Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие n 2





РАССТРОЙСТВО ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ. СЛАБОУМИЕ.

 

1. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1а. Печатные источники:

1. Н.М.Жариков,Ю.ГТюльпин. Психиатрия,М„2000,стр. 118-124, 95-99, 129-132.

2. М. В. Коркина и др. Психиатрия, М, 2002, стр. 64 – 73.

 

 

1б. Учебные таблицы: Таблица 1.

 

СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ Таблица №1

Рациональное мышление Умозаключения Суждения Понятия
Чувственное созерцание Представления Восприятия Ощущения

 

СВОЙСТВА ПАМЯТИ И ЕЕ ПАТОЛОГИЯ. Таблица №2

Непосредственное запоминание (восприимчивость) Фиксационная амнезия Антероградная амнезия Корсаковский синдром
Воспроизведение (репродукция) Ретроградная амнезия
Удержание (ретенция) Прогрессирующая амнезия Амнестическая деменция

МЫШЛЕНИЕ. Таблица N 3.

 

Течение мыслей. Последо-вательность и темп сочета- ния понятий представлений (ассоциативного процесса) Мыслительные способности Способность к суждениям и умозаключениям. Критика (способность и самооценка).  

1в. Перечень учебных элементов:

1. Память (физ.,м.пс.)

2. Функции памяти

3. Фиксация (м.пс.)

4. Ретенция (м.пс.)

5. Репродукция (м.пс.)

6. Виды памяти

7. Кратковременная память (физ., м. пс.)

8. Долговременная память (физ., м. пс.)

9. Нарушения памяти

 

10. Парамнезии

11. Конфабуляции

12. Фантастические конфабуляции

13. Замещающие конфабуляции

14. Амнезии

15. Антероградная амнезия

16. ретроградная амнезия

17. Фиксационная амнезия

18. Прогрессирующая амнезия

19. Корсаковский синдром

20. Мышление (физ., м. пс.)

21. Патология уровня мышления

22. Конкретно-образный уровень мышления

23. Конкретно-примитивный уровень мышления

24. Нарушения критики

25. Нарушение течения мыслей

26. Ускоренное мышление

27. Заторможенное мышление

28. Разорванное мышление

29. Бессвязное мышление

30. Патологическая обстоятельность

31. Резонерство

32. Слабоумие

33. Олигофрения

34. Дебильность

35. Имбецильность

36. Идиотия

37. Деменция

38. Лакунарный тип деменции

39. Атеросклеротическая деменция

40. Глобарный тип деменции

41. Сенильная деменция

42. Прогрессивно-паралитическая деменция

43. Эпилептическая деменция

44. Асемический тип деменции

2 ДООПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

2а. Самоконтроль усвоения учебных элементов (контрольные тесты)

ТЕСТЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ

а). Тесты на опознание:

1. Является ли воспроизведение следов прошлого опыта свойством памяти

2. Является ли нарастающее опустошение памяти признаком ретроградной

амнезии

3. Характерна ли фиксационная амнезия для Корсаковского синдрома

4. Преобладают ли нарушения критичности при лакунарной деменции

5. Является ли нарушение грамматической структуры предложения

особенностью ускоренного мышления.

6. Характерно ли для лакунарной деменции нарушение памяти

7. Характерна ли обстоятельность мышления для сенильной деменции

8. Свойственны ли нарушения памяти шизофреническому слабоумию.

б). Тесты на различение:

1. Укажите характерные признаки Корсаковского синдрома:

а) Прогрессирующая амнезия.

б) Антероградная амнезия.

в) Гипермнезия.

г) Фиксационная амнезия.

д) Конфабуляции.

2. Укажите характерные признаки лакунарной деменции:

а) Слабость суждения.

б) Снижение памяти.

в) Отсутствие памяти.

г) Снижение обобщения.

3. Укажите характерные признаки эпилептического слабоумия:

а) Конкретность мышления.

б) Олигофазия.

в) Обстоятельность мышления.

г) Прогрессирующая амнезия.

д) Разорванность мышления.

е) Уменьшительные слова.

4. Укажите характерные признаки прогрессивно-паралитической деменции.

а) Лакунарный тип деменции.

б) Отсутствие критики.

в) Эйфория.

г) Бессвязность мышления.

д) Бред величия.

в) Тесты на классификацию:

1. Укажите, для каких синдромов характерны следующие признаки:

1. Корсаковский синдром

а) Отсутствие ориентировки во времени и
месте

б) Слабость суждения.

в) Отсутствие критики.

2. Г'лобарная деменция г) Фиксационная амнезия.

д) Антероградная амнезия.

е) Конфабуляции.

ж) Конкретно-примитивный уровень мышления

2. Укажите, для каких заболеваний характерны следующие признаки:

1. Атеросклеротическая деменция а) Слабоумие

2. Сенильная деменция б) Отсутствие критики

в) Черствость

г) Грубые нарушения

поведения

д) Прогрессирующая амнезия

е) «Жизнь в прошлом»

ж) Снижение абстракции.

ТЕСТЫ ВТОРОГО УРОВНЯ

а) Тесты на подстановку:


1. Фиксационная амнезия характеризуется....

2. Прогрессирующая амнезия характеризуется....

3. Парамнезии делятся на....

4. Патологическая обстоятельность характерна для... слабоумия.

5. Для глобарной деменции характерно отсутствие...

б) Тесты конструктивные:

1. Перечислите признаки Корсаковского синдрома.

2. Перечислите признаки лакунарной деменции.

3. Перечислите виды нарушения мыслей.

4. Перечислите характерные признаки олигофрении.

в) Типовая задача:

Назовите психопатологический синдром больного:

Больной А.,63 лет не может назвать числа, месяца, года, не может найти своего места в палате. Легко вступает в общение. Правильно называет свою фамилию, имя, отчество, даты Октябрьской революции, Великой Отечественной войны. Способен обобщать однородные предметы в группу (например: стол, стул, кровать - мебель). Пословицу "Не в свои сани не садись" объясняет: "Не за свое дело не берись". Пред­ложенное запомнить имя и отчество собеседника через 3 минуты назвать не мо­жет.

г) Типовая задача:

Назовите психопатологический синдром и диагноз болезни у больного: Больная 69 лет. В течение последнего года бывают головные боли, головокружение. Появилась раздражительность, бессонница, стала уставать от до­машней работы. Иногда забывает имена знакомых, не может вспомнить, куда поло­жила вещь. Затрудняется в запоминании новых фактов, неточно называет даты. Для того, чтобы не забыть имя своего врача, записывает его на бумажке. При воспоми­наниях о давних событиях, путает их последовательность, сама замечает свои ошиб­ки, при этом очень огорчается. Устный счет производит правильно, но иногда оши­бается в простых задачах, обычно поправляет свои ошибки сама. При последова­тельном вычитании из 100 по 7 вначале давала правильные ответы, потом сбива­лась. Не улавливает переносный смысл пословицы. Понимает, что у нее значитель­но снизилась память. Озабочена этим, спрашивает, можно ли ее вылечить. При упо­минании о дочери и внуках на глазах появляются слезы, но тут же, при перемене темы разговора, успокаивается. Держится корректно, опрятна, добродушна.

В неврологическом состоянии - сглаженность левой носогубной складки, справа - небольшая слабость руки и ноги, коленный и ахиллов рефлексы выше нор­мы, изредка - пошатывание при ходьбе.

На рентгенограмме грудной клетки - увеличение размеров левого желудочка сердца, уплотнение аорты, повышение прозрачности легких, глухость тонов сердца.

2. Контроль преподавателя (опрос студентов по перечню учебных

элементов).

3. ОПЕРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Исследование больных с нарушениями памяти и мышления, различными типа­ми слабоумия. Анализ полученных данных.

За. Задача - та же, что и в занятиях N1, N2.

 

3Б. Средства и инструкции для выполнения задачи:

1. План краткого психического статуса, стр.20

2. Приемы исследования внимания, памяти, мышления (дополнительно к разде­лу "Мышление и память" в плане психического статуса на стр.).

Внимание:

а) Наблюдение в беседе должно выявить, способен ли больной

сосредоточиться, слушая, что ему говорят и пересказать;

б) Последовательное вычитание из 100 по 7 или по 13;

в) Перечисление дней недели в обратном порядке.


Память.

а) Проверка запоминания текущих событий дня, что делал, что ел, где был, кого видел.

б) Запоминание нескольких однозначных цифр, слов (не менее пяти), например: нужно спросить их через 1 мин., через 10 мин., через час.

в) Прослушивание короткого рассказа или басни с последующей передачей содержания. Например: ПЛОХОЙ СТОРОЖ. У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко. УМНАЯ ГАЛКА. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было ее достать. Она стала кидать в кувшин камешки и столько набросала, что вода поднялась и можно было пить.

г) Память на прошедшие события, на общеизвестные исторические факты, на события личной жизни, сохранность школьных и профессиональных знаний. Конфабуляции выявляются в рассказах больного о своей жизни или путем специальных "на­водящих" вопросов: "Что вчера здесь произошло "."Где вы были вчера ", "Кого встретили "."Куда ходили ","Куда ездили ".

МЫШЛЕНИЕ

Кроме проб, необходимо наблюдение за поведением больного в отделе-нии, во время беседы. Учитывается сохранение чувств такта, понимание ситуации, умение вести себя в новой обстановке. Во всех случаях при определенной степени слабо­умия во внимание принимается культурный уровень больного, запас знаний.

а) Для оценки простейших суждений в первую очередь нужны высказы-вания больных об окружающих их людях, об их поступках. Выясняют понимание боль­ными возможных причин этих поступков, умение плани-ровать действия при решении привычных задач, например: рассказать, как приготовить пищу, рассчитать, сколько продуктов требуется на обед для семьи и т.д.

б) Способность к более сложным суждениям и абстрактному мышлению исследу­ются путем проб на обобщение однородных понятий, например, стол, стул, диван (мебель), разграничение понятий: кража и заем, река и озеро, ложь и ошибка; при грубом слабоумии - более отдаленных понятий, например: машина и лошадь, рыба и лодка; понимание переносного значения поговорок, пословиц, умение применять их к ситуациям, близким

и понятным больному, понимание подтекста басен, шуток,
общего смысла короткого рассказа.

 

При исследовании критики выясняют:

а) отношение пациента к его болезни в целом - считает ли он себя больным, в чем видит болезнь, как переживает сам факт заболевания;

б) отношение к отдельным жизненным изменениям: как сам больной оценивает изменение своих мыслительных способностей, нарушение памяти, речи, отношение к этим недостаткам при указании на них со стороны. Регистрируют также способ­ность улавливать ошибки в суждениях других больных или ошибки в суждениях, нарочито высказанных собеседником;

в) критика больного к своему поведению: отметить реакцию больных на собственные неправильные поступки при указании на них, понимание больным отношения к нему окружающих, такие проявления, как развязность, бестактность.


4. ПООПЕРАЦИОННЫЙ И ПОСТОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ.

4а. Самоконтроль:

а) то же, что в занятии N 1.

б) то же, что занятии N 1.


46. Контроль преподавателя:

такой же, как и в занятии N 1.







Date: 2015-07-02; view: 1618; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию