Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перспективы прочтения
…
Кроме отчуждения труда, К. Маркс также изучает деньги как проявление отчуждения человеческой сущности, сравнивая денежный фетишизм с религиозным отчуждением. ≪Божественная сила денег... кроется в сущности денег как отчужденной, отчуждающей и отчуждающейся родовой сущности человека≫50. Еще один видом отчуждения, связанным с денежным фетишизмом, становится потребительство. Отчуждение труда, говорит К. Маркс, сводит все потребности и чувства к желанию обладания. Потребительское отношение к внешнему миру, природе мешает развитию духовных и физических потребностей человека. … Культура диктует требования человеку, отчуждает его от самого себя, своих потребностей и желаний. Мышление востребовано лишь избирательно, значимым является только то мышление, которое обслуживает интересы властных структур, то, которое аргументирует и защищает всеобщую унификацию и стандартизацию. Создается ≪идеология просвещения ≫, направленная на глобальное нивелирование различий, обожествление производства и экономической системы, минимизацию свободного времени человека. В этих идеях прослеживается явное сходство с идеями К. Маркса. Как утверждалось в ≪Немецкой идеологии≫, идеология есть совокупность идей и мыслей, организующая отношения людей, которые принадлежат к тому или иному общественному классу, чье содержание определяется интересами господствующего класса. У Хоркхаймера и Адорно те же Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М., 1997. С. 45 Там же, С. 183 100 функции выполняет культурная индустрия, навязывая безрефлексивное усвоение норм, ценностей и потребностей. …. Согласно К. Марксу, идеология порождает отчуждение тем большее, чем больше она высказывает всеобщее, имеющее всеобщую ценность, декларирует некие универсальные нормы. По мнению Хоркхаймера и Адорно, культурная индустрия также подменяет индивидуальное всеобщим, нивелирует личностное, превращает человека в инструмент, запрограммированный на определенные действия, что, в свою очередь, становится причиной отчуждения человека от самого себя. Таким образом, проблематика отчуждения социальных институтов и норм является общей как для К. Маркса, так и для авторов ≪Диалектики просвещения≫ - в обоих случаях нормы и ценности приписываются человеку извне - разнится лишь мнение об источнике этой господствующей идеологии. [Ильенков о мнимой индивидуальности] … Теория Хоркхаймера и Адорно должна была преодолеть разрыв между практической социологией и философской теорией, и в то же время унаследовать диалектику Маркса. Но она ≪...не имела позитивной направленности, строилась только на критических основаниях≫93. Причем за идеал критики принимался своеобразно интерпретированный ≪Капитал≫ - на примере ≪критики буржуазной политической экономии≫ К. Маркса они критиковали все современное общество, что нашло отражение в понятии ≪тотального отрицания ≫. Сотрудники Франкфуртского института пришли к выводу о тотальности ≪одномерного сознания≫, манипулирующего массовым сознанием с помощью средств массовой информации и формирующего отчужденные, неистинные потребности. Они отвергали революционную роль пролетариата, утверждая, что тот не способен к преодолению одномерности мышления — это преодоление возможно только для критически мыслящих ≪аутсайдеров≫, способных освободиться от влияния идеологии и осуществить ≪культурную революцию≫. Антипозитивизм принимает здесь крайние формы - отрицается вся традиционная наука, которая рассматривает как воплощение буржуазной идеологии, инструмент угнетения и эксплуатации.__ … Тот некритический рационализм; который, по мнению Маркузе, господствовал в умах его современников, верит в то, что жизнь управляется объективными законами, в которых отсутствует своя диалектика. Ключом к формулируемой Маркузе негативной диалектике можно считать знаменитую фразу Кьеркегора: ≪действительное - это уничтоженное возможное≫. Иными словами, истина - это не то, что мы непосредственно видим, воспринимаем или логически постигаем, это то, что еще не стало фактом, но может и - по логике диалектики - должно стать реальностью - в свете Будущего. Негативная диалектика - это критика того, что есть с позиций того, что может быть. …. Маркузе утверждает, что в современном обществе техническая рациональность охватывает все сферы, в том числе культуру, и сам язык, парализуя способность разума к дистанцированию от действительности - действительности ≪счастливого рабства≫. После устранения негативного, оппозиционного мышления у человека остается лишь одно измерение — функциональное, технологическое, и этому измерению человек покоряется совершенно добровольно, соблазнившись ≪потребительским раем≫. … Впрочем, Маркузе все же считает, что в этой тотальной замкнутости технологического общества остается все же шанс на преодоление его границ, торжество Разума и освобождения. Причем, сама технология, в процессе своего развития, может выйти за свои пределы, перейти в нечто иное. ≪Цивилизация производит средства для освобождения Природы от ее собственной жестокости, ее собственной недостаточности, ее собственной слепоты благодаря познающей и преобразующей силе Разума. Но разум может выполнить эту функцию только как посттехнологическая рациональность, в которой техника сама становится инструментом умиротворения, органом ≪искусства Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2009. С. 5 жизни≫. Только тогда функция Разума сливается с функцией Искусства≫100. Но Маркузе считает, что освобождение может наступить не столько как результат саморазвития производства, сколько извне. Он разочаровывается в революционной силе пролетариата, поскольку капитализму удается интегрировать все внутренние процессы, даже угрожающие ему. Разум, подчиненный технологической культуре, перестает быть выводящей за границы всеобщего овеществления, способностью.__ … Но если ослабевают внутренние противоречия капитализма, то начинают особую роль играть внешние противоречия. Доказывая эту мысль, Маркузе попытался создать свой вариант диалектики, в которой движущая сила находится вне системы, а не внутри; и этим внешним, системочуждым становится для него не пролетариат, а слои,, не участвующие в материальном производстве, маргиналы, являющиеся* неполноценными с точки зрения господствующего технологического сознания. Источником освободительной силы теорий, мысли, Маркузе считает не внутренние процессы общества (как у К. Маркса), а внешнее, эстетическое измерение общества. ≪В ритуальном или ином виде искусство содержало в.себе рациональность отрицания, кото- роев наиболее развитой≫ форме становилось. Великим Отказом - протестом против существующего≫10 …. Следует вспомнить, что Маркузе разделяет социальную репрессию сексуальности на две составляющие, так же как К. Маркс разделяет стоимость на основную и прибавочную. Первая составляющая, по его мнению, является следствием самого человеческого существования, потребностью в сдерживании сексуальных и агрессивных чувств, ограничения своей свободы в целях выживания, и чтобы не нанести вред других членам общества. Вторую составляющую, а именно ≪прибавочную репрессию≫, Маркузе связывает только с отношениями господства, и объясняет ее возникновение следующим образом: ≪На протяжении документированной истории цивилизации прину- Date: 2015-07-01; view: 344; Нарушение авторских прав |