Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение





 

Почти все труды по общей психологии начинаются с глав, посвященных биологии человеческого поведения. И это не просто дань традиции, а, скорее, следствие того, что в основе любого поведения лежат биологичес­кие процессы. Все разделы психологии базируются на биологическом фундаменте. Направление психологических исследований, называемое физиологической или биологической психологией, акцентирует внима­ние на взаимодействии мозга и нервной системы, процессов получения стимулов и информации из окружающей среды через органы чувств и путей, которыми мозг организует эту информацию и формирует наше восприятие окружающего мира.

Для представления этого основополагающего компонента психоло­гических изысканий выбраны наиболее известные и часто цитируемые работы, затрагивающие большой спектр исследований. В первой работе обсуждается широко известная программа изучения специализации пра­вого и левого полушарий мозга, которая сформировала многие совре­менные представления о функционировании мозга. Далее следует ра­бота, которая поразила научное сообщество, продемонстрировав, как обогащенное стимулами детство может способствовать более высокому развитию мозга. Третье исследование впервые включено в настоящее, четвертое, издание книги и отражает фундаментальный переворот в представлениях психологов об основах человеческого поведения, фор­мирования личности и социальных отношений, а именно новый взгляд на значение генов. Четвертая статья рассказывает об изобретении зна­менитого «визуального обрыва» — метода изучения способности детей

оценивать глубину. Все эти исследования, в особенности последние два, обращены к проблеме, связывающей все разделы психологии и вызыва­ющей непрекращающиеся дебаты, то есть к проблеме соотношения при­родных задатков и воспитания.

 

 

Один мозг или два?

Базовые материалы:

Gazzaniga, М. S. (1%7). The split brain in man. Scientific Americtmt 217, 24-29.

Вам, вероятно, известно, что две половины мозга не одинаковы и выпол­няют разные функции. Например, левая половина мозга отвечает за дви­жения правой половины вашего тела, и наоборот. Однако, как оказалось, специализация полушарии мозга идет гораздо дальше.

Общеизвестно, что у большинства из нас левое полушарие мозга конт­ролирует способность использовать язык, в то время как правое в большей степени отвечает за пространственные связи, подобные тем, которые осу­ществляются при выполнении художественных видов деятельности. Из­вестно, что пациенты с поврежденным левым полушарием обычно теряют способность говорить (часто эта способность возвращается после специ­альной тренировки). Многие считают, что каждое полушарие является пол­ностью самостоятельной мыслительной системой с собственными инди­видуальными отособностями к обучению, запоминанию, восприятию мира и даже к эмоциональным переживаниям. Концепция, лежащая в основе этих представлений, является результатом многолетних скрупулезных ис­следований эффектов того, что мозг разделен на два полушария.

Первые исследования в этой области начали проводиться Роджером Сперри (Roger W. Sperry, 1913-1994) примерно за 15 лет до опублико­вания статьи, рассматриваемой в этой главе. В своих ранних работах на животных Сперри сделал много замечательных открытий. Например, представьте себе кошку, у которой в результате операции была разрушена связь между двумя полушариями мозга и изменен ход оптических нер­вов так, что левый глаз передавал информацию только левому полуша­рию, а правый глаз — только правому. После операции кошка вела себя нормально и не проявляла видимых признаков каких-либо нарушений. Затем правый глаз кошки был закрыт, и она училась новому поведению, а именно — проходить через короткий лабиринт, чтобы найти пищу. Когда кошка полностью осваивала маневрирование в лабиринте, повязку пере­носили на левый глаз. Теперь, если кошку помещали в лабиринт, ее левое полушарие не могло «дать знать», куда поворачивать, и животному при­ходилось осваивать лабиринт с самого начала.

Сперри продолжал свои исследования в течение следующих 30 лет и в 1981 году получил Нобелевскую ггремию за работу по изучению специ­ализации полушарий мозга. Когда в 60-е годы Сперри обратился к работе с человеческим мозгом, к нему присоединился Майкл Гэззенига (Michael Gazzaniga). Несмотря на то что Сперри считается основоположником это­го направления исследования мозга, мы выбрали статью Гэззениги, так как она содержит ясное и краткое обобщение результатов совместной работы двух ученых по изучению человеческого мозга и постоянно цити­руется в работах по общей психологии. Выбирая эту статью, мы никоим образом не стремились игнорировать или недооценивать ведущую роль и огромный вклад Сперри в этой области. Успехом своих ранних исследо­ваний и своим лидирующим положением в области изучения специали­зации полушарий мозга Гэззенига в большой степени обязан Роджеру Сперри (см.: Sperry, 1968; Puente, 1995).


Для того чтобы разобраться в исследованиях полушарий мозга, не­обходимы некоторые знания физиологии человека. Два полушария на­шего мозга находятся в непрерывном взаимодействии через так называ­емое «мозолистое тело» (corpus callosum) — структуру, состоящую из 200 миллионов нервных волокон. Если мозолистое тело разрезать, эта главная линия связи нарушается и две половины мозга начинают рабо­тать независимо. Таким образом, для того чтобы изучить каждое полу­шарие в отдельности, необходимо хирургическим путем перерезать мо­золистое тело.

Но могут ли ученые разделить надвое мозг человека? Это похоже на психологию в стиле доктора Франкенштейна! Очевидно, научная этика никогда не позволит сделать это только для того, чтобы изучить специа­лизацию полушарий человеческого мозга. Однако в конце 50-х годов ме­дицина предоставила психологам уникальную возможность. У некото­рых людей, страдающих редкой и сложной формой эпилепсии, припадки можно было остановить только хирургическим разделением мозолисто­го тела на две части. Такая операция была (и до сих пор является) чрезвы­чайно эффективной, как последнее средство для пациентов, которым нельзя помочь иначе. В1966 году, когда писалась эта статья, было сделано 10 подобных операций, и четверо из пациентов согласились подвергнуть­ся изучению и тестированию, которые проводились Сперри и Гэззенигой для определения влияния операции на восприятие и интеллектуальные возможности пациентов.

 







Date: 2015-07-02; view: 284; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию