Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекции развития отношения к природе в педагогическом процессе





Основной методологический принцип педагогической коррек­ции развития отношения к природе заключается в динамическом соответствии педагогического процесса экологического образована психологическому процессу развития этого отношения.

Для эффективности педагогического процесса, корректирующе­го субъективное отношение личности к миру природы, необхо­димо, чтобы в нем участвовало как можно больше разнообразных психологических факторов и механизмов, способствующих фор­мированию субъектно-этического типа этого отношения.

Важнейшее значение в проектировании коррекционного про­цесса имеют возрастные особенности школьников. Соответствен­но, данные об онтогенетических закономерностях развития отношения к природе (см. ч. IV) позволяют адекватным образом организовывать психолого-педагогическую коррекцию этого от­ношения.

Так, например, в дошкольном возрасте дети обладают такой специфической особенностью мышления, как «магичность» (сло­вам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы). Это позволяет эффективно использовать в коррекционном про­цессе различные элементы ритуализации их экологической дея­тельности, подобно тому как это было свойственно архаическому человеку. Дети могут выбирать для себя природный тотем и затем


собирать о нем различные сведения или придумывать для себя «лес­ное имя», «речное имя» и т.д., с тем, чтобы идентифицироваться с соответствующими природными объектами (см. 15.2. и 15.3).

Педагогическая актуализация свойственного дошкольникам ан­тропоморфизма также позволяет формировать партнерскую пози­цию во взаимодействии с живыми существами, как с равными и самоценными субъектами. В то же время особое педагогическое внимание следует уделять в этом возрасте преодолению прагмати­ческих установок, обусловленных влиянием детского артифика-лизма. Важнейшее коррекционное значение в дошкольном возрасте имеют познавательные игры, направленные на развитие представ­лений ребенка об отличиях живого от неживого. Таким образом, особенности отношения к природе в дошкольном возрасте обус­ловливают преимущественную направленность педагогического процесса на коррекцию модальности этого отношения.

В младшем школьном возрасте высокий познавательный инте­рес ребенка к миру природы, его любознательность и наблюда­тельность могут быть использованы для расширения его натуралистического кругозора и экологической эрудиции. Книжки с изображением различных животных и растений, экскурсии в природу и музей могут быть в этом возрасте особенно эффек­тивными в плане коррекции широты отношения школьников к природе.

Именно в младшем школьном возрасте появляется желание и возможность самому ухаживать за природными объектами. Ребе­нок активно хочет и реально может самостоятельно содержать дома живые существа, во взаимодействии с которыми он приобретает незаменимый технологический и психологический опыт партнер­ских взаимоотношений, общения. В результате эти живые суще­ства становятся для него «значимыми другими», занимают важные позиции в его индивидуальной картине мира. Важно, чтобы эти животные и растения подбирались взрослыми с учетом их «не­притязательности» к жизненным условиям (морская свинка, хо­мяк, хлорофитум, кактусы и т.д.), ведь младший школьник еще не способен осуществлять сложные технологические приемы ухо­да за природными объектами. При соблюдении этого простого требования взаимодействие с живыми существами будет сопро­вождаться положительными эмоциями и сбережет ребенка от пси­хотравмы, связанной с их болезнью или гибелью.

Младший подростковый возраст — это особенно благоприят­ный период для целенаправленного развития субъективного от-









Date: 2015-07-01; view: 403; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию