Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основания. В предыдущих исследованиях Харлоу новорожденные обезьянки поме­щались в лабораторию, где о них заботились люди; там детенышей регу­лярно кормили из бутылочки





В предыдущих исследованиях Харлоу новорожденные обезьянки поме­щались в лабораторию, где о них заботились люди; там детенышей регу­лярно кормили из бутылочки, корм был правильно сбалансирован, и в условиях лаборатории маленькие обезьянки были даже лучше защище­ны от болезней, чем если бы они росли со своими естественными мате­рями. Харлоу обратил внимание, что эти детеныши очень привязыва­ются к тряпичным подстилкам (хлопковым полотнищам), покрываю­щим дно клеток. Маленькие обезьянки прижимались к этим подстилкам, очень сердились и волновались, когда подстилки забирали, чтобы почи­стить. Эта привязанность была уже заметна у детенышей, которым был всего день от роду, и становилась сильнее по прошествии первых меся­цев жизни. Харлоу констатирует, что совершенно явно «малыш, челове­ческий или обезьяний, для того чтобы выжить, должен хвататься не толь­ко за соломинку, но уцепиться еще за что-то» (с. 675). Если детеныш находился в клетке без мягкого покрытия, он плохо развивался, даже если получал все необходимые питательные вещества и медицинский уход. Когда в клетку подкладывали мягкую подстилку, маленькая обе­зьянка становилась здоровее и казалась более довольной. Поэтому Хар­лоу стал придерживаться взгляда, что у «младенцев»-обезьянок, кроме таких базовых биологических пагребностей, как голод и жажда, по всей вероятности, существует еще некая базовая потребность в тесном кон­такте с чем-то теплым и успокаивающим. Чтобы проверить эти предпо-

ложения, Харлоу и его коллеги решили «построить» для маленьких обе­зьянок различные типы экспериментальных «матерей».

 

Метод

Первая суррогатная мать, которую они сделали, состояла из гладкого деревянного «тела», покрытого губчатой резиной и теплой, мохнатой тканью (terry — ткань, на которой выступают колечки шерсти). В груд­ной части этого «тела» имелся «сосок», из которого поступало молоко, и внутри этой «груди» имелась электролампа для тепла. Затем исследова­тели сконструировали суррогатную мать другого типа, которая в мень­шей степени была способна обеспечить мягкость и уют. Эта «мать» была сделана из проволочной сетки, которую скрутили таким образом, что она приняла примерно такую же форму, что и деревянная модель, чтобы обе­зьяний малыш мог прижаться к ней так же, как и к «матери», покрытой тканью. Эта проволочная мать тоже была снабжена действующей пита­ющей «грудью» и тоже была способна обеспечить тепло. Другими сло­вами, проволочная мать была идентична тряпичной матери, но она не могла дать того, что Харлоу назвал контактным комфортом {contact comfort).

Эти искусственные матери были помещены в отдельные маленькие секции, которые присоединялись на время кормления к клетке малень­ких обезьянок. Восемь детенышей были случайным образом разделе­ны на две группы, отличавшиеся источником получения пищи. Для одной группы кормилицей, снабженной бутылочкой с молоком, была «мать», покрытая тканью, а другую группу снабжала молоком прово­лочная «мать». Вам, несомненно, уже ясно, каковы здесь были интересы Харлоу. Он пытался понять, что в отношении маленьких обезьянок к матери зависит от ее функции как «кормилицы» и что — от того ком­форта, который они получают при физическом контакте с ней. Затем обезьянок поместили в клетки, где детеныши имели доступ к обеим «ма­терям», и в течение первых пяти месяцев их жизни фиксировалось ко­личество времени, которое они проводили с каждой из «матерей». Ре­зультаты были поразительными, но мы перейдем к ним немного позже.

Вслед за этими первоначальными опытами Харлоу хотел детально исследовать эффекты привязанности и контактного комо^орта. Все зна­ют, что когда ребенок путается, то стремится найти успокоение и утеше­ние у матери (или другого человека, который заботится о нем в раннем младенчестве). Чтобы узнать, как будут вести себя обезьянки в подоб­ных ситуациях с проволочной и тряпичной «матерями», Харлоу поме­щал в клетки различные объекты, которые вызывали у детенышей реак­цию страха, например, бьющего в барабан заводного игрушечного мед­ведя. (Для малыша-обезьянки этот мишка — ростом с саму обезьянку —

казался чем-то очень страшным.) Исследователи наблюдали реакции обезьянок и тщательно фиксировали.

Другое исследование, которое выполнил Харлоу, получило название теста открытого поля (open field test). Маленьких обезьянок помещали в небольшую незнакомую комнату, в которой находились различные пред меты (деревянные чурбачки, шерстяные одеяла, контейнеры с крышка­ми, свернутая бумага), с которыми при нормальных условиях обезьян­ки с удовольствием бы играли, трогали и возились бы с ними. Обезья­нок помещали в комнаты только с тряпичной «матерью», вообще без матери или с проволочной «матерью». Идея опыта заключалась в том, чтобы проверить, как обезьянки адаптируются и исследуют эту стран­ную ситуацию в присутствии «матери» или без нее.

 







Date: 2015-07-02; view: 285; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию