Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура рисунка семьи
Изображение полного состава семьи очень часто встречается в случае эмоционального благополучия в семье. По данным исследований, 85 процентов детей 6—8 лет, нормального интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, в рисунке изображают ее полностью. Искажение реального состава семьи всегда заслуживает внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайний вариант искажения состава семьи представляют собой рисунки, в которых совершенно не изображены люди (например, нарисована только мебель) или изображены люди, не связанные с семьей. За этим обычно скрываются: травматические переживания, связанные с семьей; чувства отверженности, покинутости (так часто рисуют дети, недавно пришедшие в интернат из семей), чувство небезопасности, тревожности; аутизм или плохой контакт психолога с ребенком. Уменьшение состава семьи характерно для рисунков детей, которые конфликтуют с кем-либо из членов семьи. Они, обычно, “забывают” нарисовать эмоционально непривлекательных членов семьи. Таким образом проявляется стремление как бы “разрядить” тягостную эмоциональную атмосферу в семье, избежать отрицательных эмоций, связанных с определенными людьми. Когда ребенок не изображает братьев и сестер, это, как правило, отражает ситуацию конкуренции в семье, стремление “монополизировать на символическом уровне” недостающую любовь родителей. Обычно, отвечая на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, ребенок защищается: “Нe нарисовал, потому что не осталось места”, “Он пошел гулять”, иногда дается более откровенный ответ: “Не хочу, чтобы он с нами жил”. В некоторых случаях изображения членов семьи “замещаются” изображениями зверей или птиц. Важно попытаться уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок старается уменьшить. Изображение, вместо реальной семьи, семьи зверят может указывать на дефицит чувства общности в семенных отношениях, сильное чувство отверженности, стремление к теплым, эмоциональным контактам. Исключение собственного изображения из рисунка, или изображение семьи, когда вместо членов семьи рисуется только собственный портрет, также свидетельствует о проблемных семейных отношениях. Отсутствие в рисунках собственного изображения характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие. Презентация в рисунках только собственного изображения оказывает на несформированное чувство общности, с одной стороны, и на некоторую эгоцентричность, истероидность, с другой, особенно, если собственное изображение детализировано, одежда декорирована, использовано большое количество цветов, и изображаемая фигура достаточно большого размера. Если же изображение самого себя схематично, и рисунок передает негативный эмоциональный фон, можно предположить наличие чувства отверженности, покинутости, аутистические тенденции. Информативным является также и увеличение состава семьи в рисунке. Как правило, это связано также с неудовлетворительными отношениям в семье, неудовлетворенными психологическими потребностями. Если в дополнение к членам семьи изображаются еще дети того же возраста, что и испытуемый, можно предположить наличие неудовлетворенных потребностей в равноправных, кооперативных связях. Подобные рисунки чаще делают единственные дети в семье. Когда “пририсовываются” дети более младшего возраста, это может быть связано с потребностью ребенка занять охраняющую, руководящую позицию. Это касается и тех случаев, когда в рисунках появляется собачка или кошечка, несуществующие в реальности. Изображение взрослых, не связанных с семьей, которые как бы “дополняют” родителей или заменяют их, указывает на восприятие ребенком семьи как неинтегрированной, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в более близких эмоциональных контактах. В некоторых случаях это указывает на символическое разрушение целостности семьи и месть родителям из-за ощущения отверженности и ненужности. Date: 2015-06-11; view: 525; Нарушение авторских прав |