Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическое развитие и задачи, решаемые в старшем школьном возрасте (периоде ранней юности)





Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте, во многом, связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка.

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успеш­но решена без и вне решения более широкой задачи лич­ностного самоопределения, включающей построение це­лостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от под­росткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему. Она утверждает, что подросток смот­рит на будущее с позиции настоящего, а юноша или девушка смотрят на настоящее с позиции будущего.

 

Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процессов. К пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способнос­ти уже сформированы, однако на протяжении раннего юно­шеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуаль­ными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к дея­тельности взрослых.

36. Психическое развитие, противоречия и варианты их разрешения в юношеском возрасте.

В связи с этим развивается новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональной.

Основными особенностями развития личности в юношеском возрасте являются:

· развитие самосознания, в том числе, нравственного самосознания;

· формирование мировоззрения;

· развитие активной жизненной позиции, самоопределения;

· преобразование эмоциональной сферы личности.

Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Главное приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.

Одним из важнейших новообразований интеллектуально-когнитивной сферы в юношеском возрасте становится развитие теоретического мышления. Старшеклассники и студенты младших курсов чаще задаются вопросом «почему?», их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна; они более критично относятся как к преподавателям, так и к содержанию получаемых знаний.

Особенностью интеллектуального развития в юношестве следует считать выраженную тягу к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами.

Развитие познавательных функций и интеллекта в юности имеет количественную и качественную стороны. Первая отражает тот факт, что юношеский интеллект более быстр, подвижен, эффективен, чем интеллект подростка. Качественные изменения — это сдвиги в самой структуре мыслительных процессов: важно не то, с какими задачами справляется юношеский интеллект, а то, каким образом он это делает.

К 15 годам появляются основы гипотетико-дедуктивного мышления, способность к абстрагированию, формулировке и перебору альтернативных гипотез, интеллектуальная рефлексия.

Проблемы:

Проблемы:

• профессиональное самоопределение;

• управление, регуляция эмоциями и чувствами (не справляется с чувствами, страсть, выражение эмоций);

• идентичность и смешение ролей (полоролевая, этническая и т. п.);

• освоение новых социальных ролей;

• взаимоотношения в семье (кризис авторитетов);

• одиночество;

• переоценка ценностей;

• экспериментирование и риск.

37. Социально-психологическое развитие в период ранней зрелости (21 – 35 л).

1. Пик интеллектуальных способностей человека

2. труд

3. выбор спутника жизни и создание семьи

4. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни. Обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека.

Внимание: более избирательно; увеличивается объем и способность к переключению.

Память: достигает максимального развития (долговременная и кратковременная).

Мышление: характеризуется гибкостью и подвижностью процессов.

Речь: происходит усовершенствование структуры речи, ее лексического и грамматического содержания.

Основные переживания связаны с достижением идентичности и близости.

Человек стремится к установлению длительных позитивных эмоциональных связей.

Любовь имеет важное значение. Появляется родительская любовь.

Эмоциональная сфера сформирована и достаточно стабильна.

Мотивация: роль ее крайне велика, потому что человек вступает во взрослую жизнь и ему предстоит решить много проблем (создание семьи, дети, выбор профессии, работа, отношения с детьми, с родителями).

Важные этапы: создание семьи, развитие близости и личностный рост.

38. Особенности психического развития в период зрелости (36 – 60 л).

1. Переосмысление жизни

2. труд

3. реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях

4. кризис середины жизни (пик в 45 лет): переоцениваются свои достижения, критическая оценка себя; у многих первично возникает ощущение «жизнь прошла бессмысленно, время уже потеряно»; развивается депрессивное состояние.

Память, внимание – ухудшаются.

Эмоциональная сфера развивается неравномерно.

На эмоциональное состояние влияет профессиональная деятельность (становятся сенситивны к неудачам в профессиональной деятельности).

Присутствует синдром эмоционального выгорания

Мотивация: меняется структура мотивов (появляется желание действовать без промедления, тут же получать результат, стремится сразу удовлетворить свои потребности, реализация творческого потенциала, необходимость передать свой опыт, сохранение близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и беспечной старости).

Самооценка приобретает обобщенный характер.

Date: 2015-07-01; view: 1791; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию