек профессорско-преподавательского состава имеется только 3 чл. ПОРП. При этом характерно, что в указанной школе за последние два года в партию не принято ни одного творческого работника. Большая часть преподавательского состава не желает повышать свой идейно-политический уровень. Такое положение заставляет некоторые партийные организации применять методы известного принуждения, обязывающие творческих работников посещать организуемые для них лекции и доклады.

Идеологическая работа среди творческой интеллигенции, как правило, сводится к дискуссиям по отдельным вопросам марксистско-ленинской эстетики, организуемым один раз в 2—3 м-ца. Слабая организация идеологической работы среди интеллигенции является одной из основных причин того, что еще значительная часть творческих работников ориентируется на запад, и в своей деятельности недостаточно использует достижения советской науки, культуры и искусства. Этому в известной степени способствует и печать указанных союзов — газета «Нова культура», журналы «Музыка», «Театр» «Пшегленд артыстычны» и др., — которая мало помещает статей об удачных произведениях советских мастеров искусств и в то же время печатает все критические статьи, опубликованные в советской прессе, в которых вскрываются недостатки в различных областях советской культуры и искусства. Перепечатанные статьи не сопровождаются никакими комментариями, выводами и анализом, не подвергаются творческому обсуждению.

Например, в органе ЦК ПОРП «Трибуна люду» от 25/IV—52 г. была перепечатана полностью статья из газеты «Правда»: «Преодолеть отставание драматургии», в журнале «Музыка» № 10 за 1951 г. была опубликована статья И.Козловского из «Литературной газеты» — «Об опере наших дней». В дальнейшем в дополнение к указанным статьям не было напечатано никаких дискуссионных материалов, хотя как известно, статья Козловского, содержащая ряд неверных положений, в Советском Союзе подверглась критике и всестороннему обсуждению.

Такой метод приводит к тому, что значительная часть колеблющихся творческих работников, читая статьи, в которых обращается внимание на недостатки советской культуры и искусства, все больше поддаются влиянию формалистов. Нередко в связи с указанными статьями колеблющиеся польские деятели культуры заяв-

 

ляют, что социалистический реализм в СССР не имеет еще установившихся принципов, на которые можно было бы опираться польскому искусству. Подобного рода заявления можно слышать даже от руководящих деятелей польской культуры (вице-министр культуры и искусства — Сокорский, генераль[ный] секретарь союза польских художников формалист Шанцер и др.).

Плохую услугу польским реалистам оказывают иногда советские деятели искусства, приезжающие в Польшу. Например, композитор Д.Кабалевский, выступая 15 января с.г. перед польскими композиторами, остановился только на неудачных произведениях советской музыки и почти ничего не сказал о достижениях социалистического реализма в этой области. В то же время Кабалевский дал положительную оценку последним произведениям польских формалистов (А.Пануфника, Веховича и др.). Неслучайно поэтому орган Союза польских композиторов журнал «Музыка» № 1—2 (выпуск в апреле 1952 г.), редакция которого состоит в большинстве из формалистов, полностью поместил указанное выступление Кабалевского5.

Одним из серьезных недостатков в идеологической работе ПОРП является еще слабая постановка политического воспитания среди рабоче-крестьянской молодежи. Это приводит к тому, что наиболее отсталая часть молодежи поддается враждебной пропаганде реакционного духовенства и классово-чуждых элементов. Среди этой части молодежи усиливается влияние буржуазной идеологии, которое выражается в росте хулиганства, плохом отношении к труду, пьянстве и т.д.

* * *

В неразрывной связи с глубокими революционными преобразованиями в области экономики и общественно-политической жизни Польской республики ЦК ПОРП и польское правительство организовали большую работу в области народного просвещения. Известно, что демократическая Польша получила в наследство науку в состоянии большого опустошения. Кадры научных работников в итоге второй мировой войны уменьшились примерно на 40%. Институты и научно-исследовательские учреждения оказались в большинстве разрушенными.

За время существования народной власти партия сумела организовать трудящихся и работников науки на восстановление учебных заведений, лабораторий, школ, библиотек и т.п. В результате созидательной работы в этой области достигнуты значительные успехи. До войны в стране (при 34 млн жителей) насчитывалось 32 вуза, а в настоящее время (при 25 млн жителей) — имеется 83 высших учебных заведения, в которых учится свыше 124 тыс. студентов, что превышает довоенное количество студентов более, чем в 2,5 раза. Создано 102 научно-исследовательских института.

В числе действующих вузов Польши имеется: 7 университетов, 5 политехнических институтов, 10 высших экономических школ,

 

10 медицинских академий, 8 высших педагогических школ, 18 высших художественных школ и т.д.

При этом обращает на себя внимание чрезмерно большое количество (для такой страны, как Польша) высших художественных школ, среди которых имеется 7 музыкальных, 7 школ изобразительного искусства, 3 театральных и 1 киношкола. Если к этому еще добавить 23 средних художественных школы с 30 тысячами учащихся, то станет понятным, что подготовка такого количества специалистов значительно превышает истинные потребности в такого рода кадрах. Некоторые прогрессивные деятели искусств (Закшевский — преподаватель варшавской художественной школы, Кречмар — преподаватель Высшей театральной школы и др.) заявляют, что большинство выпускников художественных школ (особенно в области живописи, скульптуры и графики) не найдут себе работы по специальности. Эти деятели говорят, что при Народной Польше в настоящее время было бы достаточно и половины указанных школ, особенно средних. Они считают, что за счет сокращения этих школ гораздо полезнее было бы создать больше школ, готовящих специалистов для народного хозяйства.

По заявлению министра высших школ и науки А.Рапацкого, в 1952 г. вузы окончит в 5 раз больше специалистов, чем в любой довоенный год. В текущем учебном году 63% всех студентов получают стипендии, тогда как в 1939 г. стипендиями были обеспечены только 9,5% студентов.

С 1951 г. впервые в программу высшей школы введено преподавание диалектического и исторического материализма. Однако это дело находится пока в начальной стадии своего развития. На кафедрах марксизма-ленинизма в вузах или вообще нет преподавателей, или в этой роли подвизаются сомнительные личности. Например, в Ягеллонском университете в Кракове кафедра марксизма-ленинизма с момента ее создания попала в руки профессоров Серадзкого и Пиварского, которые выдавали себя за марксистов. При проверке оказалось, что они были пилсудчиками. Эти люди сняты с работы. Кафедра до настоящего времени не имеет руководителей и не обеспечена соответствующими преподавателями. Не удивительно, что при такой постановке марксистско-ленинского воспитания в университете из 8000 студентов только 150 человек изучают теорию марксизма-ленинизма.

В краковской Высшей экономической школе до октября 1951 г. руководил кафедрой экономики промышленности профессор Беньковский. Этот «ученый» превыше всего ставил учение Тейлора, Форда и т.п. Он хвастался незнанием русского языка и советской экономической литературы. В этом духе невежества воспитывал он и членов своей кафедры, часть которых продолжают работать в указанной школе в настоящее время.

В лодзинской Высшей экономической школе кафедрой руководит католик Рыхвальский, а самым прогрессивным является старый профессор Колле, бывший владелец фабрики и по этой причине слывущий «разбирающимся» в экономике производства.

 

В то же время пропаганда религиозного мракобесия в большинстве высших школ организована образцово. На богословском факультете Краковского университета учатся около 500 студентов. В прошлом году было принято на первый курс факультета 100 студентов. Среди принятых — 24 члена Союза польской молодежи.

В Краковском и Торуньском университетах подпольно действуют религиозные организации, которые распространяют антинародные листовки, делают надписи, направленные против Советского Союза и демократической Польши, срывают плакаты общественных и партийных организаций и т.д. В этих религиозных организациях состоят преимущественно студенты старших курсов — сыновья и дочери торговцев, бывших помещиков и буржуазии и т.д.

Профессорско-преподавательский и студенческий состав некоторых вузов сильно засорен классово-чуждыми элементами. Например, в Торуньском университете среди 3000 студентов учатся 300 бывших андерсовцев. Значительная часть преподавателей этого вуза, работавших до войны в Виленском и Львовском университетах, настроена враждебно к Советскому Союзу и Народной Польше. Такое положение наблюдается и в некоторых других вузах.

Не случайно поэтому в университетах проводится вражеская пропаганда. Например, в Варшавском и Торуньском университетах вражеские элементы стремятся дезорганизовать учебный процесс, внушают студентам не сдавать экзамены, реакционные преподаватели проваливают на экзаменах выходцев из рабоче-крестьянской среды, открыто занимаются травлей преподавателей — членов ПОРП.

В результате такой враждебной деятельности в Торуньском университете в весеннюю сессию 1952 г. сорваны экзамены на III курсе биологического факультета, в Варшавском университете осенью 1951 года на ряде факультетов экзамены сдали в срок только 10—15% студентов.

Партийные организации в некоторых высших школах не ведут активной борьбы с указанными явлениями, а иногда сами поддаются враждебной пропаганде.

Что касается социального состава студентов польских вузов, то рабоче-крестьянская прослойка составляет в среднем от 50—65% всего состава, остальные являются детьми интеллигенции, кулаков, торговцев и т.п. На старших курсах количество детей рабочих и крестьян в большинстве случаев не превышает 10—30%.

В целях улучшения социального состава студентов по инициативе ПОРП при 11 вузах страны созданы 2-годичные подготовительные курсы, рабфаки, на которых готовятся к поступлению в вузы около 5000 передовиков труда, рационализаторов и трудящихся крестьян.

За последнее время ряд вузов, используя опыт Советского Союза в области связи науки с народным хозяйством, начал проводить творческие конференции профессорско-преподавательского состава вузов с представителями промышленных предприятий и сельского хозяйства. На этих конференциях делаются первые по-

 

пытки соединить научные знания с практикой, помочь польским трудящимся в строительстве основ социализма, в выполнении заданий 6-летнего плана.

В целях подготовки квалифицированных технических кадров по решению ЦК ПОРП в стране создано 10 вечерних инженерных школ. Часть из них находится при крупных промышленных предприятиях. Число студентов этих школ достигло 8,5 тыс. человек.

Для повышения научного и идеологического уровня профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов ЦК ПОРП организует специальные курсы. К преподаванию на этих курсах привлекаются видные польские, а также советские ученые. Так, например, в 1951 г. на таких курсах прошли переподготовку свыше 400 профессоров и ассистентов Высших экономических школ Польши. Ректор вроцлавской Высшей экономической школы профессор Гурняк, касаясь совместной работы с советскими учеными на указанных курсах, заявил в печати: «Советские ученые передали нам новейшие материалы по вопросу развития марксистско-ленинского учения и политэкономии в СССР. Мы обсудили с ними большие задачи, стоящие перед польскими учеными в период строительства основ социализма в нашей стране».

Большую помощь также оказывает Советский Союз Польше путем присылки программ и учебников, которые широко используются во многих учебных заведениях страны. В ряде технических, экономических, медицинских, художественных и других вузов некоторые дисциплины преподаются по советским программам и учебникам.

В 1952 г. впервые в истории Польши создана единая Академия наук. Перед Академией поставлена задача привлечь к осуществлению шестилетнего плана всех прогрессивных ученых страны, углубить и укрепить связь науки с практикой, в частности, путем тесного сотрудничества с экономическими и общественными учреждениями в разработке конкретных планов социалистического строительства. Таким образом, польская наука от кустарничества и никем не координируемой деятельности отдельных ученых переходит к плановой работе. Создание Академии наук является важным мероприятием в деле перестройки польской науки. Однако ПОРП и прогрессивным польским ученым придется вести упорную борьбу по разоблачению и преодолению буржуазной идеологии и реакционных теорий, которые проповедуются значительной частью старых польских ученых...

* * *

Успешное осуществление 6-летнего плана открывает для польского народа все новые возможности развития школьного дела и просвещения.

В 1951—52 учебном году в 30 тысячах школ учатся более 3,8 млн детей и молодежи. Свыше 150 тыс. учителей и преподава-

 

телей заняты обучением этого молодого поколения. В течение двух последних лет в Польше было издано около 40 млн экземпляров учебников и школьных пособий.

Впервые в истории Польши (второй учебный год) все польские дети охвачены начальным обучением, тогда как, согласно официальным статистическим данным, перед войной в Польше около

1 млн детей не имели возможности посещать школу. В текущем учебном году Польша располагает уже более чем 12 тыс. 7-летних школ, в которых обучается 82% общего числа учеников, т.е. в

2 раза больше, чем в 1938 г. В деревне число 7-летних школ возросло по сравнению с довоенным уровнем в 4 раза.

Происходящий согласно 6-летнему плану процесс реорганизации начального обучения, когда основной упор делается на создание повсеместно 7-классных школ, способствует ликвидации разницы в области культуры между городом и деревней. Народная Польша, развивая свою культуру и просвещение, пользуется богатым опытом и достижениями Советского Союза, который оказывает ей всестороннюю помощь в этой области. Министерство просвещения РСФСР предоставило польскому министерству просвещения программы и учебники почти по всем школьным дисциплинам, а также много разных методических материалов и пособий, которые используются органами народного образования Польши при разработке новых программ и учебников.

При этом следует, однако, сказать, что в Польше до сих пор нет ни одного заново созданного учебника. Из года в год министерство просвещения занимается исправлением и дополнением старых учебников.

Что касается школьных программ, то в них можно встретить правонационалистические извращения. Так, например, в программах по истории и польскому языку совершенно недостаточно отражены традиции векового сотрудничества русских и польских демократов в борьбе против царского гнета, недостаточно показано влияние русского революционного движения на развитие рабочего движения в Польше. В программах нередко можно встретить значительное количество материалов, посвященных средневековой церковной схоластике.

Не менее важным является вопрос об идеологической подготовке преподавателей. До сих пор будущие преподаватели готовятся в техникумах и институтах по программам, содержащим еще в значительной степени идеалистическую педагогику.

Президент Б.Берут, выступая на III Всепольском съезде учителей (1951 г.), говорит: «Мы должны очистить нашу систему обучения от всех идеологических пережитков старого строя, освободить ее от остатков реакции, скрывающейся за ширмой фальшивых теорий, обнажить и разоблачить буржуазную общественную науку и философию».

Марксистско-ленинская подготовка польских учителей находится на весьма низком уровне. Это в большой степени объясняется незначительной партийной прослойкой среди польских учи-

 

телей. Из 30 тыс. школ партийные организации имеются только в 1600 школах. В некоторых воеводствах партийная прослойка среди учителей совершенно ничтожна. Так, например, в Белостокском воеводстве ни в одной начальной школе нет партийной организации. В средних же школах этого воеводства партийные организации имеются только в 6 школах.

Неудивительно поэтому, что в большинстве польских школ самой видной и авторитетной фигурой является ксендз. Ксендзы проводят вражескую пропаганду, направленную против народного строя Польши, против дружбы с Советским Союзом, против народов СССР. В Варшаве, Катовицах, Познани и др. городах ксендзы ходили по квартирам родителей и грозили, что если родители не переведут детей в школы, где преподается религия, они выпишут из костела родителей и их родных. Некоторые родители поддались угрозам ксендзов и выполнили их требования.

В Катовицком воеводстве в связи с началом учебного года школьники организованно выслушали «проповедь» катовицкого епископа на тему «об укреплении веры в бога». На проповеди присутствовали 15 тыс. юношей и девушек. Во многих воеводствах на подобного рода «проповедях» присутствовали 80—90% учащихся, среди которых было много пионеров и членов Союза польской молодежи.

Польские учителя вместо того, чтобы возглавить борьбу против поповщины, занимают пассивную позицию в этом вопросе, а нередко даже помогают ксендзам организовывать коллективные посещения костелов учащимися. В дни «проповедей» многие школы закрываются, и все учащиеся вместе с преподавателями идут в костел.

Низовые партийные организации и организации Союза польской молодежи также не ведут никакой борьбы против реакционной деятельности клира. Не встречая отпора, ксендзы усиливают свою враждебную пропаганду. Например, в Лодзинском воеводстве ксендзы раздавали ученикам образки, на которых было написано: «верь в бога и борись против безбожья, которое грозит нам с востока». В отдельных уездах (Освенцим) были случаи, когда ксендзы избивали учащихся за то, что они не посещали «проповеди». В Гнезненском уезде после «проповеди» в 9 школах были повреждены портреты т.т. Сталина и Берута.

За последнее время ЦК ПОРП принял ряд мер, направленных на ограничение враждебной деятельности польского костела. В частности, введен контроль правительства над т.н. пастырскими посланиями, которые до рассылки их костелам должны быть согласованы с Управлением по делам католического костела. Решено распустить несколько монашеских орденов (иезуитов, паллатинов и др.). Польское правительство предполагает закрыть ряд монастырей, являющихся местом встреч подпольных организаций и банд, а также служащих местами хранения оружия. Намечается изъять преподавание религии из 500 фабрично-заводских школ. Тираж католических газет и журналов будет сокращен на 50%...6

 

* * *

Наряду с польскими фильмами в стране широко показываются советские фильмы, интерес к которым непрерывно возрастает.

8 1951 г. из общего фонда киновремени польских кинотеатров советские фильмы заняли 48%, польские фильмы и фильмы стран народной демократии — 38% и прогрессивные фильмы капиталистических стран (главным образом, французских и итальянских) — 14%.

Несмотря на ряд неблагоприятных моментов, имевших место в 1951 г. (вражеская пропаганда, направленная, в частности, против демонстрации советских фильмов, продовольственные трудности, отмена льготных билетов в кино и т.д.), общее количество зрителей, посмотревших советские фильмы, составило 79 млн человек, тогда как остальные фильмы посмотрели только 39 млн зрителей.

Благодаря увеличению сети сельских кинотеатров количество зрителей в деревне составило в 1951 г. 19 млн человек (в 1950 г. — 9 млн чел.). Большинство фильмов, показанных в деревне, является советскими кинокартинами. Наибольшим успехом у сельского зрителя пользуются такие фильмы, как «Кубанские казаки», «Щедрое лето», «Смелые люди» и др.

Наряду с известными достижениями польской кинематографии в этой области продолжают оставаться в силе некоторые недостатки, которые имели место до 1949 г. Польское киноискусство отстает от требований современного этапа, переживаемого страной. В кино недостаточно освещаются темы о социалистическом строительстве, о классовой борьбе, нет ни одной картины, посвященной такой важной теме, как польско-советская дружба, не создано картин, в которых показывалось бы формирование новой польской интеллигенции в борьбе против пережитков и влияния старой буржуазной идеологии.

Среди некоторых ведущих работников польского киноискусства наблюдается тенденция уйти от современной жизни и брать сюжеты для своих новых картин из далекого прошлого. Например, известный режиссер Форд только под нажимом ПОРП предполагает заняться постановкой фильма на современную тему. Однако эту картину он собирается сделать «быстро», а затем основательно заняться фундаментальным фильмом о Мицкевиче.

Большим недостатком, препятствующим успешному развитию польского кино, является засоренность его творческих организаций враждебными элементами.

В Лодзинской киношколе некоторые реакционные педагоги не допускают, чтобы выпускники этой школы для своих дипломных работ брали актуальные современные темы. Например, когда один из студентов осмелился сделать короткометражный фильм, посвященный разоблачению т.н. «чудес», организуемых реакционными деятелями костела, то его работа была признана слабой, и студент получил самую низкую оценку. В то же время другой

 

дипломный фильм о страданиях дочери польского фашиста, находящегося в тюрьме, получил в этой школе высшую оценку.

В главном управлении кинематографии наблюдается в последнее время стремление уменьшить выпуск на польские экраны советских фильмов под тем предлогом, что якобы старые советские фильмы польские трудящиеся не будут смотреть, а новых фильмов очень мало. Такое мнение создается реакционными деятелями польской кинематографии и не выдерживает никакой критики, т.к. опыт говорит, что повторный показ замечательных образцов советского киноискусства всегда проходит с неизменным успехом.

Штаты киноорганизаций чрезмерно раздуты. Например, лодзинская кинофабрика насчитывает свыше 1000 сотрудников, которые занимаются в настоящее время производством одной картины.

Раздутые штаты приводят к тому, что выпускаемые и дублируемые картины обходятся очень дорого. Если в Советском Союзе дублирование одного фильма производится за 30—35 дней, то в Польше этот процесс длится более 3 месяцев, а стоимость дублирования в 3 раза выше, чем в СССР.

* * *

Польская объединенная рабочая партия уделяет большое внимание развитию польской литературы и театра как сильным средствам идеологического воспитания трудящихся масс.

Как известно, после освобождения Польши буржуазные элементы пытались сохранить свое влияние на развитие польской культуры и искусства. Трудности борьбы с этими элементами осложнялись тем, что до осени 1948 г. носители буржуазной идеологии занимали ответственные посты на важнейших участках культурного фронта. 1949 год был годом перелома в польской литературе и драматургии. По инициативе ПОРП были проведены творческие съезды польских литераторов и театральных работников, перед которыми были поставлены задачи создать реалистические произведения, отражающие современную жизнь польского народа, мобилизующие трудящихся на борьбу за выполнение шестилетнего плана, воспитывающие народ в духе интернационализма и демократии. Прогрессивные писатели и драматурги откликнулись на призыв ПОРП. Основываясь на богатом опыте Советского Союза, применяя метод социалистического реализма, они создали ряд художественных произведений, посвященных актуальным вопросам современной польской действительности. Одним из таких произведений является книга Тадеуша Конвицкого «На стройке», рассказывающая о строительстве крупнейшего объекта шестилетнего плана — металлургического комбината «Нова Гута». Теме соцстроительства в деревне посвящена книга молодого писателя Виктора Залевского «Тракторы разбудят весну». Повесть Яна Вильчека «Фабрика вступает в строй» опи-

 

сывает борьбу рабочих за восстановление промышленности на западных землях. Книга Зелинского разоблачает подлую роль американо-английских агрессоров и реакционной польской эмиграции, организующих заговоры против Народной Польши. Наряду с прозаиками, польские поэты также создали произведения, посвященные современным событиям в Польше. Таковы произведения Броневского, Тувима, Яструня и молодых поэтов Ворошильского, Брауна, Кубяк и др.

Процесс творческой перестройки захватил и драматургию. Состоявшийся в 1949 г. конкурс на современную польскую пьесу принес известные положительные результаты. Во время конкурса и в последующий период был написан ряд пьес, которые прочно вошли в репертуар театров. К таким пьесам относятся произведение Яна Роевского «Тысячи храбрых», рассказывающее о трудовом героизме строителей Варшавы, с успехом идущая в польских и иностранных театрах пьеса Леона Кручковского «Немцы», которая отмечена Государственной премией I степени и которая внесла серьезный вклад в дело преодоления враждебных настроений к немецкому народу. Пьеса Ежи Лютовского «Проба сил», показывающая классовую борьбу среди польской интеллигенции, лучшая часть которой пошла вместе с народом и активно помогает строительству новой Польши. Большим успехом у польского зрителя пользуется пьеса Я.Варминьского «Победа», посвященная классовой борьбе в деревне и созданию производственных кооперативов. Пьеса Адама Тарна «Обычное дело», разоблачающая продажность американского суда. Эта пьеса с успехом идет в настоящее время в Киевском театре им. И.Франко.

Огромное значение в перестройке польского театра в его борьбе за социалистический реализм имел состоявшийся в 1949 г. фестиваль советских пьес в Польше, а также большая помощь, оказываемая польскому театру со стороны деятелей советской культуры.

В настоящее время в Польше работает 77 профессиональных театров и свыше 10 тыс. коллективов художественной самодеятельности. В 1951 году их выступления просмотрели более 10 млн трудящихся.

Наряду с польскими пьесами театры и клубы показывают русские классические и советские пьесы.

Только в 1 кв. 1952 г. в польских театрах было поставлено свыше 40 пьес, опер и балетов русских и советских авторов.

Следует, однако, сказать, что польская литература, драматургия и театр не стали еще прочно на путь социалистического реализма.

Значительная часть современных литературных произведений и театральных постановок страдает схематизмом. Это объясняется в первую очередь тем, что литераторы и деятели театра в большинстве своем не понимают глубины происходящих в Польше социальных процессов, не изучают становление нового человека,

 

весьма слабо владеют марксистско-ленинской методологией. Этими же причинами можно объяснить и тот факт, что старые польские актеры не могут создать правдивые и глубокие образы новых людей Польши. Особенно им не удаются образы советских людей. В некоторых польских театрах до сих пор имеют место формалистические постановки, стремление уйти от современной тематики и ставить пьесы мистического характера, нежелание ставить советские пьесы (Познаньский драматический театр, Краковский театр «Рапсодия», Вроцлавский драматический театр и др.).

Серьезным препятствием в изжитии указанных недостатков является отсутствие надлежащей марксистской критики. Кадры литературных и театральных критиков весьма немногочисленны и слабы в идеологическом отношении.

В польских творческих союзах и театральных коллективах, как правило, все руководящие должности заняты представителями старшего поколения, считающимися непререкаемыми авторитетами в области искусства. Эти специалисты в большинстве своем придерживаются старой идеологии. Некоторые из этих деятелей стараются воспитывать учащихся художественных школ в направлении, чуждом народно-демократическому строю. Например, в Высшей театральной школе в Варшаве профессор этой школы Ян Свидерский для выпускных экзаменов избрал постановку пьесы Выспянского «Клятва», являющейся крайне реакционным произведением, проповедующим мракобесие и религиозный фанатизм. В высшей школе изобразительного искусства в Варшаве часть старой профессуры воспитывает студентов в духе французской формалистической школы.

* * *

Говоря о польском изобразительном искусстве, следует отметить, что ПОРП стала уделять все больше внимания этому участку работы. Руководящие работники ЦК ПОРП на творческих съездах и конференциях указывают польским художникам на необходимость изучения богатого опыта советских мастеров живописи. По инициативе партии в Советский Союз посылались делегации работников изобразительных искусств с целью ознакомления с достижениями советского искусства. По приглашению ПОРП в Польшу приезжали видные советские искусствоведы и художники, которые оказали ценную помощь в перестройке польского изобразительного искусства. Положительное значение для развития живописи, скульптуры и графики имели две Всепольские художественные выставки, организованные по предложению ЦК партии в 1950 и 1951 гг. В результате указанных мероприятий значительная часть польских художников стала ориентироваться на советское изобразительное искусство и в своем творчестве все более [широко] применять метод социалистического реализма.

 

Однако формалистическое направление в изобразительном искусстве имеет еще прочные позиции. Среди художников идет упорная идеологическая борьба. Эта борьба усугубляется тем обстоятельством, что ряд руководящих работников ЦК ПОРП и министерства культуры и искусства (Циранкевич, Сокорский, Мотыка и др.) поддерживают формалистов, выдвигают их на руководящие посты в творческих союзах, присуждают премии за формалистические работы и в то же время всячески препятствуют популяризации произведений художников-реалистов. По заявлению прогрессивного польского художника Закшевского, секретарь ЦК ПОРП по пропаганде Э.Охаб за последние два года ни разу не беседовал с художниками-реалистами, поддерживая в то же время постоянные связи с художниками-формалистами. Вице-министр культуры и искусства Сокорский, выступая в художественной академии в Варшаве, призывал студентов ориентироваться на сопотскую школу, творческие методы которой основываются на принципах французской формалистической школы. На всепольском съезде художников, состоявшемся в январе 1952 г., Сокорский в присутствии советской делегации заявил, что борьба против формализма привела якобы к натурализму. Таким образом, Сокорский ориентировал съезд на ослабление борьбы против формализма. На этом же съезде генеральный секретарь союза польских художников Шанцер заявил, что формализм был в свое время революционным течением7. Характерно, что указанные выступления не нашли должного отпора ни на съезде, ни в органах партийной печати.

Серьезным недостатком в деле разгрома формалистов является то, что партия не выносит работы художников на обсуждение широких трудящихся масс. Выставки, как правило, организуются только в одной Варшаве для сравнительно узкого круга лиц. Несмотря на просьбы художников-реалистов организовать передвижные выставки в других городах Польши и особенно в крупных промышленных центрах, формалистическое руководство союза художников упорно отказывается проводить такое мероприятие.

* * *

За время существования свободной Польши серьезные изменения произошли также и в области развития музыкального искусства. Еще в 1949 г. на пленуме Союза польских композиторов партия потребовала поставить творчество композиторов на службу широким трудящимся массам, строящим социализм. Новая жизнь потребовала новых художественно совершенных и идейно зрелых музыкальных произведений, искоренения формализма и освоения методов социалистического реализма, повышения исполнительского мастерства. Значительную роль в решении этих задач сыграл Всепольский музыкальный фестиваль, проводившийся с апреля по декабрь 1951 года.

 

Польские композиторы подготовили к фестивалю 172 массовых песни, три оперы, 8 балетов, 61 симфоническое произведение, 24 концерта для голоса или инструмента и т.д. Среди этих произведений имеется целый ряд достаточно зрелых в идейно-художественном отношении работ. К числу таких произведений могут быть отнесены кантата А.Градштейна «Слово о Сталине» (на слова В.Броневского), опера Шелиговского «Бунт жакув»8, кантата композитора Войтовича «Пророк» (на слова Пушкина). Создан ряд массовых песен: «Нова Гута» композитора Лютославского, «Поход дружбы» и «Шестилетний план» Сыгетинского, «Миллионы рук» Олеарчика и др.

Следует отметить, что фестиваль явился мощным толчком для развития художественной самодеятельности в стране. За время фестиваля на заводах, фабриках, в кооперативных хозяйствах было создано около 500 новых самодеятельных коллективов, а всего в фестивале участвовало около 10.000 коллективов художественной самодеятельности. Кроме этого, в фестивале участвовало 9 филармоний, 4 оперных театра, 7 симфонических оркестров, ансамбль песни и пляски «Мазовше» и др. профессиональные музыкальные коллективы.

Во время фестиваля было дано около 20 тыс. концертов, на которых побывало несколько миллионов человек.

Фестиваль показал также, что в польской музыке, особенно в симфонической, формализм сохраняет еще прочные позиции. Об этом свидетельствует II симфония и IV смычковый квартет Г.Бацевич, некоторые симфонические произведения А.Пануфника, Малявского и др. Неслучайно поэтому произведения этих композиторов пользуются успехом у т.н. «ценителей» музыки на западе. На международном конкурсе в Бельгии указанный формалистический квартет Бацевич получил первую премию. Характерно, что руководство министерства культуры и искусства сочло возможным включить в концерт, организованный в Париже для членов делегаций шестой сессии ООН, формалистические произведения указанных польских композиторов.

Необходимо отметить также серьезное отставание польских композиторов в области создания хороших массовых песен. За последние годы польскими композиторами было написано свыше 500 песен, однако, из этого количества признание народа получило не более 10 песен, т.к. подавляющее большинство их посвящено не актуальным злободневным темам, а написано на стихи старых польских и французских поэтов, в которых звучат ноты пессимизма и безысходности. К числу подобного рода произведений можно отнести песни Ежи Сокорского (брат вице-министра Сокорского), С.Веховича, Е.Лефельда, Пануфника и др. В произведениях другой части композиторов имеет место подражание американской джазовой какофонии (В.Вальди, В.Шпильман, Г.Бацевич и др.).

 

Большой популярностью в Польше пользуется советская массовая песня. Советские песни поют миллионы польских трудящихся. Необходимо, однако, указать, что ВОКС присылает мало (без всякого тематического подбора) новых советских песен. Министерство культуры и искусства Польши также не проявляет в этом деле должной инициативы, не издает в достаточном количестве советских песен, не интересуется новинками в этой области.

Это привело к тому, что в Польше поются преимущественно песни предвоенных и военных лет.

* * *

Важным средством идеологического воспитания польских трудящихся является радио. ПОРП, придавая исключительно серьезное значение работе радио, повседневно заботится об улучшении качества радиовещания, следит за подбором кадров для этого участка работы.

В довоенной Польше до 1934 г. не существовало ни одной радиостанции. В 1939 г. число радиоабонентов было немногим более миллиона.

Во время войны гитлеровцы разрушили все радиостанции и конфисковали все радиоприемники. После освобождения Польши Советской армией восстановление радиовещания пришлось начинать с самого начала. Неоценимую помощь Польше оказал тогда Советский Союз. 11 августа 1944 г. в освобожденном Люблине начала работать первая радиостанция — дар Советского Союза. Затем была восстановлена целая сеть радиостанций. В настоящее время в Польше работает 13 радиостанций и 11 радиовещательных студий. Имеется также два опытных телевизионных центра. К настоящему времени число радиоабонентов достигло около двух миллионов, в том числе более одного миллиона владельцев ламповых радиоприемников.

По инициативе ПОРП только в 1951 г. было радиофицировано свыше 1,5 тыс. сел, около 1000 земледельческих производственных кооперативов, свыше 800 госземхозов, около 2000 предприятий и учреждений и около 500 школ.

В передачах польского радио большое внимание уделяется борьбе народов за мир и ведущей роли Советского Союза в этой борьбе, вопросам социалистического строительства в стране, разоблачению агрессивной политики американо-английского блока. Широко освещает польское радио достижения польской науки, культуры и искусства. Особое внимание в радиопередачах уделяется советской тематике. Ежедневно более 3 часов посвящается передачам о жизни и деятельности советского народа, о его достижениях во всех областях политического, хозяйственного и культурного строительства.

 

Большую помощь оказывает польское радио изучающим русский язык. Уроки русского языка передаются 2 раза в неделю и пользуются большой популярностью у польских трудящихся.

Особо необходимо отметить работу польской коротковолновой станции, т.н. радиостанции мира, информирующей мировую общественность на 12 языках о жизни и развитии Народной Польши.

Эта станция умело и в острой форме разоблачает происки внешней и внутренней реакции, срывает маску с изменников родины, продавшихся американскому империализму. Передачи указанной станции вызывают дикую злобу у врагов Народной Польши. Эта ненависть выразилась, в частности, в убийстве в 1951 г. американской агентурой в Варшаве одного из лучших редакторов упомянутой станции.

К недостаткам работы польского радио следует отнести отсутствие надлежащего контроля со стороны партийных организаций за работой воеводстких радиостанций, которые допускают в своих передачах грубые политические ошибки. Так, например, в начале 1952 г. катовицкая радиостанция в передаче «Люди передовой шахты» отмечала, что горняки этой шахты работают в опасных для жизни условиях, что о людях там нет никакой заботы, что все сводится к тому, чтобы только выполнить план. В одной из передач для деревни, посвященной производственным кооперативам, эта же станция сообщала, что только «неурожай, отсутствие помощи со стороны государства вынудили крестьян вступить в производственные кооперативы».

Передачи катовицкой радиостанции в подавляющем большинстве не затрагивают важных для воеводства вопросов. В январе 1952 г. передачи для шахтеров составили 2%, для металлургов 0,5%, для деревни 5,5% от общего количества радиопередач.

Общим недостатком всех радиостанций Польши является то, что они в программу радиопередач так называемой легкой музыки включают значительное количество произведений, весьма похожих на низкопробные образцы американского джаза. При этом некоторые оркестры радиостудий ухитряются переделывать пр







Date: 2015-06-11; view: 395; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.086 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию