Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несколько слов об инженерах и служащих





 

"Специалист подобен флюсу; полнота его одностороння".

Козьма Прутков

 

Инженер отличается от руководителя тем, что имеет дело не с людьми, а с техникой. Важно отличать инженерную деятельность и от деятельности научной. Ученый всегда исследует что-то неизведанное, непознанное. Его открытия - все и всегда - сами по себе абсолютно бесполезны для человечества. Для того чтобы сделать их полезными, нужна специальная профессия - инженер. Именно инженер определяет, как с помощью открытий науки превратить физические теории в атомную бомбу или персональный компьютер. Конечно, бывают случаи, когда инженер открывает что-то новое, а ученый сам внедряет свое открытие. Это - знакомое нам сочетание разных видов деятельности, но далеко не каждый обладает знаниями и способностями для их успешного сочетания.

Творчество ученого заключается в том, чтобы раскрыть тайны природы, сделать их всеобщим достоянием. При этом отрицательный результат столь же полезен, как и положительный. Инженер имеет дело со всем готовым: методы расчета открыли математики, свойства материала - металловеды. Отрицательный результат в инженерном деле (конечно, если задание поставлено грамотно) не только бесполезен, но и невозможен. Или инженер спроектирует балку в соответствии с техническим заданием, или он не инженер, а недоучка.

Но есть ли в таком случае творчество в труде инженера? К ученому у общества одно требование - он должен открыть что–то новое - узнать, как сделан тот или иной природный объект, какие законы определяют его функционирование. К инженеру предъявляется и обществом и физической реальностью, в которой будет действовать спроектированный им технический объект, множество самых противоречивых требований. Корабль должен быть прочным, но оставаться на плаву, он должен быть маневренным и ходким, но технологичным в изготовлении и вместительным, красивым и недорогим и т.д. В том, чтобы выбрать компромисс, разрешить в конкретном изделии все эти противоречия и заключается творчество инженера.

Рассматривая структуру инженерной деятельности применительно к условиям производства, можно выделить три ее основных вида:

1. Регулирование производства, т.е. определение форм взаимодействия людей и техники. Этой деятельностью заняты инженеры-технологи.

2. Инженерное обеспечение производства - конструирование инструмента, станков, машин, новых изделий, т.е. вопросы, которыми заняты инженеры - конструкторы.

3. Научное обеспечение производства - исследования, связанные с производством, экспериментальное решение инженерных задач, т.е. то, над чем работают инженеры-исследователи.

Различия в видах деятельности инженеров в целом совпадают с отличиями между технической, технологической и научной деятельностью. "В технической деятельности, - пишет Е. А. Шаповалов, - человек создает технику, в технологической - обрабатывает и преобразует природу с помощью созданной техники"1) Шаповалов Е. А. Общество и инженер. Л. 1984. С. 71.

В научной деятельности человек познает окружающий мир и самого себя.

Многие инженеры уже привыкли к тому, что значительную часть времени они заняты нетворческой, рутинной работой, которой должны были бы заниматься техники и служащие. Дело не только в том, что ежегодно дипломы техникумов получает меньше специалистов, чем дипломы технических вузов. Для того чтобы повысить в должности старшего техника, поощрив его за эффективный труд, необходимо перевести его в инженеры, т.е. на работу, к которой он слабо подготовлен и вряд - ли добьется когда-нибудь больших успехов. Так из хороших техников делают средних инженеров, а дипломированные инженеры занимаются "самообслуживанием", т.е. за инженерную зарплату делают то, что должны были бы делать техники.

Еще более ярко феномен "самообслуживания" проявляется при нехватке служащих. Сокращение кадров всегда наиболее губительно сказывалось на служащих и, поскольку сокращают не работу, а работников, занятых ею, то вместо служащих сейчас сплошь и рядом трудятся инженеры. Они сами печатают свои отчеты вместо сокращенных машинисток, разносят свои бумаги вместо упраздненных курьеров и изготовляют чертежи вместо чертежников. Может быть, со временем при широком внедрении вычислительной техники существующее соотношение инженеров и обслуживающего их персонала и окажется разумным, но сегодня до этого далеко.

В литературе служащим уделяется минимальное внимание, их качественный состав и квалификация невысоки. По существу, большинство из них являются практиками, поскольку кроме экономической и бухгалтерской службы все остальные служащие готовятся на рабочих местах, перенимая опыт (далеко не всегда лучший) старших коллег.

Низкие оклады служащих и стремление руководства их повысить, как и попытка уберечь нужных специалистов от сокращения, ведут к тому, что должности служащих начинают именовать инженерными. Так, чертежник и машинистка превращаются в техдокументаторов, а снабженец по метлам и тряпкам - в мастера административно-хозяйственной части. Повышение заработка несколько поднимает профессиональный престиж, но в дальнейшем на должности, с которыми может справиться и полуграмотный человек, приходится назначать дипломированных инженеров и техников.

Что же касается престижа инженерного труда, то он упал не в последнюю очередь и благодаря подобным "повышениям" служащих и техников.

Служащие на производстве занимаются следующими видами деятельности:

1) надзор за работающими, который осуществляют работники охраны, табельщики, частично работники отделов организации труда и заработной платы;

2) обеспечение трудовыми и материальными ресурсами (работники снабжения, сбыта, отдела кадров);

3) обслуживание работающих и создание нормальных условий для их деятельности (секретари, экономисты, архивариусы, нормировщики и т.д.).

Главной трудностью в работе с кадрами руководителей является их недостаточный профессионализм и технократические представления о сущности своей работы, с инженерами - невозможность непрерывного должностного роста (повышение инженера в должности связано с переходом в руководители); на кадрах служащих негативно отражается их крайне низкий профессиональный престиж.

 

Контрольные вопросы

1. Могут ли быть тождественны интересы личности и группы?

2. Может ли личность без вмешательства руководителя согласовать свои интересы с интересами группы и общества?

3. Попытайтесь проанализировать поведение руководителя, знакомого Вам: членом какой группы он себя считает - той, которой руководит, или группы руководителей?

4. Не наблюдали ли Вы в деятельности руководителей моментов, чем-то напоминающих поведение вожаков стай животных?

5. Согласны ли Вы с тем, что деятельность инженера принципиально отличается от деятельности руководителя?

6. Должен ли хороший техник зарабатывать больше, чем инженер?

 

Date: 2015-07-01; view: 330; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию