Введение. Глава 1. Разработанность проблемы восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с помощью сказки
Содержание
Введение
Глава 1. Разработанность проблемы восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с помощью сказки
1.1 Теоретические основы невербального общения
1.2 Особенности восприятия и понимания невербальной информации детьми с нарушением интеллекта
1.3 Особенности использования материала сказок в работе с младшими умственно отсталыми школьниками
Глава 2. Проективные методики экспериментального исследования восприятия и понимания невербальной знаковой информации
2.1 Обоснование экспериментального материала
2.2 Диагностические методики обследования восприятия и понимания невербальной информации средствами материала сказки
2.3 Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний сказочных персонажей по их вербальным представлениям
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. Социальное устройство детей с любыми отклонениями в развитии - серьёзная проблема для современного общества. Их интеграция в среду нормально развивающихся сверстников - ведущее направление работы в области развития специальной педагогики и психологии. Повысить степень социальной адаптации детей, достичь максимально возможного для каждого ребёнка уровня развития, образования, интеграции в общество можно при своевременном коррекционном воздействии (Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, Е. А. Стребелева, С. Г. Шевченко, Л. М. Шипицына и др.).
Социальная среда, общество предъявляют ребенку с проблемами в развитии требования, касающиеся умения адекватно воспринимать и понимать людей, их деятельность. Кроме того, ему необходимо уметь по внешней экспрессии понимать поведение другого человека, оценивать людей, ориентироваться в конфликтных ситуациях, анализировать и обобщать свой социальный опыт, принимать правильные решения в различных ситуациях.
Приоритетными направлениями в области коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение интеллектуального развития, являются подготовка их к межличностному взаимодействию и развитие потенциальных возможностей познания другого человека и социальной ситуации в целом (Т.Н. Власова, Т.М. Дульнев, В.В. Коркунов, Е.А. Медведева, В.Г. Петрова и др.).
Успешной интеграции и социализации младшего школьника с нарушением интеллектуального развития в окружающем мире будет способствовать адекватное восприятие, понимание и употребление невербальной информации. Обучать восприятию и пониманию невербальной информации надо на понятном, доступном и близком к уровню развития детей материале (М. Г. Агавелян, Н. А. Першина, Н. Б. Шевченко).
Образование на основе анализа жизненного опыта - это путь усвоения детьми максимального количества необходимой информации. Такое образование становится актуальным, если может быть «прожито» человеком. В символической форме оно присутствует в материале сказок: их сюжетах, иллюстрациях к ним, в образах конкретных сказочных персонажей и т.д.
Использование материала сказок в рамках специального образования, возможно относительно всех компонентов коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекция).
Сказка, как средство коррекции психологических отношений, всегда имеет тройную направленность: во-первых, она дидактически приемлема; во-вторых, она включает в действие основные, познавательные процессы, что способствует мягкому переходу от воображаемой ситуации реальной; в-третьих, процесс трансформации из воображаемой ситуации в реальную, через игровую ситуацию, как раз этот путь, где при помощи психологической коррекции, можно добиться значительного повышения уровня оптимизации восприятия невербальной знаковой информации.
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям детей младшего школьного возраста. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.
В каждом из нас живет сказочник, потому что каждый из нас обладает фантазией. Именно фантазия и воображение помогают нам формировать образ будущего. Для нашей жизни важно, чтобы этот образ был положительным, красивым, достойным. Таким, как в сказке. Ведь сказки не только развивают воображение, но и дисциплинируют его.
Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь.
Невербальная коммуникация – это выразительные движения (мимика и пантомимика), жесты (например, поклон, поворот к собеседнику или от него и др.), использование предметов.
Изучение особенностей восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития на материале сказок позволяет определить как характеристику личности в целом, так и её отдельные проблемные элементы. Коррекция выявленных нарушений восприятия и понимания невербальной информации указанной категорией детей с использованием материала сказок способствует усилению потенциальных возможностей испытуемых. Предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях, которые можно «прожить», «проиграть». Чем больше моделей, тем подвижнее социальный интеллект, тем успешнее процесс социализации. Использование в специальном образовании материала сказок полностью отвечает всё возрастающей потребности человека в мягком подходе к его проблемам.
Сказка, как средство коррекции психологических отношений всегда имеет тройную направленность: во-первых, она дидактически приемлема; во-вторых, она включает в действие основные, познавательные процессы, что способствует мягкому переходу от воображаемой ситуации к ситуации реальной; в-третьих, процесс трансформации из воображаемой ситуации в реальную, через игровую - как раз тот путь, который при помощи психологической коррекции позволяет добиться значительного повышения. уровня оптимизации восприятия невербальной информации. Это и позволило определить сказкотерапию как актуальную проблему, которая может быть разработана в олигофренопедагогике и олигофренопсихологии.
Объект исследования: особенности восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: процесс изучения особенностей восприятия и понимания невербальной информации о человеке младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития на материале сказок и карточек с главными героями сказок.
Цель исследования: создание педагогических условий для изучения особенностей и коррекции недостатков восприятия и понимания невербальной информации с помощью сказок младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития.
Гипотеза исследования: педагогическое изучение особенностей восприятия и понимания невербальной информации с помощью сказки окажется эффективной, если:
- для изучения восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллекта будет использоваться материал сказок как наиболее адекватный педагогический инструментарий для детей данного возраста;
- коррекционно-педагогический процесс будет осуществляться целенаправленно и систематически по специально разработанной программе с использованием материала сказок, учитывающей особенности восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
Анализ проблемы восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушение интеллекта и опыта использования этих знаний в психолого-педагогической практике.
Разработка педагогической методики с применением материала сказок для изучения особенностей восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллекта и апробация её в экспериментальных условиях.
Методы исследования: определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; изучение психолого-педагогической документации (личные дела, протоколы ПМПК); педагогический эксперимент, включающий этапы: констатации изучаемых фактов и явлений, коррекции выявленных нарушений, контроля эффективности проведённых мероприятий.
Этапы исследования:
1. Теоретический (сентябрь 2010 – декабрь 2010). Выбор и анализ литературы, определение основных парадигм анализируемой проблемы.
2. Экспериментальный (ноябрь 2010 – декабрь 2010). Подготовка программ и методик, проведение эксперимента.
3. Обобщающий (апрель – июнь 2011). Анализ результатов исследования, написание дипломной работы.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования педагогами и учителями школ.
База исследования – ученики 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида № 31г. Новосибирска.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, вывода, заключения, списка литературы.
Date: 2015-06-11; view: 759; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|