Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие отношения к природе в процессе онтогенеза. обшие закономерности развития отношения к природе






обшие закономерности развития отношения к природе

Возрастные изменения отношения к природе носят гетерохрон-ный характер. Различные показатели этого отношения достигают сво­его максимума (как и минимума) в различные возрастные периоды, более того, их динамика разнонаправлена: уровень одних увеличива­ется с возрастом, в то время как других — уменьшается (рис. 35).

Доминантность отношения к природе в 10—11 лет относитель­но высока и еще более возрастает к 12—13 годам, достигая своего максимального значения. К 14—15 годам наблюдается снижение доминантности до уровня 10—11 лет, которое становится еще бо­лее заметным в возрасте 16—17 лет. Отношение к природе все более уступает в значимости другим сферам отношений личности.

Интересно, что возрастная динамика параметра доминант­ности отношения к природе в целом совпадает с возрастной динамикой экологических установок этического типа, когда мир природы воспринимается как объект охраны и заботы (рис. 35а). Отметим также, что в подростковом возрасте подобная динамика характерна и для предпочтения школьниками заниматься реше­нием экологических проблем и заботиться о природе.

Обращает на себя внимание также зеркальный характер воз­растных изменений интенсивности отношения к природе у под­ростков и юношей и динамики их экологических установок прагматического типа, когда природные объекты воспринимают­ся как источник какого-либо полезного для человека продукта (рис. 356). Прагматическое восприятие природы возрастает от млад­шего к старшему подростковому возрасту, в то время как интен­сивность отношения на этом промежутке понижается. В 14—15 лет прагматические установки достигают максимального уровня, а ин­тенсивность — минимального. Характерно, что от младшего к старшему подростковому возрасту повышается процент школь­ников, отказывающихся принимать участие в природоохран­ной деятельности. Затем, к юношескому возрасту наблюдается как повышение интенсивности, так и понижение доли устано­вок прагматического типа.

К старшему подростковому и особенно к юношескому возра­сту отмечается возрастание доли эстетических экологических ус­тановок (рис. 35в), которые доминируют среди других типов экологических установок. В возрасте 16—17 лет в отношении при-Родных объектов школьники предпочитают разворачивать деятель­ность эстетического характера.

Возрастные изменения эстетического восприятия природы учащи­мися анализируются в работе педагога М.А.Рыбниковой, опублико­ванной в 1917 году в «Вестнике воспитания».


230 развитие отношения к природе в процессе онтогенеза


обшие закономерности развития отношения к природе



 



Рис. 35. Возрастная динамика психологических показателей, характеризующих отношение к природе у школьников: а) уровень доминантности отношения (Д) и доля экологических установок этического типа (ЭУ); б) уровень интенсивности отношения (И) и доля экологических установок прагматического типа (ПУ); в) доля экологических установок эстетического типа; г) восприятие природных объектов в качестве субъектов (лоДерябо, 1993); д) доля экологических установок познавательного типа; е) доля выбора природных объектов в качестве «значимых других» (по Нестерук, 1994).


«Наблюдение над тем, как распускается в человеке радостное светлое чувство природы, как обогащает оно душу, как волнует и радует — это и интересно, и поучительно. Я делаю свои наблюдения на основании ряда письменных работ, предложенных в разных классах гимназист­кам нескольких гимназий. Здесь любопытно все: и разница возраста и индивидуальностей...

Вот работы малышей, второй и третий классы. Это пока еще мате­риалисты и утилитаристы. Ходят они в лес только за грибами и ягода­ми; причем они определенно отмечают, что ягоды эти можно и должно съесть, а грибы сжарить... Важнейшие подробности описания подоб­ных прогулок — это то, что было весело и были подруги: бегали и смеялись, было смешно, было весело, было много народу — вот иде­ал второклассницы, девочки 10—11 лет... В этом возрасте не говорят еще о небе, о луне, о звездах, о ночи, не замечают облаков и заката. В среднем рядовом ребенке не может быть созерцательности... Для него не свойственно быть одному, и в детской компании его интерес более сосредоточен на людях, нежели на предметах. Одна природа без лю­дей, без товарищей может занять очень немногих. А созерцательность, умение пристально наблюдать — это всегда доступнее одиночеству. Вкус к уединенным прогулкам развивается лишь в юности...


В работах старших классов часто встречаются признания, что до IV класса (14 лет. — В.Я.), примерно, описание природы при чтении книг пропускается...

Тринадцатилетние девочки III класса проявляют в своих работах зачатки эстетического чувства, изредка обронят слово «красиво», чаще дадут это почувствовать косвенно. Очевидно, это тот возраст, когда естественно само собою пробиваются в душе побеги эстетического чувства...

В возрасте IV кл., в 13—14 лет, можно натолкнуть детей на очень пристальное изучение природы. В эту пору, не утеряв еще детской подвижности и активности, подростки уже проявляют задатки уме­нья наслаждаться природой, любоваться ею. В эту пору, дл& среднего человека, открывается красота Божьего мира... Красота, открывшая­ся взору, достигает человеческого сознания позже...

Старшие классы, VII и VIII, период юности, представляют свою область; здесь имеют место и особые чувства и особые настроения... Было когда-то время, в детстве, в начале отрочества, когда все эти девочки не принимали, не понимали пейзажа без человека, теперь они, семнадцатилетние девушки, хотят быть наедине с нею, с при­родой, бродить при луне, и тихо счастливо грустить. Теперь для них человек затеняет природу, мешает — им нужен безлюдный романтичес­кий пейзаж. Детская присказка «было смешно и весело» ими забыта, они отвергнут ее с негодованием, смех сменился лирикой, стихами -чужими и своими. Многие в эту пору начинают тосковать по невидан­ному, что кажется особенно прекрасным — море и горы влекут вооб­ражение» (1997, с. 180-197).



развитие отношения к природе в процессе онтогенеза


общие закономерности развития отношения к природе



 


Пожалуй, единственным показателем, который остается практически неизменным на всем протяжении подросткового и юношеского возраста, может считаться доля экологических у< тановок познавательного типа (рис. 35д), которые «стабильно» занимают последний ранг в иерархии экологических установок школьников.

Для восприятия животных и растений в качестве субъектов (по данным С.Д.Дерябо) характерно постепенное снижение уровня такого партнерского отношения к ним на возрастном промежутке от 10 до 17 лет, причем с 14-летнего возраста начинает преобла­дать уже субъект-объектный характер отношения к миру природы (рис. 35 г).

Возрастная динамика восприятия школьниками природных объектов в качестве «значимых других» (по данным Т.К.Несте-рук) подчиняется следующей закономерности: появление этого феномена в младшем школьном возрасте и сразу резкое достиже­ние его максимального проявления в 8—11 лет, затем не менее резкое падение к 12 годам и стабилизация на более низком уров­не в период 12—17 лет (рис. 35е).

Рис. 36. Возрастная динамика предпочтений школьниками типов деятельности, направленной на мир природы (в %): а) эстетический тип; б) познавательный тип; в) практический тип; г) прагматический тип.

Возрастная динамика выбора школьниками того или иного характера деятельности, направленной на мир природы, в целом совпадает с динамикой соответствующих экологических установок. Так, отмечается резкий прирост доли выбора деятельности эс­тетического характера в юношеском возрасте (рис. Зба), причем если эта деятельность занимала 1У-й, последний, ранг в период 10—15 лет, то в 16—17 лет она становится доминирующей, зани-50 1



мает 1-й ранг. Познавательная деятельность, связанная с миром природы, постоянно сохраняет невысокий уровень предпочтения, который даже еще более снижается в юношеском возрасте (рис. Збб). Выбор деятельности прагматического характера достигает мак­симума в 14—15 лет (1-й ранг), резко снижаясь к 16—17 годам (рис. Збг). Наконец, возрастная динамика выбора непрагматичес­кой практической деятельности, т.е. деятельности, связанной с непосредственными контактами с природными объектами, об­щением с ними, заботой о них, характеризуется сменой относи­тельно высокого уровня в период 10—13 лет на относительно низкий — в 14—17 лет (рис. Збв).

Если сравнить доли различных экологических установок (ме­тодика «ЭЗОП»), характерные для определенного возраста, и доли выбора соответствующего типа деятельности, направленной на мир природы (методика «Альтернатива»), для того же возраста (таб. 8), то нетрудно заметить наличие определенных тенденций.

Таблица 8. Сравнение доли различных экологических уста­новок и доли выбора соответствующего типа деятельности, направленной на мир природы (в %)

 

 

Возрасте годах эстетический тип познавательный тип прагматический тип
Установок деятельности установок деятельности установок деятельности
10—11            
12-13            
14-15            
16—17            

Во всех рассматриваемых возрастных промежутках доля эсте­тических экологических установок существенно превышает (раз­личие до 22%) долю выбора этими же школьниками деятельности эстетического характера, направленной на мир природы. Более того, если эстетические экологические установки во всех возрас­тах занимают доминирующее положение среди различных типов экологических установок (I или II ранг), то эстетическая деятель­ность, связанная с природой, оказывается наименее популярной У подростков (последний, IV ранг) и только в юношеском возра­сте занимает I ранг.

В то же время, доля выбора прагматической деятельности, ^оборот, во всех возрастах значительно превосходит (до 10%) °тмечаемую долю прагматических экологических установок. Наи-



развитие отношения к природе в процессе онтогенеза


овшие закономерности развития отношения к природе



 


большее соответствие экспериментально фиксируемых неосоз­наваемых экологических установок и сознательного выбора типа деятельности проявляется в познавательной сфере, хотя и здесь для всех возрастов характерно преобладание доли выбора деятель­ности над долей соответствующей установки (различие до 7%).


Итак, в выборе типа деятельности, связанной с миром при­роды, подростки отдают предпочтение практической, прагмати­ческой и познавательной деятельности, а не эстетической, как это можно было бы ожидать, исходя из отмечаемого у них доми­нирования эстетических экологических установок.

Подобный феномен может быть интерпретирован следующим образом: с одной стороны, школьники предрасположены именно к эстетическому типу деятельности, направленной на природные объекты, но, с другой стороны, у них не сформирована в доста­точной степени технологическая и психологическая вооруженность соответствующими умениями, попросту говоря, они не приучены и не обучены эмоционально-эстетически взаимодействовать с при­родой. Способность к эстетическому освоению мира природы не осознается пока в полной мере как важнейший компонент общей культуры человека: «если культура общества предписывает опреде­ленные способы общения с искусством и формы поведения в сфе­ре культуры, то в отношении к созерцанию природы в европейской культурной традиции не созданы (в отличии от восточной культу­ры Индии, Китая, Японии) ритуалы эстетического поведения в природе» (Пенко, 1991, с. 75). К сожалению, проблема, отмеченная М.А.Рыбниковой еще в начале нашего века, остается актуальной и в конце столетия: «Наша страна — страна бесконечных просторов... И что же: средний русский интеллигент до сих пор не развил в себе уменья жить этими просторами, любоваться родным своим небом, любить свои леса и поля» (1997, с. 198).

В то же время, технологии научного изучения природы, извле­чения той или иной пользы из различных природных объектов, получения из них каких-либо продуктов, а так же, в какой-то степени, их охраны и содержания в искусственных условиях доста­точно систематично прививаются школьникам в курсе всех есте­ственнонаучных дисциплин, начиная с природоведения. Арсенал приемов познавательной, практической и прагматической деятель­ности, связанной с миром природы, значительно превосходит соответствующий арсенал эстетической деятельности, что во мно­гом и предопределяет выбор школьников: они предпочитают за­ниматься тем, что для них более знакомо, понятно и доступно


Следует отметить, выявленная нами тенденция увеличения с воз­растом роли эмоционально-эстетической составляющей в структурной характеристике субъективного отношения к природе и, соответствен­но, уменьшения роли интеллектуально-познавательной составляющей этого отношения не согласуется с точкой зрения, которую можно встре­тить в педагогической литературе. Так, в коллективной монографии «Экологическое образование школьников» под редакцией И.Д.Зверева и Т.Н.Суравегиной возрастная динамика рационального и эмоцио­нального восприятия природы представлена следующим образом: «Оче­видно, в периоде детства наибольший удельный вес имеет эмоционально-эстетическое восприятие среды, а не интеллектуальное. До некоторой степени равнозначное их проявление, видимо, свой­ственно подросткам, а у юношей большую силу приобретает интел­лектуальное осмысление природы» (1983, с. 15).

Однако, целый ряд экспериментальных данных, полученных на ос­нове различных методик, согласуется между собой и свидетельствует в пользу ведущей роли интеллектуально-познавательной активности в процессе развития отношения к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте и, наоборот, эмоционально-эстетической --в юношеском.

Во-первых, эксперименты Д.Ф.Петяевой (1991) показывают, что характер взаимодействия с природой и отношения к ней детей 3—7 лет сопряжены с их возможностями интеллектуально оперировать с при­родными объектами, в том числе и эмоциональное восприятие природ­ных объектов обусловлено их интеллектуальным осмыслением.

Во-вторых, установлено, что от 10 лет к 17 годам равномерно сни­жается роль когнитивного (интеллектуального) компонента в струк­турном содержании интенсивности отношения к природе, а роль перцептивно-аффективного (эмоционального) компонента — увели­чивается (методика «Натурафил», рис. 346).

В-третьих, отмечается тенденция роста к старшему подростковому и юношескому возрасту доли эстетических экологических ус\ановок, в то время как познавательные экологические установки остаются на прежнем уровне (методика «ЭЗОП», рис. 35в и 35д).

Наконец, в-четвертых, выбор подростками деятельности эстети­ческого характера (IV ранг), связанной с миром природы, уступает выбору познавательной деятельности (III ранг), зато в юношеском возрасте выбор эстетической деятельности резко увеличивается (до I ранга), в то время как познавательной — несколько уменьшается (До III ранга) (рис. Зба и 366).

Вообще, соотношение эмоционального и интеллектуального — одна из традиционных проблем психологической науки. Еще в XIX веке в работах Т.Рибо рассматривается онтогенетический аспект этой пробле­мы. Автор показывает, что «эволюция идей управляет эволюцией чувств», т.е., развитие эмоциональной сферы человека невозможно без соответствующего интеллектуального уровня.









Date: 2015-07-01; view: 497; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию