Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология и отбор персонала
Со времен Первой мировой войны психологи изучали и создавали различные методы измерения отличительных черт человека с целью предсказать будущие служебные достижения сотрудп и кон. Цель этих методик состоит в определении потенциала и подборе на должность наиболее подходящего кандидата. Оценка сильных и слабых сторон индивидуума позволяет узнать о его склонностях и способностях больше, чем обычно известно из документов об образовании и сведений об опыте работы. Многие исследования в этой области были посвящены тому, в какой степени точны психологические тесты, собеседования и другие методы отбора в определении будущей профессиональной успешности; делались попытки рассмотреть следующие два фундаментальных вопроса: • как специалисты по подбору персонала могут обеспечить то, что принятые кандидаты будут работать лучше, чем отсеянные? • как измерить успешность выполнения служебных обязанностей так, чтобы можно было оцепить правильность кадровых решений? Неудивительно, что первоначальные данные давали противоречивые результаты. В одних исследованиях определенный метод отбора очень хорошо предсказывал последующее выполнение служебных обязанностей. В других исследованиях тот же метод отбора давал значительно менее внушительные результаты. К концу 1970-х был сде-
Психология и отбор персонала ■ 13 лап общий вывод о том, что одни методы могут в одних условиях работать хорошо, а в других нет. Это значило, что считалось необходимым проводить специальные исследования для определения ва-лидности метода каждый раз, когда он использовался в каких-либо новых условиях. В 1980-е, однако, новые достижения в области статистической обработки данных заставили исследователей пересмотреть эту точку зрения, поскольку было выявлено, что противоречивость результатов часто объяснялась небольшим количеством людей в выборках, обычно используемых в ранних исследованиях валндно-сти методов. Когда была создана значительная выборка путем комбинации данных всех имеющихся исследований, результаты дали более согласованную картину. Они показали, что многие из распространенных методов подбора персонала при условии достаточного соответствия применяемых методов измерения характеристикам должности и человека дают достаточно точные прогнозы. Один из примеров приводит отдел строительства «Трафалгар Хаус Труп» (Trafalgar House Group), использующей психометрические тесты для отбора кандидатов на должность менеджера-стажера. Было обнаружено, что по сравнению с предшествовавшим контингентом стажеров значительно снизилось число увольняемых, а также возрос уровень успешности. Это означает, что методы отбора, систематически сформированные в соответствии с требованиями конкретной должности, дают хорошие результаты. Это заключение верно для многих распространенных методов отбора, рассматриваемых в следующих главах, по существуют и важные исключения. В сочетании с этими достижениями новейшие разработки по анализу полезности показал и, как с определенной точ н остью может быть оценена потенциальная финансовая выгода правильного подбора кадров. Так, анализ полезности выявил чистую выгоду в размере 800 тыс. фунтов в случае, когда полиция воспользовалась методом ассессмеит-цептрас целью отбора старших офицеров полиции для изучения курса высшего руководства, относительно ранее используемой для этого системы рейтинга. Эти достижения позволили специалистам по кадрам получать имеющиеся у организации ресурсы на основе равноправной конкуренции с другими сферами управления, такими как маркетинг, финансы, административно-хозяйственный отдел и бухгалтерия. К сожалению, неоднократные исследования применения методов отбора показывают, что большинство компаний полагаются на классическое трио — бланки заявления, проводимые в произвольном порядке 14 ■ Глава 1. Управление отбором персонала для достижения «тотального качества» собеседования и наведение справок у предыдущих нанимателей; при этом данные методы относятся к числу наименее надежных и менее валидных. Хотя исследования также показывают явный интерес крупных компаний к использованию оценочных центров и психометрического тестирования, кажется, что многие компании в выборе методов стремятся к сиюминутной экономии {expediency), а не к точности результатов. Таким образом, существует заметное отставание практического применения от результатов исследований, хотя и возможно приобрести психологические тесты или обратиться за помощью к консультантам по психологии профессиональной деятельности (Chartered Occupational Psychologists) с целью разработки методик отбора для конкретной организации. Хотя применение методик подбора кадров имеет явные преимущества, некоторые из последних исследований показали и возможные негативные эффекты этих методик для психологического самочувствия индивидуума. Стало известно, что кандидаты выражают предпочтение тех методик отбора, которые явно связаны с требованиями конкретной работы. Учет этого факта может принести организациям значительную выгоду. Например, методики, включающие тест на выполнение профессионального задания (work-sample test) дают кандидатам возможность самим оценить уровень своей профессиональной готовности, что в результате приводит к снижению текучести кадров, а хорошо мотивированных людей стимулирует достигать еще больших результатов, минимизируя возможность создания неблагоприятной ситуации для групп меньшинств. Напротив, процедуры отбора, которые кандидаты не считают напрямую связанными с работой, обычно не нравятся и считаются несправедливыми. Подобным образом, если непродуманно проводится процедура оценки внутри организации для решения о повышении сотрудников, различные реакции успешных и отвергнутых кандидатов могут значительно повлиять как на эффективность последующих программ развития, так и на намерение людей уйти с работы или отказаться от карьеры. Эти проблемы в перспективе могут привести к тому, что очень способные люди уйдут работать к конкурентам, поскольку предпочтут не участвовать в процедурах отбора и не работать в данной организации. Близкое направление психологических исследований, напрямую связанное с меняющимся характером кадровых ресурсов, — это осознаваемая справедливость процедуры отбора. Когда компании используют процедуры отбора, дискриминационные но отношению к груп-
Менеджмент тотального качества и отбор персонала ■ 15 нам меньшинств или но признаку пола, отвергнутые кандидаты часто обращаются в суд. Если не удается привести явные доказательства того, что процедура отбора справедлива и непосредственно связана с успешным выполнением служебных обязанностей, компании проиграют процесс истцу. Последствия этого могут оказаться очень серьезными. Выплата компенсаций и судебных издержек, ущерб, нанесенный корпоративному имиджу, нежелание людей в будущем искать работу в данной компании - все это, вместе взятое, серьезно снижает конкурентоспособность компании. Более того, рано или поздно придется корректировать «оскорбительные» процедуры отбора, и именно это, возможно, более всего заставляет организации «сразу делать, как следует». Менеджмент тотального качества и отбор персонала Многие организации, и сейчас и в прошлом, отвечают па постоянно растушую конкуренцию внедрением приемов всеобъемлющего управления качеством {Total Quality Management, TQM). По сути, эти приемы создают связь между качеством товаров и услуг и удовлетворением потребителя путем учреждения системы постоянного улучшения качества, в результате чего достигаются лучшие показатели и большая прибыльность в долгосрочной перспективе. Другими словами, там, где внедрены или внедряются приемы всеобъемлющего управления качеством, постоянно происходит позитивный сдвиг корпоративной культуры, имеющий своей целью предоставление клиенту качественных товаров и услуг. В 199] году Стивен Хилл в Лондонской школе экономики (London School of Economics) разделил понятие качества на два взаимосвязанных аспекта, непосредственно важных для отбора персонала. Особо он подчеркнул, что товары и услуги должны соответствовать нуждам потребителя, а не только производителя, определив качество как «соответствие требованиям потребителя». Также он признал, что достижение качества как основной цели возможно только тогда, когда полностью оптимизирована эффективность функционирования организации. В рамках этой системы кадровая функция (HR) играет решающую роль в достижении поставленной цели путем эффективного подбора лучших из имеющихся кандидатов, которые будут соответствовать требованиям потребителя. При проведении итогового анализа качество принятых кадров будет не только 16 ■ Глава 1. Управление отбором персонала для достижения «тотального качества» отражено в конечном товаре или услуге, предоставляемых организацией, но и станет показателем качества и эффективности процесса подбора персонала в данной организации. Ситуации несоответствия получаемых товаров потребностям и ожиданиям потребителя или случаи, когда не удалось «сразу сделать все, как следует», дорого обходятся многим компаниям, убытки оцениваются приблизительно в 10-30% от прибыли с продаж. Понимая, что контроль затрат на качество может внести серьезный вклад в прибыльность, многие компании признают, что необходимо определить общую схему деятельности, чтобы проводить постоянное усовершенствование. Для большинства инициатив TQM эта схема включает, как правило, выработку подхода, который позволяет: • определять потребности и ожидания потребителя; • установить стандарты качества, соответствующие требованиям потребителя; • контролировать и улучшать возможности операционных процессов; • конкретизировать ответственность управляющих кадров по установлению целей качества, демонстрируя лидерство и обеспечивая необходимые ресурсы; • задействовать всех сотрудников и помочь им проводить улучшение качества. Как правило, приведенная выше общая схема деятельности подготавливает перемены корпоративной культуры организации в целом. Очень часто, однако, необходимо приспосабливать эту схему к специфическим потребностям каждого функционального подразделения, чтобы помочь развитию операционных процессов, обеспечивающих предоставление качественных товаров и услуг «сразу на должном уровне» при минимальных затратах. Прием наиболее подходящих сотрудников с первого раза может быть весьма прибыльным для организации-работодателя. По некоторым оценкам, экономическая выгода может составить от 6 до 20% от существующего уровня эффективности производства. В некоторых случаях, особенно в небольших организациях, хороший подбор персонала может стать определяющим фактором того, будет ли получена прибыль или организация понесет убытки. Другими преимуществами для организаций могут стать снижение числа невыходов на работу и текучести кадров, возможное благодаря росту удовлетворения от работы и преданности организации в результате более точного соот-
Менеджмент тотального качества и отбор персонала ■ 17 ветствия человека занимаемой должности. Тем не менее отбор подходящего на должность человека может быть сложной задачей, поскольку не все люди и профессии одинаковые. У людей бывает разный склад характера, ум, способности, личностные характеристики и соответственно сильные и слабые стороны, тогда как профессии отличаются по требованиям, предъявляемым к людям, в отношении физических и умственных нагрузок. Эти различия, присущие людям и профессиям, часто приводят к принятию кадровых решений в ситуации неопределенности. Таким образом, коммерчески оправдывается разработка специфической схемы деятельности, устанавливающей подход, который обеспечит необходимый баланс между сильными сторонами, умениями и способностями кандидата и требованиями выполняемой работы. Схема систематического отбора должна оговаривать следующие потребности: • обеспечить понимание кадровыми работниками того, как отличаются люди в различных ситуациях; • определить потребности и ожидания потребителя путем исследования особенностей профессий; • установить стандарты, соответствующие требованиям потребителя; • принять стандарты для оценки применяемых методов подбора кадров; • установить стандарты для оценки эффективности процедур отбора; • определить наиболее подходящий метод (или методы) отбора для конкретной должности (должностей); • установить стандарты принятия решений; • разработать возможности постоянного совершенствования в дальнейшем. Преимущества, получаемые благодаря этой схеме, обеспечены систематической оценкой и подбором определенных людей в соответствии со спецификой требований работы, при этом также имеются средства мониторинга и оценки эффективности системы отбора как таковой. В контексте этой схемы «потребитель» обычно принадлежит к той же организации: например, руководитель функционального отдела или группа по управлению проекта. В некоторых случаях, особенно в небольших организациях, владелец или директор может считаться 18 ■ Глава 1. Управление отбором персонала для достижения «тотального качества» и «потребителем» и поставщиком, поскольку он может проводить процедуру отбора персонала лично. Тем не менее в дальнейшем тексте данной книги мы называем потребителем (потребителями) лицо (лиц), отдел (отделы) или организацию (организации), которые заявили о потребности в кадрах. Вышеприведенная «схема действий» определяет центральные темы этой книги начиная с главы 2, которая посвящена индивидуальным различиям. Поскольку часто случается, что линейные менеджеры или другие сотрудники, не являющиеся специалистами по кадрам, участвуют в отборе сотрудников, им особенно важно принимать во внимание человеческий фактор. Таким образом, глава имеет целью способствовать пониманию того, каким образом сочетание личностных факторов и ситуационных требований влияет па поведение людей на работе. Например, па профессиональные достижения агентов по сбыту влияет их личность и способности, а также географический регион, где они работают. Оценка факторов личности и должности в этом контексте проясняет, направляет и оптимизирует весь процесс определения нужд потребителя, а также направляет выбор подходящих методов отбора и в итоге — собственно отбор кандидатов. В главе 3 внимание сосредоточено на методологии определения нужд потребителя; здесь устанавливаются необходимые стандарты. Часто, например, происходит так, что менеджер отдела просит заполнить какую-либо вакансию, считая, что отдел кадров уже знает, каковы требования этой должности к сотруднику, который будет ее занимать. В некоторых случаях это предположение, может быть, и верно, но чаще всего это не так, поскольку требования к должности со временем изменяются. Вследствие этого, так же, как и в случае многих производственных инициатив, требующих тщательного обдумывания и подготовки, чтобы избежать ошибок и недоразумений, имеет смысл систематически определять характерные признаки должности и требования к характеристикам личности сотрудника. Анализ профессиональной деятельности — это общий термин, использующийся для описания методологии, позволяющей кадровым специалистам установить необходимые стандарты, точно определив, что подразумевает под собой должность и какие умения и способности необходимы для успешного выполнения работы. Таким образом, анализ профессиональной деятельности служит одновременно трем целям: • определяет специфические характеристики людей, которые наилучшим образом подготовлены к требованиям данной работы;
Менеджмент тотального качества и отбор персонала ■ 19 • определяет критерии, но которым можно оценить профессиональные достижения кандидата; • устанавливает соответствующие оценочные стандарты. Как только будет выполнен такой анализ, специалист по кадрам сможет разработать точное описание спецификации кадров и профес-спограммы, определяющие минимальный стандарт требований. Отсутствие любого из этих формальных документов делает невозможным систематический отбор. Эти стандарты являются эталоном, по которому будут оцениваться все последующие процессы, входящие в процедуру отбора. Глава 4 рассматривает установление необходимых стандартов для самих методов отбора, чтобы обеспечить оптимальную основу для принятия решений. Если поставлена цель достигнуть стандартов качества, то жизненно необходимым, хотя и сложным аспектом, является измерение атрибутов качества для обеспечения обратной связи по поводу профессиональных достижений. Также, если желательно добиться соответствия принимаемых кандидатов стандартам, полученным в результате анализа профессиональной деятельности, трудной, но жизненно важной стороной системы отбора персонала станет измерение психологических признаков и поведения, связанного с работой. В обоих случаях трудность состоит в том, что системы измерения должны быть • надежными; • точными; • пригодными для интерпретации; • практичными. Все эти четыре признака являются оценочным стандартом, в соответствии с которым следует определять качество системы оценки. Невыполнение любого из четырех требований может привести к неверному измерению и неудачному принятию решений, что может повлечь значительные убытки. Глава 5 посвящена стандартам оценки процедуры отбора в целом, дающим возможность обнаружить и оценить ошибки, допущенные при создании и проведении процедур отбора. Поскольку системы TQM (менеджмента тотального качества) проектируются и воплощаются в жизнь в соответствии с установленными письменными стандартами, позволяющими распознать и исправить отклонения, то же 20 ■ Глава 1. Управление отбором персонала для достижения «тотального качества» должно относиться и к процедурам отбора, чтобы обеспечить их качество. Описывается технология этапа проектирования, которая оптимизирует доходность вложения средств, предлагая систематическую схему для проведения оценки качества системы (отбора). Основными применяемыми стандартами являются эффективность, коэффициент полезного действия и справедливость, которые измеряются соответственно величиной получения информации, отношением дохода к издержкам и неблагоприятным влиянием. Ошибки, оставшиеся незамеченными в любой из этих сфер, могут привести к принятию неподходящих кандидатов, что весьма убыточно, а организацию привлекут к суду за дискриминацию групп меньшинств. Главы 6-9 посвящены широкому спектру доступных в настоящее время методов, которые могут быть полезны специалистам по отбору персонала. Это должно помочь кадровым специалистам выбрать наиболее подходящие методы в соответствии с конкретными обстоятельствами. В каждой из этих глав также обсуждаются оценочные стандарты различных методов отбора. Глава 6 полностью посвящена проведению отборочных собеседований различных видов, так как часто оно является единственным средством отбора людей. В главе 7 рассматриваются разнообразные методы отбора, основанные на выполнении образца работы, и различные типы связанных с образцом работы тестов и упражнений, использующихся при ассессмент-центре. Глава 8 посвящена использованию психометрических инструментов для измерения индивидуальных различий и освещает вопросы когнитивного и личностного тестирования, биографических сведений и проверки честности. Глава 9 посвящена существующим альтернативным методам отбора, представляющим различную ценность; рассматриваются такие методы, как ознакомление с рекомендациями с предыдущих мест работы, документами об образовании, само- и взаимооценка, графология и астрология. Глава 10 посвящена установке стандартов принятия решений с целью отбора наиболее подходящих кандидатов. В целом выделяются два тина принятия решений: статистический и метод экспертной оценки. Для контроля эксплуатационных процессов большинство начинаний TQM (менеджмента тотального качества) опираются на статистический метод, применяя такие приемы, как анализ по Парето, статистический контроль производственного процесса (SPC), создание блок-схемы алгоритма для процесса, диаграммы разброса и т. п. Принятие кадровых решений, однако, почти всегда основано на эксперт-
Краткое содержание ■ 21 ной оценке специалиста по кадрам. Естественно, многочисленные свидетельства говорят о преимуществе статистических методов относительно экспертной оценки. Существуют различные статистические методы, помогающие службам по персоналу в принятии решений, более соответствующие требованиям качественного проведения процедуры отбора персонала. Преимущества статистического подхода состоят не только в том, что с большей вероятностью будут выбраны лучшие кандидаты, но и в том, что из года в год можно создавать базу данных, которая поможет оценке валидности методов и процедур отбора, принятых в данной организации. Мониторинг качества кандидатов можно проводить ежегодно. Такой режим позволяет определить функциональные секторы, в которых наиболее велика текучесть кадров, что сигнал изирует о проблемах деятельности этих секторов. Можно также провести мониторипгэтнического и полового состава кандидатов, и это поможет избежать любой непреднамеренной несправедливости и дискриминации. Статистические методы, рассмотренные в главе 10, помогают отделу персонала создать цикл обратной связи и дают возможность оптимизировать процедуры отбора в данной организации и выгодность вложения капитала. Глава 11 выделяет формирующиеся тенденции, проблемы и задачи в области отбора персонала, а также включает в себя вопрос использования компьютеризированной оценки, этические и исследовательские вопросы. Краткое содержание В ситуации острой конкуренции, наблюдаемой сегодня, выживание и развитие организаций зависит от привлечения, трудоустройства и удержания качественного персонала. Так как кадровые специалисты несут ответственность за такие важнейшие организационные процессы, как отбор, оценка персонала, обучение и система поощрений, воплощающие в жизнь корпоративную политику, они оказывают значительное влияние на результаты проведения инициатив менеджмента, направленного на достижение тотального качества. Например, если будут приняты на работу неподходящие люди, неизбежно пострадает качество товаров и услуг данной организации. Это может привести к дальнейшим убыткам, связанным с качеством, производительностью, надежностью и имиджем компании. Это, в свою очередь, может привести к сокращению клиентской базы организации и в конечном счете 22 ■ Глава 1. Управление отбором персонала для достижения «тотального качества» к ее краху. Из-за меняющейся сущности рабочей силы и возрастающей нехватки квалифицированных кадров решающее значение имеет применение кадровыми специалистами принципов качества в своей собственной работе, чтобы «сразу делать как следует». Данная книга предлагает схему действий, в рамках которой кадровые службы или линейные менеджеры могут применять принципы TQM к отбору персонала, оптимизируя процедуры отбора в организации. Глава 2 Date: 2015-07-01; view: 381; Нарушение авторских прав |