Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И теоретическое наследие К. Маркса





специальность 09.00.03 - история философии

 

Интерпретация отчуждения в творчестве Г. Маркузе в значительной

степени также определяется влиянием теоретического наследия К. Маркса.

Другими значимыми для него авторами являются Г. В. Ф. Гегель, Ф. Ницше,

М. Хайдеггер, 3. Фрейд, М. Вебера. Философия Г. В. Ф> Гегеля становится

для него источником понимания единства позитивных и негативных итогов

диалектики праксиса. Критика капитализма1 К. Марксом дает Г. Маркузе

представление об изменении общества как реальной возможности освобождения

человека. Но в своем анализе общества франкфуртский теоретик отбрасывает

существенные понятия традиционного марксизма, такие как ≪производительные

силы≫, ≪классовая борьба≫, ≪производственные отношения≫, отрицает

социальный детерминизм и освободительный потенциал пролетариата.

Можно выделить два этапа развития проблематики отчуждения в творчестве

Г: Маркузе. На раннем этапе он рассматривает общество сквозь призму,

фрейдистских категорий и описывает отчуждение как результат вечного конфликта

между природой человека и ограничениями, накладываемыми на него

социумом. Переосмысляя фрейдистскую теорию в терминах марксистской

социальной теории, Г. Маркузе разделяет социальную репрессию на основную

и прибавочную, где первая является следствием самого человеческого

существования, потребностью ограничения своей свободы в целях выживания,

а вторая связывается только с отношениями господства и потребностью

сохранения существующего общественного устройства. В 1960-х годах он

признает идею детерминированности культуры биологическим бессознательным

преодоленной. Г. Маркузе приходит к мысли, что в современном западном

обществе период открытого конфликта человеческой природы и социальных

требований завершен, и человеческие инстинкты переориентированы

в форму труда, который необходимо включен в социальный порядок. Углубляя

неомарксистскую критику западной цивилизации, пытаясь исследовать

механизм подавления человека собственным разумом, Г. Маркузе привлекает

к ревизии марксизма не только психоанализ, но и теорию формальной рациональности

М. Вебера. Категория ≪отчуждение≫ на этой стадии получает в его

трудах наряду с антропологической и социологическую трактовку. Основной

характеристикой процесса отчуждения человека для- Г. Маркузе на данном

этапе становится понятие ≪одномерности≫ его существования. Основным

предметом проводимого анализа он делает социокультурные явления, обуславливающие

возникновение отчужденного сознания. Он разочаровывается

в революционной силе пролетариата, поскольку уверен, что капитализму удается

интегрировать все угрожающие ему внутренние противоречия. Но если

ослабевают внутренние противоречия'капитализма,.то начинают особую роль

играть внешние противоречия. Развивая эту мысль, Г. Маркузе пытается создать

свой вариант диалектики, в которой движущая сила находится вне системы,

а не внутри, и этим внешним, системочуждым становится для него не

пролетариат, а.слои, не участвующие в материальном производстве - маргиналы,

люмпены и студенческая молодежь, являющиеся неполноценными с

точки зрения господствующего технологического сознания. Преодоление социально-

культурного отчуждения Маркузе считает возможным через ≪Великий

отказ≫, тотальное отрицание ценностей, норм, традиций, табу, то есть

≪культурную революцию≫.__

Date: 2015-07-01; view: 415; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию