Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спонтанные рисунки





 

Хотя спонтанные рисунки и не принято относить к разряду проективных техник, тем не менее они используются для по­нимания ряда личностных характеристик и позволяют выявить совершенно уникальные личностные проекции. Интерпретация спонтанных рисунков оказывается более полной, если ей пред­шествует предварительная психологическая работа с челове­ком, исполняющим рисунок.

Спонтанные рисунки особенно полезны в работе с детьми, у которых ограничены средства вербального выражения.

Они также представляют большую ценность как психотерапевтическая техника, так как позволяют выразить свои чув­ства и пролить новый свет на свою личностную ситуацию.

Задания могут быть различными. Человека можно попро­сить, чтобы он изобразил то, как он себя чувствует, или то, как on воспринимает определенную ситуацию, или то, как он реагирует на кого-то или на что-то.

Отталкиваясь от содержания картинки, у исполнителя ри­сунка могут возникнуть новые инсайты, новые открытия. Использование цвета, выбор содержания рисунка, графические показатели — все это очень важно для понимания того, как человек устанавливает свои взаимоотношения с миром.

Когда рисунок используется как психотерапевтическое средство, дальнейшие открытия (инсайты) могут произойти после того, как исполнитель начнет описывать тот рисунок, который он сделал, даст рисунку название или объяснит, что с его точки зрения означают те или иные символы.

Очень часто, получив знание того, что даст спонтанное ри­сование, некоторые люди начинают сами довольно точно интер­претировать свои собственные рисунки. Таким образом, они стремятся овладеть пониманием собственных символов и при­обретают хороший инструмент для осознания содержания собственного бессознательного.

Работа с подобными рисунками в значительной море зави­сит от теоретических позиций психотерапевта.

Так, например, юнгианцы могут использовать активное во­ображение для обнаружения бессознательного материала в рисунках, гештальттерапевты применяют индивидуальные ин­теракции и дают задания типа: “Поговори с отдельными эле­ментами рисунка”, психоаналитики просят дать свободные ас­социации с целью понимания динамики, которая вынесена из детства и влияет на личностные реакции в той или иной си­туации.

Все эти методы очень полезны и могут быть использованы для активизации процесса личностного роста и развития пациента.

 

ПИКТОГРАММА

 

Метод пиктограмм — создание образов для опосредованного запоминания понятий — предложен А.Р.Лурия. Этот метод позволяет изучить особенности понятийного мышления, памя­ти: характер их нарушении, эффективный компонент мышления, характер ассоциативного процесса; личностные особенно­сти человека на основе проекций.

К сожалению, принято считать пиктограмму методом па­топсихологии, и в связи с этим она используется в основном для работы с больными, для исследования особенностей патологии мышления.

Однако использование данного метода для психологической работы со здоровыми дает возможность обнаружить особенности отношений, установок человека, характер его эмоциональ­ных затруднений и т. д.

Методика пиктограмм довольно проста. Испытуемому дают стандартный лист (листы) бумаги, мягкий простой карандаш и предлагают запомнить ряд слов, но для лучшего запоминания сделать рисунок к каждому.

Инструкция предусматривает, что качество рисунка роли не играет, так как иногда испытуемые ссылаются на неумение рисовать. Кроме того, испытуемого просят не прибегать к словесным или буквенным шифрам запоминаемых слов.

Экспериментатору весьма полезно фиксировать всю спонтанную речевую продукцию испытуемого, возникающую по ходу выполнения задания. Можно также задавать уточняющие вопросы по поводу сделанных изображений.

Например, “А как Вам этот образ поможет припомнить...”

Обычно используется определенный набор слов (10—20 слов), к которым необходимо сделать вспомогательные рисунки — пиктограммы. В случае ретестирования испытуемому пред­лагают дополнительный набор понятий. Чаше всего исполь­зуются следующие наборы:

1. Веселый праздник.

2. Тяжелая работа.

3. Вкусный ужин.

4. Болезнь.

5. Сомнение.

6. Разлука.

7. Развитие.

8. Любовь.

9. Голодный ребенок.

10. Печаль.

11. Отчаяние.

12. Богатство.

13. Красивая женщина.

14. Смелый поступок.

15. Счастье.

16. Мечта.

17. Непростительная ошибка.

18. Настоящий мужчина.

19. Секс.

20. Любимое занятие.

Обычно в начале предлагаются слова более конкретного содержания, а затем — более абстрактного.

Часто в наборе наряду со стандартными понятиями вводят­ся специфические, “аффективно заряженные”, значимые для конкретного испытуемого.

Как правило, данная методика предлагается в комплексе и сопоставлении с другими, и тогда мотивировка исследования, как проверка зрительной памяти, позволяет изменить направ­ление внимания испытуемого, обеспечивая большую спонтан­ность, свободу при построении образа и снижая контролируе­мость.

Только после выполнения всего задания, а иногда через час, через день и т. д. испытуемому предлагают припомнить по ри­сункам заданные слова, причем припоминание предлагается производить не по порядку, а в разбивку. Следует спросить испытуемого, чем помог ему рисунок вспомнить слово.

ПОКАЗАТЕЛИ МЕТОДИКИ “ПИКТОГРАММА”

 

При анализе “Пиктограммы” рассматриваются как смысловой ряд показателей (содержательная сторона рисунков, тема, сюжет), ясность понимания смысла испытуемого при объясне­нии понятий, знание каждого понятия для испытуемого; так и графический ряд показателей (расположение рисунка на ли­сте, размер, обводка, линии, зачеркивания, штриховка, детали изображения).

Принято считать, что данная методика прежде всего позво­ляет исследовать особенности мыслительных процессов с позиции таких характеристик как конформность мышления, его четкость, объем, тип организации мышления, эмоциональная окраска мыслительных процессов и т. д.

Предложение о конформности мышления может быть сделано, если в 1/2—2/3 рисунков и их объяснениях испытуемым используются стандартные типичные образы.

Понятно, что такое заключение может сделать экспериментатор, имеющий значительный опыт работы с данной методикой и накопивший определенную статистику частоты встречаемости изображений у разных испытуемых.

При использовании типичных (часто встречающихся образов) в 1/3—1/2 рисунков можно считать, что испытуемый об­наружил неконформность мышления.

Если такие образы встречаются менее чем в 1/3 всех ри­сунков, то мышление испытуемого резко неконформное и, наоборот, резко конформное, если стандартные образы имеют ме­сто более, чем в 2/3 рисунков.

Четкость мышления определяется по характеру использования признаков явления, относящих его к определенной ка­тегории понятий.

При этом важно помнить, что при четком мышлении в пик­тограммах испытуемого преобладают рисунки (до 2/3 от об­щего количества), строящиеся на основных признаках, а не слабых или случайных.

При недостаточно четком мышлении только половина ри­сунков и объяснений строятся на основных признаках понятий.

При нечетком мышлении резко преобладают слабые приз­наки понятий (примерно 50 проц.) и встречаются случайные признаки.

При нарушении мышления, резко преобладают случайные признаки. Образы могут выбираться по созвучию (например, на слово “отчаяние” рисуется пиктограмма “чашка чая”).

Объем мышления определяется количеством признаков, из которых составлена характеристика понятия в объяснении, то есть при нормальном объеме мышления выделяется глав­ный признак и некоторые дополнительные.

При суженном объеме мышления используется главный признак, но объяснение ограничено указанием на одну группу (вид) явлений и предметов.

При расширенном объеме мышления в пиктограмму вклю­чаются явления и предметы, отражающие слабые и случайные признаки понятия.

Тип организации мышления определяется по характеру построения процесса объяснения. При этом, если объяснение строится от простых признаков к более сложным при сохра­нении их соотнесения между собой, имеет место высокая логи­ческая организованность мышления. Если же объяснение стро­ится на основе ситуативных связей предметов, то проявляется конкретное, ситуационное мышление.

Эмоциональная окраска мышления сказывается на четкости мышления при объяснении понятий, имеющих положительное или отрицательное эмоциональное содержание (веселый праздник, счастье, дружба или тяжелая болезнь, разлука, отчая­ние). Речь идет о том, какие эмоции вызываются определенным понятием, и как они влияют на четкость мышления, уси­ливают ее или ослабляют, мобилизуют человека или демоби­лизуют его.

Аналогично по пиктограммам и ее объяснению можно сделать заключение о способности человека контактировать с другими людьми. Важно обращать, внимание на повышение или понижение четкости мышления на слова — понятия, вклю­чающие взаимодействия с другими людьми (дружба, разлука, ядовитый вопрос и т. д.), что может характеризовать способ­ность человека к совместной деятельности, его контактность, aдаптивность, особенности распределения внимания при групповом взаимодействии и т. д.

Одним из важных диагностических показателей является степень абстрактности-конкретности, используемых образов и пояснений.

Так, например, в пиктограммах могут использоваться как абстрактные изображения (схемы, геометрические фигуры, зна­ки, математические символы и пр.), так и конкретные — реа­льно существующие предметы и явления.

Кроме того, абстрактные изображения могут быть конфор­мными (прямые, геометрические фигуры, диаграммы, схемы, стрелки, точки, круги и т. д.) и неконформными (абстрактные изображения сложной негеометрической формы, символы, знаки не традиционного типа).

Конкретные и конформные изображения чаще встречаются у людей которые легко адаптируются в окружении, и, напротив, конкретные и неконформные изображения имеют место у людей, адаптация которых ограничена.

Date: 2015-06-11; view: 1180; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию