Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третье занятие





лек. 29 февраля (раньше по смыслу лек. 14 февраля)(2 ауд.)

Источники человеческого познания (продолжение)

Рационализм

Наум Хомский: выдвинул проект картезианской лингвистики. Обучение языку было бы невозможно, если бы у человека не было врождённых лингвитстических структур. Ребёнок получает ограниченное, а должен приобрести знания, которые дают строить неограниченное число фраз. Мы ждём от ребёнка, что он будет это делать по индуктивному выводу, но это слишком много, чтобы требовать от младенца.

ДЕКАРТ

Чувственный опыт – ненадёжный источник. Сомнение во внешнем мире (аргумент сна). Теории противоречат друг другу. И математику случается ошибаться при доказательстве теорем. Всё это приведёт к СОМНЕНИЮ. Но в то время как человек сомневается, он не может сомневаться, что это Я существует. Я МЫСЛЮ СЛЕДОВАТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮ – не логический вывод. Совершая радикальное сомнение, направляет нас на тот объект, который нужен, сам процесс мышления. Он представляет в акте внутреннего созерцания мыслительную деятельность.

Гоббс возражает: чем прогуливаюсь следовательно существую, отличается от мыслю следовательно существую?

У Д. это Я отличается от конкретного человека с его телом. Это сам процесс мышления (?)

Спор о том, каковы основания научного знания и возможно ли? Декарт получает это знание так: получая эту истину, использует её как образец и ищет те черты, которые характеризуют её как истину. Эти черты – ясность и отчётливость. Она настолько ясна, что открывается нам актом интеллектуальной интуиции. И настолько отчётлива, что я могу отличить её от других не отчётливых идей. Этими же характеристиками обладают математические аксиомы и т.п. А может это какой-то наш дефект, что у нас есть истины, в которых мы не можем усомниться? Другая гарантия истинности – Бог (?). Следующая истина – истина о существовании Бога.

!!! Для рационализма фигура Бога как гаранта врождённых идей необходима.

Неужели Бог может вложить в нас те идеи, которые будут преградой для познания истины – разумеется, нет.

Для Д. истинные идеи истинны не потому, что они врождённые. А если они заложены Богом и Бог предназначил нас для познания, то они истинны. Очень сильные допущения.

Ясными и отчётливыми являются только лишь идеи формы, величины, а, например, цвет, температура не отчётливы. Почему люди ошибаются? Из-за свободной воли человека.

Если человек сможет контролировать свою свободную волю, то и знание может стать истинным.

Разрабатывает учение о методе, где предполагается разбивать проблему на состовные части и случаи, рассматривать их, делать обобщение.

В трактате "Мир" описывает устройство вселенной. В 17 веке велись преследования людей, которые говорят, что мир подвижен.

Декарт отводил важную роль опыту.

Дедукция - хороший вывод, когда она очень постепенная, шаги предельно маленькие и осторожные.

ЛЕЙБНИЦ

Лейбницевское понятие аналитической истины. Критерий ясности и отчётливости слишком психологический, надо заменить его более логическим. То что Д. называет врождёнными идеями, Л. называет истинами разума. Те истины, противоположные которым невозможны. Потому что иначе будет нарушаться закон невозможности противоречия. Базовая такая истина: закон тождества. Все истины математики являются следствием этого принципа тождества.

Декарт не допускал идеи притяжения и тяготения, она не являлась для него ясной и отчетливой. И пытался построить физику без них. И проиграл Ньютоновской. И этим проигрышем был нанесён удар рационализму. Если есть врождённые идеи и Богом они всем даны, трудно объяснить различение концепций.

А дальше происходит научная революция, в ходе которой ясные истины оказываются произвольными конструкциями ума.

Несмотря на эти огрехи рационализма, аргумент, что не всё можно объяснить опытом остался.

Эмпиризм (снова)

Нет ничего в интеллекте, чего бы прежде не было бы в чувствах

И мы не просто решили, что единственный источник знания – чувства, но мы можем и должны на него полагаться.

Бэкон: мы опираемся на законное и необходимое принижение нашего разума.

Что такое опыт?

Появляется уточнённый эмпиризм – сенсуализм

СЕНСУАЛИЗМ

Говорит уже о кирпичиках чувств – ощущениях. Имея ощущения мы не можем в них сомневаться. Ощущения – базис познания.

ЛОКК

У Локка есть термин «идея» им он обозначает всё то, что есть у нас в уме/душе. Источником наших идея являются чувства. Но у нас есть разные идеи. Вырисовывается необходимость выделить разные виды опытов.

Первое разделение:

1) идеи рефлексии (восприятие процесса, происходящего в нас самих)

2) идеи внешнего опыта (желтого, холодного, мягкого, горького и т.д.)

Критиковал это, например, Раер(?)

Второе разделение:

1) простые (очевидны, ясны и отчетливо отделены друг от друга; сами не распадаются на другие идеи; душа сама не может их создавать или разрушать)

2) сложные (происходят от нескольких чувств сразу; например, пространство, форма, движение, покой)

Среди простых идей выделяет:

  1. первичные (совершенно неотделимы от тела и они порождают в нас простые идеи; плотность, протяженность, форма, движение или покой, число)
  2. вторичные (это то, что не играет роли в самих вещах; идеи, вызываемые нами вторичными качествами не имеют сходства с телами; цвет, звук, вкус; им соответствуют какие-то силы в самих вещах, которые в нас вызывают эту идею; но эти идеи в нас не имеют сходства с тем, что вызвало в нас эту идею; есть качества, которые вызывают в нас образ, похожий на них самих(?))

Сам Локк называет их первичными или вторичными качествами.

Во время Локка развивается, прежде всего, механика. Всё это сложит обоснованию науки определённого типа.

Сложные идеи:

Процедура обособления одной идеи от другой – процедура абстрагирования. В результате этого процесса образуются общие идеи (например, человек). При этом не образуется ничего нового, а лишь удерживается лишь то, чего у них у всех есть общего.

Классический ход эмпиризма: общие понятия происходят путём абстрагирования. Но почему ребёнок выделяет в одно понятие именно по признаку «являться человеком»? в этом огрех Локка.

Эмпиризм: опыт нас сам ведёт к знанию. Образ Сократа: душа – восковая дощечка, на которой опыт оставляет отпечатки. Подобный образ и в эмпиризме.

Помимо общих понятий надо объяснить, откуда получаются общие утверждения. Наверное, единственный путь – это индукция.

 

Date: 2015-07-01; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию