Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительные детали. Если в рисунке присутствуют дополнительные детали, то рисующий как бы стремится структурировать ситуацию и пы­тается укрыться от неприятностей





 

Если в рисунке присутствуют дополнительные детали, то рисующий как бы стремится структурировать ситуацию и пы­тается укрыться от неприятностей, уйти в иллюзорную атмо­сферу, уйти от решения проблем путем переключения и заме­щающей деятельности.

В качестве дополнительных деталей могут быть представ­лены как аксессуары одежды (сумочки, куклы, шпаги, цветы, книги), которые персонаж держит в руках, ограничивая сво­боду функционирования; так и дома, скамейки, тротуары, ав­тобусные остановки, деревья, машины и т. д.

Все дополнительные детали можно рассматривать как огражение потребности в дополнительной внешней опоре, поддер­жке при воздействии внешних неблагоприятных факторов.

Более полная расшифровка изображения деталей основы­вается на расшифровке символического значения представлен­ных образов.

Зонт

 

Зонт представляет собой символическое изображение пси­хической защиты от неприятных внешних воздействий или своеобразное “убежище” от несчастий.

Кроме того, с точки зрения трактовки образов, зонт может рассматриваться как отображение взаимоотношений с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка зонта — отцовское.

Зонт в руках “человека под дождем” может быть изобра­жен как защищающий от непогоды, не защищающий, ограничивающий поле зрения персонажа, иногда в рисунке зонт от­сутствует.

Так, например, если в рисунке изображен огромный зонт, напоминающий “грибок на детской площадке”, может иметь место сильная эффективная зависимость от матери, спасаю­щей, указывающей, защищающей, решающей все сложные ситуации за человека.

Следует обратить внимание на характер прорисовки купола зонта. Эго может быть очень информативным.

Встречаются следующие изображении зонта: зонт, как плоский блин”, зонт-шапка (глубокий и маленький) зонт-бабочка, “вызывающий” со сложными узорами, вывернутый зонт (прорисована его внутренняя часть), полузакрытый сломанный зонт.

Ручка зонта может быть прорисована также весьма разно­сортно — длинная, короткая, тонкая или толстая, нитеобраз­ная, прозрачная, окрашенная, прямая или искривленная.

Важно учитывать размер и расположение зонта в отноше­нии фигуры человека. Оп может быть непропорционально боль­шим, как крыша, нормальным или маленьким. Данная харак­теристика указывает на интенсивность действия механизмов психической защиты. Показательна также степень погружен­ности человека “в зонт”. Зонт может быть расположен высоко над головой; лежать на голове; закрывать голову, лицо, плечи, как будто человек весь спрятался в зонт от дождя. Иногда зонт может располагаться так высоко над головой, что созда­ется впечатление, что он летает. Может находиться справа или слева от фигуры, в руке, быть сложенным, упавшим на землю или унесенным ветром.

Данная проективная методика дает богатейший диагности­ческий материал и может применяться как самостоятельно, так и в наборе, наряду с другими проективными тестами, быть ре­комендована специалистам для более широкого применения.

 

НАРИСУЙ СВОЮ СЕМЬЮ

 

Тест “Нарисуй свою семью” используется для исследования семейной ситуации и чувств, которые испытывает человек по отношению к членам семьи. Ценность этой процедуры состоит в том, что человек может выразить свои чувства и отношение к членам семьи на символическом уровне, экстериоризировать содержание, которое может быть не вполне осознанным, или то, которое трудно выразить словами. Для него этот путь до­статочно безопасен и не представляет угрозы.

Например, человек может испытывать сильный гнев по от­ношению к своей матери, но на сознательном уровне он боится выразить свои чувства из-за страха потерять ее поддержку и любовь, которые так нужны ему для выживания. Рисунок поз­воляет обнаружить эти агрессивные чувства и их подавление в символической форме, выявить это в обход сознательных за­щитных механизмов.

Рисунок семьи используется часто для работы с детьми, для исследования личности ребенка, его чувств по отношению к отдельным членам семьи, к семье в целом, его чувств в отношении себя самого, в контексте семейных отношений, ощу­щения того места, которое он занимает в семье. Хотя рисунок семьи включает также портрет самого человека, очень важно помнить, что этот тест отражает главным образом семейную ситуацию, а не индивидуальные характеристики членов его семьи и самого исполнителя.

Некоторые исследователи используют прочтение изображения членов семьи для оценок интеллектуального уровня испы­туемых таким же образом, как в тесте “Нарисуй человека”, хотя этого следует избегать, потому что в этих двух тестах проявляется различная динамика.


При выполнении теста “Нарисуй свою семью” испытуемому предлагается лист белой бумаги (желательно стандартный), хорошо отточенный карандаш или цветные карандаши и дает­ся инструкция “Нарисуй свою семью”. Больше не следует ни­каких пояснений и только в том случае, если испытуемый нервничает и проявляет нерешительность, его слегка подбад­ривают. Время выполнения задания не ограничивается, обычно выполнение рисунка длится не более 35 минут. Эксперимен­татору следует внимательно наблюдать за ходом рисования и отмечать в протоколе последовательность рисования, паузы и ходе рисования, которые длятся более 15 минут, стирание деталей изображения, спонтанные комментарии и различного рода эмоциональные реакции, связанные с изображением.

После выполнения задания могут быть предложены раз­личные вопросы, позволяющие получить дополнительную ин­формацию. Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе необходимо сначала выяснить смысл нарисован­ного; понять, какие чувства испытывает ребенок к отдельным членам семьи, почему не нарисован кто-либо из членов семьи, если это имеет место, что означают различные детали рисун­ке — птицы, зверушек. При опросе следует, по возможности, избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Часто более продуктивными оказываются проективные воп­росы типа: “Если бы вместо птички был нарисован человек, кто бы это был?”. “Кто бы выиграл в соревновании между братом и тобой?”, “Кого мама позовет идти с собой?”.

Иногда после опроса испытуемому предлагают решить 6 ситуаций (три из них направлены на выявление негативных чувств в отношении членов семьи, три — на выявление пози­тивных):

1. Представь себе, что имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал пойти с тобой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, по один из вас заболел и должен остаться дома. Кто это?

3. Ты строишь из конструкторадом и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь “X” билетов на интересную кинокартину (билетов меньше на один, чем членов семьи). Кто останется дом?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С ком бы ты там хотел жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но в семье на одного человека больше, чем надо для игры. Кто не будет играть?

Для интерпретации теста также необходимо выяснить возраст испытуемого; состав его семьи и возраст членов семьи; а также иметь дополнительную информацию о его индивидуальных особенностях.

При интерпретации теста “Нарисуй семью” важно обращать внимание на соответствие рисунка реальному составу семьи, на расположение на листе бумаги, порядок их изображения, группирование, особенности графических презентаций членом семьи, последовательность в изображении.







Date: 2015-06-11; view: 528; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию