Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивные способности





Что касается когнитивных способностей, существует хорошо об­основанная схема, которой можно воспользоваться для характерис­тики человека. I la самом общем уровне в згой схеме располагается об­щий интеллект, или фактору, называемый иногда общими умствен­ными способностями. Необходимость введения такого понятия, как общий интеллект, была выявлена много дет назад, когда исследовате­лям потребовалось описать умственные способности человека. В на­чале нашего века, когда были сопоставлены результаты выполнения широкого спектра интеллектуальных задач, стало ясно, что люди, ус­пешно выполнявшие один тип задании (например, задания со слова­ми), как правило, хорошо выполняли и другие задания, даже явно от­личающиеся от первых (например, с числами или фигурами). Други­ми с./ювам и, оказадось, что существуют некоторые общие способности обрабатывать информацию, не являющиеся полностью специфиче­скими для данного типа обрабатываемой информации. Все же было также ясно, что в некоторой степени люди неодинаково проявляли сильные и слабые стороны, обрабатывая разные виды информации; так, некоторым хорошо давались задания с числами, а другие лучше справлялись с вербальным материалом.

Теория для объяснения таких результатов была первоначально предложена Бертом (Bint, 1940) н разработана Верноном (Vernon, 1961). В этой теории имеют значение и общие умственные способно­сти, и специфические факторы (рис. 2.1). Подобные результаты ис­следований позволили Сгшрмсну предложить теорию двух факторов

 

 





28 ■ Глава 2. Различия между людьми

структуры интеллекта (Spearman, 1927). По существу, в теории пред­полагалось, что существует фактор общего интеллекта — фактор g, а также целый спектр специфических факторов, которые в совокупно­сти объясняют общую способность людей обрабатывать информацию, а также дифференциацию их способностей в различных специфиче­ских сферах. Общий интеллект (g) определяет корреляцию, существу­ющую между результатами выполнения различных типов заданий, тогда как более специфические способности объясняют тот факт, что никто не может выполнять все задания одинаково хорошо или одина­ково плохо. Общий интеллект занимает высшую ступень иерархии, включающей также несколько уровней специфических факторов. Вы­полнение умственных (когнитивных) задач определяется сочетани­ем g и факторов, расположенных на схеме ниже него. Такая структура когнитивных способностей человека оказалась весьма жизнеспособ­ной и все еще используется в качестве базовой в прикладной психо­логии, особенно психологами, работающими в кадровой сфере.

Существуют другие подходы к интеллектуальным функциям че­ловека. Один из наиболее признанных альтернативных подходов под­черкивает, что для того, чтобы разумно справляться с повседневной жизнью, человеку требуется успешно решать проблемы, сильно от­личающиеся от относительно четко очерченных и чисто интеллекту­альных задач, которые составляют типичный тест уровня интеллекта. Стенберг и Вагнер (Sternberg and Wagner, 1986) и другие исследова­тели используют термин «практический интеллект», обозначающий тип мышления, необходимый для функционирования в повседневной жизни. Организовать неформальное или профессиональное меропри­ятие, выбрать и купить лучший из многих товаров, запланировать пу­тешествие — все это примеры деятельности, требующей интеллекту­ального поведения. Требующееся поведение широко разнообразно и связано с социальными и эмоциональными факторами. Одной из важ­нейших характеристик практического мышления является то, что оно неразрывно связано с повседневным опытом и играет важную роль при решении задач повседневной жизни (Scribner, 1986). Ему прямо противоположны по характеру абстрактные и изолированные задачи, входящие в типичные тесты интеллекта (рис. 2.2).

Сторонники теории практического интеллекта утверждают, что типу мышления, необходимому в реальной жизни, присущи некото­рые принципиально важные характеристики, которые не поддаются определению с помощью письменных тестов. Вероятно, эта точка зре-


 

Индивидуальные различия ■ 29







Date: 2015-07-01; view: 479; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию