Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности. Классификация способностей





Уровни, подходы:

1) Житейский. Способностями называют любые умения и навыки чел-ка, которыми он обладает независимо от того, являются они врождёнными или приобретёнными, простыми или сложными.

2) Этимологический. Способный-годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручный, пригодный, удобный. Способливый-находчивый, умеющий управиться, ускорить дело.

3) Научный. Даёт классификацию способностей на врождённые (от задатков) и приобретённые (от знаний, умений и навыков).

Способности-это индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют успешность её обучения в какой-либо деятельности и совершенствования в ней.

Способности являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений при благоприятных условиях и превращающихся в действительность только в результате упорного труда. Человек не рождается со способностями той или иной деятельности. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки-это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения. Задатки определяются особенностями строения органов чувств.

Наиболее явно особенности, связанные с задатками, проявляются в темпераменте чел-ка. Задатки многозначны, т. е. на основе одних и тех же задатков в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью, могут развиваться различные способности. Особенности связи задатков и способностей в том, что генетические факторы индивида не предопределяют развитие конкретных способностей.

Выделяют 2 уровня способностей:

1) Репродуктивный-обеспечивает высокую способность овладевать умением и усваивать знания.

2) Творческий-создаёт новое и оригинальное.

Классификация способностей:

1. По происхождению:

1.1. Природные-обусловлены биологически, связаны с врождёнными задатками, но не равны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта и через механизм научения.

1.2. Социальные-обусловлены системой обучения и воспитания и проявляются в конкретных видах деятельности.

2. По направленности на деятельность:

2.1. Общие-особенности мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, творческого воображения, способность к общению.

2.2. Специальные высшие-способности к определённой деятельности, которые помогают чел-ку достигнуть в ней высоких результатов. Существуют, взаимодополняя друг друга.

3. По условиям развития:

3.1. Потенциальные-способности, отложенные во времени, для их проявления необходимы определ. условия.

3.2. Актуальные-те способности, потребность в которых проявляется здесь и сейчас.

4. По уровню развития:

4.1. Одарённость-это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие чел-ку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

4.2. Талант-это одарённость личности, реализованная в виде высоких или оригинальных достижений в опред.области (у профессионалов).

4.3. Гениальность-наивысшая степень проявления творческих сил чел-ка. Отличия гения от таланта не столько в степени одарённости, сколько в том, что гений создаёт целую эпоху в своей сфере, своей деят-сти.

5. 1)теоретические-склонность чел-ка к абстрактно-теоретическим рассуждениям.

2)практические-склонность к конкретным практическим действиям.

6. 1)учебные-определяют успешность обучения и воспитания, усвоение знаний, умений и навыков.

2)творческие-определяют создание предметов материальной и духовной кул-ры, производство новых идей, открытий, изобретений.

Формирование и развитие способностей обусловлено опред.факторами: трудолюбием, активной деят-стью, обучением и воспитанием, овладением знаниями, умениями и навыками.

Ведущая роль в проявлении способностей и их развитии принадлежит деятельности.

Способности чел-ка развиваются и формируются посредством овладения знаниями, умениями и навыками.

Ничто так не способствует успеху, как уверенность, вера в удачу, оптимизм, активность и целеустремлённость. Один из самых важных факторов развития способностей-наличие устойчивого познавательного интереса к опред.областидеят-сти, кот.стимулирует овладение приёмами и способами данной деят-сти.

 


 

26.Объект, предмет, задачи и методы возрастной психологии, её структура.

В.п. (психология развития, генетическая психология)-это отрасль психологической науки, которая изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни чел-ка.

Выделяют 3 раздела в.п.:

1) Детская психология (детская + психология отрочества)-личность от рождения до 18 лет.


2) Акмеология(от греч. «вершина»)-псих-гия взросления, зрелых возрастов.

3) Геронтопсих-гия(от греч. «старик»)-псих-гия пожилого возраста.

Объектом изучения в.п. является развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый чел-к.

Предмет в.п. – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темы и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи в.п.:

1) Исследования и описания психической реальности чел-ка в опред.возрастные периоды жизни.

2) Изучение влияния наследственных и социальных факторов на развитие.

3) Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.

4) Соотношение и влияние задатков и способностей.

5) Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребёнка.

6) Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии; выявление нормы и отклонения в психическом развитии чел-ка опред.возраста.

7) Изучение влияния семьи на психическое развитие.

8) Проведение психодиагностической работы.

9) Разработка рекомендаций для коррекционной работы.

Методы в.п.:

1) Метод срезов-в больших группах, наибольшая эффективность при изучении опред.аспектов развития.

2) Сравнительный метод-сравниваются данные по каждой группе и делаются выводы, какая тенденция развития наблюдается и чем это обусловлено.

3) Лонгитюдныйметод-прослеживается развитие одного и того же ребёнка в течение длительного времени; заметны самые незначительные изменения.

4) Наблюдение: сплошное и выборочное.

5) Эксперименты: констатирующие и формирующие, естественные и лабораторные.

6) Беседа.

7) Анкетирование.

8) Анализ продуктов деят-сти (анализ рисунков, сочинений, дневника).

9) Тестирование.

10) Социометрические методики.

 

 


 







Date: 2015-07-01; view: 457; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию