Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД





 

Эпидемиологический метод это совокупность методических приемов для выявления проблем профилактики, причин, условий и механизмов формирования заболеваемости с целью обоснования мероприятий профилактики заболеваний и оценки их эффективности.

Применяют следующие эпидемиологические методы:

І группа - описательно-оценочный метод (количественно-статистическая оценка распределения заболеваемости во времени, по территории, по возрасту, полу, профессии) формирует гипотезы о факторах риска, определяет направления профилактики.

ІІ группа - аналитические методы, устанавливают причинно - следственные связи (математические методы корреляции, регрессии), направленные на проверку и оценку гипотез о факторах риска. Когортное аналитическое исследование осуществляется путем сопоставления заболеваемости в равноценных группах (когортах) наблюдения, которые поддавались и не поддавались действию фактора риска, а также на основе данных о заболеваемости, которая имела место в прошлом. Аналитическое исследование "случай - контроль" - сопоставление и анализ информации о результатах действия фактора, изучается частота, с которой он встречается среди больных и тех, кто не заболел на данную болезнь.

ІІІ группа - экспериментальные методы, используются для доказательства эпидемиологических гипотез о причинно-следственных связях и оценках эффективности противоэпидемических мероприятий. Делятся на контролируемый эксперимент и неконтролируемый. Контролируемый эксперимент - это когортное эпидемиологическое исследование, в котором исследователь формирует группы наблюдения, которые отличаются за действием исследуемого фактора и равноценные за всеми другими признаками. Неконтролируемый эксперимент - эпидемиологическое исследование на основе вмешательства в природный ход эпидемического процесса путем проведения противоэпидемических мероприятий с оценкой их результатов в когортном исследовании (без выделения контрольных групп).

ІV группа - метод прогнозирования заболеваемости (математическое моделирование эпидпроцесса). Определяется ожидаемый уровень заболеваемости путем использования статистических методов или математических формул.



Изучение конкретной эпидемической ситуации с использованием эпидметода называется эпидемиологической диагностикой. Эпиддиагностика включает описание проявлений эпидемического процесса, определение причин (факторов риска), прогноз хода эпидпроцесса. Целью эпиддиагностики есть получение данных для планирования противоэпидемических мероприятий по ликвидации вспышки или эпидемии.

Виды эпиддиагностики - оперативный анализ (санитарно-эпидемиологическое наблюдение, санэпидразведка) и ретроспективный анализ (за продолжительный период времени, по территории, среди групп и коллективов населения).

Существует противоэпидемическая система учреждений (санэпидстанции, противочумные станции, СКП, карантинные отделы), которые осуществляют эпиднадзор и эпиданализ.

Информационной базой для проведения эпидемиологического анализа являются материалы эпидемического и других отделов СЕС, а также лечебно-профилактических учреждений. К ним належат:

1) статистические данные об инфекционной заболеваемости;

2) количество привитых и не привитых лиц;

3) результаты лабораторных исследований;

4) карты и акты эпидемиологического обследования очагов и вспышек инфекционных болезней.

Первичные цифровые материалы систематизируют, рассчитывают интенсивные и экстенсивные эпидемиологические показатели, для их анализа используют разные статистические методы.

Интенсивные показателив отличие от абсолютных чисел, дают возможность сравнивать заболеваемость на разных территориях, в разные годы, в разных группах или коллективах населения, поскольку они связывают число заболеваний с тем количеством населения, среди которого были зарегистрированы.

Для количественной оценки эпидпроцесса используют такие интенсивные показатели:

- заболеваемость = число заболеваний * 1000 (10 тыс.-100 тыс) / количество населения;

- пораженность (для хронических болезней) = число всех больных * 1000 (10 тыс. – 100 тыс.) / количество населения;

- показатель пораженности учитывает всех больных (кто был больной к началу года и кто заболел впервые);

- смертность = число умерших от данной болезни * 1000 (10 тыс. – 100 тыс.) / количество населения;

- показатель заболеваемости в одной из групп населения = число заболеваний в данной группе населения * 1000 (10 тыс.-100 тыс.) / количество населения данной группы.

Экстенсивные показатели характеризуют часть от целого и выражаются в процентах. В экстенсивных показателях выражают распределение болезней в отдельной группе, больных по месяцам года, факторам передачи возбудителей, срокам установления диагноза после выявления больных, их госпитализации, и т.п. Экстенсивные показатели не дают возможности проводить количественную оценку заболеваемости, но дают качественную характеристику эпидпроцесса. Абсолютные числа и эпидемиологические показатели объединяются в простые, комбинированные и сложные таблицы. Для наглядного изображения полученных данных используют линейные и столбиковые диаграммы, картограммы. На основе анализа статистических и графических материалов формулируются гипотезы и выводы относительно причинно-следственных связей между факторами риска. К экстенсивным показателям относится летальность.



Летальность (при данной нозологической форме) = число умерших * 100 / количество заболевших, (%).

Показатели заболеваемости с течением времени изменяются, а потому можно их описывать и анализировать. Для ретроспективного анализа временной период берут не меньше 10 лет с тем, чтобы можно было выявлять наличие или отсутствие цикличности (подъемы и снижение заболеваемости) эпидемического процесса. Описывая и анализируя многолетнюю заболеваемость, определяют количество подъемов и снижений заболеваемости, интервалы времени между подъемами, рассчитывают во сколько раз уровень заболеваемости в пик подъема превышает уровень заболеваемости на его спаде. Определение многолетней тенденции (рост, стабилизация, снижение) выполняется путем выравнивания фактической кривой заболеваемости методом наименьших квадратов по прямой. Выравнивание позволяет устранить влияние случайных факторов и более точно представить заболеваемость за много лет в виде прямой линии.


Определение многолетней тенденции (рост, стабилизация, снижение)

Основой этого метода есть особенность средней арифметической М, сумма отклонений величины вариационного ряда от которой меньше, чем сумма отклонений от любого другого числа.

Показатели заболеваемости на 100 тыс. населения обозначаются как І фактическое, один и тот же показатель после внесения поправок обозначается, как І теоретическое.

Величина І теоретического из уравнения линейной зависимости:

І теоретическое = І среднее + BX, где І среднее это интенсивный средний показатель заболеваемости за ряд лет, что рассчитывается по формуле:

І сред = ∑ І фактического / n, B - это коэффициент, который определяет различие между теоретическими уровнями заболеваемости за сопредельные годы, рассчитывается по формуле

B = ∑ (Х * І факт.) / ∑ Х².

Х - натуральные числа, которые симметрично расположены относительно 0 и представлены от центра ряда в оба конца.

Если выравнивается непарный ряд чисел (например, 11), то берется ряд: -5,-4,-3,-2,-1, 0,+1,+2,+3,+4,+5, при выравнивании парного ряда чисел (10), берется ряд -9, -7, -5 ,-3, -1, +1, +3, +5, +7 ,+9. Сумма этих натуральных чисел всегда равняется 0. n- количество членов года (то есть количество лет, которые анализируются).

Для получения І среднего и BX выполняются расчеты по такой схеме:

Годы Х І факт. Х * І факт. Х2 І теор.= І сред.+ ВХ
å n åХ = 0 å І факт. åХ * І факт. åХ2  

Подставив полученные величины в формулы, получим условно исправленные показатели заболеваемости для каждого года - І теоретическое.

Строим линейную диаграмму, на оси абсцисс которой отмечаем годы, а на оси ординат – интенсивные показатели заболеваемости. При построении линейной диаграммы учитывается соотношение между основою та вы­сотою, которое составляет от 1,5 до 1,0. Сначала строится кривая І факт., а потом уже наносятся данные І теор., которые будут представлять линию тенденции.

Табл.2.1. Пример выравнивания динамического ряда (для заболе­ваемости скарлатиной за 10 лет)

Годы Х І факт. Х * І факт. Х2 І теор. = І сред.+ ВХ
-9 18,3 -164,7 22,12
-7 17,6 -123,2 21,16
-5 23,9 -119,5 20,2
-3 24,9 -74,7 19,24
-1 18,6 -18,6 18,28
+1 16,0 +16,0 17,32
+3 15,0 +45,0 16,36
+5 22,1 +110,5 15,4
+7 11,7 +81,9 14,44
+9 9,6 +89,11 13,48
å = 10 å = 0 å = 178 å = -158,2 åХ2= 330  

I сред. = 178 / 10 =17,8 В = -158,2 / 330 = - 0,48

І теор. 1996= 17,8 + (-0,48) * (-9) = 22,12

І теор. 1997 = 17,8 + (-0,48) * (-7) = 21,16 и т.д.

 








Date: 2015-07-01; view: 1597; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию