Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специальные методы исследования в связях с общественностью
Структурировать процесс исследования, выделять ключевые моменты в ходе сбора, обработки и применения информации в связях с общественностью позволяют обдуманные этапы исследования. В теории и практике связей с общественностью выделяют три метода к этапам исследования: логико-гносеологический метод; процедурный метод; конкретно-социологический метод. В логико-гносеологическом методе заключена логика процесса исследования от сбора информации до обобщения полученных результатов. Основные этапы в рамках данного метода могут быть следующие: 1. Рутинный сбор фактов первичный анализ и создание базы данных. 2. Формулировка проблемы. 3. Уточнение проблемы на основе исследования необходимых объектов. 4. Формулировка гипотезы. 5. Проверка гипотезы (доказательство) на основе исследования и анализа результатов. 6. Обобщение результатов исследования и формулирование выводов. В процедурном методе основное содержание исследования сводится к выделению и описанию основных процедур работы с информацией в ходе исследования. Процедурный метод предполагает выделение следующих этапов в исследованиях в связях с общественностью: 1. Постановка и определение проблемы. 2. Анализ вторичной информации. 3. Получение первичной информации. 4. Обработка и анализ первичной информации. 5. Выработка рекомендаций и прогнозов. Конкретно-социологический метод разработан в рамках социологии и является более фундаментальным и научно-обоснованным по сравнению с рассмотренными выше. В содержании этого метода выделяют следующие этапы исследования: 1. Определение цели исследования и формулировка задач. 2. Выбор объектов исследования. 3. Выбор методов исследования. Следует заметить, что методы исследования делятся на качественные и количественные. 4. Организация методов исследования. 5. Анализ и обработка полученных данных. 6. Подготовка итогового отчета. Основное значение в связях с общественностью отводится сбору информации. Основными методами сбора информации являются: опросы, экспертные интервью, глубинные интервью, фокус-группа, холл-тест, включенное наблюдение, невключенное наблюдение, контент-анализ, домашний тест, web-поиск. Опрос является наиболее распространенным методом сбора информации. Он может проводиться в различных формах. Наиболее эффективной формой опроса является анкетный опрос «Face-to-face». Интервьюер получает ответы на вопросы анкеты в процессе непосредственного личного контакта с респондентом. Такие опросы могут проводиться на улице, у метро, в магазине и т.д. Довольно часто в связях с общественностью используются и такие формы опроса как телефонные опросы и интернет-опросы. Экспертные интервью как метод направлен не получение подробной информации по узкой тематике. Процедура экспертного интервью предполагает: сбор сведений, подтверждающих компетентность эксперта; указание сути изучаемой темы и мотивов обращения к данному лицу; формулировка вопросов, предполагающих свободные высказывания и комментарии по теме; дополнительные замечания, комментарии, предложения. Глубинное интервью представляет собой опрос респондента, проводимый в форме беседы по интересующему кругу вопросов. Глубинное интервью направлено на получение качественной информации. Глубинное интервью может предшествовать массовому анкетному опросу или проведению фокус-группы. Проведение глубинного интервью предполагает составление путеводителя (гайд), в котором отражены главные темы и вопросы предстоящей беседы. Фокус-группа – это групповая беседа, проходящая в форме дискуссии и направленная на получение от ее участников «субъективной информации» по восприятию ими различных объектов. Само понятие фокус означает сосредоточение внимания на какой-либо проблеме, каком-либо вопросе. Структура фокус-группы включает в себя следующие субъекты социального взаимодействия: модератор, ассистент модератора, участники. Модератор должен обладать специальной теоретической подготовкой и практическими навыками ведения дискуссии. Он заранее разрабатывает план дискуссии, который получил название путеводитель или гайд, подбирает участников фокус группы. Ассистент модератора выполняет функции технического помощника модератора. В его задачи входит подготовка помещения и технических средств, а также контроль за аппаратурой и текущее реферирование дискуссии. Участники – это специально подобранные люди, которые высказывают мнения по обсуждаемой теме, отвечают на вопросы модератора. Обычно число участников составляет 8 – 10 человек. Минимальное количество участников может быть 6 человек. Web-поиск («web-search») является сравнительно новым методом сбора информации. Он представляет собой вид свободного поиска нужной информации посредством сети Интернет, которая содержит разнообразные сведения по любой тематике. Особым искусством является умение найти, отобрать и проанализировать рассеянную по виртуальному пространству информацию. Для этого необходимо обладать особыми поисковыми навыками, включающими: выработку адекватной стратегии поиска; четкое следование избранной стратегии в процессе поиска; выстраивание продуманной логики запросов на поисковых серверах; разумное сочетание времени, отведенного на поиск информации и анализ содержания; способность быстро усваивать большие объемы из меняющейся информации. Включенное наблюдение. Часто необходимую информацию можно получить только в процессе непосредственного наблюдения за действиями участников событий или рыночного обмена (например, продавцов и покупателей). В таком случае исследователь становится не только наблюдателем, но и участником наблюдаемого процесса. При этом наблюдатель может выступать в ролях, различающихся по степени открытости-закрытости исследователя для респондентов: полный участник — цели и статус исследователя остаются неизвестными для информантов, а поэтому такую ситуацию можно назвать ситуацией скрытого маркетингового наблюдения. Сам исследователь в таком случае является участником исследуемой ситуации (например, в момент покупки исследователь может находиться в позиции покупателя или продавца); неполный участник — цели и статус исследователя остаются неизвестными для респондентов, но сам исследователь не вовлечен в ситуацию, наблюдая ее со стороны; Невключенное наблюдение. В отличие от включенного наблюдения в невключенном наблюдении исследователь не является участником наблюдаемого процесса. В этом случае респонденты осведомлены о целях и статусе исследователя, исследователь не принимает участия в ситуации, наблюдая ее со стороны. Контент-анализ. Суть данного метода состоит в анализе текстов. Конт-анализ сочетает в себе черты качественных исследований (смысловой анализ текста) и количественных исследований (статистический анализ текста). Метод контент-анализа по строго очерченному спектру тем позволяет сформировать динамическую картину высказываний, мнений, реакций и общественных стереотипов. Контент-анализ используется в работе со следующими видами текстов: публикации СМИ и текстовые материалы в Интернете; внутренние документы компаний; рекламные буклеты и информационные материалы компаний; тексты экспертных и глубинных интервью; отчеты государственных, общественных, отраслевых и профессиональных организаций и другие письменные источники. Собранная информация о деятельности базисного субъекта требует дальнейшей обработки анализа и подготовки отчета. В ходе обработки информации важно ее дифферинцировать на первичную (информацию, полученную в ходе опросов, интервью и других методов) и вторичную (информацию полученную в процессе контент-анализа, Web-поиска и других методов). Первичная информация при правильной организации методов ее сбора является более ценной и достоверной. Вторичная информация как правило требует дополнительных источников ее проверки и подтверждения. Основными методами обработки информации являются: идентификация (установление авторства и источника вторичной информации), отбор, классификация и ранжирование. В процессе анализа информации могут использоваться общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция и некоторые другие. Кроме того при анализе информации используются методы статистического анализа. Методы статистического анализа направлены на получение нового маркетингового знания с помощью математических методов обработки первичных и вторичных формализованных данных. Маркетинговый анализ статистических данных проводится с использованием таких программных пакетов, как Excel, Access, SPSS, Statistica и других. Q-методология — метод, занимающий промежуточное положение между качественными и количественными методами. Как качественный, он использует выборки небольших размеров, как количественный — сложные статистические методы. «В простейшем случае Q-методологии респонденту предлагаются совокупность утверждений (Q-выборка), которые он должен рассортировать вдоль оси (Q-сортировка) в соответствии с указанным критерием (например, «расположите данные утверждения в соответствии с тем, насколько каждое из них сходно с вашей точкой зрения, или отличается от нее»). Раскладка утверждений респондентами затем подвергается анализу для определения сходств и различий в том, как каждый из них приписывает утверждения определенной позиции на оси измерения. Основные виды mix-методик: hall-тесты, home-тесты и mystery shopping. Hall-test – предполагает тестирование значительного числа людей (до 100 – 400 человек) в специально отведенном для этих целей помещении. В ходе тестирования товара и/или его элементы, респонденты отвечают на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара. Помещение должно быть оборудовано для дегустации товаров и/или просмотра рекламы. Hall-test помогает оценить потребительские свойства товара по разным тестируемым характеристикам с целью их улучшения. Пример: На практике холл-тест выглядит следующим образом: в магазине или вблизи мест большого скопления людей (часто городские рынки или людные улицы) устанавливаются оборудованные комнаты («hall») для проведения исследования. Представители целевой аудитории приглашаются в «hall», где проводится тестирование. При проведении холл-теста опрашиваются представители целевой аудитории по заранее подготовленному структурированному вопроснику. Основной целью исследования рекламы при холл-тестах обычно является тестирование рекламных роликов (печатных изданий) на запоминание, узнаваемость и уровень побудительности рекламы к покупке
Во время проведения холл-тестов респондентам сначала представляется объект тестирования, а затем предлагается заполнить специальную анкету, состоящую из стандартизованных вопросов или ответить устно на вопросы, задаваемые интервьюером. Hall-test применяют для тестирования новых товаров, упаковку или названия в ходе его разработки. Отличительной особенностью проведения hall-test является непосредственный контакт респондента с тестируемым объектом (например, проба на вкус). Разновидностью hall-test является «тест вслепую». Основное отличие «теста вслепую» заключается в том, что респондентам не сообщается название продукта, который они тестируют. Это делается для того, чтобы исключить влияние торговой марки на результаты исследования, если это необходимо для решения задач тестирования. Объектом холл-теста могут выступать: отдельные характеристики товара (вкус, дизайн, материал и др.), упаковка, торговая марка (название и логотип), реклама и др.
Пример: Цель исследования: Выявить вкусовые предпочтения потребителей мороженого. Задачи исследования: Протестировать 3 вкуса мороженого (шоколад, дыня, фисташковое) марки «Челны-холод» в сравнении с основным конкурентом «Два брата». Планируемые действия: По результатам исследования принимается решение о необходимости вносить изменения в рецептуру выбранных вкусов. Интересующие вопросы: 1. Тестирование продукта: • общая оценка по 10-балльной шкале, • что понравилось/ что не понравилось [спонтанные ответы], • оценка по шкале «такой, как нужно»: цвета, интенсивности запаха/ аромата, выраженности вкуса, консистенции, послевкусия • оценка по 10-балльной шкале продукта по отдельным характеристикам, • насколько легко/ тяжело есться, • сравнение с обычно потребляемым мороженым, • соответствие продукта представлению о категории, • намерение купить тестируемый продукт по приемлемой цене; • Намерение купить продукт по определенной цене; • PSM • Соответствие продукта марке; • Имидж продукта; • Определение ситуации потребления; • Определение перспективных вкусов (какие вкусы мороженого хотели бы употреблять) 2. Социально-демографические характеристики респондентов. Выборка: женщины 25 – 45 лет (сравнение 2 возрастных диапазонов) доход от 2-ой до 4-ой позиции самооценки покупатели от 1 раза в неделю, потребители от 2 – 3 раз в неделю мороженого. 50% – потребители марки «Челны-холод». Покупатели от 1 раза в месяц, потребители от 1 раза в неделю мороженого. Не отказываются употреблять тестируемый вкус 150 оценок на каждый продукт (по 75 на первое предъявление)
Home-test – аналогичен hall-тесту, с той лишь разницей, что тестирование товара происходит в домашних условиях (дома у респондента). Используется этот метод при необходимости длительного тестирования товара. Материалы исследования: образцы морсов для тестирования закупаются агентством. В результате домашнего теста может быть получена информация следующего характера: соответствие реального использования товара запланированному производителем; наличие дополнительных потребительских качеств товара; целевые группы, преимущественно использующие товар; качественные характеристики товара; другая сопутствующая информация. Наиболее часто метод домашнего тестирования применяется для решения задач позиционирования нового товара, относящегося к определенной товарной группе, и позволяет выявить недостатки и преимущества товара по сравнению с аналогами других производителей, определить оптимальную цену товара, название и другие характеристики. Пример: Респондентам, относящимся к целевой группе, предлагают протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или несколько продуктов (обычно это продукты частого или повседневного использования). Как правило, упаковка товара не содержит названия марки и указания на фирму-производителя. Через несколько дней использования данного товара респондент отвечает на вопросы анкеты, которая определяет отношение респондента к данному продукту (иногда - по сравнению с другими продуктами). Mystery Shopping («таинственный покупатель») – метод исследований, предполагающий оценку уровня обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.). Mystery Shopping позволяет оценить работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры по улучшению качества обслуживания. Кроме того, Mystery Shopping позволяет производителям определенного товара оценить работу персонала розничных торговцев с этим товаром (наличие на складе, презентация и т. п.).В различных источниках этот метод носит следующие названия: Secret Shopping, Spotter Services, Shopper Programs, Undercover Performance Evaluations, Anonymous Consumers, Shopper Audits, Virtual Customers(r), Ghost Shopping, Таинственный покупатель. Оценка полезности. При продаже услуг качество обслуживания является важнейшим критерием, по которому клиенты оценивают компанию. Mystery Shopping позволяет оценить работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры по улучшению качества обслуживания. Кроме того, Mystery Shopping позволяет производителям определенного товара оценить работу персонала розничных торговцев с этим товаром (наличие на складе, презентация и т. п.). Пример: Оценка качества обслуживания производится на основании предварительно разработанных критериев, путем личного посещения либо по телефону. Разработка плана Mystery Shopping. Первым делом разрабатывается подробный план» какие элементы работы персонала необходимо оценить, по каким критериям, на что нужно обратить особое внимание (если в организации есть стандарт обслуживания клиентов, то можно основываться на нем). Затем на основе этого плана разрабатывается анкета и проводится инструктаж исследователей. Проведение Mystery Shopping. Специально подготовленные люди, полностью соответствующие характеристикам целевого потребителя на данном рынке, посещают исследуемые точки (магазины, сервисные центры, офисы компании) под видом клиентов и в процессе общения с персоналом оценивают его работу по утвержденной анкете. Помимо личного визита, возможна оценка посредством телефонного звонка, либо общения через Internet. Использование результатов. По результатам проведенного исследования фиксируются основные ошибки персонала, и разрабатывается программа по их исправлению (проводятся специальные тренинги, корректируются инструкции и т. п.). По результатам мониторинга на основе Mystery Shopping вычисляются общий индекс качества обслуживания и индивидуальные индексы работников, от которых зависит заработная плата, выявляются конкретные недостатки в обслуживании клиентов и сфокусировать тренинги именно на этих направлениях. Оценка эффективности тренингов: результаты мониторинга позволяют выявить качественные изменения в поведении персонала после проведения тренингов. Для оценки PR-деятельности организации С. Блэком была разработана схема RACE: Research – Исследование, Action – Действие, Communication – Общение, Evaluation — Оценка. Её использование дает на практике достойные результаты. Пример: Оценивая PR деятельность организации, следует исследовать её целевую аудиторию, конкурентное окружение, рейтинг и т.п., сформулировать последовательность и направленность подготовленных действий, продумать коммуникативную стратегию, оценить продуктивность проделанной работы.
Метод деления целевой аудитории по принципу заинтересованности. По принципу заинтересованности принято выделять основную группу (на нее направлена PR-акция или кампания, ради нее она совершается), промежуточную группу (она имеет непосредственные контакты с основной и может транслировать информацию, а также имеет собственное мнение и отношение к этой информации) и помогающую, или способствующую, группу (она разделяет заинтересованность в PR-кампании и может оказать реальную помощь [30]. Пример, При изучении целевой аудитории мероприятия журнала «Выбирай», в рамках проведения акции ко дню защиты детей, были выделены три группы:
Метод оценки эффективности проекта в целом позволяет оценить привлекательность проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Оценка эффективности проводится выделением двух основных критериев: – результата-эффекта; – результата-продукта. Результат-эффект призван показать изменение в общественном сознании и представлен факторами нематериального характера, которые выявляются на основе результатов анализа различных опросов общественного мнения. Результат-эффект – это имиджевые изменения, изменения, связанные с поведением людей. Результат-продукт показывает социально-психологические последствия проведённого PR-проекта, является её материальным подтверждением. Пример: Результат-эффект и результат-продукт проведённого PR-проекта
Для проведения диагностики корпоративной культуры может быть проведен сравнительный анализ методик по диагностике корпоративной культуры. Сравнительный анализ методик по диагностике корпоративной культуры:
Методика диагностики организационной культуры OCAI (Organizational Culture Assessment Instrument, Cameron & Quinn) наиболее проста и не требует больших затрат времени. Благодаря этой методике выявляется и четко определяется уникальность фактически существующей в организации культуры. Данная методика предназначена для характеристики корпоративной культуры, выявления особенностей основных элементов культуры, этапов проведения диагностики корпоративной культуры.
Целесообразно проводить диагностику корпоративной культуры один раз в год, поскольку проведение диагностики, как показывает зарубежная практика, сложное и дорогостоящее мероприятие.
Пример: Выделяют три этапа в диагностике корпоративной культуры при использовании инструмента OCAI: 1. Работа с анкетой. Сотрудникам предлагается анкета, содержащая шесть вопросов, имеющих четыре альтернативы ответов. Необходимо распределить баллы 100-бальной оценки между этими четырьмя альтернативами. Сумма должна обязательно равняться 100. В связи с тем, что авторы предлагали свою концепцию не только для диагностики, но определения путей изменения корпоративной культуры, то они рекомендовали расставлять баллы для оценки организации не только в текущем времени, но и для оценки будущего желательного состояния организации. Исследование корпоративной культуры по методике OCAI
После заполнения анкеты баллы всех ответов A в колонке «по факту» суммируются, полученная сумма делится на 6 и получается средняя оценка по альтернативе А. Те же вычисления повторяются для альтернатив В, С, D. Таким же образом следует обработать колонку «перспективное». На этом работа с анкетами заканчивается. 2. Вычерчивание профиля является вторым этапом в диагностике корпоративной культуры. Для построения профиля следует: - нанести средние оценки для каждой альтернатив в форму диаграммы, которой дали название «организационный профиль», - соединить отмеченные в каждом квандранте формы точки так, чтобы получился четырехугольный многоугольник - и проделать тоже самое по каждому вопросу по отдельности. В результате получаем 7 диаграмм – «организационных профилей». На них тем же методом наносим оценки из колонки «предпочтительно», только пунктиром (для выявления различий между желаемым и реальным состоянием организации). Камерон и Куинн, разработали четыре профиля организационной культуры: клановая, адхократическая, иерархическая и рыночная культура. Краткое описание профилей этих организационных культур представлено. Профиль организационной культуры Клановая культура. Организации похожи на большие семьи, а лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и, возможно, даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Успех определяется в терминах доброго чувства к потребителям и заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие. Иерархическая культура. Очень формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения операций. Адхократическая культура. Динамичное, предпринимательское и творческое место работы. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции и услуг. Организация поощряет личную инициативу и свободу. Рыночная культура. Организация, ориентированная на результаты, главной заботой которой является выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Фокус перспективной стратегии настроен на конкретные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей. Успех определяется в терминах проникновения на рынки и увеличение рыночной доли. Стиль организации - жестко проводимая линия на конкуренцию.
3. Интерпретация профилей культуры. Этот этап является третьим и заключительным этапом. Имея вычерченную картину профиля общей культуры своей организации, а также профили каждого из шести атрибутов, можно интерпретировать их с разных точек зрения. Камерон и Куинн предлагают рассматривать шесть стандартных разрезов в организации: - по сегодняшнему доминирующему типу организационной культуры; - по различию между нынешней и предпочитаемой будущей культурой; - по силе доминирующего типа культуры; - по согласованности профилей разных атрибутов культуры и разных индивидуальных оценок этих атрибутов членами организации; - по результатам сравнения профиля культуры организации со средними профилями культуры почти тысячи организаций, оцененных по опросам почти пятнадцати тысяч их менеджеров; - по совместимости тенденций организации с рядом общих тенденций, обнаруженных в процессе более чем десятилетнего применения инструмента OCAI. Исследования в связях с общественностью позволяют собрать, максимум информации для проведения PR-кампании, разработать механизмы детальной оценки достигнутых в ходе PR-кампании результатов. Ориентация на исследовательские данные делает PR-деятельность предельно конкретной и нацеленной на реальные результаты. Специалист по связям с общественностью, имеющий дело со средствами массовой информации и в задачу которого входит поддержание имиджа организации, должен эффективно проводить маркетинговые исследования с целью получения необходимой информации для развития деятельности по связям с общественностью.
Вопросы и задания к материалу главы: 1. Подберите оптимальную схему типологического анализа для характеристики СМИ, по материалам которого вы исследуете заявленную в вашей курсовой работе тему. Проведите типологический анализ данного СМИ (задание для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика»). 2. Проанализируйте творческую деятельность журналиста, работам которого вы симпатизируете (задание для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика»). 3. Какие данные, ценные с точки зрения формирования рекламной политики издания, можно получить методом выявления конкурентной позиции СМИ на рекламном рынке? (задание для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика»). 4. Проведите анализ экономической эффективности организации (по выбору студента). 5. Выполните исследование на тему: «Восприятие интернет рекламы в зависимости от возраста респондента», «Репутация учебных заведений г. Набережные Челны», «Позиционирование молодежных объединений г. Набережные Челны» с использованием указанных в главе методов исследования. 6. Составьте медиа-карту печатных СМИ города Набережные Челны. 7. Пользуясь методикой SWOT-анализа, выполните исследование о конкурентоспособности организаций коммерческого и некоммерческого секторов (по выбору студентов). 8. Рассчитайте для турфирм г.Набережные Челны экономическую эффективность рекламы во время летнего и зимнего сезонов. 9. Выполните сравнительный анализ рекламируемого и конкурирующих товаров, на примере товаров повседневного спроса. 10. Определите целевую аудиторию Городского центра детей и молодежи г. Набережные Челны и разделите её по принципу заинтересованности. 11. Попробуйте себя в роли Myster shopping, составьте отчет об уровне обслуживания в сети «Карусель», «Магнит», «Камилла».
Список использованной литературы: 1. Батра Р., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент. — М.; СПб.: Киев, 1999.-С. 719.с.119. 2. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение [Текст] / И.С. Березин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Вершина, 2007. – 480 с.: ил., табл. ISBN 978-5-9626-0335-3. 3. Бернадская Ю.С. Основы рекламы [Текст]: учебник для студентов вузов / Ю.С. Бернадская [и др.]; под ред. Л.М. Дмтриевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 351 с. - (Серия «Азбука рекламы»). - ISBN 978-5-238-01252-0. 4. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л. Гнатюк. –М.: КНОРУС, 2010. – 256 с. 5. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: «М.: Издательство «Финпресс», 2003. - 496 с. 6. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебное пособие для студентов вузов / А.С. Готлиб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта, 2014. – 382 с. 7. Дорощук Е.С. Деятельностная модель журналистики. Материалы к курсу для развития творческих способностей студентов-журналистов: учебное пособие / Е.С. Дорощук. – Казань, Набережные Челны, 2001. – 67 с. 8. Егорова О.В. Анализ методов оценки эффективности рекламной кампании Режим доступа:http://www.rae.ru/forum2012/327/1402 (Дата доступа 13.03.2015) 9. Интерес к печатным СМИ. Что изменилось в читательских привычках россиян за последние годы? [Электронный ресурс] / Результаты опроса Фонда общественного мнения от 12.10.2014. – Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/11772 10. Карпова С.В.; Международное рекламное дело, учеб. пособие для студ. по спец. "Мировая экономика"; М.; изд.: КНОРУС; 2007. 11. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения: учебное пособие для студентов вузов / М.Н. Ким. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 320 с. 12. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] / Ф. Котлер, К.Л. Келлер; пер. с англ. С. Жильцов [и др.]. – 12-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 816 с.: ил. (Серия «Классический зарубежный учебник»). ISBN 978-5-469-00989-4. 13. Кутлалиев А. Эффективность рекламы [Текст] / А. Кутлалиев. А. Попов. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с. (Профессиональные издания для бизнеса). ISBN 5-699-10796-7. 14. Лебедев А.А. Обеспечение обратной связи редакции с аудиторией: Специфика редакционной работы с почтой в современных условиях / А.А. Лебедев // Мастерские: Мастер-класс в современном медиапространстве: учебное пособие для студентов-журналистов. − Казань: Центр инновационных технологий, 2002. − С. 40−58. 15. Мудров А.К. Основы рекламы [Текст]: учебник / А.Н. Мудров. – М.: Экономистъ, 2006. - 319 с.: ил. - (Homo faber). - ISBN 5-98118-112-5. 16. Назайкин А. Н. Медиапланирование: учеб. пособие /. — М.: Эксмо— (Академия рекламы)., 2010. — 400 с. 17. Назайкин А.Н. Эффективный рекламный текст в СМИ Режим доступа: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/17083/ogl.shtml 18. Нареш Малхотра. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных. К.: ООО ТИД «ДС», 2002. 768 с. 19. Пименов П.А.; Основы рекламы; учеб. пособие для студ. вузов; М.; изд.: Гардарики; 2006. 20. Подлесных В.И. Менеджмент [Текст]: учебн. Пособие для вузов / В.И. Подлесных [и др.]; под ред. В.И. Подлесных. - СПб.: Бизнес-пресса, 2002. - 472 с. - ISBN 5-8110-0003-0. 21. Репкова Т. План маркетинга // Журналистика и медиарынок, №1. – 2005. – С. 40–43. 22. Ромат Е.В. Реклама. – СПб.: Питер, 2008. 23. Соловьев С. Методика 4P Режим доступа: http://www.classs.ru/digest/marketing/marketing59/ 24. Спиридонова И. // Энциклопедия маркетинга Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m5/2.htm 25. Типология периодической печати: учебное пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, И.А. Воронова и др.; под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 236 с. ISBN 5-7567-0432-9. 26. Тулупов В.В. Теоретический и практический аспекты типологии печатных периодических изданий [Электронный ресурс]: статья / В.В. Тулупов // relga.ru. – 2007. – № 8 (153). – Режим доступа http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=1970&level1=main&level2=articles 27. Хиббинг-мл. Р. Настольная книга директора по маркетингу: маркетинговое планирование. Полное пошаговое руководство [Текст] / Р. Хибинг, С. Купер; пер. с англ. Д. Куликова. – М.:Эксмо, 2007. – 832 с. (Настольная книга специалиста). IBSN 918-5-699-22478-4. 28. Хопкинс К. Моя жизнь в рекламе. – М., 2006 29. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования. – СПб: Питер, 2000. – 752 с. 30. Шишкин Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л. PR-кампании: методология и технология: Учеб. пособие. – СПб.: Роза мира, 2009. – 97 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Date: 2015-07-02; view: 3205; Нарушение авторских прав |