Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллект, познание, память





 

Область психологии, наиболее тесно связанная с тематикой статей в этом разделе, известна как когнитивная психология. Когнитивная психология изучает умственную деятельность человека. Наш интеллект, наша спо­собность думать и делать сложные умозаключения, способность хранить и вызывать из памяти знания, полученные в опыте жизни, — все это вме­сте делает человека уникальным, сравнительно с другими животными, существом. И конечно, то, каким образом мы все это делаем, сильно вли­яет на наше поведение. Однако изучение этих внутренних психических процессов намного труднее, чем изучение поведения, которое можно наблюдать, поэтому необходимы и творчество, и большая изобретатель­ность.

Исследования, включенные в данный раздел, изменили точку зрения психологов на наши внутренние, умственные процессы, В первой статье обсуждается известный эффект Пигмалиона и демонстрируется, что не только на успеваемость в школе, но и на тестовый показатель IQy детей могут влиять ожидания других людей, например учителей. Второе ис-с л е/ ю пан и с, одно из са мы х ра н е i и х н: г j () й об j 1 асти, по свяще но и р об j i е -мам работы нашей мысли, когда мы формируем впечатление о других людях, даже о тех, с которыми мы не встречались и не видели их. В тре­тьей статье мы рассматриваем еще одно раннее, революционное иссле­дование в когнитивной психологии, в котором изучалось, как животные и люди формируют мысленные образы окружающего их пространства (так называемые когнитивные карты). И четвертая статья — описание современного исследования, показывающего, что наши воспоминания Работают не так точно, как мы думаем, и что эти неточности встраива­ются даже в показания очевидцев каких-либо событий,

40 исследований, которые потрясли психологию

Что ожидаете, то и получите

Базовые материалы:

Rosental R. & Jakobson L. (1966). Teachers- expectancies: Determinates of pupils* IQgains. Psychological Reports> 19, 115-118.

Всем нам хорошо знаком «феномен самоисполняющсгося пророчества» (a self-fulfilling prophecy), когда человек заранее предопределяет что-то сам для себя. Описать эту концепцию можно так: если мы ожидаем от какого-то действия определенного результата, то наши ожидания будут иметь тенденцию к осуществлению. Действительно ли сделанные чело­веком предсказания постоянно осуществляются в реальной жизни так, как он предполагал, — этот вопрос пока открыт для научного исследова­ния. Однако работы психологов уже продемонстрировали существова­ние данного феномена в некоторых областях.

Первая научная работа, направленная на изучение вопроса о самоис­полняющемся пророчестве, появилась в 1911 году. Она была посвящена изучению известного феномена «Умного Ганса», коня мистера фон Ос-тена (Pfungst, 1911). Умный Ганс был знаменит тем, что умел читать, писать и решал математические задачки, выстукивая ответ передним копытом. Конечно, было много скептиков. Поэтому способности Ганса проверялись комиссией экспертов, которая установила, что конь демон­стрирует их без помощи мистера фон Остена. Но как мог существовать такой — человеческий! — уровень интеллекта у простой лошади? Пси­холог О. Пфангст с чрезвычайной тщательностью выполнил серию экс­периментов, в результате которых обнаружил, что Ганс получал едва уловимые неумышленные подсказки от тех, кто задавал ему вопросы. Например, после того как Ганса о чем-то спрашивали, люди устремляли свой взгляд на его переднее копыто, с помощью которого конь «отве­чал». Но как только Ганс ударял копытом нужное число раз, спрашива­ющие совсем чуть-чуть поднимали свои глаза или голову в ожидании завершения его ответа. И конь, который был натренирован замечать и использовать эти почти неуловимые для наблюдателей движения, вос­принимал их как сигналы к прекращению своих действий. Со стороны это всегда выглядело, как правильный ответ на вопрос. Вы вполне ре­зонно можете спросить, какое отношение к психологическим исследова­ниям имеет великолепный трюк Умного Ганса, Но исследования этого 4 >еномена выявили, что многие наблюдатели наделены специфическими способностями выражать свои ожидания, посылая в завуалированной форме неумышленные сигналы испытуемому, участвующему в исследо­ваниях. В свою очередь, эти сигналы могут заставить испытуемого отве­чать именно так, как предполагали наблюдатели, и, соответственно, под­тверждать их ожидания. Коротко это означает следующее. Эксперимен-

татор может предполагать, что его исследования поведения одного ис­пытуемого или группы в сравнении с другими дадут определенные ре­зультаты. На самом деле эти результаты могут быть не чем иным, как его собственными, экспериментатора, ожиданиями. Если это происходит в действительности, то такой эксперимент некорректен. Подобная воз­можность в психологическом эксперименте называется эффектом ожи-д&шя экспериментатора.

Роберт Розенталь считается основным разработчиком методологии згой проблемы. Он продемонстрировал эффект ожидания эксперимен­татора в психологическом эксперименте в лабораторных условиях. В од­ном из исследований (Rosental & Fode, 1963) студенты-психологи учеб­ного и подготовительного курсов, сами того не зная, стали испытуемыми. Некоторым студентам объяснили, что они будут работать со специально выведенной породой крыс с высоким интеллектом. Мерой способности крыс к обучению служила быстрота их обучаемости при прохождении лабиринтов. Другую часть студентов предупредили, что они будут ра­ботать с крысами, у которых плохие способности к обучению (прохож­дению лабиринтов). В итоге студентам нужно было показать, как работа­ют их крысы в различных условиях, то есть продемонстрировать разного рода способшюти животных к обучению, в том числе и в прохождении лабиринта. Студенты, которые были заранее предупреждены, что име­ ют дело с особо одаренной породой крыс, обучили своих подопытных животных гораздо быстрее тех, кто считал, что работает с «глупыми» крысами. На самом деле всем студентам для эксперимента были предо­ставлены обыкновенные, выбранные случайным образом лабораторные животные. Участвующие в эксперименте студенты не обманывали и не искажали сознательно полученные ими результаты. Влияние, которое они оказывали на своих животных, было очевидно неумышленным и невольным.

В результате этой серии экспериментов и был явно установлен эф­фект ожидания экспериментатора в научном исследовании. Правильно обученные исследователи при использовании тщательно отработанных пРоцедур (таких как метод усиленной маскировки — double-blind me­thod, — когда экспериментаторы, контактирующие с испытуемыми, ни­чего не знают о проверяемых гипотезах) обычно могут избежать этих эФфектов ожидания.

Кроме того, Розенталя интересовал вопрос, как могут проявиться ^ие ожидания и предубеждения за пределами лаборатории, например, в Школьных классах. Насколько сильным может быть влияние учителей йа п№нциальные успехи учащихся, пока учителя общих школ ничего Не знают об опасности эффекта ожиданий? Уже исторически сложилось, что в начале первого года обучения учителя проводят IQ-тестирование школьников, присваивая определенное количество баллов, каждому щ них. Может ли такая информация создавать предубеждение в ожидание ях учителей и вызывать тем самым неумышленно предвзятое отноше­ние к «способным» ученикам (имеющим высокую оценку IQ), отличаю­щееся от отношения к тем, кто менее способен? А если все обстоит имен­но так, разве это честно? Эти вопросы стали основными в исследованиях Роберта Розенталя и Леноры Джекобсон.

 

Date: 2015-07-02; view: 259; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию