Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ процесса рисования





 

При анализе процесса рисования следует обратить внима­ние на:

а) последовательность рисования членов семьи;

б) последовательность рисования деталей;

в) стирание;

г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

д) паузы;

е) спонтанные комментарии.

За динамическими характеристиками рисования кроется напряжение, конфликты, изменение замысла, актуализация чувств. Несмотря на большую неопределенность, этот уровень анализа часто дает наиболее содержательную, глубокую значи­мую информацию.

По данным исследований, 35 проц. детей первой рисуют фи­гуру матери, З5 проц. — себя, 17 проц. — отца, 8 проц. — братьев и сестер.

Обычно в рисунке первым изображается наиболее значи­мый, главный или наиболее близкий человек.

Когда в рисунке ребенок первым изображает себя, это может быть связано с эгоцентричностью.

Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать, это может быть связано с негативным отношением к ней.

В случае, когда испытуемый сначала рисует, мебель, линию основания, солнце и т. д. и лишь в последнюю очередь при­ступает к изображению людей, есть основание считать, что в этом проявляется своеобразная защитная реакция, при помо­щи которой он отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семей­ной ситуацией.

Возвращение к ранее нарисованному, может указывать на главные доминирующие переживания, связанные с определен­ными деталями рисунка.

Паузы перед рисованием являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет связанного с негативными эмоциями человека или деталь.

Стирание нарисованного изображения, перерисование мо­жет быть выражением как негативных эмоции, так и позитивных. В этом случае, при оценке решающее значение имеет конечный результат рисования. Если графическая презентация не стала лучше, можно предположить наличие конфликтных отношений с этим человеком.

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл изобра­жения. Поэтому, к ним надо внимательно прислушиваться. Появление спонтанных высказываний указывает на наиболее эмоционально “заряженные” области в рисунке. Фиксация таких моментов помогает сформулировать необходимые вопросы (испытуемому) и направить беседу в нужное русло, что поз­волит более точно подойти к интерпретации рисунка.

КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ

 

В 1972 году предложили новую методику “Кинетический рисунок семьи”, которая вскоре получила большое признание.

Модификаторы были неудовлетворенытем, что традицион­ное задание “Нарисуй свою семью”, как правило, приводит к созданию статистической картинки, в которой все члены семьи располагаются в ряд и повернуты лицом к наблюдателю.

Попытка ввести в действие дополнительный кинетический фактор привела к созданию новой инструкции: “Нарисуй картинку, в которой все члены семьи чем-нибудь заняты”.

Методика “Кинетический рисунок семьи” позволяет прояснить внутреннюю динамику, понять, как испытуемый воспринимает семейные взаимоотношения и каждого члена семьи, и какие чувства испытывает к каждому.

Создавая схему интерпретации теста, авторы выделили четыре значимых уровня анализа:

а) характеристики индивидуальных фигур рисунка;

б) действия персонажей;

в) стиль;

г) символы.

Интерпретация характеристик индивидуальных фигур схожа с интерпретацией фигур в тесте “Нарисуй человека”. Принимается во внимание порядок изображения фигур, их расположение по отношению друг к другу. Важно отметить, что ха­рактер изображения каждой из фигур следует рассматривать в контексте всей картинки.

Действия персонажей рисунка могут быть весьма разнообразны и отражать как типичные занятия членов семьи, так и наиболее предпочтительные, ожидаемые, желаемые для ис­пытуемого.

В процессе выполнения кинетического рисунка семьи дети часто изображают своих родителей, выполняющих стереотип­ные роли, делающих привычные дляних домашние дела.

Например, отцов чаще всего изображают читающими, отды­хающими, сидящими у телевизора и т. д. Мамы—готовят, убирают, гладят. Себя дети чаще всего изображают за игрой, за едой, за уроками, или помогающими маме.

Если какой-либо член семьи изображается в совершенно отличной манере, по сравнению с тем, как изображаются ос­тальные, то это может отражать его “особое” положение в се­мейной группе. Например, если отец в семье постоянно требует к себе чрезмерного внимания, ребенок может нарисовать его как бы повернутым в другой плоскости.


Действия и объекты, изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенным отношениям. “Энергии” или “поля напряжения” могут отражать злобу, зависть, соревнование, стремление к близости, к контактам. Например, две фигуры могут быть изображены смотрящими друг на дру­га, и это отражает их эмоциональную близость, чувства люб­ви и привязанности.

Использование определенных специфических символов (особенно при выражении чувств) часто встречается у детей, не имеющих возможности свои чувства проявлять открыто.

Например, мячи часто изображаются как символ соревно­вательных чувств. При сильном выражении чувства соперни­чества и при условии, когда эти чувства не могут быть открыто проявлены, мяч рисуется подпрыгивающим, скачущим вверх-вниз, а не перебрасывающимся от одного к другому.

Огонь, свет — символы тепла обычно рассматриваются как выразители чувств или энергии между двумя людьми. Напри­мер, огонь часто символически отражает желание любви в более тесных эмоциональных связях. Однако, возможно, что такие чувства очень часто сопровождаются гневом, из-за того, что потребность в эмоциональных связях не удовлетворяется дол­жным образом. Символ света также символизирует потребность в любви, но без сопровождающего чувства гнева.

Линии наверху листа над рисунком или тяжелые объемные облака обычно рисуются, когда внешний мир восприни­мается субъектом как пугающий пли полный темноты и бес­покойства.

Можно выделить около 40 часто повторяющихся в рисунках символов (например, лестница, вода, кровать и т. д.), которые могут быть проинтерпретированы согласно принципам психоанализа. Однако не следует приписывать символам фик­сированные значения, имея в виду, что у них может быть ин­дивидуальный смысл или значение, которое они приобретают в конкретной ситуации (так называемые “социальные” сим­волы).

Создали детализированное экстенсивное руководство для интерпрета­ции кинетического рисунка семьи, а также разработали спе­циальную шкалу для быстрого оценивания результатов.

Авторы выделили пять симптомокомплексов для оценки теста:

1. благоприятная семейная ситуация,

2. тревожность,

3. конфликтность в семье,

4. чувство неполноценности,

5. враждебность в семейной ситуации.

1. Благоприятная семейная ситуация отражается в рисунке при помощи следующих характеристик:

— Все члены семьи объединены совместной деятельностью.

— На рисунке преобладаютлюди.

— Изображается семья в полном составе.

— Отсутствуют изолированные члены семьи.

— Отсутствуетштриховка.

— Хорошее качество линий.

— Отсутствуют показатели враждебности.

— Имеет место адекватное расположение людей на листе бумаги.

— Имеют место другие возможные признаки.

2. Тревожность:

— Имеет место штриховка.

— Прорисована линияоснования (пол ).

— Прорисована линия надрисунком.

— Линии выполняются с сильным нажимом.

— Имеет место стирание.

— Проявляется преувеличенное внимание к деталям.

— На рисунке преобладают вещи.

— Имеют место двойные и прерывистые линии.

— Отдельные детали рисунка подчеркиваются.

— Имеются другие признаки тревожности.

3. Конфликтность в семье:

— Фигуры на рисунке разделяются барьерами.


— Отдельные фигуры стираются.

— У некоторых фигур отсутствуют основные части тела.

— Отдельные фигуры выделены.

— Отдельные фигуры изолированы.

— Неадекватная величина отдельных фигур.

— Несоответствие рисунка и его словесного описания.

— Преобладание в рисунке вещей, предметов.

— Отсутствие на рисунке отдельных членов семьи.

— Стоящий спиной членсемьи.

— Другие возможные признаки.

4.Чувство неполноценности в семейной ситуации:

— Автор рисунка непропорционально маленький.

— Фигуры расположены в нижней части листа.

— Линии изображения слабые, прерывистые.

— Изоляция автора от других.

— Маленькие фигуры.

— Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора.

— Отсутствие фигуры автора.

— Автор стоит спиной.

— Другие возможные признаки.

5. Враждебность в семейной ситуации:

— Одна фигура изображена на другом листе или на пере­вернутой стороне листа.

— Агрессивная позиция фигуры.

— Зачеркнутая фигура.

— Деформированная фигура.

— Руки раскинуты в стороны.

— Пальцы длинные, подчеркнутые.

— Другие возможные признаки.







Date: 2015-06-11; view: 781; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию