Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психическое развитие и задачи, решаемые в старшем школьном возрасте (периоде ранней юности)
Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте, во многом, связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка. Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему. Она утверждает, что подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, а юноша или девушка смотрят на настоящее с позиции будущего.
Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процессов. К пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых. 36. Психическое развитие, противоречия и варианты их разрешения в юношеском возрасте. В связи с этим развивается новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональной. Основными особенностями развития личности в юношеском возрасте являются: · развитие самосознания, в том числе, нравственного самосознания; · формирование мировоззрения; · развитие активной жизненной позиции, самоопределения; · преобразование эмоциональной сферы личности. Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Главное приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Одним из важнейших новообразований интеллектуально-когнитивной сферы в юношеском возрасте становится развитие теоретического мышления. Старшеклассники и студенты младших курсов чаще задаются вопросом «почему?», их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна; они более критично относятся как к преподавателям, так и к содержанию получаемых знаний. Особенностью интеллектуального развития в юношестве следует считать выраженную тягу к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Развитие познавательных функций и интеллекта в юности имеет количественную и качественную стороны. Первая отражает тот факт, что юношеский интеллект более быстр, подвижен, эффективен, чем интеллект подростка. Качественные изменения — это сдвиги в самой структуре мыслительных процессов: важно не то, с какими задачами справляется юношеский интеллект, а то, каким образом он это делает. К 15 годам появляются основы гипотетико-дедуктивного мышления, способность к абстрагированию, формулировке и перебору альтернативных гипотез, интеллектуальная рефлексия. Проблемы: Проблемы: • профессиональное самоопределение; • управление, регуляция эмоциями и чувствами (не справляется с чувствами, страсть, выражение эмоций); • идентичность и смешение ролей (полоролевая, этническая и т. п.); • освоение новых социальных ролей; • взаимоотношения в семье (кризис авторитетов); • одиночество; • переоценка ценностей; • экспериментирование и риск. 37. Социально-психологическое развитие в период ранней зрелости (21 – 35 л). 1. Пик интеллектуальных способностей человека 2. труд 3. выбор спутника жизни и создание семьи 4. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни. Обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека. Внимание: более избирательно; увеличивается объем и способность к переключению. Память: достигает максимального развития (долговременная и кратковременная). Мышление: характеризуется гибкостью и подвижностью процессов. Речь: происходит усовершенствование структуры речи, ее лексического и грамматического содержания. Основные переживания связаны с достижением идентичности и близости. Человек стремится к установлению длительных позитивных эмоциональных связей. Любовь имеет важное значение. Появляется родительская любовь. Эмоциональная сфера сформирована и достаточно стабильна. Мотивация: роль ее крайне велика, потому что человек вступает во взрослую жизнь и ему предстоит решить много проблем (создание семьи, дети, выбор профессии, работа, отношения с детьми, с родителями). Важные этапы: создание семьи, развитие близости и личностный рост. 38. Особенности психического развития в период зрелости (36 – 60 л). 1. Переосмысление жизни 2. труд 3. реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях 4. кризис середины жизни (пик в 45 лет): переоцениваются свои достижения, критическая оценка себя; у многих первично возникает ощущение «жизнь прошла бессмысленно, время уже потеряно»; развивается депрессивное состояние. Память, внимание – ухудшаются. Эмоциональная сфера развивается неравномерно. На эмоциональное состояние влияет профессиональная деятельность (становятся сенситивны к неудачам в профессиональной деятельности). Присутствует синдром эмоционального выгорания Мотивация: меняется структура мотивов (появляется желание действовать без промедления, тут же получать результат, стремится сразу удовлетворить свои потребности, реализация творческого потенциала, необходимость передать свой опыт, сохранение близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и беспечной старости). Самооценка приобретает обобщенный характер. Date: 2015-07-01; view: 1860; Нарушение авторских прав |