Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способности. Классификация способностей
Уровни, подходы: 1) Житейский. Способностями называют любые умения и навыки чел-ка, которыми он обладает независимо от того, являются они врождёнными или приобретёнными, простыми или сложными. 2) Этимологический. Способный-годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручный, пригодный, удобный. Способливый-находчивый, умеющий управиться, ускорить дело. 3) Научный. Даёт классификацию способностей на врождённые (от задатков) и приобретённые (от знаний, умений и навыков). Способности-это индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют успешность её обучения в какой-либо деятельности и совершенствования в ней. Способности являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений при благоприятных условиях и превращающихся в действительность только в результате упорного труда. Человек не рождается со способностями той или иной деятельности. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки-это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения. Задатки определяются особенностями строения органов чувств. Наиболее явно особенности, связанные с задатками, проявляются в темпераменте чел-ка. Задатки многозначны, т. е. на основе одних и тех же задатков в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью, могут развиваться различные способности. Особенности связи задатков и способностей в том, что генетические факторы индивида не предопределяют развитие конкретных способностей. Выделяют 2 уровня способностей: 1) Репродуктивный-обеспечивает высокую способность овладевать умением и усваивать знания. 2) Творческий-создаёт новое и оригинальное. Классификация способностей: 1. По происхождению: 1.1. Природные-обусловлены биологически, связаны с врождёнными задатками, но не равны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта и через механизм научения. 1.2. Социальные-обусловлены системой обучения и воспитания и проявляются в конкретных видах деятельности. 2. По направленности на деятельность: 2.1. Общие-особенности мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, творческого воображения, способность к общению. 2.2. Специальные высшие-способности к определённой деятельности, которые помогают чел-ку достигнуть в ней высоких результатов. Существуют, взаимодополняя друг друга. 3. По условиям развития: 3.1. Потенциальные-способности, отложенные во времени, для их проявления необходимы определ. условия. 3.2. Актуальные-те способности, потребность в которых проявляется здесь и сейчас. 4. По уровню развития: 4.1. Одарённость-это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие чел-ку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. 4.2. Талант-это одарённость личности, реализованная в виде высоких или оригинальных достижений в опред.области (у профессионалов). 4.3. Гениальность-наивысшая степень проявления творческих сил чел-ка. Отличия гения от таланта не столько в степени одарённости, сколько в том, что гений создаёт целую эпоху в своей сфере, своей деят-сти. 5. 1)теоретические-склонность чел-ка к абстрактно-теоретическим рассуждениям. 2)практические-склонность к конкретным практическим действиям. 6. 1)учебные-определяют успешность обучения и воспитания, усвоение знаний, умений и навыков. 2)творческие-определяют создание предметов материальной и духовной кул-ры, производство новых идей, открытий, изобретений. Формирование и развитие способностей обусловлено опред.факторами: трудолюбием, активной деят-стью, обучением и воспитанием, овладением знаниями, умениями и навыками. Ведущая роль в проявлении способностей и их развитии принадлежит деятельности. Способности чел-ка развиваются и формируются посредством овладения знаниями, умениями и навыками. Ничто так не способствует успеху, как уверенность, вера в удачу, оптимизм, активность и целеустремлённость. Один из самых важных факторов развития способностей-наличие устойчивого познавательного интереса к опред.областидеят-сти, кот.стимулирует овладение приёмами и способами данной деят-сти.
26.Объект, предмет, задачи и методы возрастной психологии, её структура. В.п. (психология развития, генетическая психология)-это отрасль психологической науки, которая изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни чел-ка. Выделяют 3 раздела в.п.: 1) Детская психология (детская + психология отрочества)-личность от рождения до 18 лет. 2) Акмеология(от греч. «вершина»)-псих-гия взросления, зрелых возрастов. 3) Геронтопсих-гия(от греч. «старик»)-псих-гия пожилого возраста. Объектом изучения в.п. является развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый чел-к. Предмет в.п. – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темы и направленность психического развития в онтогенезе. Задачи в.п.: 1) Исследования и описания психической реальности чел-ка в опред.возрастные периоды жизни. 2) Изучение влияния наследственных и социальных факторов на развитие. 3) Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей. 4) Соотношение и влияние задатков и способностей. 5) Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребёнка. 6) Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии; выявление нормы и отклонения в психическом развитии чел-ка опред.возраста. 7) Изучение влияния семьи на психическое развитие. 8) Проведение психодиагностической работы. 9) Разработка рекомендаций для коррекционной работы. Методы в.п.: 1) Метод срезов-в больших группах, наибольшая эффективность при изучении опред.аспектов развития. 2) Сравнительный метод-сравниваются данные по каждой группе и делаются выводы, какая тенденция развития наблюдается и чем это обусловлено. 3) Лонгитюдныйметод-прослеживается развитие одного и того же ребёнка в течение длительного времени; заметны самые незначительные изменения. 4) Наблюдение: сплошное и выборочное. 5) Эксперименты: констатирующие и формирующие, естественные и лабораторные. 6) Беседа. 7) Анкетирование. 8) Анализ продуктов деят-сти (анализ рисунков, сочинений, дневника). 9) Тестирование. 10) Социометрические методики.
Date: 2015-07-01; view: 457; Нарушение авторских прав |