Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кризисы на этапах взрослости, их причины и условия продуктивного разрешения⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Кризис молодости, причины(27-33 года) – Первый взгляд назад и прощание с юностью в кризисе молодости. Завершение определенного этапа жизни к 30 годам. Осознание необходимости дальнейшего профессионального, социального и личностного роста в кризисе молодости. Преодоление профессионально-ролевых и политических доминаций поколения. Поиск и строительство событийных (позиционных) общностей. Условия разрешения- строительство перспектив дальнейшей жизни Кризис среднего возраста (35-55)- часто кризису сопутствуют депрессия, чувство подавленности, опустошенности. Человеку кажется, что он попался в ловушку карьеры или брака. Достигнутые к этому возрасту стабильность, материальное и семейное благополучие, внезапно теряют свою значимость. Появляется чувство несправедливости жизни, он уверен, что заслуживает большего. Его захватывает ощущение неудовлетворенности и желание неизвестно чего. Работа воспринимается как рутинная, супружеские отношения утратили былую страсть, дети выросли и предпочитают жить собственной жизнью, а круг дружеского общения с годами сузился, да и само оно приобрело оттенок однообразия. Причины- нерешенные проблемы переходного возраста, «затихшие» на время и, казалось бы, оставшиеся давно в прошлом, именно в этот период обрушиваются на человека вновь. Немалая часть «бунтов» 40-летних есть не что иное, как отголоски незаконченного подросткового бунтарства. Если тинэйджер в свое время не смог до конца освободиться из-под влияния родителей, восстать против навязываемого ими жизненного уклада, то в среднем возрасте он вдруг осознает, что до сих пор живет и действует по чужим правилам, а пора уже, как говорится, «петь своим голосом». Условия разрешения- Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку целей в рамках более реалистичной и содержательной точки зрения и осознания ограниченности времени жизни любого человека. В кризисе взрослости требуется серьёзное осмысление своей жизни, взвешенная оценка жизненных целей и возможностей. Кризис старости(55-65)- этот период оказывается трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания. Однако индивидуальная выраженность и напряженность переживания пенсионного кризиса весьма различаются в зависимости от характера труда, от ценности его для индивида, от степени психологической подготовленности человека, его личностных особенностей и жизненной позиции, сложившейся в предшествующие годы. Так, расставание с тяжелой физической работой или нелюбимым профессиональным занятием может пройти совершенно безболезненно, даже радостно, как освобождение и возможность заняться чем-то другим, более приятным. Несоответствие между постаревшим телом и не изменившимся сознанием личности приводит к внимательной фиксации на ощущениях собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему организму. Иногда кризис идентичности, вызванный осознанием старости, сравнивают с подростковым (там тоже есть задача выработки нового отношения к своему изменившемуся телу), но кризис в позднем возрасте гораздо болезненнее. Причины- выход на пенсию кардинально меняет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние «шока отставки». Условия разрешения · переоценка места карьеры и служебного положения в жизни человека, который вышел на пенсию. Все предыдущие годы карьерный рост занимал одно из первых мест в жизненных планах трудящегося. Стабильная работа являлась гарантом семейного благополучия, повышения по службе – возможностью реализовать давно задуманные планы на приобретение недвижимости или обучение детей. Времени на отдых почти не оставалось, все свободное время было посвящено работе или семье. После выхода на пенсию, место работы и заботе о семье, должно занять что-то новое. Например, забота о себе, своем здоровье и общем самочувствии. · приняв тот факт, что здоровье может постепенно ухудшаться, а тело стареть – постепенно преодоляется страх перед немощностью и физической слабостью. · переоценив отношение к своему слабеющему здоровью, человек может выработать к себе ровное отношение к своему биологическому концу. 40. Личностные изменения в психике пожилого человека. Изменения в познавательных процессах и условия поддержания их эффективного функционирования. 1. Изменение самосознания. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность - целостность личности, либо переживание отчаяния оттого, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Выделяются несколько характеристик переживания чувства интегративности: • всевозрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности; • постнарцисстическая любовь человеческой личности (а не особи) как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются; • это приятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; • это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; • это товарищеское, причастное, присоединительное отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятий. 2. Изменение мотивационной сферы. Немаловажным фактором здесь является отсутствие необходимости ежедневно трудиться, выполнять принятые на себя обязательства. Согласно А. Маслоу, ведущими потребностями в пожилом и старческом возрасте становятся телесные потребности и потребность в безопасности и надежности. Многие старые люди начинают жить «одним днем», наполняя каждый такой день простыми заботами о здоровье и поддержании жизнедеятельности и минимального комфорта. Даже простые домашние хлопоты и несложные проблемы становятся значимыми для сохранения ощущения занятости, необходимости что-то делать, быть нужным себе и другим. 3. Изменение временной жизненной перспективы. Псиxoлoгичecкoe время меняется в старости, и большее значение теперь имеют жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее, хотя определенные «нити» в недалекое, обозримое будущее все же протянуты. Большинство важнейших событий и свершений своей жизни старики, как правило, относят к прошлому. 4. Неожиданные вспышки творческих способностей. 5. Для любого социума специальной задачей является организация времени жизни стареющих поколений. Во всем мире этому служат не только службы социальной помощи (хосписы и приюты для престарелых), но и специально создаваемые социальные институты образования взрослых, новые формы досуга и новая культура семейных отношений, системы организации свободного времени стареющих, но здоровых людей (путешествия, клубы по интересам и т.д.).
Изменения в познавательных процессах Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь в период старения человека претерпевают значительные изменения. · ухудшается работа слухового анализатора · снижается острота и поле зрения · изменения памяти, что приводит к ослаблению интеллекта
41. Проблемы пожилого возраста – болезни Альцгеймера, Паркинсона и их психологические последствия. Болезнь Альцгеймера Болезнь начинается с нарастающих нарушений памяти. Ранняя стадия может остаться незамеченной для окружающих, поскольку человек, отметив у себя первые симптомы заболевания, всячески пытается скрыть их. С нарастающей потерей воспоминаний появляется чувство растерянности, непонимания, недоумения. Постепенно человек перестает ориентироваться в месте и времени, из его памяти выпадают накопленные знания, опыт, навыки, причем забываются сначала ближайшие по времени события, а потом более отдаленные. Нарушается узнавание формы, цвета, лиц, чувство ориентации в пространстве. Это может сказываться, например, в беспорядочности и асимметрии почерка: буквы скапливаются в центре или в углах страницы, по вертикали. Речь становится все более непонятной. Последствия: По мере прогрессирования болезни человек теряет возможность мыслить, самостоятельно передвигаться, не может ориентироваться в пространстве. Также нарушаются все бытовые навыки, больной может стать агрессивным. Иногда пациенты, наоборот, впадают в состояние апатии. Болезнь Паркинсона и последствия Эта болезнь вызывает дрожь в руках, общую скованность и, как следствие, проблемы с ходьбой и другими движениями, а также часто осложняется другими заболеваниями, которые рано или поздно приводят к смерти больного. Характерно, что человек, не способный самостоятельно ходить, зачастую легко взбегает по лестнице, может танцевать, кататься на лыжах. Медленное передвижение может внезапно смениться быстрым бегом, который больной не в силах преодолеть, пока не упадет или не встретит препятствие. Значительно затруднены повороты в постели, проблемой становится вставание с кресла или стула. Из-за нарушения подвижности мышц глотки глотательные движения становятся более редкими, что вызывает развитие слюнотечения. Date: 2015-07-01; view: 425; Нарушение авторских прав |