Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Общенаучные методы исследования массовой информации





О. Н. Горячева, О. Г. Гунько, М.Г. Яковлева

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

учебное пособие

 

 

Набережные Челны


УДК 316.77

ББК 60.56

Печатается по решению учебно-методической комиссии

социально-гуманитарного отделения

Набережночелнинского института

Казанского (Приволжского) федерального университета

Рецензенты: д. филос. н., профессор А. Т. Каюмов

к. пед. н., доцент Т. В. Гайфутдинова

 

Методы исследования массовой информации: учебное пособие / сост. О. Н. Горячева, О. Г. Гунько, М. Г. Яковлева. – Набережные Челны: ИПЦ Набережночелнинского института К(П)ФУ, 2015. – 104 с.

 

Учебное пособие содержит материал по методам исследования массовой информации: дается характеристика методов исследования, освещаются общенаучные, универсальные и специальные методы исследования, приведены примеры и анализируются особенности современной информационной системы.

Пособие включает как теоретический, так и практический материал и направлено на формирование у студентов профессиональных умений и навыков, представляет интерес для журналистов, рекламистов, специалистов по связям с общественностью и студентов, специализирующихся в этих областях знаний.

 

© О.Н. Горячева, О. Г. Гунько, М.Г. Яковлева, 2015

© НЧИ К(П)ФУ, 2015

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ. 4

ГЛАВА 1. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 6

1.1. Общелогические методы исследования. 7

1.2. Общенаучные эмпирические методы исследования. 19

1.3. Общенаучные методы теоретического исследования. 39

ГЛАВА 2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 39

2.1. Социологические методы исследования. 39

2.2. Лингвистические методы анализа текста. 39

ГЛАВА 3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 39

3.1. Специальные методы исследования журналистики. 39

3.2. Специальные методы исследования в рекламе. 39

3.3. Специальные методы исследования в связях с общественностью. 39

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 39

ГЛОССАРИЙ.. 39

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Значение информации в постиндустриальном обществе переоценить невозможно. Она является основным ресурсом экономического производства, социального управления, политической борьбы, личностного развития. Понятие «информации» в современном социально-гуманитарном знании становится той универсальной категорией, под общий знаменатель которой попадают весьма разнокачественные явления, будь то генетический код или орнаментальная система народного прикладного искусства. Подобная универсальность возникает благодаря появлению нового типа рациональности – научно-технической рациональности или инструментального разума (Г. Маркузе, Ю. Хабермас). Именно инструментальный разум пытается исчислить и спроектировать реальность, в ходе данной деятельности сводя многообразие явлений и процессов окружающего мира к информационному регистру. Если в ХIХ веке человек зажигал свет, когда становилось темно, то в ХХ веке этот поступок стал фиксироваться специальными техническими устройствами и превращался в экономическую информацию особого рода, на основе которой рассчитывались платежи за электроэнергию. В XXI веке мегаполисы оснащаются специальными уличными устройствами, позволяющими собрать информацию об уровне электрического освещения и автоматически отрегулировать мощность работы генераторов местных электростанций. Таким образом, современная цивилизация, ориентированная на эффективное использование и контроль среды, актуализирует информационный подход к действительности, в рамках которого поиск, сбор, обработка, передача и использование данных становится неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности, как отдельного человека, так и общества в целом.

В сложившихся условиях возрастает роль «когнитариата» (О. Тоффлер) – работников умственного труда, занятых производством знаний и информации. Журналисты, а также специалисты по рекламе и связям с общественностью относятся к представителям данного класса. Их профессиональная деятельность связана с производством массовой информации – информации, предназначенной для широкого круга лиц, транслируемой, как правило, в печатных, аудио- или аудиовизуальных сообщениях и содержащей сведения (а также мнения) о людях, фактах, событиях, процессах и явлениях. Конечно, данные специалисты заинтересованы в эффективности своей деятельности. И здесь, пожалуй, можно говорить об эффективности двоякого рода: индивидуальной и социальной эффективности. В первом случае речь идет о пользе – материальной и духовной – извлекаемой отдельным работником/предприятием от своей деятельности, во втором – о пользе, которое получает общество благодаря работе данных специалистов.

Оценить и повысить эффективность труда журналистов, рекламщиков и специалистов по связям с общественностью позволяет исследовательская деятельность. Поэтому одной из учебно-образовательных задач при подготовке данных специалистов в вузе является задача формирования знаний, умений и навыков исследовательской работы. Этой задаче посвящено и наше пособие о методах исследования массовой информации, которое будет полезно для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика», «Реклама» и «Связи с общественностью». Успех информационно-аналитической работы журналиста, специалиста по связям с общественностью, менеджера по рекламе во многом зависит от умения вовремя получить необходимые данные, их проанализировать и использовать в реализации проектной деятельности. Владение методологическим инструментарием только способствует решению этих задач.

Существует множество различных классификаций исследовательских методов. Мы взяли за основу классификацию, предложенную историками науки, и в числе возможных методов выделили общенаучные (к числу которых отнесли общелогические, общенаучные эмпирические и теоретические методы) и дисциплинарные методы исследования. Их, в свою очередь, подразделили на универсальные дисциплинарные методы исследования массовой информации (такие как социологические и лингвистические методы) и специальные дисциплинарные методы исследования (методы журналистики, рекламы и связей с общественностью). Таким образом, мы постарались представить вниманию читателей все возможное многообразие методов исследования массовой информации: начиная с традиционных средств познания, открытых еще в античности, задолго до появления самого феномена массовой коммуникации, и заканчивая современными, обслуживающими интересы позднего капитализма. При этом мы стремились поднять не только уровень информированности читателя о методах, но и степень осознанности владения ими. Благодаря чему знакомство с материалом пособия, безусловно, расширяет исследовательские возможности читателя, повышая уровень его научной культуры.

 


ГЛАВА 1. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Слово метод греческого происхождения (metodos), и переводится оно как «путь к чему-либо». В нашем случае речь идет о пути к знанию. Здесь можно воспользоваться образом, предложенным английским философом XVII века, сэром Фрэнсисом Бэконом, который уподоблял метод светильнику, освещающему путнику (ученому), дорогу в темноте. Он полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. А потому ученому просто необходим надежный метод, в свете которого только и может открыться дорога к истине. Переходя от образа к понятию, сформулируем, что метод – это система принципов, норм, правил, приемов, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания [3, с. 308]. Основная цель метода – организовать и урегулировать процесс познания или практического преобразования объекта. Метод дисциплинирует деятельность ученого, позволяет сэкономить силы и время, получить надежные результаты, которые поддаются проверке и могут быть воспроизведены другими учеными.

История знает много попыток найти верный и надежный способ получения знания. Древние греки, к примеру, считали, что человеку надо развивать в себе способность к созерцательному размышлению. Люди Средневековья полагали, что изучение Библии и божественное откровение позволят им ощутить грандиозное величие Творца. Ученые Нового времени применили математическое исчисление к изучению физических явлений и открыли метод эксперимента. Современная наука в рамках различных дисциплин предложила множество новых методов исследования.

Методы, применяемые при исследовании массовой информации, вбирают опыт различных культурно-исторических эпох. Условно их можно разделить на несколько групп:

- общенаучные методы исследования (в числе которых выделяют общелогические методы, общенаучные эмпирические методы и общенаучные теоретические методы),

- универсальные дисциплинарные методы исследования (такие, как социологические или лингвистические методы),

- специальные дисциплинарные методы (специальные дисциплинарные методы исследования журналистики, специальные дисциплинарные методы исследования рекламы, специальные дисциплинарные методы исследования связей с общественностью).

 

Разберем каждую из перечисленных групп методов.

Общенаучные методы исследования – это универсальные методы науки, которые используются как в естественнонаучном, так и в социогуманитарном знании. Эти методы мы, вслед за историками науки [3; 6], подразделяем на общелогические, а также универсальные эмпирические и теоретические методы. Рассмотрим поподробнее, как данные методы могут быть использованы при исследовании массовой информации.

 

Date: 2015-07-02; view: 1715; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию