Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы пенсионной реформы





Лекция 8

Пути оптимизации пенсионной системы России.

План

Этапы пенсионной реформы.

Проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2030 г.

Этапы пенсионной реформы.

Эволюцию пенсионной системы в России на этапе 2002-2009 гг. можно представить в форме таблицы.

Первый этап пенсионной реформы (2002-2009 гг.): замысел и результаты

Замысел Пути Результат Причины
  Цель: блокирование бедности пенсионеров     Пенсионеры с 2009 г. получают пенсию выше ПМ. Но ПМ – это уровень нищеты. Т.е. произошел вывод большинствапенсионеров из сферы нищеты в сферу бедности.  
  Задачи:    
 
  1. Обеспечение финансовой самостоятельности и долгосрочной сбалансированности пенсионной системы
  – высокий уровень единого социального налога (35,6 %) из которого 26 % шли на формирование пенсии; – изменение структуры пенсий: выделение базовой части – гарантированной, фиксированой государством, равной и независящей от величины заработка; страховой – зависящей от величины заработка; взносы на ее финансирование поступают и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан; накопительной части пенсии – для младших возрастов; – эффективная работа пенсионных фондов.       дефицит пенсионной системы достиг величины триллион рублей в год. В 2010 г. дефицит пенсионной системы составил примерно 30%.   Из 26 % пенсионных взносов только 16 % шли на пенсионные накопления, а еще 10 % шли на социальные обязательства. Снижение величины ЕСН в 2005 г. до 26 %‚ в том числе, на пенсии – 20 %. Эти 20% делились следующим образом: 6 % (вместо 14% до 2005 г.) шли на базовую часть пенсии; 8 % – на страховую; 6 % – на накопительную часть пенсии.
 
  1. Эквивалентность пенсионных обязательств пенсионным правам. Усиление страхового принципа
  Эту роль должны выполнять: высокий уровень базовой части; наличие страховой части; регулярная индексация базовой и страховой частей пенсии; эффективная работа пенсионных фондов   Страховая часть пенсии мало влияет на размер пенсии.   рентабельность пенсионных фондов ниже величины инфляции; –регрессивный характер взымания ЕСН сфизических лиц: до 2010 г. максимальная планка –280 тыс. рублей в год; – сохранение нестрахового механизма льготного и досрочного пенсионного обеспечения: часть взносов шла на финансирование льготных и досрочных пенсий – около трети всех трудовых пенсий.
 
  1. повышение коэффициента замещения
  регулярный рост базовой части пенсии, доходы от страховой и накопительной части пенсии.   Понижение коэффициента замещения с 30 % до 23 %.   индексация пенсий отстает от роста заработных плат
 
  1. государственная гарантия минимального уровня пенсионного обеспечения.
  высокий уровень базовой части   Пенсии достигли уровня ПМ, но не достигли планки социального стандарта.   пенсионная система продолжает носить распределительный характер

 

Существенными факторами, повлекшими относительно невысокие результаты первого этапа пенсионной реформы стали также:

– сохранение низкого уровня заработных плат в РФ;

– сохранение теневой экономики, в которой вообще отсутствует практика выплаты ЕСН;

– наличие т.н. «серых зарплат» с заведомо заниженной официальной величиной оплатой труда;

– только младшие возроста (с 2005 г. – с 1967 г. рождения) были привлечены к системе накопительной части пенсии.

Глобальной причиной оставалась низкая финансовая обеспеченность социальной политики в РФ: если в РКС на обслуживание пенсионной, медицинской и социального обеспечения расходовывалось в среднем 25%, то в России – 6,5 %.

Существенными факторами, повлекшими относительно невысокие результаты первого этапа пенсионной реформы стали – сохранение низкого уровня заработных плат в РФ; сохранение теневой экономики, в которой вообще отсутствует практика выплаты ЕСН; наличие т.н. «серых зарплат» с заведомо заниженной официальной величиной оплатой труда; только младшие возроста (с 2005 г. – с 1967 г. рождения) были привлечены к системе накопительной части пенсии.

Весомой причиной стало и сокращение величины ЕСН с 34 % до 26 % в период 2005-2010 гг.

Второй этап пенсионной реформы 2010-2015 гг.

Правовой базой второго этапа пенсионной реформы выступают ФЗ -212 и 213, принятые в 2009 г.

Основные направления второго этапа пенсионной реформы:

а) дополнительное повышение (валоризация) пенсионных прав, приобретенных до реформы 2002 г. С 1 января 2010 г. пенсионные права, приоб-ретенные до 2002 г., были проиндексированы на 10% плюс 1 % дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанный до 1991 г.

Данная мера затронула 98 % нынешних получателей пенсии. В рамках подготовки к валоризации был осуществлен мониторинг 35 млн. пенсионных дел. При этом 11,6 млн. пенсионерам был уточнен стаж. В результате средний размер трудовой пенсии увеличился на 1014 руб., средний размер трудовой пенсии по старости вырос на 1090 руб., трудовой пенсии по инвалидности — на 354 руб., трудовой пенсии по случаю потери кормильца — на 675 руб. Особенно существенной прибавка оказалась для ветеранов ВОВ и лиц старше 70 лет, размер прибавки составил свыше 1700–1800 руб.

б) администрирование страховых взносов: в период 2010– 2013 гг. ставка страховых налогов неоднократно менялась (см. лекцию № 2.). Это вносило напряженность в среду работодателей.

в) базовая часть трудовой пенсии трансформируется в фиксированный ба-

зовый размер (ФБР) страховой части трудовой пенсии. При этом индексация

обеих составных частей трудовой пенсии должна будет происходить по общему правилу — согласно росту доходов ПФР в расчете на одного пенсионера (вместо роста потребительских цен).

После завершения переходного периода (начиная с 2015 г.) предусматривалось установление ФБР страховой части трудовой пенсии по старости в зависимости от продолжительности страхового стажа в момент ее назначения, в том числе ее повышение за каждый год стажа сверх требуемого. Жесткая зависимость ФБР страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа осуществляется путем снижения ФБР на 3 % за каждый полный год, недостающий до 30 лет, и повышения на 6 % за каждый полный год, превосходящий 30 лет. С 1 января 2015 г. страховой стаж, при отсутствии которого уменьшается / увеличивается сумма фиксированного базового размера, устанавливается равным 9 лет и увеличивается ежегодно на 1 год до достижения 30 лет.

г) законодательно установлен минимальный уровень материального обе-

спечения, который с учетом пенсии и иных мер социальной поддержки обе-

спечивает пенсионеру прожиточный минимум в регионе (с 1 января 2010 г.)

путем введения социальных доплат к пенсии. По состоянию на 1 марта 2010 г., социальная доплата была установлена более чем 5,2 млн чел., в том числе федеральная социальная доплата установлена 2 млн 446 тыс. чел. в 66 субъектах Федерации, а региональная социальная доплата в 18 субъектах для 2 млн 752 тыс. чел.

В результате уже в 2010 г. средний размер трудовой пенсии был повышен в 1,46 раза, средний размер трудовой пенсии по старости достиг 8000 руб., включая среднюю прибавку от валоризации свыше 1000 руб. Принятые меры позволяют не только поддерживать, но и постепенно повышать уровень материального обеспечения пенсионеров в долгосрочной перспективе. Так, уже начиная с 2010 г. соотношение среднегодового размера трудовой пенсии по старости с ПМП составляет почти 1,5 (против 1,3 в 2009 г.); коэффициент замещения трудовой пенсией по старости средней зарплаты в экономике практически достигает 30 – 35 %. Изменение условий формирования пенсионных прав создает объективную возможность для младших поколений застрахованных лиц начиная 2010 г. в течение 30 последующих лет сформировать себе трудовую пенсию в размере не менее 40 % заработка.

К 2014 г.. соотношение среднегодового размера трудовой пенсии по старости с ПМП составляет почти 1,7.

Date: 2015-07-01; view: 631; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию