Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи преподавания спецкурса “теория руководства”





Краткий курс теории руководства

учебное пособие

на правах рукописи

 


 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСА “ТЕОРИЯ РУКОВОДСТВА”.

Успешность карьеры, эффективность работы, конкурентоспособность на рынке труда, в конце концов, благосостояние и удовлетворённость жизнью выпускников СП ГМТУ в значительной степени зависит от их умения руководить людьми и общаться с ними. Навыки в этой области можно и нужно развивать, а знания, имеющиеся у студентов, обучающихся без отрыва от производства, нуждаются в систематизации и углублении. Следовательно, целью преподавания данной дисциплины является:

Во-первых, содействие в решении проблем коммуникации и руководства, которые возникают у молодых специалистов, ознакомление студентов с работой руководителей, формирование установки на участие выпускников в этой деятельности, усвоение принципов оценки и самооценки управленческих способностей и качеств личности.

Во-вторых, формирование у будущих руководителей адекватного самосознания. Понимание того, какое место в обществе занимает социальная группа руководителей, какова её роль и функции, в чём состоят интересы, приходит не сразу и не всегда безболезненно. Занятия по дисциплине должны в дальнейшем облегчить этот процесс.

В-третьих, совершенствование навыков в понимании себя, своей личности и других. В этой части спецкурс затрагивает теоретические и прикладные аспекты социальной психологии и может рассматриваться как важный элемент гуманитарной подготовки студентов.

Задачи изучения дисциплины заключаются в том, чтобы повысить привлекательность руководства, как деятельности в глазах студентов, научить их адекватно оценивать качество работы и профессионализм руководителей, в том числе и качество собственного руководства, помочь стать увереннее и раскованнее в общении.

Как показывает практика, дисциплина неизменно вызывает интерес у студентов, причем, чем больше их жизненный опыт и чем активнее они занимались организаторской работой, тем выше этот интерес. В значительной части усвоение лекционного курса идет в режиме непроизвольного запоминания, что закрепляется в деловых играх и тренингах, однако, беседы с теми, кто уже давно прослушал аналогичный курс, показывают, что к материалам, навыкам и информации, полученным в ходе его изучения, молодые специалисты неоднократно возвращаются.

 

Существует мнение, что нет ничего проще, чем руководить людьми. Не этим ли объясняется та легкость необыкновенная, с которой берется за это дело всякий, кого определили в начальники? Главное, как ему кажется, - благие намерения и большие полномочия. Но вдруг совершенно неожиданно выясняется, что результаты такого руководства прямо противоположны намерениям и надо снова кого-то искать, опять и опять назначая на ответственную работу случайных людей. Неудивительно, что при такой кадровой политике все мы без исключений оказываемся жертвами (если не заложниками) некомпетентных руководителей и созданной ими для своего удобства управленческой системы.

Для того чтобы руководить людьми профессионально и эффективно, нужно знать дело и понимать людей, обладать способностями к руководству и жизненным опытом. Поскольку многих выпускников СП ГМТУ ожидает в перспективе работа мастеров, начальников цехов и участков, директоров, начальников НИИ и КБ, то им необходимо обладать знаниями о том, что такое руководство, как функционирует трудовой коллектив, какие опасности ожидают руководителя. Эту задачу и призвано решить предлагаемое учебное пособие.

Хороший инженер может быть слабым руководителем потому, что не каждый обладает способностями к управленческой деятельности. Но даже самый способный к руководству человек не справится с работой, если не будет обладать серьезными теоретическими знаниями об объекте своего управления. Несколько проще с опытом - он со временем появится, но уже в университете будущему руководителю полезно тренировать свои организаторские навыки. Курс "Теория руководства" должен помочь студенту при ответе на вопрос: "Получится ли из меня руководитель?", а выпускнику - "Получился ли из меня руководитель?". Кроме того, тот, кто внимательно изучит этот предмет, сможет по стилю работы отличить сильного руководителя от слабого.

Чтобы стать хорошим руководителем, нужно к этому стремиться. То, что сегодня многие честные, способные и знающие специалисты руководить не хотят, считают эту работу "грязной", нетворческой и не связанной с полученной в вузе специальностью - подлинное бедствие нашей управленческой системы. В результате открывается широкий простор для карьеристов и дилетантов, а ведь известно, что результаты деятельности одного слабого руководителя могут свести на нет труд тысяч лучших специалистов.


Автор пособия сознательно ставит перед собой цель - формировать у студентов установку на творческий труд руководителя.

Установка на инженерный труд у большинства студентов уже сформирована при изучении ими специальных дисциплин. Но существование двух установок не только не мешает успешной работе, но и делает человека более устойчивым в случае неудачи в реализации одной из них.

Промышленные предприятия и фирмы нуждаются не столько в инженерах, сколько в руководителях и здесь молодые специалисты могут стать сразу мастерами и помощниками мастеров. В коммерческих и торговых фирмах, в НИИ и КБ возможность стать руководителем возникает позже, после того, как специалист зарекомендует себя на рядовой должности. Но и в первом и во втором случае знание теоретических основ руководства может оказать определяющее воздействие на деловую карьеру специалиста.

Успешный труд руководителя требует больших усилий и связан со значительными нервными нагрузками. Но нельзя считать его нетворческим или неблагодарным. Человек, а тем более коллектив, несоизмеримо более сложный объект управления, чем любая машина, поэтому работа сильного руководителя насыщена творческими компонентами. Что же касается стимулов, то, кроме очень серьёзной финансовой мотивации, у руководителя оказывается одна очень важная возможность - каждый день заботиться о людях, дарить им радость хорошо организованного совместного творческого труда. Благодаря этому сильный руководитель, как правило, получает от своей работы большое моральное удовлетворение и редко меняет ее на любую другую.

Предлагаемый курс опирается на имеющийся у студента жизненный опыт. В тех случаях, когда учащийся работал до поступления в институт или обучается без отрыва от производства, усвоение материала идет успешнее. Наиболее трудно предмет дается студентам, отличающимся инфантильностью и узкой технократической направленностью интересов.

Большое значение для изучения теории руководства имеют прочные знания в области гуманитарных дисциплин - истории, философии, экономики.

В конце каждой главы содержатся контрольные вопросы и задания, способствующие более полному и глубокому освоению материала. Сноски даны непосредственно в тексте.

Прежде чем Вы начнете изучать теорию руководства, следует выполнить тест Л.Д.Кудряшовой: "Проверьте, какой Вы руководитель". По окончании курса полезно вновь выполнить этот тест, заполнив в нем шкалу "Ваш идеал". Если результаты тестирования улучшились, то Вы правильно поняли предложенный материал и, скорее всего, представляете себе, как надо руководить.

Важнейшей частью пособия является методика оценки и самооценки качества руководства. Если Вы реализуете в работе слабый тип руководства, то лучше Вам подыскать другую работу, не связанную с людьми. Впрочем, если слабость или недостаток, который вынуждает Вас так работать, устраним, то еще не все потеряно и есть шансы выправить положение. Руководитель, который не справляется с тяжелым коллективом или теряется в трудной управленческой ситуации, может оказаться на своем месте в спокойной обстановке, с более надежным коллективом или на менее ответственной работе.

Гораздо труднее "уничтожить" слабого руководителя, если таковым являетесь не Вы сами, а Ваш начальник. Как поступать в этой ситуации, "смириться под ударами судьбы иль должно оказать сопротивленье", - решать Вам и только Вам.

Приступая к изучению теории руководства, необходимо знать, что сильные руководители, как правило, проявляют большой интерес к теоретическим проблемам руководства и управления. Слабые обычно не усматривают для себя никакой пользы в изучении подобных проблем и в этом совершенно правы, поскольку обучить руководству можно только того, у кого к этому есть способности.

 







Date: 2015-07-01; view: 298; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию