Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В социальной философии неомарксизма





В то же время, классический марксизм был не в силах объяснить те исторические

условия, в которых развивалась Франкфуртская школа: сложный для Веймарской

республики послевоенный период, экономический кризис, массовая безработица,

стремительно увеличивающееся число приверженцев национал-социализма.

Новые исторические условия потребовали нового прочтения творчества К. Маркса,

и видоизменения этой теории в соответствии с реалиями времени. Параллельно

появляются и новые социальные теории, в синтезе позитивного содержания которых

с переосмысленным марксизмом неомарксисты пытаются найти перспективы

осмысления современной им ситуации. Уже в то время франкфуртские теоретики

начинают освоение психоанализа, призванного дополнить марксистскую теорию,

объяснить скрытые мотивы, определяющие поведение человека. Э. Фромм в

1930-х годах публикует несколько статей, посвященных применению психоанализа

в социальной философии. Так, например, в 1932 г. выходит в свет статья ≪Психоаналитическая

характерология и ее значение для социальной психологии≫, в которой

Фромм впервые излагает свою идею о социальном характере, опосредующем

базис и надстройку.__

Описывая раздвоенность порабощенного рациональностью мира, Хоркхай-

мер и Адорно исходят из переосмысленного понятия ≪праксиса≫. Они'отказываются

от тождества праксиса и труда, описывая первый как духовно-материальное

единство мира. Господствующая рациональность, по их убеждению, приводит к

разделению праксиса на субъект и объект, разрушает его целостность, приводит к

появлению ложного сознания и отчуждения. Идею единства субъекта и объекта

они находят у Г. В. Ф. Гегеля, и, исходя из этой идеи, возвращаются к отождествлению

отчуждения и опредмечивания, причем это делает отчуждение антропологически

изначальным, имманентно присушим человеку, и, следовательно, полное

преодоление отчуждения представляется невозможным. Поскольку авторы ≪Диалектики

Просвещения≫ не верят в освобождающий потенциал пролетариата, единственным

инструментом освобождения они видят критику существующего общества,

возможную лишь в среде не потерявших способности к рефлексии ≪аутсайдеров

≫.

Синтез фрейдизма и марксизма осуществляется также в опубликованном в

1941 году труде Э. Фромма ≪Бегство от свободы≫, где понятие ≪отчуждение≫ рассматривается

с психоаналитических позиций, а концепция ≪базиса≫ и ≪надстройки

≫ К. Маркса дополняется связывающим их феноменом ≪социального характера≫,

непродуктивные ориентации-которого'приводят человека к отчуждению. В отли-я

чие от исследователей, противопоставляющих молодого Маркса зрелому, Фромм

не разделяет творчество Маркса, и считает, что* всем его произведениям свойственно

определенное единство. Его критика Маркса заключалась по преимуществу

в том, что марксистская философия не учитывала иррациональные человеческие

влечения, инстинкты, которые приводят к появлению деструктивных черт характера,

и, следовательно, марксизм должен быть переработан с учетом этих новых аспектов

проблемы. Несмотря на то, что теория Фромма была основана на предшествующих

ему направлениях философской мысли, синтез этих теорий позволил ему

найти новые, релевантные современной ему ситуации, аспекты проблемы отчуждения.

Основой его понимания отчуждения служит теория К. Маркса, но объектом

18 Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М., 2003. С. 39

исследования становится уже современный капитализм, с учетом произошедших

изменений, и, следовательно, появлением новых форм отчуждения. Кроме этого,

Фромм анализирует социально-психологические последствия отчуждения, которые

Маркс в своих исследованиях не затрагивал. Фромм показывает, что отчуждение

в XX веке приобретает глобальные масштабы, становится участью каждого

индивида. Для анализа феномена отчуждения в условиях современного ему капиталистического

общества Фромм вводит ряд терминов, таких, как ≪социальный характер

≫ и ≪рыночная ориентация≫, которые послужили для уточнения и углубления

учения Маркса об экономическом базисе и идеологической надстройке. Развивая

идеи, высказанные Марксом, Фромм характеризует отчуждение как

≪...главный итог того воздействия, которое оказывает капитализм на личность≫19.

В то же время он дополняет и расширяет концепцию марксизма, выдвигает свою


теорию человека, его стремлений и страстей, коренящихся в обстоятельствах его

существования и представляющих собойнаиболее сильные движущие силы развития

человека. Маркс, по мнению Фромма, исследуя условия отчуждения, осуществлял,

прежде всего, экономический анализ, и, кроме того, ≪...недооценил сложность

человеческих страстей. Он не понял в достаточной степени того, что человеческая

≫ природа сама обладает потребностями и законами, находящимися в посто-г

янном взаимодействии с экономическими условиями, формирующими историческое

развитие≫20. Фромм ввел понятие ≪социального характера≫ как промежуточного

элемента между господствующими в обществе идеями и социально-

экономической структурой, выявил черты социального характера, типичные для

той или иной стадии развития капитализма.

Основное внимание Маркузе здесь уделяет возможности применения гегелевской

диалектики к изучению социума, исторической реальности и человека. Его

привлекает возможность t выявления противоречий и иррациональности действи- ~

тельности, возможность познания мира через преодоление ≪овещественного≫ мира.

Маркузе формулирует основные черты новой, негативной диалектики, способной

не только отрицать существующее, неистинное в объекте, но и выявлять истинное,

заложенные в нем возможности. В. Дамье пишет, что негативная диалек-

тика Маркузе это ≪...критика того, что есть с позиций того, что может быть≫.

1.2. Ранний К. Маркс и проблема отчуждения:







Date: 2015-07-01; view: 559; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию