Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ивано-Франковск





Б.Н. Дикий, Т.А. Никифорова, А.Я.Пришляк

 

 

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ)

Рекомендовано МЗ Украины

Как учебное пособие

Для студентов-иностранцев

Высших медицинских учебных заведений

IV уровня аккредитации

 

 

Ивано-Франковск


 

ББК – 51.9 я73

Д 87

УДК 616 – 036.22(07)

 

Авторы:

Дикий Б.Н. – д.м.н., проф., Заслуженный деятель науки и техники, зав. Кафедрой инфекционных болезней с эпидемиологией Ивано-Франковского национального медицинского университета.

 

Никифорова Т.А. – к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней с эпидемиологией Ивано-Франковского национального медицинского университета.

 

Пришляк А.Я. – д.м.н., профессор кафедры инфекционных болезней с эпидемиологией Ивано-Франковского национального медицинского университета.

 

Рецензенты:

Москалюк В.Д. – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии Буковинского государственного медицинского университета.

 

Рябоконь Е.В. – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии Запорожского медицинского государственного университета

 

Голод Р.Б. – д.ф.н., заведующий кафедрой языкознания Ивано-Франковского национального медицинского университета.

 

Эпидемиология Б.Н. Дикий, Т.А. Никифорова, А.Я. Пришляк – Ивано-Франковск: 2009. – 159 с.

 

В учебном пособии изложены теоретические основы эпидемиологии: учение об эпидемическом процессе, эпиддиагностике, эпиданализе, эпидметодах популяционных исследований. Изложена частная эпидемиология наиболее актуальных инфекционных заболеваний. Приведены последние данные о возбудителях инфекционных заболеваний и механизмах развития эпидемий дифтерии, холеры, кори, эпидемического паротита. Пособие содержит методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям, а также сборник ситуационных задач с эталонами ответов.

Пособие составлено в соответствии с программой курса эпидемиологии, которая утверджена МЗ Украины.

Рекомендовано МЗ Украины, как учебное пособие для студентов-иностранцев высших учебных медицинских заведений IV уровня аккредитации.

 

 

© Дикий Б.Н., Никифорова Т.А., Пришляк А.Я., 2009

СОДЕРЖАНИЕ стр.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………………... 4

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ……………………… 5

1. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭПИДЕМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ…………………………6

2. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД……………………………………………….. 12

3. ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ…………………………………..20

3.1. Мероприятия по источнику инфекции. Дератизация……………………………....21

3.2. Специфическая профилактика……………………………………………………….22

3.3. Экстренная профилактика столбняка и бешенства………………………………...35

3.4. Организация прививок и контроль их проведения…………………………………41

3.5. Противопоказания к прививкам, поствакцинальные реакции и осложнения…….44

3.6. Дезинфекция…………………………………………………………………………..48

4. ЖИВЫЕ ПЕРЕНОСЧИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ…………………54

4.1 Биологические свойства насекомых - переносчиков инфекционных болезней…..54

4.2. Инсектициды………………………………………………………………………….59

4.3. Способы борьбы с переносчиками…………………………………………………..61

5. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ………………………………..……………………………………………...64

5.1. Вирусные гепатиты А и Е……………………………………………………………64

5.2. Брюшной тиф и паратифы…………………………………………………………...66

5.3. Шигеллёзы…………………………………………………………………………….68

5.4. Сальмонеллез…………………………………………………………………………71

6. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФЕКЦИЙ

ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ………………………………………………………………..73

6.1. Дифтерия………………………………………………………………………………73

6.2. Менингококковая инфекция…………………………………………………………75

6.3. Грипп…………………………………………………………………………………..77

6.4. Корь……………………………………………………………………………………81

6.5. Краснуха………………………………………………………………………………82

6.6. Паротитная инфекция………………………………………………………………...83

6.7. Ветряная оспа…………………………………………………………………………83

7. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИЙ…………………………...85

7.1. Холера…………………………………………………………………………………86

7.2. Чума……………………………………………………………………………………88

7.3. Натуральная оспа и оспа обезьян……………………………………………………90

7.4. Контагиозные вирусные геморрагические лихорадки……………………………..92

8. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ КРОВЯНЫХ ТРАНСМИССИВНЫХ ИНФЕКЦИЙ ………..96

8.1. Малария ………………………………………………………………………………96

8.2. Эпидемический сыпной тиф и болезнь Брила ……………………………………..97

8.3. Клещевой энцефалит ………………………………………………………………...98

8.4. Болезнь Лайма ………………………………………………………………………..99

8.5. Крым-Конго геморрагическая лихорадка …………………………………………100

9. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ГОСПИТАЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ…………………………...102

9.1. Особенности эпидемического процесса госпитальных инфекций………………102

9.2. Профилактика госпитальных инфекций. Стерилизация………………………….109

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ………………………………111

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ…………………………………………………………………150

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………….155


ПРЕДИСЛОВИЕ

Эпидемическое распространение таких опасных инфекций как дифтерия, холера, сальмонеллёз, дизентерия, лептоспироз, болезнь Лайма во всём мире требуют формирования у врачей эпидемиологического мышления, знания профилактических и противоэпидемических мероприятий при всех актуальных инфекционных заболеваниях. Требованиями Болонской декларации на самостоятельную работу студентов выносится больше 50% учебного материала дисциплины. Это требует от кафедр существенных изменений в содержательном и организационном компонентах обучения, создания для студентов условий для самостоятельного, индивидуального усвоения материала. Недостаточная информационная обеспеченность учебного процесса, ограниченный доступ к информационным сетям соответствующих тематических порталов затрудняют процесс обучения. Издание учебного пособия "Эпидемиология" заложит основу для реформирования преподавания этой учебной дисциплины соответственно принципам Болонского процесса. Пособие, которое мы предлагаем, оснащено методическими рекомендациями к практическим занятиям с заданиями для самоподготовки, содержит ситуационные задачи, вопросы для самоконтроля. Пособие имеет практическое направление: детально освещены вопросы выявления заразоносителей, профилактические мероприятия относительно контактных лиц, сроки изоляции инфекционных больных, их диспансеризации, что необходимо знать врачу общей практики. При составлении пособия использованы официальные приказы МЗ Украины и последние научные данные, а также многолетний опыт и достижения известных ученых-эпидемиологов - Л.В. Громашевского, Д.К. Заболотного, И.И. Ёлкина, Е.Н. Павловского, В.Д. Белякова, К.М. Синяка, Ю.Д. Гоца.

Пособие разрешено ЦМК МЗ Украины как перевод украиноязычного учебного пособия «Епідеміологія», (автор Дикий Б.Н., Никифорова Т.А., 2006) на русский язык.

Рекомендовано МЗ Украины как учебное пособие для студентов-иностранцев высших медицинских учебных заведений IV уровня аккредитации (от 07.11.2008 г., протокол №23-01-25/126).


Date: 2015-07-01; view: 816; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию