Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценочных высказываний опыту
В дискуссии относительно этической стороны биотехнологий и трансгуманизма можно различить консеквенциональные аргументы, связанные с конкретными последствиями конкретных процедур, и категорические аргументы, устанавливающие ригидные нормы во имя сохранения естественного порядка вещей. Аргументация каждого конкретного автора может включать как консеквенциональные, так и категорические аргументы. Проблемами этической дискуссии относительно биотехнологий является проведение демаркации между лечением и улучшением, между естественным и искусственным, определение того, что следует считать собственно ≪человеческим≫. В этической дискуссии относительно биотехнологий оказались смешанными дескриптивные и оценочные высказывания: анализ вероятности тех или иных последствий конкретных действий не влечёт за собой этическое суждение о подобных последствиях, а категорические высказывания есть лишь суггестия в пользу тех или иных привычек и предпочтений, которые именуются ≪естественными≫. Такие категории, как ≪человечность≫ вообще не определяются удовлетворительно, почему и оказывается невозможным разграничить культуру клеток, допускающий инструментальное обращение эмбрион и полноценное человеческое существо. Следуя логике эмотивизма можно утверждать, что ≪человечное≫ обозначает ≪заслуживающее определённого обхождения≫. В таком случае ≪человечным≫ именуется то, что вызывает положительные сантименты, включающие сочувствие; в конце концов, аффект сопереживания могут вызывать и вымышленные персонажи художественных произведений.__ … Оценочные высказывания относительно конкретных, понятных, важных в настоящий момент возможностей играют роль в принятии непосредственных решений; там, где это касается судеб людей, мы и говорим 114 об этике. В этом случае авторы, рассуждающие о биоэтике, согласны руководствоваться прецедентами. Оценочные высказывания относительно абстрактных перспектив долгосрочного будущего нерелевантны принимаемым в настоящий момент решениям и по своей роли не отличаются от реакций на художественные произведения. Страхи и надежды, связанные с образом будущего, таким образом играют эстетическую, а не этическую роль. … Вместе с тем, в качестве положительных результатов данного исследования представляется выделить критерии адекватности оценочных высказываний опыту. В рамках данного исследования оценочные высказывания характеризуются как выражающие человеческие эмоциональные реакции на раздражители, а способность вырабатывать условные поведенческие реакции играет приспособительную роль. Человеческая реакция на предметы, с которыми человек имеет делонепосредственно, выполняет свою первоначальную поведенческую функцию. Человеческая реакция на вымышленные предметы, обширный общий класс сильно различающихся предметов, эмоциональная реакция как результат провокации идеологического или маркетингового характера — не выполняют свои первоначальные функции. Так, суждения о том, что ≪все либералы являются негодяями≫, или что ≪все случаи генной инженерии при любых обстоятельствах ужасны≫, не являются адекватным опыту; это провокационные высказывания, имеющие своей целью вызвать определённое общее настроение аудитории. Адекватные опыту оценочные высказывания относятся к реальным прецедентам. Не следует путать моральное качество суждения и его адекватность опыту. Суждение преступника о том, что ему следует скрывать следы своего преступления', является адекватным опыту, но его трудно назвать моральным в нормативно-общественном смысле. Также, адекватность опыту не является синоним истинности, поскольку невозможно вообще говорить об истинностном значении оценочных высказываний. 1 Очевидно, что человек, заинтересованный в самостоятельном принятии наиболее взвешенных решений, будет стремиться к принятию решений на основании оценочных суждений, адекватных его опыту.__ … Патнэм дистанцирует свою позицию как от картезианского дуализма, так и от физикализма. По логике Патнэма, функциональные качества, выделяемые на определённом уровне абстрагирования, независимы от структуры реализующей их физической системы. Ментальность и поведенческий репертуар человека или машины здесь определяется как набор функциональных качеств в противовес различной физико-химической структуре этих машины и человека: ≪...я постараюсь обосновать, что боль - это не состояние мозга, если под этим понимать физико-химическое состояние мозга (или даже состояние всей нервной системы), а состояние совершенно иного типа. Я выдвигаю гипотезу, что боль или состояние боли - это функциональное состояние всего организма≫'. … Дискуссия, которой касается Патнэм, также затрагивает так называемую проблему квалиа. Развивая положения функционализма в статье "Роботы: машины или искусственная жизнь?", Патнэм настаивает на несводимости функциональных и структурных качеств: ≪...сказать, что человек и робот могут иметь одинаковую ≪психологию≫... означает сказать, что поведение двух видов наиболее просто и ясно анализируется, на психологическом уровне (абстрагируясь от подробностей внутренней физической структуры)≫ … В самом деле, может существовать сообщество роботов, не все из которых имеют одинаковое физическое устройство, но все имеют одинаковую психологию; и такие роботы могут однозначно говорить ≪у меня ощущение красного≫, ≪у тебя ощущение красного≫, ≪у него огцущение красного≫, даже если эти три указанных робота не ≪понимают физически≫ ≪ощущение красного≫ одинаково≫". … Вероятно, Кальке прав в том, что нельзя провести, принципиальную; демаркационную линию между структурой и функцией: Вывод состоит в том, что чтобы определить функциональную организацию физико-химической структуры, вы должны в; первую очередь определить не только границы системы, но; и уровень абстракции: для описания поведения. Для каждощ данной системы^ значение на котором' уровень абстракции и границам наиболее полезным образом устанавливаются, ни; в коем случае не является уникальным,: - но> будет-различаться^ в(зависимости з от множества-прагматических соображений. … В самом? деле, определение, функциональных качеств произвольно; зависит от выбора пределов рассмотрения системы ш уровня абстрагирования. Ири> достаточном абстрагировании; можно; счесть функционально изоморфными- кошку и мышеловку (кошка и мышеловка, как замечает Кальке, выполняют одинаковую функцию ловли мышей); а; задав жёсткий предел тех структурных характеристик, которые: останутся за пределами ≪чёрного ящика≫ (оставив в; "чёрном ящике", то. есть вне рассмотрения; только; индивидуальные особенности; физиологии)' и; низкий уровень.абстрагирования; то есть крайне детальное рассмотрение поведения, можно определить две разные человеческие единицы как функционально несопоставимые (два разных человека по-разному реагируют на; боль, по- разному ведут себя в определённых условиях и, следовательно; функционально не изоморфны). … Таким образом, подразделение на функциональные и структурные состояния произвольно. Ментальные состояния нельзя полностью абстрагировать от состояний структурных. Нельзя исключить возможность редукции. Ментальные состояния, вероятно, с развитием нейробиологии могут быть эмпирически сопоставлены определённым структурным характеристикам (поведение - содержанию памяти, а память молекулярному состоянию клеток коры головного мозга"12). Функционализм Патнэма и Фодора тавтологичен, поскольку не отвечает напрямую на вопрос о природе когнитивных способностей ("интеллектуальности"). … Однако, нельзя не признать, что некоторые достаточно схожие (где функциональной разницей, обусловленной структурным различием, можно пренебречь) функции действительно могут быть реализованы различными структурами. Можно представить себе ситуацию, в которой машина будет до некоторой степени имитировать в функциональном отношении человека. Степень достоверности имитации могла бы быть различна, но какой-то уровень имитации был бы достаточен для выполнения какой-либо сложной деятельности, требующей когнитивных хотя бы таких способней, как распознавание. Другой уровень функциональной имитации был бы достаточен для эффективной социализации. В такой ситуации должен существовать структурный предел (boundary), за которым обнаруживалась бы разница (≪скрытая чужеродность≫) в структурных и функциональных качествах. Можно до определённой степени (до степени отождествления) уподобить разные структуры. Но две разные структуры можно и просто перепутать; при дальнейшем исследовании отождествление может показаться наблюдателям ошибочным. … Собственно о способности к имитации (имитации человеческого вербального поведения цифровой вычислительной машиной), как критерии наличия интеллектуальности, писал и Алан Тьюринг в своей классической работе "Вычислительные машины и интеллект"214, позже переведённой и опубликованной в СССР под заголовком "Может ли машина мыслить?"215. "Игра в имитацию", описанная Тьюрингом в этой статье, позже получила своё второе, более широко известное название - "тест Тьюринга". …. Можно предполагать, что потенциальная система, способная к сложной эвристической деятельности, но не изоморфная человеку, может вполне быть охарактеризована, как интеллектуальная, но при этом не вызывать у человеческого наблюдателя какой-либо эмоциональной реакции, которая обычно ожидается по отношению к адресату коммуникации, другом человеку, ≪лицу≫ или персонажу? Публицистическое выражение данного вывода может звучать следующим образом: разум может принимать различные формы; разум не обязательно человечен. … Перечисленные выше соображения позволяют исключить из настоящего рассмотрения, касающегося возможности создания искусственного интеллекта, во-первых, метафизический дуализм, а во- вторых, функционализм. Последний заслуживает отдельного рассмотрение, но не в контексте проблемы ≪тела и разума≫. Дело в том, что функционализм вообще не отвечает на вопрос о том, какую роль играет структура системы, обладающей интеллектуальными способностями. Очевидно, что структура делает сами интеллектуальные способности возможными, но поведение различных структур может быть конвергентным. Данное суждение, однако, не позволяет найти пути создания искусственного интеллекта или прийти к заключению о невозможности создания такового. Если метафизический дуализм исключается из рассмотрения как аргумент в пользу о невозможности выполнения названной задачи, то препятствием для заключения о возможности создания искусственного интеллекта остаются ряд особых возражений, таких как возражения об интенциональности и о квалиа. §2.3. Аргументы Сёрля и теория интенциональности. … Один из наиболее характерных и известных аргументов в пользу невозможности создания искусственного интеллекта является аргумент о так называемой ≪китайской комнате≫. В своей знаменитой работе "Сознание, О 1 *7 мозг и программы" Джон Сёрль продемонстрировал на примере не менеезнаменитой "игры в имитацию"218 Алана Тьюринга свои доводы в пользу соображений о том, что "компьютер с подходящей программой" не способен к понимаю и, следовательно, не "разумен" в той же степени, что и человек. Отличием между программой, оперирующей знаками на основании формальных правил, и мозгом, по логике Сёрля заключается в качестве, которое он называет "интенциональностью". При этом Сёрль утверждает, что некоторые машины, в числе которых он называет и человеческий мозг, к пониманию способны, то есть он выступает с натуралистических позиций: • "Моэюет ли машина мыслить? " Ответ очевидным образом положителен. Мы как раз и есть такие машины.... Если вы в состоянии точно продублировать причины, то вы в состоянии продублировать и следствия. И на самом деле, возможно, быть может, продуцировать сознание, интенциональность и все такое прочее, используя какие-то другие химические принципы, чем те, что реализованы в людях. … Неспособность "китайской комнаты" Сёрля выполнить задания "игры в имитацию" Тьюринга означает не возможность или невозможность алгоритмизации разума или его составляющих (эмоциональных реакций, эвристических способностей или чего-либо ещё), а изначальную некорректность самого мысленного эксперимента Сёрля. … Если изложенные соображения верны, то высказывания об интенциональности как об особом качестве интеллекта, недоступном алгоритмизации, могут быть характеризованы как нерелевантные, а одной из гипотетических стратегий моделирования интеллекта может быть моделирование условных рефлексов, в частности эмоциональных реакций, а также памяти подобной человеческой. … Наиболее примечательный и известный, аргумент о знании заключается в том, что физикалистское знание, даже если оно включает всю физическую информацию мозге и органах чувств, является неполным. Такое знание не включает непосредственное знание чувственных данных, например ≪знание красного цвета≫. Джексон описывает два персонажа, Фрэда и Мэри. Фрэд способен различать два варианта красного цвета так, как это неспособен делать никто другой. Исчерпывающее физическое знание об устройстве органов Фрэда не позволяет получить его уникальное знание двух красных цветов, которые для него отличаются так же, как для обычного человека отличаются зелёный и красный. Вероятно, возможно пересадить глаза Фрэда исследователю, имеющему полное знание об устройстве мозга, и реципиент такой операции сможет различать цвета как Фрэд. Но такое приобретённое хирургическим путём знание будет для реципиента чем-то новым в сравнении с физическим знанием. Следовательно, заключает Джексон, физикализм неполон. Второй персонаж Джексона, Мэри - нейробиолог, лишённый опыта красного цвета. Мэри живёт в чёрно-белой комнате, изучает принципы работы человеческого мозга и зрения, но никогда не сталкивается с красными предметами. За пределами чёрно-белой комнаты, Мэри приобретает новое для себя знание, а следовательно, физикалистское знание является неполным.__ … Дискуссия о квалиа заслуживает рассмотрения. Эпифеноменалисты утверждают, что их аргументы о квалиа являются свидетельством неполноты физикализма и ложности утверждения о возможности редукции ≪сферы ментального≫ к структурам и работе мозга. Относительно данного утверждения допустимо возражение: аргумент о знании касается лишь непригодности языка для передачи чувственного опыта240. Фрэнк обладает некоторым знанием о красном цвете, которое не может передать окружающим при помощи языка. Мэри приобретает некоторое знание, которое она не могла получить из текстов по нейробиологии, когда покидает чёрно-белую комнату. Из данных примеров следует, что опытное знание Мэри и Фрэнка не является вербальным. Слово ≪красный≫ или научная статья о длине волн электромагнитного излучения видимой части спектра не причиняют ≪опыт красного≫; повествование о пытках не причиняет боль. Адресаты речи лишь декодируют её, при этом их мозг ищет аналогии из собственного невербального опыта. Такие аналогии являются лишь экстраполяцией, о которой писал Нагель. … Во-первых, из аргумента о знании не следует, что ≪опыт от первого лица≫ не может быть передан невербальным способом: боль можно причинить, предмет красного цвета продемонстрировать. Во-вторых, из аргумента о знании не следует, что невербальная информация является нефизической. Это второе замечание представляется особенно важным. Если невербальная информация является физической, то она также может быть предметом естественнонаучного исследования. Человеку присуща как память о научных понятиях или содержании текстов научных статей, так и память о чувственном опыте. Можно помнить о боли или о том, какого цвета был 240 Здесь и далее автор диссертационной работы употребляет словосочетание ≪чувственный опыт≫ в прямом смысле. По мысли автора чувственный опыт существует физически. Слово ≪квалиа≫ используется как идиома эпифеноменализма. такой-то предмет в прошлом. Некоторым людям присуща фотографически- точная память. Если верно, что долгосрочная человеческая память представляет собой устройство мозга (предположительно, синаптического или внутриклеточного уровня), то и человеческие воспоминания о боли или ≪опыте красного≫ имеют физическую природу. В таком случае должен существовать мнемонический код, описывающий соотношение элементов молекулярных структур нейронов и простых повторяющихся элементов чувственного опыта, подобный генетическому коду, то есть соответствию триплетов нуклеотидов аминокислотам в составе белковых молекул. При помощи средств науки (языка и формул) можно описать первую последовательность мнемонического кода, то есть молекулярное устройство нейронов. Такое вербальное описание, в силу аргумента о знании, само по себе не позволит получить опыт человека, подвергшегося исследованию, однако оно может дать понять, каким образом внедрить другому человеку в точности такие же воспоминания. Гипотетически нет ничего невозможного в допущении, что содержимое нейронной памяти можно извлечь или копировать (даже если такая задача невыполнима в силу практических причин, вроде ущерба структуре мозга при извлечении молекулярных последовательностей из нейронов, мысленный эксперимент всё равно допустим). Мэри, находящаяся в чёрно-белой комнате, может получить знание об устройстве памяти, мнемоническую кодирующую последовательность человека из цветного мира снаружи, и заложить такую кодирующую последовательность в свой мозг (по условиям мысленного эксперимента Джексона, Мэри обладает всей возможной научной информацией их области нейробиологии). Если между памятью и восприятием нет симметрии, и мозг Мэри, лишённый ≪опыта красного≫, не будет способен декодировать кодирующую последовательность чужих__воспоминаний так же, как мозг человека из ≪цветного мира≫, то Мэри сможет перенастроить свой мозг по образцам человеческого мозга человека ≪из цветного мира≫ (то же справедливо и в отношении инверсии спектра: декодирование одной и той же последовательности как ≪зелёного≫ или как ≪красного≫ также определяется принципами декодирования). В последнем случае, Мэри понадобится не только кодирующая последовательность, но и способ декодирования, которого её мозг в силу цветовой депривации был лишён. Для ЦНС людей, живущих в одинаковых условиях, то есть не подвергавшихся изоляции, подобно ≪детям-маугли≫, и физически полноценных, декодирование не будет проблемой. Получив чужие воспоминания, Мэри получает опыт ≪красного цвета≫ до того, как сможет покинуть чёрно-белую комнату. Такая трансляция опыта и памяти также является случаем невербального способа, о котором шла речь выше. … §2.5. Значение утверждения о материальной природе интеллекта, памяти и сознательного опыта для трансгуманизма. На основании проведённого исследования представляется верным и обоснованным сделать вывод о том, что аргументы эпифеноменалистов и Джона Сёрля, касающиеся интенциональности и феноменов субъективного опыта, содержат ряд логических противоречий, которые умаляют значение данных аргументов. Мнемонический аргумент, предложенный автором данной диссертационной работы, заключается в том, что высказывания о ≪квалиа≫, о сознательном опыте и об интенциях можно переформулировать как высказывания о содержании нейронной памяти. В отличие от ≪квалиа≫, определение которых представляется затруднительным само по себе, механизмы запоминания естественного и искусственного характера, - такие как сохраняющие результаты отбора кодирующие последовательности ДНК и РНК; способность нейронной ткани животных к запоминанию, обеспечивающая приобретение навыков; машинная магнитная и твердотельная память; - являются вполне закономерным предметом естественнонаучного исследования. В свою очередь, классический дуализм представляется продуктом категориальной ошибки, порождённой недостатком знания аналогией. Функционализм заслуживает ряда критических замечаний, но в целом представляется полезным, однако не в контексте проблемы ≪тела и разума≫, а в контексте проблемы распознавания и имитации.__ … Говоря об этом, автор занимает оценочную и эстетическую позицию натуралистического фатализма, сущность которого заключается в том, что современные настроения и представления о приемлемом и неприемлемом могут драматическом образом измениться в будущем под действием необходимости, а единственным универсальным интересом останется лишь стремление к власти. …. Материалистическое понимание памяти и индивидуальности делает бессмысленным традиционный мифологический сюжет о бессмертии: в мире, где возможна манипуляция над состоянием мозга и содержанием памяти, контингенция индивидуальной памяти может быть легко нарушена, а индивидуальная биография может оказаться лишь фикцией мозга и результатом подделки документации и показаний свидетелей. … Date: 2015-07-01; view: 373; Нарушение авторских прав |