Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Две парадигмы в исследовании психического развития





 

Параметры психического развития человека Естественно-научная пара дигма Культурно-историческая па­радигма
Источник развития Внутри индивида, в его природе В социальной среде (как в «пространстве» существова­ния идеальных форм, кото­рые присваиваются индиви­дом в ходе онтогенеза и становятся формой реально­го развития)
Факторы (движущие силы) развития Условия развития Форма (трактовка процесса) развития Фактор наследственности: одаренность, задатки, спо­собности как природные особенности; созревание; фактор среды: как обстановка развития, в сходном зна­чении как для животных, так и для человека; взаимодействие факторов наследственности и среды Наследственность и среда Приспособление (адапта­ция) ребенка к среде; по аналогии с развитием био­логического типа — путем наследования свойств вида или путем накопления ин­дивидуального опыта Обучение, деятельность самого ребенка Морфофизиологические осо­бенности мозга; общение Присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления, овладение обще­ственным опытом
Понимание хода (направления) развития От индивидуального гума-ноидного состояния к соци­альному существованию (со­циализация) От социального к индивиду­альному (индивидуализа­ция) — по механизму интериоризации
Специфика развития человека Отрицается, нивелируется, подчиняется общим биоло­гическим законам Подчиняется действию общественно - исторических законов

 

Обе эти парадигмы имеют право на существование и дальнейшее развитие, но необходимо четко осознавать, что в их основе лежат взаимоисключающие научные установки, поэтому они не могут быть просто суммированы; необходимо избегать упрощенного, эк­лектического подхода и некритического заимствования идей, поня­тий или даже фактов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

 

1. Чем характеризуется «натуралистический» подход в понимании разви­тия ребенка?

2. В чем состоит разница элементарных и высших психических функций в понимании Л.С. Выготского?

3. Что такое знаки, или стимулы-средства?

4. Дайте определение понятия «высшие психические функции».

5. В чем выражается специфика психического развития человека?

6. Сформулируйте гипотезу Выготского о происхождении и природе выс­ших психических функций.

7. Что такое идеальная и реальная формы развития?

8. Как решается Выготским проблема соотношения обучения и развития?

9. Охарактеризуйте понятие «зона ближайшего развития»; его теоретиче­ское и практическое значение.

10. В чем принципиальное значение введения понятия «деятельность» в анализ проблемы психического развития?

 

ЗАДАНИЕ

 

Прочитайте статьи ведущих психологов, посвященные творчеству Л.С. Вы­готского; выделите следующие аспекты:

— каких сферах научного знания и социальной практики используются положения, сформулированные Л.С. Выготским?

— какие выводы прошли проверку временем и последующим развитием научного знания?

— какие положения вызывают критические замечания и нуждаются в уточнении?

Литература к заданию:

 

1. Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тезисы докладов Всесоюзной конференции 23—25 июня 1981 г. М., 1981.

2. Журнал «Вопросы психологии». 1996. № 5, 6. Статьи В.П. Зинченко, В.В. Да­выдова, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Пашаева, А.Ф. Обуховой и др.

Могут быть использованы и другие публикации.

Дополнительная литература:

Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.; Воронеж, 1996.

Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.

Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. 23—25 июня 1981 г. М., 1981.







Date: 2015-07-01; view: 688; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию