Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 4. Публикации в Интернет коллекций произведений традиционного изобразительного искусства





Обсуждение использования Интернет для расширения возможностей музеев началось в конце 1990-х годов. В эти годы крупнейшие музеи мира, среди них Лувр, Прадо, галерея Тейт, Эрмитаж, Метрополитен начали создавать свои сайты, на которых в той или иной степени публиковали произведения, представленные на экспозициях и выставках. С конца 1990-х начались дискуссии, на которых обсуждались возможности презентации в Сети шедевров, хранящихся в фондах музеев.

 

4.1. Деятельность "Corbis Corporation"

Дело, однако, не ограничивалось дискуссиями. В 1989 г. Билл Гейтс основал компанию "Interactive Systems Home", которая дважды меняла свое название и единожды пересмотрела свою миссию. Что касается названия, то в 1994 году она была переименована в "Continuum Productions" и в 1995 приобрела современное имя "Corbis Corporation". Относительно миссии нужно отметить, что если в 1989 г. основатель компании рассматривал ее как средство для производства технологий доставки изображений пользователю (в документах того периода фигурирует название задача "разработка интерактивного телевидения"), то через пять лет приоритетом ее деятельности стало создание цифрового контента на основе шедевров изобразительного искусства, фотографий, кадров телевизионных передач, СМИ и т.п. По замыслу Б.Гейтса слово "Corbis" (плетеная корзина), отражало миссию компании как организации, хранящей визуальные свидетельства жизни человечества во всей его полноте, а фокус деятельности был перемещен на приобретение крупных коллекций самых разнообразных изображений и развитие технологий их сохранения, оцифровки и продажи.

На протяжении первой декады 21 века корпорацией был создан, по-видимому, самый крупный в мире архив изображений, включающий более 100 млн. имиджей, значительную часть которого составляют произведения изобразительного искусства. Методы собирания коллекции включали заключение договоров с владельцами крупных художественных музеев, галерей, частных фондов, фотографических агентств и т.п. на использование материалов или покупку таковых целиком.

Особое место в истории корпорации играет приобретение архива Отто Бетменна в октябре 1995 г. Это была первая крупная сделка Гейтса при освоении нового тогда направления развития бизнеса. После приобретения этого собрания коллекция Corbis увеличилась приблизительно вдвое. Архив включает около 16 миллионов изображений (рисунки, произведения искусства, новостные фотографии, иллюстрации), принадлежавших ранее библиотеке United Press International и ее предшественникам фотоагентствам, Acme и INP, обслуживавшим Международную службу новостей США.

Материалы архива хранятся сегодня на глубине более 220 футов под землей в пещере горы Железной (Iron Mountain) Дымчатых гор (Smoky Mountains) в США в хранилище с постоянной температурой. В 2001 году в Пенсильвании Corbis построен комплекс зданий для размещения этого архива. Поскольку задачей компании является сохранение произведений искусства для будущих поколений, оборудование комплекса отвечает самым современным требованиям, предъявляемым к технологиям сохранения и предоставления доступа к произведениям изобразительного искусства.

В июне 1999 г. компания купила крупнейшее в мире фотоагентство Sygma (Франция), в 1996 г. приобрела исключительные права на портфолио известного фотографа Анселя Адамс, включающее около 40 тыс. работ, в 1998 году Corbis приобрела компанию "Outline пресс Syndicate, Inc", ведущего поставщика портретных фотографий знаменитостей. Подразделение в Corbis Outline, начало продавать журналам портреты знаменитых политиков, бизнесменов, музыкантов, актеров, спортсменов и т.п. В 2005 году компания распространила свое влияние в Европе, приобретя компанию Zefa, третью в мире по количеству лицензионных изображений, в 2006 г. была приобретена Австралийская библиотеки картин (Australian Picture Library).

Параллельно шла работа по заключению договоров с крупнейшими музеями мира, а также известными деятелями искусства. В период с 1990 по 2000 Corbis были подписаны соглашения с Национальной галереей (Великобритания, Лондон), Библиотекой Конгресса США, Музеем искусств Филадельфии, Государственным Эрмитажем (Россия, Санкт-Петербург), Фондом Энди Уорхолл (США), Смитсоновским институтом (США), аукционным домом Кристи (Нью-Йорк, США), архивом Отто Бэтмена Bettmann (США), фондом Барнс (США), архивом Анселя Адамс (США) и др.

Чтобы охарактеризовать вклад корпорации в сохранение шедевров изобразительного искусства приведем следующие примеры. В 1997 г. Corbis Production опубликовал несколько CD-ROM, названия которых красноречиво говорят сами за себя. "Страсть к искусству: Ренуар, Сезанн, Матисс", "Кодекс Лейстер: Работы Леонардо да Винчи". Диск "Доктор Барнс" нуждается в некоторых комментариях. Он представляет собой коллекцию работ Фонда Барнс, одной из крупнейших в США организации, сфера деятельности которой - образование в области искусства и садоводства. Коллекция включает более 2,5 тыс. объектов, около 800 из которых произведения изобразительного искусства, созданные классиками импрессионистами и модернизма. Стоимость коллекции, экспонируемой в г. Мерион (США) составляет $25 биллионов.

В конце 2010х годов На развитие бизнеса Corbis большое влияние начал оказывать Интернет. В 2009 году компания вновь запустила свой веб-сайт [101], где представлены сотни тысяч новых видеоклипов. В 2010 году компания приняла ряд серьезных мер для обслуживания веб-и мобильных клиентов, в частности публикуя файлы изображений, которые пригодны для использования в сетевых и мобильных устройствах. Corbis также возобновил свою Veer.com [102], где большое внимание уделяется публикации недорогих или бесплатных высококачественных изображений.

Вернувшись к истокам Corbis Coporation, мы вспомним, что она создавалась для разработки технологий интерактивного доступа пользователей к шедеврам изобразительного искусства с целью создания индивидуальных коллекций. Таким образом, Б. Гейтс предугадал тенденцию в развитии коллекционирования, которая стала актуальной во второй половине первой декады 21 века. Во многом эта идея реализуется сегодня в таком проекте как Google-art.

 

4.2. Проект Google-art

Проект начал свою работу 1 февраля 2011 года в содружестве Google с 17 музеями, включая галерею Тейт (Tate Galery) (Лондон), музей Метрополитен (Нью-Йорк), Уффици (Флоренция) и представляет собой онлайн платформу, на основе которой осуществляется доступ к высококачественным цифровым копиям художественных шедевров, хранящихся в крупнейших музеях мира.

Платформа позволяет виртуальным посетителям осуществить виртуальный тур по галереям, изучить информацию о художественном произведении, создать собственную виртуальную коллекцию. Технологическим решением, позволяющим реализовывать эти функции, является технология Street View, разработанная, по утверждению авторов, специально для этого проекта.

Отбор шедевров для публикации в рамках проекта осуществлялся музеями. Их цифровые репродукции были сделаны на основе высокого разрешения и кроме того каждый музей выбрал одну работу, которая была оцифрована в гигапиксельном разрешении (более чем 1 биллион пикселей), что позволяет рассматривать ее с помощью "виртуального микроскопа".

3 апреля 2012 г. компания объявила о подписании договоров со 151 музеем из 40 стран мира. В апреле 2012 платформа содержала более чем 32 000 шедевров из 46 музеев и процесс подготовки цифровых коллекций ведется постоянно. Среди музеев-партнеров можно назвать Государственный Эрмитаж (Россия), Государственный Русский музей (Россия), Галерею искусств в Онтарио (Канада), музей исламского искусства (Катар), музей Белого дома (США), Гонконгский музей искусств (Гонконг) и др. Коллекции этих музеев публикуются на второй версии вебсайта Google+, содержащей новый набор сервисов. На основе этой версии Google-art развивается как глобальный многоязычный ресурс, поддерживающий 18 языков, включающие такие графические основы как кириллица, латиница, иероглифы и арабская вязь.

Структура сайта Google art включает такие компоненты: как виртуальный тур, просмотр художественных произведений, создание коллекции художественных произведений. Виртуальный тур предполагает, что пользователь прогуливается по музеям, используя элементы управления Google Street View или план галереи.

В галерее пользователи могут просматривать работы более подробно, чем во время "прогулки": "рассмотреть изображение под микроскопом", получить информацию о картине. Информация подготовлена специалистами и представляет собой искусствоведческий обзор истории, содержания и физических характеристик шедевра. "Виртуальный микроскоп" имеет такие опции как "Заметки", "История искусства", "Информация о художнике", что расширяет обучающий потенциал программы. Использование таких сервисов как Google Scholar и YouTube предоставляет пользователям внешние ссылки, что создает дополнительные возможности для поиска информации.

Пользователь может войти в сервис под своим аккаунтом и создать собственную коллекцию произведений искусства, используя любое количество изображений от любого из музеев и поделиться своими коллекциями с другими людьми через социальные сети или другие способы онлайн коммуникации. Эта функция оказалась настолько востребованной, что Google выделил дополнительные серверы для ее поддержки.

Проект постоянно подвергается критике и использует ее как резерв своего развития. Так упреки в отсутствии обучающих функций дали новый вектор развития функционала платформы второго поколения, направленный на расширение возможностей для самообразования пользователя.

Страница "Образование" (http://www.googleartproject.com/education) включает следующие разделы: "Introduction" (Введение), "Look Like An Expert" (Побудь экспертом), "DIY" (Сделай сам), "What is Next?" (что дальше?). На странице представлен в ряд обучающих видеороликов, доступных через канал YouTube а также набор заданий, позволяющих расширять знания на основе интерактивного взаимодействия с цифровыми копиями шедевров. Слушателям предоставляется список ресурсов по истории искусства, инструменты для создания художественных произведений и т.п.

Были расширены возможностей поиска информации за счет повышения его целенаправленности путем использования такие категорий как "художник", "музей", "жанр", "техника", "дата создания", "страна" при поиске цифровых копий шедевров. Отбор ведется одновременно по всем коллекциям, и результаты отображаются в формате слайд шоу.

Музеи используют возможность приветствовать своих посетителей и знакомить их с некоторыми экспонатами, используя аудио и видео файлы. Так Мишель Обама приветствует посетителей виртуального музея Белого Дома. Музей Яд ва-Шем (Холокост, Израиль) запустил через канал YouTube 400 часов видео записи суда над Адольфом Эйхман.

Развитие Интернет привело к демократизации знания. Проект Google Art показывает способ преодоления такого недостатка, как деградация контента вследствие его недобросовестных правок. Поскольку к формированию контента проекта Google-art привлекаются специалисты, его контент является вполне достоверным [25]. Кроме того, виртуальный посетитель может увидеть шедевры, хранящиеся в запасниках музеев и практические недоступные рядовому экскурсанту музея из-за недостатка экспозиционных площадей или невозможности транспортировки творений, связанной с риском их утраты.

Кроме того этот интернет-ресурс расширяет исследовательские и учебные возможности Сети. Открывая доступ к ранее недоступным произведениям искусства, он позволяет организовывать междисциплинарные международные мероприятия по их изучению, предоставляет шанс любому человеку прикоснуться к высокому искусству и принять участие в обсуждении вопросов, связанных с ним. В частности проект Google Art позволяет людям создавать собственные виртуальные галереи художественных произведений, что служит личностному развитию и может рассматриваться как создание некоего контента, расширяющего общественную коллекцию знаний, в которую, надеемся, превращается Интернет. В то же время многие ученые утверждают, что " направление индивидуального коллекционирования" проекта отражает период распада канона доступа к высокому искусству, начало которого мы переживаем.

Таким образом, очевидно, что оценки проекта неоднозначны. Наряду с положительными отмечаются и его слабые стороны. К положительным причисляются такие аспекты, как расширение возможностей доступа к искусству, расширение музейной аудитории, наличие потенциала для развития музейных сервисов. Например, Нэнси Проктор глава отдела мобильных стратегий и инициатив Смитсоновского института, считает, что в будущем значительно сократится потребность в печатных путеводителях по музеям, так как всю информацию посетители смогут хранить в своих смартфонах.

Среди недостатков проекта пользователи отмечают такие как европоцентризм, отсутствие прозрачных критериев при отборе материалов для контента ресурса, что искажает историю искусства, отсутствие понимания целевой аудитории проекта; неравноправие возможностей использования технологий — не все пользователи имеют технологии, позволяющие в полной мере воспроизвести контент проекта; риски для безопасности музеев — "опытные пользователи" используя возможности, предоставляемые проектом, могут изучить систему безопасности музеев, что приведет к громким преступлениям.

В любом случае Элизабет Мэрит, директор Центра "Будущее музеев" охарактеризовала этот проект как интересный эксперимент. Этот эксперимент весьма своевременен и позволяет развиваться аналогичным проектам, среди которых отметим такие как Европеана, Виртуальный музей Канады.

 

4.3. Интернет портал Europeana

Интернет портал Europeana содержит миллионы цифровых копий книг, картин, фильмов, музейных объектов и архивных записей. В проекте участвуют более 2000 европейских организаций, независимо от их статуса: от выдающихся музеев до скромных музеев общин.

Начало проекту было положено письмом, написанным в апреле 2005 г. Жаком Ширак совместно с премьер министрами Германии, Испании, Италии, Польши и Венгрии Президенту Европейской комиссии Жозе Барросо. В письме обосновывалась необходимость создания виртуальной Европейской библиотеки, которая открыла бы виртуальный доступ к культурному наследию Европы.

В 2010 г. был запущен проект Europeana Digital Library Network (EDLnet), целью которого было создание прототипа ресурса на основе технологий Web2.0. Прототип был запущен в ноябре 2008 г. Бета версия давала доступ к 4,5 миллионам цифровых объектов, которые были предоставлены более чем 1000 организациями-партнерами: всемирно известными библиотеками, галереями и музеями стран Европы. Ресурс оказался настолько востребованным, что серверы не справились с нагрузкой и на время пришлось приостановить работу в режиме бета-тестирования, которая была возобновлена в конце декабря 2008 г. В феврале 2009 года начался новый 30 месячный этап проекта, теперь под названием Europeana 1.0. К февралю 2011г. пользователи получили доступ к более чем 10 млн. цифровых объектов.

Организационно Europeana управляется одноименным Фондом, членами которого являются руководители ассоциаций культурного наследия и информационных ассоциаций стран Европы. Фонд содействует установлению взаимосвязей между музеями, архивами, библиотеками. Фонд зарегистрирован в Нидерландах, в соответствии с законодательством этой страны и территориально размещен в Национальной библиотеке Нидерландов.

Europeana является поисковым порталом: здесь хранятся метаданные о ресурсах, включая графическое изображение объектов. Поскольку портал содержит миллионы объектов различного типа, хранящихся в музеях, библиотеках, архивах и т.п., их поиск строится на использовании стандарта — Europeana Semantic Elements.

Осуществив поиск, пользователь получает доступ к сайту, на котором хранится искомая информация. Цифровые объекты, которые пользователи могут найти с помощью Europeana, принадлежат учреждениям культуры и находятся на их серверах. Проект не принимает участия в оцифровке и отборе объектов — эти функции выполняют учреждения культуры.

В плане развития проекта на 2011-2015 обозначены такие приоритеты как агрегация (aggregation), содействие, распространение, вовлечение. Под агрегацией подразумевается создание открытого доступа к ресурсам, отражающим достижения европейской культуры и науки, которые таким образом объединяются в единую картину. По-видимому, так можно интерпретировать термин, который представляется автору, не отражающим сути процесса им обозначенного, уместнее было бы говорить о доступе - access. Содействие выражается в поддержке организаций, имеющих отношение к созданию культурного и научного наследия путем обмена знаниями, доступа к инновациям и т.п. Распространение связано с развитием технологических решений, позволяющих устранить ограничения для доступа к информации. Вовлечение предполагает поиск и развитие новых путей, позволяющих людям участвовать в создании, распространении и использовании информации.

 

4.4. Проект "Русский музей: виртуальный филиал"

"Русский музей: виртуальный филиал" — масштабный международный проект, воплощающий идею доступности крупнейшей в мире коллекции русского искусства. Среди участников проекта – "университеты, учреждения культуры и дополнительного образования, центры русской культуры в различных городах северо-запада и центральной России, Сибири, Урала и Дальнего Востока, а также в Финляндии, Греции, Словении, Китае, Индии, Украине, Литве, Казахстане и других странах. Проект представляет собой международную сеть, объединяющую 111 организаций более чем в10 странах.

Проект реализует просветительские цели – приобщение широкой аудитории к ценностям русской культуры, историческому прошлому России через свободный доступ к цифровым материалам (компьютерные программы по истории русского искусства, видеофильмы и электронные каталоги крупнейших выставок), а также формирование единого культурно-информационного пространства между участниками проекта. Медиатека, как содержательное наполнение центра, представляет собой единую базу мультимедиа-программ и видеофильмов Русского музея. Компьютерные технологии, такие как трехмерное моделирование, панорамная фотосъемка, позволяют познакомиться с коллекциями Русского музея, совершить виртуальные туры по музейным залам, воссоздать утраченные дворцовые интерьеры, совершить виртуальные путешествия по этим интерьерам, которые превращаются в увлекательную экскурсию во времени.

Важной составляющей проекта “Русский музей: виртуальный филиал” является портал, который освещает работу проекта и обеспечивает связь между организациями-партнерами.

 

4.5. Виртуальный музей Канады

Виртуальный музей Канады (VMC) национальный виртуальный музей, презентующий более чем 3000 организаций, связанных с сохранением культурного наследия страны, независимо от их статуса. VMC включает более 600 виртуальных выставок, 900 тыс. имиджей, а также разнообразные учебные материалы. Ресурсы доступны на английском и французском языках.

В то время как контент VMC разрабатывается непосредственно музеями, административные функции выполняет Информационная Сеть культурного наследия Канады, представляющая собой специальное агентство в Департаменте культурного наследия Канады.

VMC предоставляет канадским общинам он-лайн среду, в которой они могут публиковать собственные материалы и таким образом способствовать сохранению истории своей страны. Для достижения этой цели работают две программы. Инвестиционная программа предоставляет крупным канадским музеем средства для создания онлайн выставок. Программа памяти общин направлена на сотрудничество с малыми музеями, которые зачастую существуют благодаря энтузиазму их создателей, предоставляя им возможность создать онлайн экспозицию об их общинах.

Кроме того музеям предоставляется возможность проведения исследовательских проектов на основе VMC Lab. Среди таких проектов можно назвать выставку работ известного канадского скульптора Джо Фарад, подготовленную Национальной галереей Канады, и "Сокровища Канады", разработанные в партнерстве Национального музея Канады и Национального телевидения Канады. Первый проект связан с исследованием возможностей использования 3D изображений в музейном пространстве, а второй - использование медиа технологий в музее.

 

4.6. Виртуальный репозиторий учебных ресурсов «Нередица — связь времен»

Виртуальный репозиторий учебных ресурсов «Нередица — связь времен» — некоммерческий проект, заключающийся в создании ресурса, выполняющего роль учебного пособия и хранилища материалов по истории выдающегося памятника древнерусского искусства "Церковь Спаса Преображения на Нередице". Контент ресурса, включающий в себя мультимедийные и аудиоматериалы, а также большое количество графического материала – фотографии памятников древнерусской архитектуры, тексты, позволяет организовать работу с ним и как с репозиторием, и как с виртуальной классной комнатой. Средой реализация образовательного ресурса является LMS SAKAI, которая позволяет осуществить широкий спектр образовательных сервисов, включающий публикацию учебных материалов в различных форматах; проверку и оценку знаний студентов, включая тестирование, а также организовывать процесс обмена информацией между субъектами образовательного процесса. Системообразующим элементом контента является текст, написанный выдающимся специалистом в области древнерусского искусства В.А. Булкиным. Ресурс разработан кафедрой информационных систем в искусстве и гуманитарных науках факультетом искусств Санкт-Петербургского государственного университета.

4.7. SmARThistory

SmARThistory [106] — некоммерческий проект, заключающийся в создании веб книги об истории искусства. Авторы - Бет Харрис и Стивен Цукер. Начавшись в 2005 году как серия аудиогидов и блогов посетителей музея Метрополитен и музея современного искусства Нью-Йорка, сегодня SmARThistory включает в себя видео, аудио гиды, аннотированные слайд шоу, имиджи, мобильные приложения, а также письменные материалы, разработанные коллективами под руководством Бет Харрис и Стивен Цукер.

 

4.8. Наборы презентационных материалов музеев в виртуальном пространстве

Подавляющее большинство музеев также создает набор презентационных материалов в виртуальном пространстве, которые часто называют виртуальными музеями. Мы имеем в виду обзорные экскурсии, учебные программы, анонсы выставок и т.п. Многочисленность таких материалов делает крайне затруднительным их описание. Мы рекомендуем обратиться к порталу Музеи мира в Интернете [http://www.hist.msu.ru/ER/museum.htm]. В этом ряду наибольший интерес представляет виртуальный тур по выставке Моне [104] и электронные каталоги к выставкам, проходящим в Русском музее [http://rusmuseum.ru/] являющие великолепно реализованные примеры того, что Интернет может служить инструментом для обучения, например "давать ключи" к пониманию живописи.

 


Date: 2015-07-02; view: 606; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию