Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индукция и дедукция
Индукция происходит от латинского слова inductio (наведение) – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок [6, с. 176]. Индукция основывается на опыте, наблюдении, эксперименте. Обращаясь к эмпирической действительности, мы собираем отдельные факты по интересующему нас вопросу. Затем, изучая и анализируя эти факты, мы устанавливаем общие и повторяющиеся черты изучаемого нами ряда сходных явлений. На основе этих фактов мы строим индуктивное умозаключение, в качестве посылок которого выступают суждения о единичных объектах и явлениях с указанием их повторяющегося признака, и суждение о классе, включающем данные объекты и явления. В качестве вывода получают суждение, в котором признак приписывается всему классу.
Пример: Исследуя вопрос о том, кто является собственником наиболее крупных общественно-политических изданий в России, мы выясняем, что газета «Известия» принадлежит медиамагнату из Санкт-Петербурга, председателю совета директоров банка «Россия» Юрию Ковальчуку; газетой «КоммерсантЪ» владеет глава дочерней компании «Газпрома» – «Газпроминвестхолдинга» – Алишер Усманов; «МК» – собственность известного медиаменеджера, президента Союза журналистов Москвы, члена Общественной палаты РФ, советника мэра г. Москвы Павла Гусева; мэрия Москвы в лице «Московских информационных технологий» в марте 2014 года приобрела издание «Аргументы и Факты» у владельцев банка «Промсвязькапитал» братьев Ананьевых; изменившая общественно-политическому формату, но все еще претендующая на него «Комсомольская правда» контролируется группой ЕСН, глава которой – Григорий Березкин – близок к госмонополии ОАО РЖД. Эти и многие другие примеры приводят нас к индуктивному выводу о том, что правительство контролирует общественно-политическую прессу посредством компаний-учредителей с высокой долей государственной собственности либо через людей, близких правительству.
Первым метод индукции в качестве основного метода исследования предложил использовать английский философ XVII века Ф. Бэкон. Он пишет работу «Новый Органон» (1620 г.), полемизируя с аристотелевским «Органоном». Если Аристотель в качестве органона (греч. – орудие, инструмент) познания полагал формальную логику, то Бэкон считал, что таковым должен быть метод индукции. Предложение Бэкона было поистине революционным: он настаивал на том, что источником знания должна быть эмпирическая реальность. Истину надо искать не в священных текстах, не в разуме, а в эмпирическом опыте, выводить ее из единичных явлений. За Бэконом закрепилось звание «отца опытно-экспериментальной науки». Наверное, его можно назвать и жертвой опытно-экспериментальной науки: он умер от простуды, подхваченной во время экспериментов по консервированию кур в снегу [4, с. 506]. Как показывает Бэкон, индуктивные обобщения носят не универсальный, а лишь вероятностный характер. Их еще называют опытными истинами или эмпирическими законами. Дело в том, что опыт, как таковой, всегда бесконечен и неполон: мы не можем рассмотреть все единичные факты интересующего нас явления. По примеру Бэкона, мы можем наблюдать множество белых лебедей и, в результате, вывести индуктивное заключение, что все лебеди белы. Тем не менее в природе может существовать черный лебедь, которого мы не имели возможности видеть. Несмотря на вероятностный характер индукции, это весьма эффективный метод получения нового знания, благодаря которому появляется экспериментальная наука. Как говорил известный физик Луи де Бройль: «Великие открытия, скачки научной мысли вперед создаются индукцией, рискованным, но истинно творческим методом…» [3, с. 352]. Метод индукции широко используется в исследовании массовой информации. Его средствами формулируются гипотезы, обобщаются результаты эмпирических исследований. Дедукция происходит от латинского слова deductio (выведение) – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера [6, с. 176]. Характерной особенностью дедукции является то, что от истинных посылок она всегда ведет к достоверному, истинному знанию. Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получить новые истины. Причем, путем чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции или здравому смыслу.
Пример: Силлогизм (один из видов дедуктивного доказательства). Все периодические печатные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год являются средствами массовой информации. Газета «Коммерсантъ» – это печатное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Газета «Коммерсантъ» – это средство массовой информации.
Силлогизм является одной из форм дедуктивного умозаключения и дает ясное представление о том, как разворачивается дедуктивное суждение. Но дедуктивный метод не сводится к силлогизму, существует множество других видов дедуктивных доказательств. Широко применяем такой вид дедуктивного доказательства, как косвенное доказательство, в котором истинность тезиса устанавливается путем показа ошибочности противоположного ему допущения. В рамках косвенного доказательства различают доказательство от противного (формулируется отрицание доказываемого положения и показывается его несостоятельность) и разделительное косвенное доказательство, при котором опровергаются все альтернативы тезиса.
Пример: Обоснуем, что в г. Набережные Челны не развита общественная (гражданская) журналистика путем доказательства от противного. Предположим, что в г. Набережные Челны развита общественная журналистики. Согласно Б. Багирову, общественная журналистика – это особый тип журналистской деятельности, ориентированный на воспитание гражданской позиции, побуждение сограждан к участию в политической деятельности и выработке социально значимых решений [1, с. 69]. В этом случае челнинские издания должны выполнять ряд функций, таких как: - Полно информировать граждан обо всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем. - Предупреждать общественность о неблагоприятно развивающихся процессах, которые несут в себе потенциальные нежелательные последствия для общества (будь то развитие коррупции, экологически неблагоприятная ситуация и пр.). - Делать достоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, норм морали, антисоциальных действиях не только криминальных элементов, но и бизнес-, и властных структур, тех или иных социальных институтов. - По отношению к властным структурам СМИ должны выступать в роли не парламентской оппозиции. В современных либеральных обществах такая оппозиционная роль СМИ расценивается очень высоко. - Представлять точки зрения различных общественных групп и сил. Между тем, мы видим, что челнинские издания не выполняют перечисленных функций, следовательно, в г. Набережные Челны не развита общественная журналистика.
По существу, дедукция противоположна индукции. Если в индукции на основе частного знания выводится заключение общего характера, то в дедукции, напротив, опираясь на общее знание, делают вывод частного характера. Однако зачастую методы дополняют друг друга: бывает, что общие суждения дедукции получены индуктивным путем (при помощи индукции устанавливаются исходные посылки знания), а с помощью дедукции из них выводятся следствия и сопоставляются с фактами. Таким образом, дедукция служит методом проверки гипотез. Дедуктивный метод не воспринимается традиционным мышлением. Исследования советских психологов Л. Выготского и А. Лурии показали, что киргизские крестьяне не владеют абстрактной схемой рассуждения по логике силлогизма [5]. Если спросить мудрого аксакала: в Германии нет верблюдов; Берлин – город в Германии; в Берлине есть верблюды? Он ответит: «Наверное, есть». – «Почему?» – «Ну, город большой? Большой. Может, туда пришел киргиз с верблюдом или таджик». Аксакал мыслит по логике здравого смысла, а не по логике силлогизма. Метод дедукции используется в исследовании журналистики при разработке теорий и для проверки гипотез.
Date: 2015-07-02; view: 1131; Нарушение авторских прав |