Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отношения к природным объектам
Восприятие природных объектов может характеризоваться рядом специфических особенностей, присущих процессу социальной перцепции, т.е. восприятию человеком других людей. Во-первых, в отличие от неодушевленных предметов, объекты природы, так же как и «социальные объекты», могут вести себя непассивно и небезразлично по отношению к воспринимающему их субъекту. Во-вторых, при восприятии природных объектов внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего не на самом процессе порождения образа как такового, а на смысловых и оценочных его интерпретациях. В-третьих, восприятие природных объектов, так же как и социальных, может характеризоваться высокой степенью нерасчлененности познавательных и эмоциональных компонентов, большой зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Сказанное позволяет предполагать, что в процессе восприятия природных объектов могут проявляться такие феномены социальной перцепции, как идентификация и эмпатия. В социальной психологии идентификация в самом общем виде понимается как отождествление индивидом себя с другими, непосредственное переживание субъектом той или иной степени тождественности с объектом. Очевидно, что в определенных условиях идентификация возможна и в отношении природных объектов. Например, когда человек видит дрожащую от холода бездомную собаку, он невольно идентифицирует, отождествляет себя с ней, у него возникает естественное желание «накормить и обогреть» ее — иными словами, начинает складываться субъектно-этическое отношение. Феномен идентификации является разноплановым, поэтому разные исследователи акцентируют внимание на различных его аспектах. В.А.Петровский и Н.Н.Авдеева подчеркивают его преимущественно эмоциональный характер, а Е.Стотланд и Л.К.Кэнон — когнитивный. Н.Н.Обозов считает, что «идентификация - фундаментальный механизм не только когнитивных процессов взаимодействия, но и аффективной, и поведенческой составляющих» (1981, с. 82). При этом им отмечается, что идентификация выступает в качестве общего механизма понимания другого. Таким образом, феномен идентификации может проявляться в той или иной форме в рамках каждого из каналов развития субъективного отношения к объектам природы. Роль идентификации в процессе развития субъектно-этичес-кого отношения к природе заключается в обеспечении человеку ориентации в природных объектах, возможности моделировать их характерные состояния и витальные проявления через механизм проекции. В исследовании П.Н.Кириллова было установлено, что «одним из важных психологических механизмов, определяющих мотивацию взаимодействия человека с природными объектами, является проекция. В большинстве случаев испытуемые с низкой самооценкой указывали в качестве наиболее привлекательного то животное, которое, по их мнению, обладало сходными с ними особенностями. В качестве основных указывались особенности, являющиеся "причиной" низкой самооценки. Так, подростки, остро переживающие свой маленький рост, находили самыми привлекательными миниатюрных представителей групп животных, в которых были крупные особи (например, карликовая игрунка на фоне яванских макаков). Животные маленького размера (как, например, мыши) не имеющие "крупного фона", ими не выбирались... Отдельно проводился эксперимент, в котором одинаковые животные помещались в разных местах — наиболее посещаемых и хорошо оформленных, в средних по условиям и в помещениях, некомфортабельных для существования с точки зрения человека (например, в кладовке). Животные, размещенные в последней, пользовались особой популярностью детей, имеющих проблемы в отношениях с родителями, а также у большинства детей из интернатов и детских домов» (1997, с. 11). Следует отметить, что, как подчеркивают Р.Л.Кричевский и Е.М.Дубовская, «идентификация обусловливается разверткой особого перцептивного процесса, поставляющего субъекту необходимую информацию о партнерах взаимодействия. Идентификация может выступать лишь как результат развернутого во времени (выделено нами. - - В.Я.) процесса познания Другого, но не как следствие кратковременного наблюдения за Действиями модели» (1981, с. 114). В качестве механизма, актуализирующего установки индивида, Т.П.Гаврилова рассматривает эмпатию, которую она понимает как механизмы развития отношения к природе развитие субъективного отношения к природе как система
«способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, будь то человек, животное или антропоморфизи-рованный объект», причем «в реальной жизни эмпатические переживания могут быть реакцией не только на наблюдаемые, но и на воображаемые переживания других... которых индивид не воспринимает непосредственно» (1981, с. 123—124). То, что объектом эмпатии может быть состояние не только другого человека, но и антропоморфизированного объекта, подчеркивает также Н.Н.Обозов (1981). Чаще всего выделяют две формы эмпатии: сочувствие и сопереживание. Сопереживание — это переживание индивидом тех же чувств, что испытывает другой, но обращено это переживание на самого себя. Человек переживает или то, что могло случиться с ним в будущем, или то, что он переживал в прошлом. При сочувствии человек переживает неблагополучие другого как таковое, безотносительно к собственному состоянию. Н.Н.Обозовым выделяются три формы эмпатии: сопереживание, взаимопонимание, соучастие. «В феномене эмпатии отчетливо проявляется единство трех компонентов... Преобладание гностического компонента в процессе эмпатического отображения проявляется в точности и адекватности понимания состояния отражаемой личности. Доминирование аффективного компонента выражается в высокой эмоциональной вовлеченности в состояние другой личности — сопереживание. В действенной эмпатии преобладает праксический компонент. Личность в данном случае не только понимает состояние другого, но и действует, оказывает активную поддержку» (1981, с. 90). Нетрудно заметить, что выделенные им три формы эмпатии соотносимы с тремя каналами развития отношения: сопереживание -- с перцептивно-эмоциональным, взаимопонимание -- с когнитивным, соучастие — с практическим. Однако, не всегда возможно четкое разграничение, имеем ли мы дело с проявлением идентификации или эмпатии. Тем более, что диапазон трактовок этих понятий различными авторами достаточно широк. Как отмечает Т.П.Гаврилова: «Смешение понятий эмпатии и идентификации происходит потому, что эмоциональная децентрация структурирует не только эмпатические переживания, но и различные ролевые процессы, тем самым функционально частично совпадая с идентификацией» (1981, с. 130—131). Благодаря механизмам идентификации и эмпатии, результа том восприятия природного объекта может стать симпатия к это му объекту, т.е. устойчивое внутреннее расположение. Симпатия побуждает человека к дальнейшему взаимодействию с этим природным объектом, оказанию ему внимания и помощи и т.д. Симпатия к объекту природы фиксируется в виде соответствующих установок на него. Обусловленность проявления идентификации и эмпатии по отношению к животным действием присущих им положительных релизе-ров хорошо иллюстрируется воспоминаниями зоолога Айвена Сандерсона: «В конце концов мы раскопали трех громадных сухопутных черепах (Тпопух 1гшп&ш8). Они испуганно сбились в кучу и моргали из-под своих панцирей кроткими черными глазами, словно понимая, что их судьба в наших руках. В жизни я не видел у животных такого печального и умоляющего выражения, хотя при виде любого животного, оказавшегося в беспомощном состоянии, я едва не умираю от сострадания. Деле намеревался прихватить их в лагерь — для общего котла, но я непоколебимо встал на защиту своих протеже, может быть, в основном из-за того, что они боятся щекотки сзади под панцирем, а это еще больше связывало нас узами взаимопонимания и симпатии» (1996, с. 74—76). В данном эпизоде натуралист подвергся воздействию целого комплекса релизеров: поведенческого — «испуганно сбились в кучу в беспомощном состоянии», визуального — «печального и умоляющего выражения кротких глаз», к тому же, моргание глазами и боязнь щекотки детерминировали невольное установление параллелизма с человеком, что, по словам самого А.Сандерсона, оказало на него наибольшее впечатление. «Взаимопонимание и симпатия», т.е. по сути проявление действия механизмов идентификации и эмпатии, в свою очередь и предопределили этику поведения в данной ситуации. Педагогическая актуализация процессов идентификации и эмпатии по отношению к природным объектам — один из наиболее характерных методических приемов, широко используемых, например, в так называемых вальдорфских школах, философской основой которых служит антропософское учение Р.Штейнера. Учеников в этих школах учат наблюдению и сопереживанию всего, что их окружает во внешней среде — каждого растения, каждого животного, каждого человека. Дети «учатся видеть растение не только в его чувственной форме, но сливаясь с самой его жизнью, его оживляющей таким образом, чтобы мысль полностью освобождалась от своей отражательной природы и включалась в реальность мировой жизни. Можно внутренне отождествиться с растением настолько, чтобы почувствовать, как сила тяжести привязывает его к земле посредством корней, а силы цветения, напротив, поднимаются вверх к точке, где распускается цветок. И тогда дети сопереживают законы цветения и плодоношения, пол- механизмы развития отношения к природе развитие субъективного отношения к природе как система
ностью погружаются во внешний мир. И этот внешний мир захватывает и поглощает ребенка... Мир заключает в себе больше, чем то, что могут сказать о нем абстрактные понятия логики!... Логика нужна только для того, чтобы дисциплинировать ум, но силой одной только логики нельзя ничего понять в мире!» (Штейнер, 1922, с. 20). По мнению педагогов-антропософов, именно занятия естествознанием требуют от ребенка высокого уровня развития душевной жизни: способности фантазировать, чувствовать, а не только мыслить. Знания должны «переживаться» ребенком, именно это обеспечивает их осмысление личностью и формирование ее отношений к миру. 13.4. феномен субъектификации природных объектов и его роль в развитии отношения к Date: 2015-07-01; view: 380; Нарушение авторских прав |