Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Субстанция, сущность
От латинского substare — «лежать в основе, быть прочным, поддерживать». Субстанция (на санскрите васту) является основанием всех явлений. Это вечный Брахман, причина, в результате действия которой возник мир. Ведические представления о субстанции отличны от христианской точки зрения, называемой creatio ex nihilo, творение из ничего. Согласно этой теории, выдвинутой Августином (175—242), Бог создал мир из ничего. Рассуждения Августина основаны на содержащемся в Библии утверждении, что в начале был только Бог. Теория creatio ex nihilo была попыткой ответить на парадоксальный вопрос: «Если в начале был только Бог, Который вечен, тогда почему мир все время меняется?» Было выдвинуто предположение, что учение об эманации материального мира из собственной субстанции Бога может быть истинным лишь в том случае, если материальный мир имеет ту же природу, что и Бог. Но поскольку мир не имеет божественной природы и до сотворения мира не было ничего кроме Бога, то Он должен был создать мир из ничего. Однако теория creatio ex nihilo сталкивается здесь с парадоксом: ex nihilo, nihil fit, из ничего не происходит ничего. Согласно Ведам, субстанцией творения является таттва, несомненная реальность, каковой является и Бог. Таттва материи (пракрити) существует вечно, но она временно принимает те формы, которые хочет Бог. Материальное творение, подобно тени, напоминает изначальную форму сущности, субстанции, но оно лишено [творческого] потенциала оригинала. Субстанция — единственный источник материального творения. Она не возникла из ничего. См. Абсолют, Брахман.
Т
Тамо-гуна (санскр.)
Гуна невежества. См. Гуны материальной природы.
Тан-матры (санскр.)
Пять качеств маха-бхут, которые тонко проявляются в уме как звук, прикосновение, форма, вкус и запах. См. Маха-бхуты, Гуны материальной природы, Прадхана.
Таттва (санскр.)
Несомненная реальность. Согласно Баладеве Видьябхушане, ведическое знание подразделяет реальность на пять таттв, или онтологических истин: ишвара (Верховный Господь), джива (живое существо), пракрити (природа), кала (вечное время) и карма (деятельность).
Теизм
Согласно «Harper Collins Dictionary of Filosophy» (с. 120), философия теизма в своих различных толкованиях в большинстве случаев утверждает, что «Бог частично присутствует во вселенной, а частично трансцендентен». В сущности это определение совпадает с ведической философией Верховной Личности Бога. В «Пуруша-сукте» («Риг-веда». 10.90.4) утверждается: «На три четверти взошел Пуруша вверх. Четверть его возникла снова здесь. Оттуда он выступил повсюду, (распространяясь) над тем, что ест (пищу) и что не ест». В ведической литературе мы снова и снова находим упоминание о трипада-вибхути и экапада-вибхути, трех четвертях великолепия Господа, наполняющих духовный мир, и одной четверти, проникающей в мир материальный. В «Бхагавад-гите» (10.41) Господь Кришна говорит о материальных явлениях:
яд яд вибхутимат саттвам шримад урджитам эва ва тад тад эвавагаччха твам мама теджо-’мша-самбхавам
«Знай, что все изумительные, прекрасные и славные создания возникают лишь из искры Моего великолепия».
Противоположные теизму теории деизма, монизма, пантеизма и дуализма на самом деле являются атеизмом. Деизм полностью отделяет Бога от Его материального творения. Монизм полагает, что Бог представляет собой только одно [начало, материю и дух]. Пантеизм сводит Его к материальной вселенной. А дуализм делит творение не в пользу Бога, отдавая часть в руки Его врага. Даже такие великие религиозные традиции, как христианство, испытали влияние деизма или дуализма. Англичанин Роберт Бойль (1627—1691), представитель естественной теологии, открыто осуждал теизм как учение «неверных». Составляя завещание, он выделил пятьдесят фунтов в год «навечно или, по крайней мере, на значительный срок», чтобы организовать цикл лекций «защищающих христианскую религию от неверных, а именно атеистов, теистов, язычников, иудеев и магометан». Монотеизм и панентеизм — синонимы теизма. Монотеизм признает существование «одного Бога». В ведической религии существует только один Бог, хотя Он и наделяет властью своих слуг, действующих в соответствии с Его волей как полубоги. Только глупцы поклоняются этим полубогам как Богам. Панентеизм учит, что Бог присутствует в каждой вещи, потому что все пребывает в Боге. Бог больше всего сущего. Он является всеведущим высшим объединяющим фактором. См. Атеизм.
Date: 2015-07-02; view: 400; Нарушение авторских прав |