Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ процесса рисования
При анализе процесса рисования следует обратить внимание на: а) последовательность рисования членов семьи; б) последовательность рисования деталей; в) стирание; г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам; д) паузы; е) спонтанные комментарии. За динамическими характеристиками рисования кроется напряжение, конфликты, изменение замысла, актуализация чувств. Несмотря на большую неопределенность, этот уровень анализа часто дает наиболее содержательную, глубокую значимую информацию. По данным исследований, 35 проц. детей первой рисуют фигуру матери, З5 проц. — себя, 17 проц. — отца, 8 проц. — братьев и сестер. Обычно в рисунке первым изображается наиболее значимый, главный или наиболее близкий человек. Когда в рисунке ребенок первым изображает себя, это может быть связано с эгоцентричностью. Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать, это может быть связано с негативным отношением к ней. В случае, когда испытуемый сначала рисует, мебель, линию основания, солнце и т. д. и лишь в последнюю очередь приступает к изображению людей, есть основание считать, что в этом проявляется своеобразная защитная реакция, при помощи которой он отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией. Возвращение к ранее нарисованному, может указывать на главные доминирующие переживания, связанные с определенными деталями рисунка. Паузы перед рисованием являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет связанного с негативными эмоциями человека или деталь. Стирание нарисованного изображения, перерисование может быть выражением как негативных эмоции, так и позитивных. В этом случае, при оценке решающее значение имеет конечный результат рисования. Если графическая презентация не стала лучше, можно предположить наличие конфликтных отношений с этим человеком. Спонтанные комментарии часто проясняют смысл изображения. Поэтому, к ним надо внимательно прислушиваться. Появление спонтанных высказываний указывает на наиболее эмоционально “заряженные” области в рисунке. Фиксация таких моментов помогает сформулировать необходимые вопросы (испытуемому) и направить беседу в нужное русло, что позволит более точно подойти к интерпретации рисунка. КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ
В 1972 году предложили новую методику “Кинетический рисунок семьи”, которая вскоре получила большое признание. Модификаторы были неудовлетворенытем, что традиционное задание “Нарисуй свою семью”, как правило, приводит к созданию статистической картинки, в которой все члены семьи располагаются в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Попытка ввести в действие дополнительный кинетический фактор привела к созданию новой инструкции: “Нарисуй картинку, в которой все члены семьи чем-нибудь заняты”. Методика “Кинетический рисунок семьи” позволяет прояснить внутреннюю динамику, понять, как испытуемый воспринимает семейные взаимоотношения и каждого члена семьи, и какие чувства испытывает к каждому. Создавая схему интерпретации теста, авторы выделили четыре значимых уровня анализа: а) характеристики индивидуальных фигур рисунка; б) действия персонажей; в) стиль; г) символы. Интерпретация характеристик индивидуальных фигур схожа с интерпретацией фигур в тесте “Нарисуй человека”. Принимается во внимание порядок изображения фигур, их расположение по отношению друг к другу. Важно отметить, что характер изображения каждой из фигур следует рассматривать в контексте всей картинки. Действия персонажей рисунка могут быть весьма разнообразны и отражать как типичные занятия членов семьи, так и наиболее предпочтительные, ожидаемые, желаемые для испытуемого. В процессе выполнения кинетического рисунка семьи дети часто изображают своих родителей, выполняющих стереотипные роли, делающих привычные дляних домашние дела. Например, отцов чаще всего изображают читающими, отдыхающими, сидящими у телевизора и т. д. Мамы—готовят, убирают, гладят. Себя дети чаще всего изображают за игрой, за едой, за уроками, или помогающими маме. Если какой-либо член семьи изображается в совершенно отличной манере, по сравнению с тем, как изображаются остальные, то это может отражать его “особое” положение в семейной группе. Например, если отец в семье постоянно требует к себе чрезмерного внимания, ребенок может нарисовать его как бы повернутым в другой плоскости. Действия и объекты, изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенным отношениям. “Энергии” или “поля напряжения” могут отражать злобу, зависть, соревнование, стремление к близости, к контактам. Например, две фигуры могут быть изображены смотрящими друг на друга, и это отражает их эмоциональную близость, чувства любви и привязанности. Использование определенных специфических символов (особенно при выражении чувств) часто встречается у детей, не имеющих возможности свои чувства проявлять открыто. Например, мячи часто изображаются как символ соревновательных чувств. При сильном выражении чувства соперничества и при условии, когда эти чувства не могут быть открыто проявлены, мяч рисуется подпрыгивающим, скачущим вверх-вниз, а не перебрасывающимся от одного к другому. Огонь, свет — символы тепла обычно рассматриваются как выразители чувств или энергии между двумя людьми. Например, огонь часто символически отражает желание любви в более тесных эмоциональных связях. Однако, возможно, что такие чувства очень часто сопровождаются гневом, из-за того, что потребность в эмоциональных связях не удовлетворяется должным образом. Символ света также символизирует потребность в любви, но без сопровождающего чувства гнева. Линии наверху листа над рисунком или тяжелые объемные облака обычно рисуются, когда внешний мир воспринимается субъектом как пугающий пли полный темноты и беспокойства. Можно выделить около 40 часто повторяющихся в рисунках символов (например, лестница, вода, кровать и т. д.), которые могут быть проинтерпретированы согласно принципам психоанализа. Однако не следует приписывать символам фиксированные значения, имея в виду, что у них может быть индивидуальный смысл или значение, которое они приобретают в конкретной ситуации (так называемые “социальные” символы). Создали детализированное экстенсивное руководство для интерпретации кинетического рисунка семьи, а также разработали специальную шкалу для быстрого оценивания результатов. Авторы выделили пять симптомокомплексов для оценки теста: 1. благоприятная семейная ситуация, 2. тревожность, 3. конфликтность в семье, 4. чувство неполноценности, 5. враждебность в семейной ситуации. 1. Благоприятная семейная ситуация отражается в рисунке при помощи следующих характеристик: — Все члены семьи объединены совместной деятельностью. — На рисунке преобладаютлюди. — Изображается семья в полном составе. — Отсутствуют изолированные члены семьи. — Отсутствуетштриховка. — Хорошее качество линий. — Отсутствуют показатели враждебности. — Имеет место адекватное расположение людей на листе бумаги. — Имеют место другие возможные признаки. 2. Тревожность: — Имеет место штриховка. — Прорисована линияоснования (пол ). — Прорисована линия надрисунком. — Линии выполняются с сильным нажимом. — Имеет место стирание. — Проявляется преувеличенное внимание к деталям. — На рисунке преобладают вещи. — Имеют место двойные и прерывистые линии. — Отдельные детали рисунка подчеркиваются. — Имеются другие признаки тревожности. 3. Конфликтность в семье: — Фигуры на рисунке разделяются барьерами. — Отдельные фигуры стираются. — У некоторых фигур отсутствуют основные части тела. — Отдельные фигуры выделены. — Отдельные фигуры изолированы. — Неадекватная величина отдельных фигур. — Несоответствие рисунка и его словесного описания. — Преобладание в рисунке вещей, предметов. — Отсутствие на рисунке отдельных членов семьи. — Стоящий спиной членсемьи. — Другие возможные признаки. 4.Чувство неполноценности в семейной ситуации: — Автор рисунка непропорционально маленький. — Фигуры расположены в нижней части листа. — Линии изображения слабые, прерывистые. — Изоляция автора от других. — Маленькие фигуры. — Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора. — Отсутствие фигуры автора. — Автор стоит спиной. — Другие возможные признаки. 5. Враждебность в семейной ситуации: — Одна фигура изображена на другом листе или на перевернутой стороне листа. — Агрессивная позиция фигуры. — Зачеркнутая фигура. — Деформированная фигура. — Руки раскинуты в стороны. — Пальцы длинные, подчеркнутые. — Другие возможные признаки. Date: 2015-06-11; view: 781; Нарушение авторских прав |