Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отлучение родителей от детей





Когда взрослые дети начинают покидать дом, каждая семья испытывает кризис, и последствия этого кризиса разнообразны. Часто супруги переживают этот период очень тяжело, но по мере вырабатывания супругами новых способов взаимодействи, их семейная жизнь нормализуется. Они успешно разрешают свои конфликты и позволяют детям выбирать себе партнеров и карьеру. Сами же они начинают осваивать роли бабушек и дедушек. В семьях, где только один родитель, уход ребенка может восприниматься как начало одинокой старости, но эту потерю можно успешно пережить и найти в жизни новые интересы. Пройдет ли этот процесс отлучения нормально или нет, зависит, с одной стороны, от серьезности возникающих в это вре-

мя проблем и, с другой стороны, от помощи, которую можно в этот момент получить.

Во многих культурах отлучение родителей от детей и детей от родителей сопровождается церемонией, которая определяет ребенка, как только что созданного взрослого. Такая инициация дает ребенку новый статус и требует от родителей нового отношения к нему. В семьях американского среднего класса такая четкая разграничительная черта отсутствует; в нашей культуре нет способа констатации факта, что подросток превратился во взрослого человека. Школьный выпускной вечер в какой-то мере выполняет такую функцию, но чаще всего это только промежуточная ступень — ведь дальше следует поступление в колледж, а во время учебы в колледже родители продолжают поддерживать детей. И даже брак в тех случаях, когда родители продолжают поддерживать молодую семью, не является констатацией факта расставания детей и родителей и не является церемонией, завершающей отлучение детей от родителей.

В некоторых семьях конфликт достигает максимальной остроты, когда самый старший ребенок покидает родительский дом, в других же семьях обстановка становится все хуже по мере того, как уходят все более младшие дети. В иных же семьях конфликт достигает максимума перед тем моментом, когда самый младший ребенок должен оставить семью. Во многих случаях родители, которые успешно расставались со многими детьми, вдруг остро ощущают напряжение, когда критического возраста достигает определенный ребенок. В таких случаях оказывается, что этот ребенок играл в семье особо важную роль. Возможно, именно посредством этого ребенка родители общались друг с другом, либо забота о нем и любовь к нему сплачивала их.

Проблема супругов в этот период может состоять в том, что после ухода детей они обнаруживают, что им нечего сказать друг другу и ничего общего у них не

осталось. В течение многих лет они ни о чем, кроме детей, не говорили друг с другом. Иногда супруги начинают спорить о том же, о чем спорили, когда дети еще не родились. Поскольку эти проблемы не были решены, а были отложены в связи с рождением детей, они снова всплывают на поверхность. Часто такой конфликт приводит к тому, что супруги разъезжаются или разводятся, что постороннему наблюдателю может показаться трагичным. Если же конфликт очень глубок, могут случиться попытки убийства или самоубийства.

Представляется, что люди чаще всего заболевают шизофренией где-то в возрасте около двадцати лет, то есть тогда, когда им предстоит покинуть дом, и тогда, когда семья дезорганизована. Юношеская шизофрения и другие тяжелые нарушения психики могут представлять собой способы разрешения семейной проблемы на этой стадии жизни. Когда ребенок и родители не могут больше выносить изоляцию друг от друга, тогда эта опасная изоляция может быть устранена, если с ребенком начнет происходить что-то плохое. Становясь социально неприспособленным благодаря болезни, ребенок остается в кругу семьи. Родители могут продолжать использовать ребенка как источник разногласий или, наоборот, совместной заботы, и необходимость взаимодействовать друг с другом непосредственно отпадает. Ребенок может продолжать участвовать в треугольнике борьбы между родителями, предлагая себя и свою «психическую болезнь» в качестве оправдания всех трудностей.

Когда родители приводят подростка или юношу к психотерапевту, врач может сосредоточиться на нем и предписать ему индивидуальную психотерапию или госпитализировать его. Если делается так, родители несколько успокаиваются, ребенок же проявляет свою болезнь в более острой форме. Эксперт в данном случае замораживает семью на данной стадии развития, привешивая ребенку «ярлык» и относясь к нему, как к

«пациенту». Родители теперь не должны разрешать свой конфликт и переходить на следующую стадию развития своего брака. Ребенок также не должен более искать и устанавливать близкие взаимоотношения с кем-либо вне семьи. Если психотерапевт это сделал, ситуация остается стабильной до тех пор, пока ребенку не становится лучше. Если он становится более «нормальным» и всерьез намеревается вступить в брак или преуспеть в том, чтобы содержать себя материально, семья вновь оказывается на стадии, когда ребенок должен покинуть дом, и конфликт возникает снова. Реакция родителей на этот новый кризис может состоять в том, чтобы прекратить индивидуальную психотерапию или вновь госпитализировать ребенка из-за рецидива, таким образом возвращая семье устойчивость. По мере повторения этого стереотипа ребенок становится «хронически больным». Часто психотерапевт воспринимает проблему как противостояние ребенка и родителей, и отождествляется с ребенком, который, по его мнению, является жертвой, чем создает новые трудности для семьи. Сохраняя точно такой же взгляд на семью, врач стационара иногда советует молодому человеку покинуть семью и никогда больше с родителями не встречаться. Такой подход часто терпит неудачу, ребенок снова срывается и продолжает свою карьеру хронически больного.


Мы не знаем в точности, как происходит нормальное расставание взрослого ребенка с родителями. Об отклонениях известно больше: скорее всего ребенок проиграет, если окажется на одном из двух полюсов. Если он покидает семью и пытается сделать это навечно (так, чтобы никогда не видеть родителей снова), его жизнь обычно складывается плохо. Если же в нашей культуре он остается с родителями и позволяет им управлять своей жизнью, его жизнь также складывается плохо. Он должен отделить себя от своей семьи и вместе с тем продолжать оставаться связанным с ней. Большинство

семей оказывается в состоянии поддерживать подобное равновесие, и именно к этой цели стремится современный семейный психотерапевт.

Семейный психотерапевт, к которому приводят юношу в состоянии депрессии, не воспринимает его как основную проблему — он видит всю семейную ситуацию в целом. Его цель заключается отнюдь не в том, чтобы сплотить родителей и детей и заставить их понимать друг друга. Он рассматривает себя как организатора церемонии инициации, взаимодействуя с семьей таким образом, чтобы ребенок в конце концов присоединился к миру взрослых, а родители научились относиться к нему и друг другу иначе. Если психотерапевт освобождает ребенка от семьи и разрешает конфликты, возникшие по поводу расставания, ребенок расстается со своими симптомами и получает возможность выбирать свой собственный путь.

Когда ребенок покидает дом и начинает создавать собственную семью, его родители должны претерпеть одно из крупнейших изменений в жизни — они должны стать бабушками и дедушками. Иногда они оказываются совершенно к этому не подготовленными, если, например, их дети не выполнили соответствующий брачный ритуал. Родители должны научиться тому, как стать хорошими бабушками и дедушками, и создать способы участия в жизни детей, и справиться с той ситуацией, согласно которой они должны остаться дома только вдвоем. Часто именно в этот период они должны пережить потерю собственных родителей.

Изучая семью, мы поняли, что ее развитие представляет собой естественный процесс, благодаря которому трудности разрешаются по мере их возникновения. Например, возьмем рождение внука. Одна мать пошутила, что она рожает все новых детей для того, чтобы характер самого младшего не испортился. Очень часто матери слишком вовлечены в отношения с младшим ребенком, когда он уже достиг критического возраста и


должен покинуть дом. Если в это время у старшего ребенка рождается свой ребенок, ее внук, это может освободить ее эмоционально от младшего ребенка и облегчить превращение в бабушку. Если посмотреть на естественный процесс развития семьи именно с этой точки зрения, то станет ясна важность поддержания связи между поколениями. Если молодые люди прерывают контакты со своими родителями, они лишают своего ребенка бабушек и дедушек и затрудняют своим родителям переход на более поздние стадии в их жизненном цикле. Каждое поколение зависит от всех других поколений, и эти связи очень многообразны. Мы начали понимать это, наблюдая распад семьи и прерывание связи между поколениями в наше динамичное время.

Пенсия и старость

Когда родители расстались со своими детьми и установили с ними новые связи, часто наступает период относительной гармонии, который может продолжаться и после ухода супругов на пенсию. Но выход на пенсию может и усложнить их совместное существование, ведь они будут теперь находиться наедине друг с другом круглые сутки. Нередко после ухода мужа на пенсию у жены развиваются симптомы болезни, и психотерапевт тогда должен, скорее, помочь паре в поисках более приятных способов взаимодействия друг с другом, чем сосредоточиться на проблеме, считая, что она заключается только в жене.

Несмотря на то что индивидуальные эмоциональные проблемы пожилых людей могут иметь различные причины, одной из наиболее частых причин является мотив защиты кого-либо. Например, если у жены появляется такой симптом, как невозможность открыть глаза, то ее проблема диагностируется как истерическая, внимание сосредоточено на ней и на той жизненной ситуации, в

которой находится лично она. С семейной точки зрения, ее симптом можно воспринять как способ поддержки мужа в период кризиса. Проблема возникла тогда, когда муж вышел на пенсию и почувствовал, что если раньше он жил деятельной жизнью и помогал другим, то теперь его, как ненужный предмет, за ненадобностью засунули на полку. Когда его жена заболела, у него появилась обязанность — он должен способствовать ее выздоровлению. Это стало совершенно ясно, когда жена пошла на поправку — у мужа началась депрессия. И он вновь ожил при появлении рецидива болезни жены. Компенсирующая функция болезни или симптома, очевидная в любой период жизни, так же важна и на склоне лет, когда супруги остаются наедине друг с другом.

Конечно, со временем один из супругов умирает, а другой должен установить новые связи с родственниками и окружением. На этой стадии расширенная семья сталкивается с необходимостью ухода за старым человеком или с проблемой определения его в дом престарелых. Эта также кризисная точка и не все семьи проходят ее гладко. Так или иначе отношение молодых к своим престарелым родителям становится моделью поведения, которую переймут уже их дети, и так жизненный цикл семьи продолжается дальше.







Date: 2015-07-01; view: 305; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию