Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последующие исследования. Конечно, Селигман хотел сделать то, что вы уже, вероятно, делаете: при­менить эти выводы к людям





Конечно, Селигман хотел сделать то, что вы уже, вероятно, делаете: при­менить эти выводы к людям. В своей более поздней работе он утверждал, что в развитие депрессии у людей входят процессы, подобные процессам научения беспомощности у животных. Как в той, так и в другой ситуа­ции, мы имеем дело с пассивностью, когда субъект сдается и просто си­дит, отсутствием агрессии, замедленностью понимания, что какое-то по­ведение может принести успех, потерей веса и сознанием своего социаль­ного одиночества. И беспомощная собака, и человек в депрессивном состоянии узнали по какому-то своему прошлому опыту, что все их дей­ствия бесполезны. Собака была не способна избежать тока, что бы она ни делала, а человек не может контролировать такие события, как смерть любимого человека, обиды, наносимые порой родителями, потеря рабо­ты, серьезная болезнь (Seligman, 1975),

Эта приобретенная беспомощность, которая приводит людей к де­прессии, может иметь другие серьезные последствия, кроме самой де­прессии. Исследования показали, что у пожилых людей, которые по раз­личным причинам, например из-за проживания в доме для престарелых, не имеют возможности контролировать повседневные события, здоро­вье ухудшается и повышаются шансы на преждевременную смерть. И все это происходит в большей степени, чем у тех стариков, которые имеют возможность сохранить ощущение своей власти над событиями (для того чтобы познакомиться с обсуждением родственного исследования Лан-жера и Родена (Langer and Rodin), посмотрите статью об их исследовании в доме для престарелых). Кроме того, некоторые исследования продемон­стрировали, что неконтролируемые события, несущие стресс, могут иг­рать определенную роль для развития таких серьезных заболеваний, как рак. Одно такое исследование обнаружило, что риск заболеть раком уве­личивается у индивидуумов, которым в предшествующие годы при­шлось пережить потерю супруга(и), профессии, престижного положе­ния (Horn & Picard, 1979). В больницах доктора и другой персонал по­лагают, что пациенты должны подчиняться, быть спокойными и отдавать свои судьбы в руки медиков. Пациенты уверены: для того чтобы попра­вить свое здоровье как можно скорее, они обязаны, не задавая лишних вопросов, во всем следовать указаниям докторов и медсестер. Выдаю щийся психолог, занимающийся проблемами здоровья, считает, что в понятие «хороший пациент больницы» входит пассивность пациента и то, что он отказывается от возможности контролировать события своей жизни. Такое положение, на самом деле, может создать у людей элемен­ты приобретенной беспомощности, вследствие чего эти пациенты не могут позднее проявлять свою волю и контролировать события тогда, когда такой контроль и возможен, и желателен для выздоровления (Tay­lor, 1979).

Еще одним свидетельством воздействия приобретенной беспомощ­ности может быть следующее замечательное исследование Финкель-штейнаи Рами (Finkelsteinand Ramey, 1977). Группы маленьких детей, лежа в кроватках, наблюдали подвешенные перед ними игрушки-мобиле для малышей. У одной группы детей были специальные «чувствительные» подушки, и, двигая своими головками, дети могли влиять на круговые движения игрушек. Над кроватками другой группы детей висели такие же игрушки, но было запрограммировано, что их вращение не поддается контролю детей. После того как обе группы ребятишек в течение двух недель каждый день по десять минут лежали в кроватках с передвигаю­щимися игрушками над головами, дети из группы, у которой были по­душки, дающие возможность контроля, стали очень ловко манипулиро­вать игрушками, двигая головками. Однако самые важные наблюдения были сделаны, когда группа детей, которые ранее не имели возможнос­ти влиять на передвижение игрушек, получила те же самые «чувстви­тельные» подушки и даже больше времени на то, чтобы научиться кон-тролигювать движение игрушек, чем имела первая группа Эти дети ока­зались совершенно неспособными научиться контролировать движение игрушек! Полученный в первой ситуации опыт научил их, что от их пове­дения движения игрушек не зависят, и это знание перешло в новую ситу­ацию, когда возможность такого контроля была реальна В эксперименте сдвигающимися игрушками дети научились быть беспомощными.

 







Date: 2015-07-02; view: 294; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию