Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основания. Фестингер рассуждал: для нашего общества нормой считается поведе­ние, когда то, что человек утверждает публично





Фестингер рассуждал: для нашего общества нормой считается поведе­ние, когда то, что человек утверждает публично, совпадает с его собствен­ным мнением или убеждением. Следовательно, если вы думаете X, но публично утверждаете не-Х, вы будете переживать дискомфорт когни­тивного диссонанса. Однако если вы знаете, что причина, по которой вы утверждаете не-Х, оправдывается внешним давлением, обещания­ми вознаграждения или угрозой наказания, диссонанс редуцируется или устраняется. Таким образом, чем более для вас очевидно, что ваше непоследовательное поведение — результат вашего собственного выбо­ра, тем сильнее будет диссонанс.

Один из способов редуцировать это неприятное состояние диссонан­са состоит в том, чтобы изменить ваше собственное мнение таким обра­зом, чтобы оно соответствовало вашему поведению (сделанному пуб­лично заявлению). Фестингер утверждал, что изменения установок и мнений будут максимальными при наибольшей степени диссонанса. Подумайте об этом минутку-друтую. Предположим, кто-то предлагает вам большую сумму денег, если вы в публичном выступлении выскаже­те взгляды, противоположные вашим действительным взглядам по дан­ному вопросу, и вы принимаете это предложение. Далее, допустим, что кто-то другой обращается к вам с точно такой же просьбой, но предлага­ет вам совсем немного денег, и хотя предлагаемая вам сумма едва ли того

стоит, вы все-таки соглашаетесь и выполняете эту просьбу В каком слу­чае вшникающий у вас диссонанс будет больше? Логично предиолошггь, что вы будете переживать более сильный диссонанс в том случае, когда получите меньшую сумму денег, по причине недостаточного оправда­ния вашего противоречащего собствен ным установкам поведения. Та-ким образом, согласно теории Фестингера, ваши собственные мнения и взгляды изменятся больше в том случае, когда вы получите меньшее вознаграждение.

 

Метод

Представьте себе, что вы студент, записавшийся на вводный курс психо­логии. Одно из требований к посещающим этот курс — принимать учас­тие в качестве испытуемых в психологических экспериментах — не ме­нее трех часов в семестр. Вы просматриваете перечень тем исследова­ний, которыми занимаются преподаватели и аспиранты, и выбираете одну из них Это исследование, посвященное измерению эффективнос­ти деятельности, и вам нужно принять участие в эксперименте, кото­рый длится два часа, В этом исследовании, проведенном Фестингером и Карлсмитом, истинная цель эксперимента не сообщалась испытуемым, так как это могло бы серьезно исказить и обесценить полученные ре­зультаты. В исследовании приняли участие 70 человек — студентов фа­культета психологии.

Вы приходите в лабораторию в назначенное время (в этом случае ла­боратория — просто обыкновенная комната). Вам сообщают, что экспе­римент длится несколько дольше часа, и поэтому от выделенных двух часов останется какое-то время. Далее экспериментатор говорит, что не­которые люди с факультета психологии интересуются тем, как испыту­емые чувствуют себя во время эксперимента, и просит вас поговорить с ними в оставшееся время. Затем вас знакомят с вашей первой задачей.

Перед вами поднос, на котором лежат 12 катушек. Ваша задача -брать катушки с подноса и складывать их на стол, затем снова перекла­дывать их на поднос и потом опять — с подноса на стол, и так продол­жать и продолжать эту нехитрую процедуру. Вы должны работать од­ной рукой и с какой угодно скоростью. Экспериментатор смотрит на се­кундомер и делает какие-то пометки, в то время как вы выполняете задание в течение 30 минут. Затем поднос убирают и выдают вам доску с 48 квадратными фишками. Теперь ваша задача — поворачивать фишки поочередно на четверть оборота все снова и снова в течение следующих 30 минут. Если подобное занятие представляется вам невыносимо нуд­ным и скучным, то именно это и было нужно авторам эксперимента. Эта часть исследования была, по словам авторов, «специально придумана для того, чтобы вызвать у всех испытуемых одинаковое состояние, ко­торое каждый из них оценивал бы как выражение негативное». Вряд ли кто-нибудь усомнится в том. что эта цель была ими достигнута. По окон­чании этих скучнейших занятий начинался действительный экспери­мент.

Участники были в случайном порядке разделены на три группы. Ис­пытуемых контрольной группы после выполнения описанных выше зада­ний приглашали в соседнюю комнату для интервьюирования по поводу их реакций во время этих занятий. Остальные испытуемые были вовле­чены в некоторое дальнейшее манипулирование. По окончании описан­ных занятий экспериментатор беседовал с ними якобы с целью объясне­ния исследования. Он говорил каждому из испытуемых, что тот входит в число испытуемых группы А, а именно в число тех, кто выполнял зада­ния без всякой предварительной информации, в то время как испытуе­мым группы В заранее сообщали описание заданий, которые им пред­стояло выполнять. Он говорил далее, что испытуемым группы В рас­сказывали, что задания очень увлекательные и интересные и что эту информацию им сообщал аспирант, выдающий себя за испытуемого, ко­торый уже выполнял эти задания. Важно отметить, что все это не соот­ветствовало действительности. Вое это было придумано для того, чтобы следующая, решающая часть исследования выглядела реалистичной и убедительной.


Затем экспериментатор уходил из комнаты на несколько минут. По возвращении он продолжал разговор, но теперь выглядел несколько сконфуженным и неуверенным. Немного смущаясь, он объяснял, что ас­пирант, который обычно информирует испытуемых из группы В, сооб­щил по телефону, что заболел, а очередной испытуежьш из этой группы уже ждет, и они оказались в трудном положении. После чего он вежливо ептжпгивал испытуемого, не согласится ли тот помочь, а именно — рас­сказать этому испытуемому из группы В о заданиях, которые нужно бу­дет выполнять.

В виде вознаграждения за помощь экспериментатор предлагал неко­торым испытуемым по одному доллару, а другим — по двадцать долларов. После того как испытуемый соглашался, экспериментатор выдавал ему лист бумаги, подписанный для группы В, в котором отмечалось: «Было очень приятно, весело, получил массу удовольствия. Это было интерес­но и захватывающе». Затем испытуемому вьщавали один доллар или двадцать долларов и препровождали в соседнюю комнату, где его ждал другой испытуемый. Они оставались наедине в течение двух минут, по­сле чего экспериментатор возвращался, благодарил первого испытуемого за помощь и приглашал его пройти в комнату для интервью, где его про­сили оценить те первые задания, которые он выполнял, точно так же как это делали испытуемые из контрольной группы.

Вся процедура может показаться излишне сложной, но на самом деле это не так. Было три группы испытуемых: одна группа — испытуемые, получавшие по одному доллару за ложную оценку выполнявшихся ими заданий, вторая группа — те испытуемые, которые получали по двад­цать долларов за то же самое, и контрольная группа — испытуемые, ко­торым не пришлось говорить ложь вообще. Данные по 11 испытуемым не были включены в конечный анализ по причине процедурных оши­бок, поэтому в каждой группе оказалось по 20 человек.

 







Date: 2015-07-02; view: 273; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию