Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психические нарушения при закрытых травмах черепа в остром и отдаленном периоде
Психические нарушения делят в соответствии с этапами травматического периода. В остром периоде – кома, сопор, оглушение, острые психозы. В периоде реконвалесценции – подострые и затяжные травматические психозы. В отдаленном периоде – различные варианты психоорганического синдрома в рамках травматической энцефалопатии. Клиника острых травматических психозов – оглушенность, делирий, эпилептическое возбуждение, сумеречное помрачение сознания. Развивается после выхода из бессознательного состояния. Начинает отвечать на вопросы, но затем вскакивает, стремится куда-то бежать. Могут наблюдаться галлюцинозы или Корсаковский синдром с конфабуляциями, псевдореминисценциями и часто ретроградной амнезией. Травматические аффективные психозы развиваются через несколько недель после ЧМТ (период реконвалесценции). Ведущее место занимают аффективные и бредовые, наблюдаются маниакальные, депрессивные расстройства. При депрессивных состояниях появляется ипохондрическая самооценка, при маниакальных – бред величия, эйфория, двигательная активность. В отдаленном периоде проявляются негативные расстройства, обусловленные сформировавшимся дефектом (психоорганический синдром) – травматическая церебрастения, энцефалопатия, эпилептиформные пароксизмальные расстройства, травматическое слабоумие. Астения (церебрастения) – наиболее частое расстройства (60%), преобладает раздражительность, истощаемость, недовольство собой и окружающими, колебания АД, тахикардия, вестибулярные расстройства, ригидность нервных процессов. Может быть адинамия, снижение работоспособности. Наблюдается неврозоподобный синдром, истерические реакции, тревога. Эпилептиформные расстройства – характерен полиморфизм пароксизмальных расстройств, могут быть генерализованные, джексоновские и малые припадки. При травматической энцефалопатии ведущим являются аффективные расстройства, увеличение эмоциональных реакций. Аффективно-бредовые психозы в виде маний и депрессий. Депрессии – тоска, тревога, ипохондрические переживания с дисфорической оценкой своего состояния и окружающего. Аффективно-бредовый синдром включает: – галлюцинаторно-бредовый психоз (бред конкретный, простой, галлюцинации истинные, психомоторное возбуждение сменяется заторможенностью); – паранойяльные психозы развиваются чаще через 10 и более лет, типичны сверхценные и бредовые идеи и изменения личности. Травматическое слабоумие наблюдается у 3–5% перенесших ЧМТ.
38. Резидуально-органические, нервно-психические нарушения у детей: клиника, лечение и профилактика тяжелых последствий
Примерно 1/5 часть детей на учете с этим синдромом у невропатологов и психиатров. У взрослых встречается редко, т.к. переходит в патологию характера, алкоголизм и др. Резидуально-органические, нервно-психические расстройства (РОНПР) – это расстройства, обусловленные относительно стойкими последствиями органического поражения головного мозга (внутриутробная, перинатальная, ранняя постнатальная патология), это следствие уже ЗАКОНЧИВШЕГОСЯ органического церебрального заболевания. Выделяются следующие формы РОНПР: I. Дизонтогенетические формы: 1) симптомы нарушения развития отдельных систем мозга – органический дефект возникает до завершения созревания мозговых структур, что ведет к нарушению развития отдельных психических функций. а) задержка речевого развития – ребенок неправильно воспринимает звуки слышимой речи, поэтому неправильно говорит и пишет (страдает фонематический слух). Соответственно плохо учится по русскому языку. Интеллект не страдает. б) нарушение школьных навыков – может страдать письмо (дисграфия), чтение (дислексия), счет (дискалькулия). По соответствующим предметам возникают проблемы. В целом интеллект не нарушен. в) нарушение психомоторики – может страдать тонкая психомоторика (плохо пишут, не умеют застегивать пуговицы, завязывать шнурки) и координация движений в целом (неловкие, неуклюжие). г) нарушение пространственных представлений – не различают, где право, где лево, пишут зеркально. Эти расстройства относятся к пограничной интеллектуальной недостаточности, требуют дифференциальной диагностики с олигофренией. д) первичный энурез – наблюдается с рождения, связан с повышенной глубиной сна (ребенка невозможно разбудить). Во сне сфинктеры расслабляются, выделяется небольшое количество мочи, при этом ребенок спит и не просыпается. Характерна анозогнозия, своим дефектом не тяготятся. 2) симптомы инфантилизма (дисгармонический или органический инфантилизм) – в связи с органическим поражением головного мозга страдает эмоционально-волевая сфера и предпосылки к интеллекту. Учиться могут в специальных коррекционных школах, в отличие от гармонического инфантилизма (пограничная интеллектуальная недостаточность при микросоциальной педагогической запущенности), когда ребенок идет в обычную школу, но с задержкой в 1 год. II. Энцефалопатические формы – органический дефект возникает после завершения созревания структур головного мозга, что приводит к поражению, выпадению функций и выражается в различных формах психоорганического синдрома. 1) Наиболее часто встречается церебрастения («фон») – головная боль во второй половине дня в виде приступов, может быть с тошнотой, рвотой. Плохо переносят жару, духоту, работу внаклон. Наблюдаются вегетативные расстройства – ВСД, ортостатический обморок, потливость, сниженный аппетит, повышенная утомляемость. Незначительно снижена память. Характерна раздражительность, плаксивость, смена настроения, капризность. У детей младшего возраста – сочетается с расторможенностью, эйфоричностью; у старших – с вялостью, медлительностью, сниженным настроением. Синдром может приводить к школьной дезадаптации, сопровождаться невротическими реакциями. 2) Неврозоподобный синдром – проявляется сниженным настроением, недовольством, раздражительностью, плаксивостью, ипохондричностью. Могут быть неврозоподобные страхи в виде приступов страха смерти, сопровождающиеся выраженными вегетативными расстройствами по типу вегетативного криза (обычно после инфекционного заболевания). Появляются немотивированный страх, паника. Длительность – около 1 часа. Наиболее часто встречаются системные неврозоподобные расстройства – тики, заикание, энурез. Такие дети наблюдаются с рождения или с раннего возраста. Проявления мало зависят от ситуации. Состояние имеет стабильное течение. 3) Психопатоподобный синдром – выделяют 2 типа: – бестормозный тип – нет волевых задержек, живут по принципу удовольствий, любое желание выполняется сразу. Не способны к систематической деятельности, все быстро надоедает. Переживания очень поверхностные, быстро изменяются. Обиды, наказания, похвала быстро забывается, поэтому трудны в поведении. Очень общительны, но близких друзей не имеют. Беспечны, эйфоричны («рот до ушей»), неусидчивы, инфантильны. Полное отсутствие критики к своему поведению. – эксплозивный вариант – взрывчатый, агрессивный. Склонны к дисфориям, угрюмы, недоверчивы, враждебны со взрослыми, грубы, младших притесняют, издеваются, очень упрямы. Имеются различные нарушения влечений – садистические наклонности, сексуальные переверзии, характерна ранняя половая жизнь, склонны к алкоголизации, наркомании, бродяжничеству, криминальным поступкам. 4) Эпилептиформный синдром – судорожные проявления. 5) Синдромы деменции (см. пункт «Интеллект, его основные свойства, нарушения» на стр.13). III. Смешанные формы – гипердинамический синдром (психомоторной расторможенности, гиперкинетический по МКБ‑10) – выражается в неусидчивости, чрезмерной двигательной активности, расторможенности, нарушении активного внимания (повышенная отвлекаемость), повышенная возбудимость, склонность к конфликтам, дракам.
39.Шизофрения, продуктивная и негативная психопатологическая симптоматика
Шизофрения – прогредиентное психическое заболевание, возникающее на основе наследственного предрасположения, которое имеет непрерывное или приступообразное течение и приводит к своеобразным изменениям личности в виде дезинтеграции психики, аутизма, эмоционального обеднения и снижения активности. Симптоматика. 1. негативные симптомы (син.: обязательные, облигатные) – их появление делает диагноз шизофрении несомненным. Появляться они могут в разной последовательности, степень выраженности также может быть различной. а) Схизис (дезинтеграция, разлаженность психики, неравномерность, мазаичность, амбивалентность эмоций; П: тяжелое расстройство мышления и речи в виде разорванности при сохранности памяти, сама разорванная речь- страдает логическая сторона при сохранении грамматической); б) Аутизм – уход в себя, замкнутость, живет в своем внутреннем мире, ни с кем не общается и даже не имеет желания; необычные, оторванные от повседневности мысли, фантазии, грезы; глазная интраверзия – взгляд устремленный в себя. в) Патология эмоций – исчезает эмоциональный резонанс, что приводит к эмоциональной тупости, парадоксальности эмоций (феномен «дерева и стекла»), амбивалентность эмоций. Отсюда - гипомимия, парамимия, амимия г) Нарушение произвольной деятельности (воли) – гипобулия (снижение энергетического потенциала), симптом «дрейфа» (утрачивается инициатива, подчиняется внешним обстоятельствам, плывет по течению), амбитендентность. д) Патология влечений: угнетение, усиление, извращение (прожорливость, поедание несъедобных предметов, сексуальные отклонения, садомазахизм) е) Расстройства мышления (разорванность, разно плановость, символичность, резонерство, неологизмы, соскальзывания, ответы не в плоскости вопроса; высокий уровень абстрактного мышления, нестандартность,самобытность) 2. продуктивные симптомы (син.: дополнительные, позитивные, т.е. это признаки раздражения, гиперфункции каких-либо структур мозга). А) бред (характерна особая неправдоподобность, абсурдность, варианты бреда любые, но наиболее характерны: реформаторский, воздействия, особого значения, космический, чужих родителей. Б )нарушения восприятия (псевдогалюцинации, чаще вербальные, комментирующие или антагонистического характера) В) психические автоматизмы (наплывы мыслей, обрывы мыслей, эхо ыслей, чужие мысли, параллельные мысли) Г) мании и депрессии (атипичные мании – гневливая, непродуктивная, дурашливая,неистовая; депрессии-суточные колебания, сезонность)
40.Типы течения и ремиссии при шизофрении Классификация шизофрении по типам течения: 1. Непрерывнотекущая шизофрения – улучшение возможно только при условии постоянного приема препаратов. а) Злокачественная (ядерная или юношеская) – развивается в возрасте 15–19 лет (юноши болеют в 4 раза чаще), быстро прогрессирует, затрагивается вся психика, ядро личности. Виды: – простая – гебефреническая – параноидная – кататоническая б) Среднепрогредиентная (параноидная) – начинается в возрасте 20–40 лет, чаще встречается у мужчин. Облигатные симптомы появляются постепенно, развиваются в течение 1–2 лет. Основной синдром – Кандинского–Клерамбо – псевдогаллюцинации, явления психического автоматизма (человек превращается в «автомат»), бред воздействия. в) Вялотекущая (мягкая). 2. Рекуррентная (периодическая) – составляет 10–12% в структуре шизофрении. Заболевают в основном женщины около 40 лет. Болезнь течет приступами, но с выходом в длительные ремиссии. После первых приступов – практически здоровы, лишь после серии приступов появляются облигатные симптомы. Различают следующие виды приступов: – онейроидной кататонии (кататонический ступор+онероид); – депрессивно-параноидные; – биполярные. 4. Приступообразная (шубообразная) – самая частая, совмещено два варианта –непрерывного и периодического, после каждого приступа часть признаков сохраняется, часть исчезает, качество ремиссий снижается, переходит в злокачественную. Приступы: – депрессивные; – маниакальные; – острые бредовые; – аффективно-бредовые; – кататоно-параноидные.
Классификация ремиссий (по Сирейскому): А – полная ремиссия, практически выздоровление. В – хорошая, но имеется минимальная симптоматика. Сохраняется необходимость приема препаратов. Для окружающих человек остается тем же, но сам может замечать изменения в себе, критика сохранена. Трудоспособны. С – удовлетворительная ремиссия. Состояние улучшается. Критика плавающая (то да, то нет). Трудоспособны. Д – внутрибольничное улучшение. Повышен сон, аппетит, но остаются галлюцинации, бред. Перевод из надзорной палаты на более свободный режим. 0 – нет ремиссии.
Date: 2015-07-02; view: 786; Нарушение авторских прав |