Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогической коррекции развития субъективного отношения к природе





15.1. МИР ПРИРОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Роль образовательной среды в развитии личности подчеркива­лась как выдающимися педагогами прошлого (К.Д.Ушинский, Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.), так и веду­щими современными специалистами (В.В.Рубцов, В.И.Слободчи-ков, В.А.Петровский и др.). «Под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий форми­рования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предмет­ном окружении... Понятие "образовательная среда" выступает как родовое для таких понятий как "семейная среда", "школьная сре­да "и т.п.» (Ясвин, 1997, с. 12—13).

Еще в XVII в. основоположник европейской научной педаго­гики Ян Амос Коменский рекомендовал предварять процесс обу­чения «должной подготовкой умов», т.е. настраивать школьников на заинтересованное восприятие учебного материала. Должным образом организованная образовательная среда выполняет не толь­ко функцию «настройки умов», но и оказывает большое влияние на поведение личности в целом.

Известный швейцарский педагог XIX в. Иоганн Генрих Песталоц-ци подчеркивал значение образовательной среды в педагогическом процессе, давал рекомендации по ее организации, которые не поте­ряли своей актуальности и в наше время: «Воздействие на тебя пред­мета всегда и неизменно зависит от того, находится ли он в физической близости или в отдалении от твоих органов чувств. Никогда не забы­вай о том, находятся ли окружающие тебя предметы близко или да­леко от тебя, установи все положительное в твоем восприятии, в твоем профессиональном развитии и даже в твоей добродетели... Существен-


 

Психолога-педагогическая коррекция...

ным из того, что искусство обучения всеми своими действиями при­соединяет к простым действиям природы, является следующее: пред­меты, которые в природе находятся в разнообразном виде и на больших расстояниях, оно стягивает в более узкий круг и в зави­симости от обстоятельств подводит их ближе к пяти органам чувств, что облегчает запоминание. Главное, оно повышает чувствитель­ность самих органов чувств и путем упражнения помогает человеку получать изо дня в день все более многочисленные, правильные и прочные представления об окружающих его предметах» (1989, с. 325-326).

Отметим, что насыщение образовательной среды соответству­ющими стимулами не сводится к реализации широко известного в педагогике принципа наглядности, который предписывает де­монстрацию объекта в целях формирования более полного и точ­ного понятия о нем. «Экологизация» образовательной среды, т.е. включение в эту среду природных объектов — мира природы, свя­зана с постоянным воздействием на школьников всей совокупно­сти естественных (в том числе и поведенческих) психологических релизеров, создает возможности для вступления в контакт с при­родными объектами и, следовательно, возможности получения «ответов» от них. Размещение экологических стендов позволяет включить в педагогический процесс специально отобранные со­циальные релизеры и экологические факты. Таким образом, обра­зовательная среда, насыщенная природными объектами, выступает как условие и средство развития субъективного отношения школь­ников к природе.

А.С.Макаренко даже в условиях сурового, во многом аскети­ческого, коммунарского быта придавал большое значение введе­нию в интерьер декоративных растений. «Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда стро­ил оранжерею, и не какую-нибудь, а с расчетом на гектар цве­тов, как бы дорого это ни стоило... И я, и мои ребята кохались в этих цветах до предела... Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах. Мы делали из же­сти специальные корзинки и все бордюры лестницы уставляли цветами. Это очень важно» (1988, с. 245—246).

Процесс экологического образования, который протекает в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольер, плакатов и фотостендов на экологические темы, не может быть полноценным. Только образовательная среда, на­сыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное на-


методические а спекты психолого-педагогической коррекции 387

строение, благодаря которому каждое слово педагога становится более «весомым», значимым, убедительным.

Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие. На всю страну известно экологическое оформление фойе кукольного театра в Москве, созданного народным артис­том Сергеем Владимировичем Образцовым. Попадая в это теат­ральное фойе прямо с шумных московских улиц, находясь в нем какое-то время, люди претерпевают уникальное превращение. Люди, которые всего несколько минут рассматривают подводный мир, слушают трели канареек, могут дотронуться до ствола на­стоящей пальмы, превращаются из уличных пешеходов в теат­ральных зрителей. ЗРИтель тот, кто способен зреть в корень, не просто смотреть, но и видеть, т.е. быть внимательным и чутким. С.В.Образцов тонко оценил и использовал возможность даже крат­кого контакта человека с миром природы настраивать его на вос­приятие искусства, способность общения с миром природы сделать человека сензитивным к восприятию духовных ценностей. Всту­пив в контакт с «чудом» мира природы в интерьере театра, люди оказывались готовы вступать в контакт и с «чудом» театрального действа.


Показательно, что у детей определенного возраста (с 6—7 лет) появляется желание ввести мир природы в свою жизнен­ную среду. Практически каждый ребенок просит родителей «за­вести» собачку, попугайчика, аквариум. Более старшие школьники уже сами стремятся оборудовать аквариумы (сначала просто бан­ки с рыбками), птичьи клетки, приносят в дом различных жи­вотных (от лягушек до ворон). Подростки, обладающие высокой интенсивностью непрагматического отношения к мир^ природы, не ограничиваются одним комнатным животным, они насыща­ют живыми существами свою жизненную среду максимально, создавая целые коллекции аквариумных животных, кактусов и т.д. У многих из них это увлечение сохраняется на всю жизнь. Такие люди чувствуют себя комфортно только в среде, напол­ненной природными объектами, они создают модели природ­ных комплексов (акватеррариум, комнатная оранжерея, вольера с ландшафтом), собирают библиотеку экологической литерату­ры и т.п. Причем часто именно на экологизацию среды тратятся значительные денежные средства из семейного бюджета (свиде­тельство высокого уровня параметра доминантности субъектив­ного отношения к природе).


 






Date: 2015-07-01; view: 390; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию