Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализация принятых программ в 2011- 2014 гг





Прежде всего отметим, что расходы на финансирование программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи из федерального бюджета с 2006 года по 2013 год увеличились в 2,9 раза.

С 1 января 2011 г. вступил в силу новый федеральный закон № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В целом эксперты положительно отзываются о новом законе и главным плюсом считают, что теперь центральным звеном системы ОМС – является человек. Согласно закону пациентам (из числа работающих граждан) предоставлено право самостоятельно выбирать страховую медицинскую организацию (СМО), лечебное учреждение и врача, правда, при условии, что учреждение или врач согласятся на прикрепление пациента[22]. Комментируя новый закон, Т. Голикова (министр здравохранения и социального развития РФ в 2007 – 2012 гг.) заявила: "Мы переходим к конкурентной модели, в которой на первый план выходят пациент и качество медпомощи"[23].

С принятием в конце 2010 г. Закона «Об обязательном медицинском страховании» начата модернизация этой системы, направленная на повышение ее финансовой устойчивости, выравнивания уровня финансововго обеспечивания оказания медицинской помощи застрахованным во всех регионах страны, рост эффективности работы медицинских учреждений[24].

К настоящему времени во многих регионах утверждены стандартыоказания медицинской помощи по заболеваниям. Как правило, разработанные стандарты включают перечни оказываемых медицинских услуг, примерный срок оказания медицинской помощи; вид организации, в которой должна оказываться медицинская помощиь, ожидаемые результаты. Но такие параметры (медико-санитарные стандарты) в 2013 г. имелись лишь в 19 регионах[25].

В законе об ОМС имеются правовые лакуны: отсутствуют конкретные правовые механизмы привлечения к ответственности страховой организации, а также Фонда ОМС в случае причинения застрахованному лицу вреда в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей[26].

Существенное отставание в формировании института ОМС во многом обусловлено тем, что до сих пор не определены:

– страховые механизмы для конкретных групп населения (работающие и неработающие граждане, пенсионеры, группы с высокими и низкими уровнями риска заболевания) а также в территориальном аспекте (в результате невозможно увязать в приемлимых пропорциях размеры страховых взносов и объемы получаемой медицинской помощи);

– проритетные программы и финансовые источники для создания страховой инфраструктуры оценки рисков заболеваний по их видам (нозологии), возрастным группам и в территориальном разрезе; не разработана государственная программа, направленная на формировании сети центров ранней диагностики хронических и профессиональных заболеваний, а также центров медицинской и медико-социальной реабилитации;

– объемы и стандарты государственных гарантий населению, обеспечиваемых медицинским страхованием; фактически отсутствуют правовые процедуры рассмотрения жалоб застрахованных на некачественную страховую медицинскую помощь, несформированны независимые экспертные службы по оценке качества предоставляемых страховых услуг.

Другими словами, отсутствует центральный элемент медицинского страхования – публично-правовые механизмы соблюдения прав застрахованных. У медучреждений отсутствует стимулы в повышении профилактической деятельности [27].

Кроме того, одной из проблем реализации закона является проблема свободы выбора врача по новому правилу. Очевидно, что пациент будет стремиться сделать свой выбор на основании высокой оценки качества работы врача. Однако это мнение зачастую будет формироваться на основании мнения знакомых. Поэтому в законе должны были быть прописаны официальные процедуры оценки качества работы каждого врача.

Важнейшим направлением при формировании мотивационных установок работающего населения должно стать формирование страхового финансового механизма по установлению зависимости между объемами уплачиваемых страховых взносов и объемов предоставляемых медицинских услуг на протяжении длительных периодов жизнедеятельности застрахованных лиц. Ключевой вопрос, который необходимо решить, состоит в законодательном определении базового набора услуг, оплачиваемых за счет ОМС, а также услуг, оплачиваемых за счет государственного здравоохранения. Еще одним крупным вопросом финансового обеспечения медицинского страхования является проблема поиска и аккумуляции ресурсов на федеральном уровне для оказания приемлемой по размерам помощи регионам. Для этого требуется не так уж много средств – всего 1,5 % от фонда оплаты труда, что позволит Федеральному фонду ОМС обеспечить выравнивание условий финансирования базовой программы ОМС во всех субъектах Федерации[28].

В чем заключаются оставшиеся проблемы:

1. Расширение статей затрат повысит– но только до примерно до 70 % – степень покрытия реальных расходов частных клиник на одного пролеченного больного.

2. Тарифы далеко не всегда покрывают все обоснованные расходы медучреждений. Сомнителен и размер оплачиваемого бюджетом времени приема врачом одного пациента – 12 мин.[29]

3. Территориальные программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи, в которых определены объемы и тарифы медпомощи, своевременно утверждены только в 8 из 83 субъектах РФ.

4. Две важные статьи – капремонт и закупки оборудования дороже 100 тыс. рублей – не будут финансироваться в системе ОМС[30].

5. Специалисты обратили внимание на то, что «в системе ОМС сейчас действуют искусственные тарифы, которые ничем не обоснованы, а нарисованы в зависимости от уровня бюджетного финансирования. Понятно, что по таким тарифам далеко не каждое коммерческое лечебное учреждение, даже при наличии права, захочет участвовать в системе ОМС. Приведение тарифов в соответствие с реальной стоимостью медицинских услуг – еще один неизбежный вопрос, который необходимо решать» [31].

Тем не менее, указанное увеличение расходов по линии ОМС позволит [32]:

– с учетом увеличения размера страховых взносов с 2011 г., минимальный подушевой норматив финансового обеспечения программы государственных гарантий будет обеспечен в объеме около 9 400 рублей на человека в год в 2013 г., и 30 400 рублей в 2020 г. (в ценах соответствующих лет); - повысить средний уровень заработной платы медицинского персонала не менее чем до среднего уровня заработной платы по Российской Федерации;

– увеличить расходы на медикаменты и перевязочные средства в круглосуточных стационарах в 2-10 раз, в зависимости от заболевания; увеличить расходы на питание больных в круглосуточных стационарах более чем в 2 раза; увеличить траты на расходные материалы при оказании медицинской помощи в 3-5 раз; ввести стандарты оказания медицинских услуг, с учетом того, что 250 заболеваний (90%) поддаются описанию.

Указанные меры позволяют перейти к стандартизации лечебного процесса; переходу от оплаты по душевому принципу (в стационаре – от содержания койко-места) к оплате по законченному случаю, повысив заинтересованность медиков в качественном лечении пациентов.

В условиях далекой от совершенства медицины крайне важным остается вопрос защиты прав пациентов. В 2013 г. Владимир Путин, констатировал на заседании Госсовета, что страховые медицинские организации (СМО), на которые возложена эта функция, «в основном являются лишь посредниками при передаче финансовых средств, не мотивированы на повышение качества медпомощи и практически не несут за нее никакой ответственности». По данным ФОМС РФ, в 2012 г. в страховые компании и территориальные фонды поступило 44,3 тыс. жалоб пациентов, из которых 24,7 тысячи признаны обоснованными. Учитывая, что за амбулаторной помощью обращалось свыше 540 млн человек, а еще 30 миллионов лечилось в стационарах, — претензии, казалось бы, возникли у мизерного количества пациентов. Но поверить, что эти цифры отражают реальное состояние здравоохранения, сложно. Да и данные самого Минздравсоцразвития не позволяют. В 2010 г., как следует из доклада о реализации программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи, ее уровнем было довольно 34% пациентов. В доклады 2011-2013 гг. этот показатель не вошел, но очевидно, что кратно за столь короткий срок улучшиться он не мог[33].

Задача страховых компаний, работающих в системе ОМС, — не только фиксировать жалобы застрахованных и помогать людям решать проблемы в досудебном или судебном порядке. Возможно, куда более важная функция страховщика — консультировать клиентов по любым вопросам, касающимся медицинской помощи. Здесь тоже есть проблемы. Например, за 2012 год десять работающих в Свердловской области СМО ответили почти на 42 тыс. звонков и 1,7 тыс. виртуальных обращений от населения. При численности населения области в 4,3 млн человек, это немного[34]. По-прежнему, огромное количество проблем решается на кухнях, на скамейках, в коридорах поликлиник, они не доходят до тех, кто может дать квалифицированный ответ.

Остаются невысказанными и конструктивные предложения. Во-первых, возможность получить полноценную консультацию до – и в процессе оказания медицинской помощи может повысить удовлетворенность конкретного пациента. Во-вторых, если помощь все же была оказана неправильно, полноценный разбор ситуации должен снизить риск повторения ошибки. В-третьих, анализировать жалобы и вопросы принципиально важно для эффективного управления отраслью. Почему этого не происходит? Пациенты просто не знают, что страховые медицинские организации являются представителями их интересов. Тогда как первый шаг по закону — это обращение в свою страховую компанию [35].

Для анализа жалоб налажено взаимодействие с различными ведомствами на территории края, работающими с обращениями граждан. Прокуратура, Минздрав, Росздравнадзор и другие пересылают сообщения по ОМС в ТФОМС, а фонд — в страховые компании, берет на контроль их рассмотрение. В том, что граждане не всегда обращаются в страховые организации, есть вина самих компаний: у них нет к этому мотивации. Головные офисы в первую очередь интересует количество застрахованных. Если люди не обращаются в страховые компании, это значит еще и то, что они не знают, где застрахованы. Система ОМС не справляется с социальной функцией, на нее возложенной. Задачей СМО было сделать так, чтобы человек не ругался с врачами, а мог объективно определить качество оказанной ему медицинской помощи. Обращение к СМО, по мнению многих пациентов, не дает ожидаемого эффекта. Отчасти это так. По данным ФОМС РФ, в 2012 г. из 24,7 тыс. обоснованных жалоб с материальным возмещением удовлетворено только около 4,5 тысячи, средняя сумма — 3,9 тыс. рублей. В суды поступило всего 408 исков. Если страховые компании не судятся, они просто экономят деньги. Сегодня в СМО созданы структурные подразделения по защите прав застрахованных, почти во всех есть круглосуточные диспетчерские службы правовой поддержки, онлайн-консультанты, развитые сети физических представительств в медицинских организациях. Расширение сервисов консультативной помощи приводит к росту обращений и снижению количества жалоб. Что касается судебного и досудебного путей решения споров, то застрахованному важна оперативность. Если мы понимаем, что можно решить вопрос в его пользу в досудебном порядке, зачем затягивать процесс? В противном случае СМО готовы помогать застрахованному в юридическом сопровождении.[36]

Ускорить процесс просвещения можно за счет усиления контроля за СМО и создания для компаний, активно работающих с населением, дополнительных стимулов, в первую очередь финансовых. У территориальных фондов в рамках нового закона об ОМС появилась возможность материально мотивировать СМО с точки зрения защиты прав застрахованных. Это так называемая система вознаграждения за показатели работы.

Вознаграждение для страховых компаний предусмотрено и в бюджете Свердловского фонда ОМС: объем премии за их работу в 2012 году составил 16 млн рублей (для девяти компаний в разных долях в зависимости от степени достижения целевых показателей). За эффективную работу в 2013 году региональные страховщики могут получить уже более 30 млн. рублей. Кроме премии, страховые компании получают из системы ОМС средства на ведение дела — 1% от сумм, направляемых на оплату медицинской помощи. На эти деньги компании содержат пункты выдачи полисов, оказывают консультационную и юридическую поддержку, а также проводят экспертизу качества медицинских услуг[37].

Решение указанных задач позволит улучшить здоровье и качество жизни населения. Предполагается‚в частности‚ обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения не менее чем в 1,4 раза, от несчастных случаев, отравлений и травм – примерно в 2 раза, снизить показатели младенческой и материнской смертности до показателей развитых стран, уменьшить в 1,5 раза заболеваемость социально значимыми заболеваниями. Для достижения запланированных показателей предусматривается за 2008 – 2020 годы увеличить долю государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте с 3,6 процента до не менее 5,2 - 5,5 процента. Напомним: европейский уровень – 7‚2 процента[38].

Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г. уточняет некоторые плановые показатели в этой сфере: достижение средней продолжительности жизни до 75 лет (в 2005 г.–63‚2); снижение уровня смертности (на 1000 чел.) с 16‚6 в 2005 г. до 12‚2 в 2020 г.; повышение рождаемости с 10‚5 в 2005 г. до 12‚2 в 2020 г.[39]

Одним из важнейших направлений модернизациии сферы здравоохраненияявляется осуществление высокотехнологических медицинских операций. Именно здесь в первую очередь следуе отметить позитивные еремены последних лет. Финансовое обеспечение высокотехнологических медицинских операций из госказны выросло с 2006 г. с 9,9 млрд до 55,6 млрд рублей в 2013 г., или почти в шесть раз. Все 12 центров высоких медтехнологий в регионах вошли в рабочий ритм; в 2013 г. там было проведено свыше 50 тысяч высокотехнологичных операций или 10 % всех высокотехнологичных операций в России. Каждый из центров обслуживает население 20-25 регионов.[40]

За последние 8 лет объемы высокотехнологических медицинских операций (ВМП) росли: в 2006 году ВМП получили 128 тыс. человек, а в 2013 г. – более 506 тыс. (при плане в 600 тыс). Финансировались ВМП из федерального бюджета по определенным квотам для регионов. Но с 1 января 2014 г. финансировать 459 из 1466 видов ВМП начала система обязательного медицинского страхования (ОМС). Это некоторые методы лечения в гастроэнтерологии, эндокринологии, неонатологии (лечении новорожденных), такие операции, как коронарография, стентирование сосудов сердца, эндопротезирование суставов, и т.д. С 2015 года в ОМС переведут всю ВМП. В течение 2014 – 2016 гг. предстоит не менее чем в 1,5 раза увеличить объемы высокотехнологичной медицинской помощи, а в 2020 г. осуществлять 950 тыс. высокотехнологических медицинских операций[41].

Проблема заключается в том, что высокая стоимость одной ВМП (в среднем, 2 млн. рублей, а средний порог готовности государства платить за ВМП равен 1,2 млн руб. на одного пациента) определила существенную нехватку средств. Так, квоты на ВМП в федеральных центрах были выбраны уже к сентябрю 2013 г., и весь четвертый квартал 2013 г. многие федеральные учреждения вынуждены были "отдыхать", хотя могли бы ежегодно увеличивать объемы такой помощи на 20-30 процентов. В регионах ситауция еще более серьезная, поэтому клиники будут закупать технологии подешевле, а больные – получать помощь невысокого качества[42].

С учетом того, что в арсенале российских врачей около 1,5 тысячи дорогих высокотехнологичных способов лечения (пересадка органов, операции на сердце, сосудах, головном мозге), по мнению В. И.Скворцовой министра здравоохранения – 1007 наиболее сложных видов лечения должны финансироваться по единым для всей страны тарифам, соответствующим уровню сложности и качества медицинской помощи. То есть не каждый регион должен определять, сколько заплатить, например, за пересадку почки, а должна действовать единая общефедеральная методика, на основе которой федеральный центр, независимо от того, где он находится, получит за прооперированного пациента одно и то же финансирование. Во-вторых, средства на обеспечение оплаты этих видов высокотехнологичной помощи следует фиксировать отдельной целевой статьей в бюджете Федерального фонда ОМС [43].

Ежегодно Министерство здравоохранения устанавливает размеры бесплатной медицинской помощи гражданм России. Например, информационное письмо Министерства от 22 декабря 2011 г. N 20-2/10/1-8234 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказаниягражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год" называет следующий показатель: 7 633,4 рубля. Для определения стоимости территориальной программы ОМС необходимо величину подушевого норматива ее финансового обеспечения за счет средств ОМС (4102,9 руб.) умножить на районный коэффициент и на численность застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации[44]. Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: в 2013 г. - 9032,5 рубля, в 2014 г. - 10294,4 рубля, в 2015 г. - 12096,7 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 году - 5942,5 рубля, в 2014 году - 6962,5 рубля, в 2015 году - 8481,5 рубля[45].

С 2012 г. началась реализация Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи. Территориальная программа является основным документом, регулирующим оказание бесплатной медицинской помощи на территории Свердловской области. Во-первых, во исполнение закона об ОМС по новым правилам формировалась Территориальная программа госгарантий на 2012 г. – и ОМС, и бюджетная ее части. Был создан новый орган – Комиссия по разработке Территориальной программы ОМС с рабочими группами по расчету объемов, финансового наполнения и программного обеспечения. К расчетам впервые привлекались страховые медицинские организации. Хотя они поработали не столь эффективно, как хотелось бы, но надо понимать, что сегодня именно страховщики становятся фактическими исполнителями нового закона об ОМС[46]. Именно они реализуют его положения на уровне медицинской организации и пациента.

В Территориальной программе появилось право пациента на выбор врача и медицинской организации в соответствии с Законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (ст. 21). Отдел прогноза, стратегического планирования и мониторинга реализации программ Министерства здравоохранения Свердловской области во исполнение поручения Председателя Правительства РФ В.В. Путина от 28.04.2011 г. № ВП-П12-2794, составили ежегодный рейтинг медицинских учреждений. Для составления рейтинга была разработана специальная методика. Сравнение медицинских учреждений проводится по 12 показателям, каждый из которых отражает качественные характеристики медицинского учреждения. По каждому показателю медицинские учреждения получают определённый бал и в итоге суммарный бал по всем показателям. То медицинское учреждение, чей бал окажется выше, получит первое место в рейтинге медицинских учреждений Свердловской области.Рейтинг медицинских учреждений будет вывешен на сайте Министерства и предназначен для реализации такого права граждан РФ, как свобода выбора медицинского учреждения.

Также впервые при определении нормативов финансовых затрат Терпрограммы (п. 18) учтен очень важный момент: закреплена средняя структура тарифа ОМС. В системе ОМС страховщики оплачивают медицинскую помощь по утвержденным тарифам ОМС. Если раньше статьи больничных затрат в составе тарифа не регламентировались, но существовала оговорка о том, что не входит в тариф (расходы на коммунальные услуги и содержание имущества, которые осуществляются за счет средств бюджета), то теперь в Терпрограмме перечислены статьи расходов, включенные в тариф ОМС, и их структура в зависимости от вида помощи (поликлиническая, стационарная и стационарозамещающая помощь). Так, доля заработной платы без учета начислений не должна превышать 69,3% от тарифа для поликлинических служб и 60,1 % от тарифа в стационаре. На лекарства и питание пациентов необходимо направлять в среднем соответственно 16,6% и 5% от полученных больницей средств ОМС за услуги стационаров. Это очень важный момент, т. к. до 2012 г. главные врачи стремились тратить все средства ОМС на заработную плату, в то время как расходы на лекарства и питание финансировались по остаточному принципу, и в некоторых территориях региона опускались до смехотворных величин.

Важную роль должно сыграть Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 1152 г. Москва "Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности".

Министерством здравоохранения Свердловской области в 2011 – 2012 годах для перехода на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения была осуществлена следующая подготовительная деятельность:

Date: 2015-07-01; view: 290; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию