Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система трансцендентального идеализма





 

System des transcendentally Idealismus

 

Работа написана на основе курса трансцендентального идеализма, который читался Шеллингом одновременно с натурфилософией в ее начиная с зимнего семестра 1798 г. Из печати книга вышла в апреле 1800 г., вызвав оживленные отклики (наиболее существенные из них представлены в вышедшем в ГДР карманном издании труда Шеллинга: F. W. J. Schelling. System des transcendentally Idealism us. Leipzig, 1979). Фихте внимательно прочитал «Систему трансцендентального идеализма» и пришел к выводу: «У Шеллинга, очевидно, иное понятие о трансцендентальном идеализме, чем у меня»

 

(Ibid. S. 296). Переписка между Фихте и Шеллингом по этому поводу привела к окончательному разрыву между ними.

 

На русском языке «Система трансцендентального идеализма» впервые вышла в 1936 г. в двух идентичных вариантах – один со вступительной статьей П. Кучерова, другой – Н. Широкова (перевод В. Колубовкого).

 

1 Имеется в виду Фихте,– 228.

 

2 «Журнал умозрительной физики» («Zeitschrift fur speculative Pbysik») выходил под редакцией Шеллинга в 1800–1801 гг.– 234.

 

3 Вилой природу гони, она все равно возвратится (лат.). Гораций. Послание I 10,24.- 236.

 

4 Органон (греч. organon) – орудие.– 241.

 

5 по преимуществу (греч.).– 256.

 

6 принцип, в силу которого нечто должно существовать и быть познанным (лат.).– 257.

 

7 Шеллинг имеет в виду «Zweite Einleitung in die Wissenschaftslehre»

 

 

(Второе введение в наукоучение), опубликованное в «Философском журнале» Ф. И. Нитхаммера в 1797 г. (рус. пер. см.: Фихте И. Г. Избр. соч. М„ 1916. Т. 1. С. 442-506).- 258.

 

8 Работа Шеллинга «Общий обзор новейшей философской литературы» (Allgemeine Obersicht der neucsten philosophischcn Literatur, 1796) затем получила название «Очерки, поясняющие идеализм наукоучения» (Abhandlungen zur Erlaulerung des Idealismus der WissenschaUstehre) (SW Bd 2).-260.

 

9 Способность воспроизводить себя до бесконечности (лат.).–292.

 

10 потенциально (лат.).– 312.

 

" Гемстергейс Ф. (1720–1790) –голландский философ. Высоко ценился романтиками, в частности оказал большое влияние на Новалиса.- 331.

 

12 предшествует протяженности (лат.).–345.

 

13 О Кильмайерс см. прим. 43 к с. 178.– 367.

 

Немецкое слово Urteil – «суждение» – буквально означает «перводеление» (erleilen – разделять, наделять).– 380.

 

'' Сидлепсис – отношение атрибута или предиката к нескольким субъектам.– 397.

 

' Шеллинг отсылает читателя к 1-й главе труда Канта «Религия в пределах только разума», которая первоначально вышла как самостоятельная статья.– 444.

 

17 Матф. 5, 45.– 448.

 

18 См. прим. 5 к с. 256.- 455.

 

19 Иксион – царь фессалийских ланифов, осужденный за оскорбление Геры вечно вращаться на огненном колесе.– 455.

 

20 Разъятые члены поэта (лат.). Гораций. Сатиры I 4, 62.– 464.

 

' «Абсолютный постулат всякого действования есть изначальное». – 466.

 

22 «свободное».– 467.

 

23 В авторском экземпляре скобки вычеркнуты.– 467.

 

24 «Выявлено вне свободного действования, вне точки, в которой бессознательное представляется мне в качестве объективного».–467.

 

«И природа, поскольку она такова, служит нам первым ответом на вопрос: как или посредством чего может вновь стать для нас объективной та абсолютная гармония необходимости и свободы, которая была постулирована для возможности действования».– 468.

 

26 «Посредством единой абсолютной гармонии, которая для являемости разделилась на сознательную и бессознательную деятельности».– 468.

 

21 «Умозрительное и изначальное доказательство».– 468.

 

28 «Ибо в них природа представляется целесообразной в таком смысле, будто ей свойственно намерение созидать. Между тем главное заключается в том, что там, где нет никакого намерения, никакой цели, являет себя высшая целесообразность».– 469.

 

29 «в отдельных ее частях или природа в целом, которая есть абсолютно органическое существо».– 468.

 

1С «само по себе сущее, сущность души».– 471.

 

31 «от самосознания в свободном действовании».– 471.

 

32 «То, что для свободного действования заключено в бесконечном процессе, должно стать в рассматриваемом созидании настоящим, действительным, объективным в конечном».– 473.


 

3 «Здесь свободная деятельность полностью перешла в объективное, необходимое. Следовательно, продуцирование вначале свободно, напротив, продукт его являет себя как абсолютное тождество свободной деятельности с необходимой».– 474.

 

 

Этот абзац в авторском экземпляре вычеркнут.– 474. 10 «Ибо она сама есть производящее; вместе с тем это тождество полностью от нее оторвалось: оно стало совершенно объективным для нее, т. е. она стала для самой себя совершенно объективной».– 474.

 

1 «Но приписывает добровольному дару его природы, т. е. совпадению бессознательной и сознательной деятельности»,– 476. претерпевать бога, впасть в руки божьи (лат.).– 476. за «с точки зрения голой рефлексии».– 476.

 

«Ни одна из них не обладает приоритетом. Лишь неразличенности обеих отражается в художественном произведении».– 477.

 

«Ибо, хотя и существуют возвышенные произведения искусства и возвышенное и прекрасное обычно противопоставляют друг другу, между прекрасным и возвышенным нет истинной противоположности; истинно и абсолютно прекрасное всегда возвышенно, а возвышенное (если оно действительно таково) прекрасно».– 479.

 

41 «Абсолютный переход в объективное».– 480. 13 «Вся философия исходит и должна исходить из принципа, который п качестве абсолютного принципа есть одновременно и совершенно тождественное. Абсолютно простое, тождественное, не мнил быть сообщено с помощью описания или вообще посредством понятий. Оно может только созерцаться. Подобное созерцание есть органон всякой философии. Однако это созерцание, которое есть не чувственное, а интеллектуальное, предмет которого есть не объективное, а абсолютно тождественное, само но себе не субъективно и не объективно, есть лишь внутреннее созерцание и не может стать для самого себя вновь объективным: объективным оно может стать лишь посредством второго созерцания. Это второе созерцание есть созерцание эстетическое».– 482.

 

4J «Философия выводит весь продукт созерцания из разъединения не противоположенных ранее деятельностей».– 483.

 

41 Это продуктивное созерцание, посредством которого создается объект, такое же, как то, из которого возникает предмет искусства, только в первом случае деятельность затуманена – ограниченна, а здесь она чиста и неограниченна. Способность к поэтическому творчеству, рассмотренная в ее первой потенции, есть первая способность души к творчеству, выраженная в конечных и действительных вещах, и наоборот...».- 483.

 







Date: 2015-07-02; view: 474; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию