Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первое занятие





лек. 7 февраля (1.1 аудиолекция)

Гносеология - учение о познании. Философское исследование учения о познании

Эпистымы (гр.) - знания, противопоставлялись "мнению"

Эпистемология - учение о достоверном, научном знании.

Примерно с 17-го века становится разделом философии.

Один из центральных вопросов: существуют ли границы познания.

Гносеология отталкивается от противопоставления человека и мира.

Соотношение онтологии и гносеологии:

С 18-го века, со времён Канта ведётся спор между онтологизмом и гносеологизмом.

Стоики: философия должна состоять из физики, логики и этики.

Гартман в споре с неокантианцами говорит, что гносеологические размышления уже опираются на онтологические допущения, например, на то, что субъект существует.

Сам этот спор уже исходит из допущения, что философия имеет некое безусловное начало. Но можно сменить установку и принять, что философия это всегда вопрошание, всегда исходит из неких предпосылок и начать философствование там, где мы видим поле для более плодотворного исследования.

Круг взаимного обоснования онтологии и гносеологии. В то же время и круг взаимной проблематизации.

Основные стратегии:

1) пессимистические (агностицизм и скептицизм) и оптимистические;

Скептицизм: у нас есть основания для сомнения, но нет оснований для окончательного утверждения (Юм).

Агностицизм: речь идёт о невозможности определённого знания (мы не можем постичь суть явлений, умопостигаемые основы бытия), человечеству не доступно обоснованного достоверного знания.

2) феноменолистические и реалистические (наивный, критический и т.д.);

Реализм: предмет, который мы познаём существует реально, независимо от познающего.

Какие у нас есть основания думать, то предмет вне нас и наши знания о нём сходны?

Познаются не предметы вне нас, а познаёт человек идеи собственного сознания. Есть только познающий субъект (Беркли). Всё существующее представляет собой ощущения в нашей душе и их сочетания.

3) субъект познания должен быть активен или должен быть пассивен.

Платон говорил о познании как о созерцании душой идей самих по себе.

Кант, марксизм: субъект даже в какой-то мере сам формирует, создаёт, объект своего познания.

4) субъектно-объектная оппозиция, процесс познания предполагает с., о. и то, что они разделены в акте познания и вообще - тождество субъекта и объекта, только тогда, когда объект есть сам субъект возможно познания

ко второй позиции: тезис о тождестве бытия и мышления (Парменид, Гегель).

Гегель: проблемы и парадоксы сознания снимаются тем, что познающий сущности познаёт самого себя, познаёт абсолютная идея саму себя и поэтому только и возможно познание.

5) знание непосредственное и знание опосредованное

Знание опосредованно рассуждениями, умозаключениями.

Знание непосредственно в неком схватывающем акте. Непосредственно быть может можно постигать психологическое состояние близкого человека, переживание родства со всем миром, что-то типа мистического опыта.

За этими стратегиями можно видеть различные способы понимания бытия.

Гносеология и её соотношения с другими когнитивными дисциплинами:

Имеет ли познание единую сущность или возможна различная деятельность познания?

Имеет ли гносеология как философская дисциплина право на существование, если есть много конкретно научных дисциплин, изучающих человеческое познание?

Но множество полезных исследований не разрешают гносеологические вопросы, потому что гносеология рассматривает не индивидуальные психические переживания и механизмы, а основания по которым результат какого-то психического механизма можно рассматривать как знание. Психология, физиология высшей нервной деятельности подразумевает вопрос, а что такое знание уже решённым. Научные исследования исходят из предпосылок и чаще всего наивного реализма. Есть учёный и независимо от него существующий от него независимо предмет исследования. Гносеология исследует эти предпосылки. Отвергая гносеологию, мы уже принимаем некоторую гносеологическую позицию. Познающий субъект - это не индивидуальный мозг и не индивидуальная психика человека, а нечто более сложное. Познающим субъектом можно считать, например, научную лабораторию или сообщество учёных.

Лакатс: история науки без философии слепа, а философия без...

История науки всё равно написана всегда с каких-то конкретных философских позиций.

Современна гносеологическая ситуация:

Мы живём в эпоху после 2-й научной революции. 1-я 16-17вв. в которой возникла классическая наука (апофеоз – Ньютонова механика). И на протяжении 2-х веков казалось, что наука может объяснить почти всё, а сфера познания почти исчерпана. Затем 2-я научная рев. Заставила усомниться в том, что чел-во способно прийти к абсолютному достоверному знанию. Складывается представление о том, что научные революции будут повторяться.

Оккультный, религиозный, мистический ренессанс.

В 19 веке наука как таковая – физика и космология, теперь на передний план выходят «науки о живом». Теперь целое множество образцов науки. Объектом становится не только физическая реальность, но и социальная и сам человек.

В 20 веке произошёл лингвистический поворот. Произошёл в первую очередь в философии. Никакие проблемы нельзя обсуждать, не рассматривая языка, на котором они обсуждаются. Различные науки, теории – это различные языки.

Знание само становится объектом знания, научного изучения.

Источники человеческого познания

Если мы получаем знания, то откуда?

Человек обладает определёнными познавательными способностями.

Во-первых, чувственным восприятием, во-вторых, рациональными способностями (интеллект/разум).

К этому списку часто добавляется интуиция.

Различение 2-х рациональных познавательных способностей: рассудок и разум.

Концепции формируются в 17 веке: ЭМПИРИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ

Что является подлинным источником достоверного, обоснованного знания?

Оба направления убеждены в том, что Бог наделил человека к истинному достоверному знанию, при чём что Бог наделил этой способностью индивида. И спор именно в том, какова способность, на которую надо полагаться индивиду.

1) Эмпиризм (Бэкон, Локк, Беркли, Юм, Кондильяк)

«Нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущениях» (Локк). Всё знание проистекает из опыта. Всё знание носит апостериорный характер. Эта точка зрения подкрепляется огромным количеством философских рассуждений, противоречащих друг другу, а значит разум способен к произвольным размышлениям, а не к познанию. А значит надо бросить произвольные измышления. Организуются академии, ставящие опыты. Популярность получает «экспериментальная философия» (17 век).

2) Рационализм (Декарт, Спиноза)

Единственным источником достоверного надёжного знания является разум. В диалогах Платона можно увидеть аргументы за рационализм. Обманчивость чувственного опыта. В нашем сознание присутствуют идеальные образы, не имеющие подкрепление в опыте. Знание (основанное на идеальных образах), не являющееся химерой нашего разума, - например, математика. Математическое знание не проистекает из опыта. Знание априорно. Евклидова геометрия является обобщением опыта? Допустим, когда-то геометрия и проистекала из опыта, но это не значит, что когда-то она не могла оторваться от этого опыта. Идеальный геометрический объект освободился (когда геометрия стала оконченной теорией) от опыта. Этот довод говорит сама Сокулер, но не те рационалисты. Помимо математики, физические законы не могут быть получены из опыта. Знание о тех сущностях, что вообще не могут быть даны в опыте, например, Бог. Сокулер приводит ещё примеры квантов, бессознательного, исторического прошлого и т.п.

Существуют ли врождённые идеи?

Декарт: в разуме присутствуют врождённые идеи. Например, аксиомы геометрии, такие самоочевидности, как например, что целое больше части.

Локк: нет. На каком основании некоторая идея может объявляться врождённой? Рационалисты говорят, что есть идеи, в которых согласны все люди. Но Л. говорит, что довод об общем согласии ещё не доказывает врождённость. А вообще общее согласие – иллюзия. Например, существуют даже атеисты. Если даже идея Бога не является врождённой, тогда о каких ещё можно говорить. Часто выдвигают законы логики как врождённые (невозможно, чтоб одна вещи была или не была). Л.: если вы сформулируете это высказывание перед малознающим человеком, то он просто не поймёт. Если бы существовали врождённые идеи, у кого бы оно проявлялись в первую очередь? У детей и малограмотных. Но для знания законов логики нужно образование. А если оно нужно, то каким образом можно вообще говорить о врождённых идеях?

сем. 7 февраля

vtf.org.ru [email protected]

Если выключить речевые зоны мозга, резко обостряются математические.

Эпистомология - учение о знание, которое мы получили; изучает истину; познание чаще всего в отношении к объекту и методам.

Гносеология - учение о познание; отношение к субъекту.

Теория познания.

 

Date: 2015-07-01; view: 296; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию