Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природе





В процессе развития субъективного отношения к тому или иному природному объекту важнейшее значение имеет следую­щее обстоятельство: воспринимает ли человек его как «субъекта» или же как «объект». Без рассмотрения этого вопроса невозможен анализ практически ни одной из затрагиваемых в этой книге про­блем: процесс социогенеза экологического сознания неразрывно связан с эволюцией отношения к природе как субъекту или как объекту; психологический анализ общения человека с миром при­роды также требует внимания к данному аспекту; наконец, в на­шей типологии отношения личности к природе одним из важнейших параметров мы считаем характер (субъектный или объектный) ее восприятия человеком.

При этом для нас не принципиален вопрос, можно ли считать «субъектом» данный природный объект с философской точки зре­ния*. Для нас важно субъективное отношение личности к расте­ниям и животным в ситуациях взаимодействия (как реального, так и идеального). Другими словами, нас интересует субъектность природных объектов в аспекте ее отражения личностью, т.е. их «отражаемая субъектность» (Дерябо, 1995).

* Ряд философов считают возможным относить понятие «субъект» лишь к человеку, отмечая, что у животных существуют только «за­чатки» субъектности (В.Ф.Кузьмин, К.Р.Мегрелидзе, С.Л.Рубинш­тейн). Другие допускают распространение этого понятия и на сферу биологической активности (К.Р.Абульханова, Я.А.Пономарев, В.Ф.Сержантов) (см. Каган, 1988 и др.)


Б.Е.Райков в своей статье, опубликованной в 1915 г. в сборнике «Естествознание в школе», пишет: «В особенности свойственно оду­хотворение природы и вкладывание в нее своих чувств детям. Стенли Холл собрал в своем исследовании (Эволюция и воспитание чувства природы у детей. Спб., 1914. Изд. Школа и Жизнь. — В.Я.) множество примеров тех чувств, которые дети питают к солнцу, звездам, луне, облакам, ветру, воде, камням, растениям, животным. Произведен­ные им сотни опросов в полной мере подтвердили своеобразный ани­мизм детской эстетики. Деревья в глазах детей имеют руки и ноги. Листья составляют их одежду, и они стыдятся терять ее. Кора — их кожа. Они одушевлены, влюбляются друг в друга, чувствуют себя оди­нокими, если деревья, стоявшие вблизи, срублены. Если они добры, то дают детям тень, стерегут дом, плачут от одиночества, ведут тес­ную дружбу с птицами и проч. Деревья разговаривают друг с другом и понимают язык друг друга. Одна 13-летняя девочка, любившая цве­ты, каждому давала имя, обозначавшее какое-нибудь качество, и если цветок погибал, то его имя никогда не передавалось другому цветку, но подыскивалось новое. Она очень любила играть в школу, учить и журить каждый цветок. Иногда она читала им нотации и уговаривала их быть добрыми, рано вставать, быть чистоплотными. Иногда цветы заболевали и нуждались в специальном лечении, воде, укрывании и т.д.» (1997, с. 162).

Феноменология восприятия природных существ в качестве субъектов подробно рассмотрена С.Д.Дерябо (1993, 1995). Им, в частности, показано, что природные объекты могут выполнять по отношению к человеку, по меньшей мере, три специфически субъектные функции, что обеспечивает их отражение личностью в качестве субъектов.

Во-первых, это обеспечение отражающему переживания соб­ственной личностной динамики.

Человек, устанавливая определенное сходство своих характе­ристик с характеристиками того или иного природного объекта, начинает сопоставлять его с собой и через это сопоставление пе­реживать самого себя.

В качестве механизмов наделения субъектностью природного объекта при этом выступают психологические релизеры и «эф­фект параллелизма» (например, в словосочетании «мудрый дуб» изначально содержится параллелизм с человеком). Приписыва­ние субъектности здесь происходит на основе идентификации в форме проекции, чему способствует эмпатия в форме сопере­живания.

Во-вторых, это способность опосредствовать отношения чело­века к миру.




механизмы развития отношения к природе


развитие субъективного отношения к природе как система



 


Природные объекты могут оказываться значимыми для че­ловека при построении системы его отношений с миром, выс­тупая в качестве опосредствующих элементов в триаде субъект — опосредствующий субъект -- объект.

Моделирование субъектное™ природного объекта происходит в этом случае в результате заполнения «ниши» субъектности, не­обходимой для ориентации в объекте. Такой наделенный субъект-ностью природный объект может теперь уже сам выступить в качестве «референтного лица», способного влиять на оценки дру­гих объектов (см. Дерябо, 1995).


Приписывание субъектности природному объекту в данном случае происходит на основе идентификации как постановки себя на место другого.

В-третьих, это способность открыться в качестве субъекта совместной деятельности и общения.

Принципиален сам факт переживания человеком возможнос­ти природного объекта выступать в качестве партнера взаимодей­ствия.

В процессе непрагматического взаимодействия с природным объектом человек начинает «видеть» его «предмет деятельности» (его выживание и благополучие), по отношению к которому при­родный объект выступает уже как субъект. В дальнейшем «предмет деятельности» природного объекта становится общим, и по отно­шению к нему человек и природный объект являются уже партне­рами, что обеспечивает субъектное восприятие данного природного объекта. На следующем этапе возникает идентифи­кация как объединение с другим, включение в мир личности его образцов, ценностей, норм и образование нового совокуп­ного субъекта -- человек + природный объект.

Наиболее ярко проявляется субъектификация животных их дрессировщиком в процессе подготовки цирковых номеров, ког­да человек и животные выступают как равноправные партнеры в совместной деятельности. Выдающийся российский дрессировщик и ученый В.Л.Дуров утверждал, что для успеха во взаимодействии с животными необходимо видеть «в животном личность, сознаю­щую, думающую, радующуюся и страдающую». Характерно, что это положение до сих пор считается важнейшим в системе твор­ческой школы династии Дуровых.

Таким образом, природные объекты, выполняющие по отно­шению к личности указанные функции, могут открываться для нее в качестве субъектов. Специфика отражения субъектности


природных объектов заключается в том, что эта субъектность моделируется личностью, приписывается им. Этот процесс был на­зван СД.Дерябо субъектификацией (субъект +...фикация — от лат. Гасю — делаю, создаю).

Субъектификация — это наделение объектов мира субъектно-стью, т.е. свойствами, качествами и функциями субъекта, в ре­зультате чего они открываются отражающему как субъекты.

Следует подчеркнуть, что субъектификация не тождественна таким понятиям, как анимизм, антропоморфизм, персонифика­ция, олицетворение и т.д. (Дерябо, 1995).

Представляется, что процесс приписывания субъектности объектам природы носит двунаправленный характер. В определен­ных ситуациях вполне возможна «реобъектификация» ранее субъек-тифицированного объекта, т.е. смена «субъектного» восприятия вновь на «объектное». Характерная для этого процесса замена упот­ребления имени субъектифицированного ранее животного на его обезличенное обозначение, носящее явно отрицательный отте­нок, «уничтожающее» его субъектность, демонстрируется Дж.Дар-реллом: «В минуты натянутых отношений Чам превращался в "паршивую обезьяну"» (19946, с. 313).

В основе реобъектификации могут лежать также защита от пси­хотравмы, когда, например, приходится из-за болезни усыпить «всего лишь собаку», долгие годы бывшую «членом семьи»; раци­онализация этически не одобряемых поступков по отношению к природным объектам и т.д.

«Сегодня я позавтракал поджаренным хлебом с колбасой. И колба­сой и жиром, на котором поджаривался хлеб, я был обязан свинье, которую знавал очаровательным юрким поросенком. Однако, едва она вышла из этого нежного возраста, я прекратил с ней всяко§ знаком­ство, дабы избавить свою совесть от угрызений, когда придет неиз­бежный час» (Лоренц, 1995, с. 7).


Феномен субъектификации играет важнейшую роль в процес­се развития отношения личности к природным объектам, являет­ся основой субъектно-этического типа отношения к природе.

Если отражение природного объекта происходит в парадигме субъект (человек) -- объект (животное или растение), то взаи- •модействия между ними на психологическом уровне не происхо­дит. Речь может идти только об одностороннем воздействии субъекта на объект: 3 •* О. Если же объект природы подвергнут субъектификации (8о), то уже появляется возможность идеально представленного психологического взаимодействия с ним (Деря-бо, Ясвин, 1994), включения его в сферу действия этических норм.



механизмы развития отношения к природе


развитие субъективного отношения к природе как система



 


Таким образом, субъектификация личностью какого-либо природного объекта выступает как системное качество в про­цессе развития субъектно-этического типа отношения личности к данному объекту.

В этом плане очень показательна приводившаяся уже ситуа­ция, которую описывает Дж.Даррелл: «Когда я показываю посе­тителям моих питомцев, один из первых вопросов (если животное не наделено располагающей внешностью), который они задают, неизменно гласит: "А какая от него польза?"» (1994ж, с. 367). Это можно интерпретировать следующим образом. Когда под воздей­ствием системы естественных релизеров («располагающей внешно­сти») происходит субъектификация объекта природы, вопрос о «пользе» не возникает: за субъектом априори, изначально подра­зумевается право на существование «просто так», только потому, что он субъект. Объект же должен его «доказать»: быть чем-то по­лезным человеку. Именно эта объектно-прагматическая парадиг­ма восприятия природы служит психологической основой действий людей, приближающих экологический кризис.

Без принятия личностью субъектной сущности природы лю­бая система экологического образования не даст полноценного педагогического эффекта. Вспоминается одно из «Десяти основа­ний легкости обучения» Я.А.Коменского, который полагал, что обучение можно начинать только «после должной подготовки умов». Формирование субъектно-этического отношения к природе и есть такая подготовка, в результате которой экологические знания фор­мируют экологическое мировоззрение как общее понимание мира природы, роли человека и общества в этом мире, ценностное от­ношение к природе мировоззрение, определяющее философс­кую, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека, а не остаются «интеллектуальным баллас­том». Субъектно-этическое отношение — это стержень экологи­ческого сознания личности.


Педагогическое значение субъектификации природных объек­тов трудно переоценить. Именно субъектификация позволяет ис­пользовать в экологическом воспитании (в широком смысле -нравственном воспитании), такое уникальное психолого-педаго­гическое средство, как отраженную субъектность, т.е. идеальную представленность одного субъекта в другом, инобытие кого-либо в ком-либо (Петровский, 1992). Отражаясь в личности, субъекти-фицированный объект природы может выступить как действен­ное начало, способствующее изменению ее взглядов, личностных


смыслов, установок, формированию новых побуждений, возник­новению не испытанных ранее переживаний. Объект природы, сле­довательно, может открываться личности как источник новых образцов активности.

В результате идеального взаимодействия с объектом природы, подвергнутым субъектификации, сам субъект претерпевает реаль­ные личностные изменения, становится «другим». Такие личност­ные изменения и составляют «педагогический потенциал» влияния на личность со стороны мира природы.

В части VI нами будут рассмотрены способы педагогической актуализации процесса субъектификации личностью природных объектов.

13.5. системная модель процесса развития субъективного отношения к природе

Обобщая все сказанное о механизмах развития отношения к природе по трем каналам, выделим несколько особенностей, ха­рактеризующих этот процесс как систему.

1. От перцептивно-эмоционального к практическому каналу
возрастает роль сознательной регуляции человеком процесса фор­
мирования отношения к объектам природы.

Если в перцептивно-эмоциональном канале воздействие ре­лизеров связано в основном с влиянием на бессознательную сфе­ру личности, то в когнитивном канале ведущую роль начинает играть уже вторая сигнальная система, а в практическом этот про­цесс детерминирован характером мотивов и целей личности.

2. От перцептивно-эмоционального к практическому каналу
происходит нарастание роли собственной активности личности.

При развитии отношения по перцептивно-эмоциональному каналу человек выступает как достаточно пассивное начало: он подвергается воздействию релизеров, определяющих этот про­цесс, а природные объекты, в сущности, становятся его «ини­циаторами».

Когнитивный канал предполагает как влияние на человека поступающей к нему от других информации, так и собственную его активность в поиске информации об объектах природы, ее переработке и интерпретации.

Практический же канал необходимо подразумевает обязатель­ную собственную активность личности.


 

механизмы развития отношения к природе

3. Развитие субъективного отношения к природе — это не
одномоментный акт, а процесс, протекающий в течение значи­
тельных временных промежутков, идущий неравномерно и нео-
днонаправленно.

Он определяется, с одной стороны, структурой деятельности субъекта, с другой стороны, существуют определенные сензитив-ные периоды, например, для воздействия психологических рели-зеров, действующих по разным каналам.

4. Процесс развития субъективного отношения к природе но­
сит цикличный и ступенчатый характер.

Степень интенсивности субъективного отношения с каждым циклом увеличивается за счет включения новых элементов сис­темы. К развитию нового цикла приводит повышение степени активности личности, ее стремление к взаимодействию с при­родными объектами, которое получается в результате предыду­щего цикла.

Системный характер процесса развития отношения подчеркивает­ся В.Н.Мясищевым: «Процесс развития связан с тем, что новые уров­ни отношений характеризуются иными функционально-психическими структурами... Конкретные представления об объектах отношения сменяются абстрактными и принципиальными. Непосредственные, внешние, ситуативные, конкретно-эмоциональные мотивы сменя­ются внутренними, интеллектуально-волевыми. Но не только отно­шения активируют функцию, но и, наоборот, развивающаяся функциональная структура является условием реализации отноше­ния: потребность, интерес, любовь мобилизует функциональные воз­можности психической деятельности для удовлетворения потребностей и интересов, но этим уже создают новую потребность, удовлетворе­ние которой поднимает на новую ступень функциональную характе­ристику на основе овладения новым опытом, новыми средствами деятельности. Стремление не только мобилизует, но и развивает, дви­гая к новым достижениям, которые создают новые стремления, и так далее... Наша внутренняя активность проявляется тенденцией к дея­тельности, направленной в сторону наибольшего интереса и подни­мающейся от внутреннего темного влечения к целеустремленной осознанной потребности» (1960, с. 170—171).

5. На отдельных этапах процесса развития субъективного отно­
шения к природе происходит усложнение, дифференциация,
трансформация различных структурных элементов этой системы.

Одни элементы системы могут оказывать корректирующее вли­яние на другие. Иерархия структурных элементов также не посто­янна, и доминирующее положение могут занимать то одни из них, то другие.


развитие субъективного отношения к природе как система_______ 349

Например, когда человек начинает испытывать потребность в экологической активности, его готовность к усвоению инфор­мации о данном объекте становится максимальной, причем наи­более ценной и желанной становится информация, касающаяся технологии взаимодействия с данным объектом природы. Челове­ка интересует, как правильно посадить и ухаживать за данным растением, как оборудовать аквариум и добиться размножения рыб и т.д., т.е. человек активно старается получить информацию о том, как создать условия, в которых животное или растение будет чувствовать себя наиболее комфортно.

Таким образом, определенный уровень развития субъектив­ного отношения к природе, достигнутый в результате действия механизмов практического канала, обусловливает сензитивность, восприимчивость к действиям механизмов когнитивного канала, и в дальнейшем особенно активно отношение формируется именно через когнитивный канал. Иными словами, в процессе развития отношения роль ведущего могут попеременно играть различные каналы.

6. Личность человека является системообразующим фактором
развития субъективного отношения к природе, механизмов воз­
никновения и взаимодействия его структурных элементов.

В рассмотренном ранее примере с восприятием кукушки для одних, в силу их личностных особенностей, может оказаться до­минирующим естественный аудиальный релизер («ку-ку»), а для кого-то, скажем воспитанников детдома, -- этический релизер («подбрасывает своих детей»). Соответственно у первых будет фор­мироваться положительное, а у вторых — отрицательное отноше­ние. Или же дуб, будучи «симпатичным» растением для мальчиков, не выступает в качестве такового для девочек, так как последние «нечувствительны» к действию социального ре-лизера «могучий богатырь», которым маркировано это дерево.

7. Процесс развития субъективного отношения к природным
объектам обусловлен особенностями образа мира* личности.

Субъективное отношение к миру природы не просто иниции­руется системой стимулов, поступающих от природных объектов, а развивается за счет собственной активности личности. Образ мира, существующий у личности, постоянно генерирует познаватель-

* Образ мира (картина мира, модель универсума) — многомерное психологическое образование, репрезентирующее субъекту окру­жающий мир и его самого.



механизмы развития отношения к природе


развитие субъективного отношения к природе как система



 



ные гипотезы навстречу внешней стимуляции, которые могут подтверждаться, корректироваться или опровергаться (Смирнов, 1985). «Мы не строим заново на основе наличной стимуляции об­раз и не вводим его затем в нашу картину мира, не вырабатываем далее отношение к нему и не строим в соответствии с этим свою деятельность. Все обстоит как раз наоборот. И предметное значе­ние, и эмоционально-личностный смысл образа предшествуют его актуальному чувственному переживанию и заданы всем кон­текстом нашей деятельности, актуализированной (в соответствии с задачами деятельности) частью образа мира. Скорее можно ска­зать, что мы ищем нужные нам признаки стимульного поля, а не занимаемся поиском подходящих значений для стимулов, навя­занных нам извне» (с. 143).

Развитие отношения идет не по схеме: стимул — образ — ре­акция, а по схеме: образ мира — действие — измененная действи­ем стимуляция — измененный образ мира (там же).

Таким образом, процесс развития отношения к природе в пер­вую очередь детерминирован образом мира личности, который обусловливает ее сензитивность к тем или иным стимульным эле­ментам. Образ мира личности играет ведущую роль в системе фак­торов, определяющих процесс развития субъективного отношения личности к миру природы.

Все сказанное показывает необходимость включить в педаго­гический процесс как можно больше разнообразных факторов и механизмов, способствующих развитию субъектно-этического от­ношения к природе.

Динамическая система психологических механизмов развития субъективного отношения личности к природе может быть пред­ставлена графически.

Следует подчеркнуть, что процесс развития отношения, бе­зусловно, носит комплексный, синкретичный характер, и пока-нальное разделение его психологических механизмов обусловлено в значительной степени дискретностью мышления, что позволяет оптимально структурировать материал, делает его более «удоб­ным» для восприятия. В результате такого структурирования и его графического представления получена «матрица» психологичес­ких механизмов развития субъективного отношения к природе, которая, конечно, не охватывает всех деталей и вариантов проте­кания этого процесса, однако, фиксирует наше представление о его основных этапах и системных элементах.

Как отмечают основоположники НЛП (нейро-лингвистичес-кого программирования) Д.Гриндер и Р.Бэндлер: «Задача моде-



механизмы развития отношения к природ


 


 


лирования -- находить полезные описания... Мы не предлагаем Вам ничего истинного, только полезное» (1994, с. 13). Наша «пси­хологическая матрица», также не претендуя на абсолютную ис­тинность, тем не менее позволяет «наложить» на нее соответствующую «педагогическую кальку», т.е. систему педагоги­ческих принципов, методов и приемов, которые целенаправлен­но конструируются на основе тех или иных представлений психологических феноменах процесса развития субъективного отношения к природе.

Это позволяет установить четкое соответствие педагогичес­кого процесса экологического воспитания психологическому процессу развития субъективного отношения к природе.


часть VI







Date: 2015-07-01; view: 599; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию