Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные разработки. Многочисленные последующие работы продемонстрировали и подтвер­дили правильность теории и данных, полученных Фестингером и Карл-смитом





Многочисленные последующие работы продемонстрировали и подтвер­дили правильность теории и данных, полученных Фестингером и Карл-смитом. В одном интересном исследовании студентов — участников экс­перимента посредством определенного манипулирования удалось убедить в том, что в прошлом они выступали за или против идеи о проведении общего итогового экзамена за весь курс обучения в университете (Albar-racin and Wyer, 2000). Исследователи обнаружили, что вне зависимости от актуальных убеждений студентов сфальсифицированная обратная связь относительно якобы выражавшихся ими ранее мнений оказала существенное влияние на их будущие установки и поведение, связан­ные с экзаменом, о котором идет речь. Другими словами, согласно тео­рии когнитивного диссонанса Фестингера и Карлсмита, сообщение ис­пытуемым информации о том, что в прошлом они вели себя соответ­ственно определенным убеждениям, привело к тому, что в дальнейшем они стали вести себя так, чтобы избежать диссонанса между этими убеж­дениями и своим поведением.

В увлекательном исследовании совсем другого плана теория когни­тивного диссонанса была использована для объяснения того, почему люди, злоупотребляющие наркотиками, продолжают, находясь под воздей­ствием наркотика, садиться за руль — даже после прохождения програм­мы принудительного лечения в связи с нарушениями правил безопас­ности дорожного движения (Albery et al., 2000). Один из результатов этого прикладного психологического исследования заключается в сле­дующем. Те из участников, которые перестали садиться за руль в состо­янии наркотического воздействия, верили, что многие наркотики в зна­чительной степени нарушают способность вождения и увеличивают риск дорожно-транспортного происшествия. Напротив, нарушители, которые продолжали, приняв наркотический препарат, водить автомобиль, были убеждены, что только лишь алкоголь является сильным фактором рис­ка. Здесь опять-таки теория Фестингера и Карлсмита позволяет наилуч­шим образом объяснить полученные данные. Вождение автомобиля после принятия наркотика у человека, прошедшего длительный курс лечения, по всей вероятности, вызывало бы весьма интенсивное дис­комфортное состояние когнитивного диссонанса, которое можно было бы устранить только лишь значительным изменением установки отно­сительно последствий употребления наркотиков (в данном случае по­средством так называемого отрицания (denial)).

Наконец, очень важное исследование, основанное на теории когни­тивного диссонанса Фестингера, было проведено Э. Аронсоном в универ­ситете Калифорнии (Сайта Круз). Оно посвящено изменению связанно­го с риском сексуального поведения студентов (Shea, 1997). Сексуально активных студентов попросили сделать видеозаписи дискуссии на тему: «Как использование презервативов позволяет уменьшить риск ВИЧ-ин­фекции». Затем половине испытуемых было предложено, разделившись на подгруппы, провести обсуждение вопроса о том, почему студенты кол­леджа настроены против использования презервативов, и поделиться соб­ственным опытом неиспользования их. Другими словами, эти испытуе­мые были вынуждены признаться, что они не всегда поступают в соответ­ствии с тем, за что они только что ратовали во время видеозаписи; им приходилось обнаруживать собственное лицемерие. Другие студенты, принимавшие участие в обсуждении, не участвовали в последующих дис­куссиях. Когда в дальнейшем представлялась возможность покупать пре­зервативы, то покупателей из «лицемерной» группы было значительно больше, чем из числа тех испытуемых, которые только участвовали в ви­деозаписи, но не проводили последующего обсуждения. Более важным фактом является следующий. Когда три месяца спустя испытуемых ин­тервьюировали на тему их сексуальных практик, 92% студентов из «ли­цемерной» группы сообщили, что они используют презервативы по­стоянно, в то время как в группе испытуемых, которые участвовали в видеозаписи, но которым не пришлось публично признаваться в рас­хождении между собственными установками и поведением, число отве­тивших аналогичным образом составило лишь 55%. Этот результат яв­ляется одним из ярких примеров действия когнитивного диссонанса.

ем больше рассогласование между вашими убеждениями и вашим по­ведением, тем более сильный диссонанс вы будете переживать и тем сильнее будете мотивированы к изменению вашего поведения. Э. Арон-сон, ревностный пропагандист теории когнитивного диссонанса и его использования в целях достижения желательных изменений поведения в реальных жизненных обстоятельствах, объясняет, что: «Большинство из нас то и дело позволяют себе поступать лицемерно, потому что мы умеем закрывать на это глаза. Но если кто-нибудь подойдет и заставит вас пристально взглянуть на собственньш поступок, вы уже не сможете отделаться пожиманием плеч» (Shea, 1997, с. А15).


 

Литература

Albarracin, D„ & Wyer, R. (2000). The cognitive impact of past behavior: Influences on beliefs, attitudes, and future behavioral decisions Journal of Personality and Social Psychology, 79(1), 5-22.

Albery, I., Strang, J., Gossop, M., & Griffiths, P. (2000). Illicit drugs and driving: Pre-viewence, beliefs, and accident involvement among a cohort of current out-of-treat-ment drug users. Drug and Alcohol Dependence, 58 (1-2), 197-204. Cooper, J., & Fazio, R. (1984). A new look at dissonance theory. In 1„ Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology. New York: Academic Press. Shea, C. (1997, June 20). A University of California psychologist investigates new approaches to changing human behavior. Chronicle of Higher Education, 43(41), A15. Svartdal, F. (1993). Working harder for less: Effect of incentive value on force of instrumental response in humans. Quarterly Journal of Experimental Psychology Sec­tion A: Human Experimental Psychology, 46, 11-34.

 

9 40 исследований, которые потрясли психологию

 







Date: 2015-07-02; view: 286; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию