Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дополнительные детали. Если в рисунке присутствуют дополнительные детали, то рисующий как бы стремится структурировать ситуацию и пытается укрыться от неприятностей
Если в рисунке присутствуют дополнительные детали, то рисующий как бы стремится структурировать ситуацию и пытается укрыться от неприятностей, уйти в иллюзорную атмосферу, уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. В качестве дополнительных деталей могут быть представлены как аксессуары одежды (сумочки, куклы, шпаги, цветы, книги), которые персонаж держит в руках, ограничивая свободу функционирования; так и дома, скамейки, тротуары, автобусные остановки, деревья, машины и т. д. Все дополнительные детали можно рассматривать как огражение потребности в дополнительной внешней опоре, поддержке при воздействии внешних неблагоприятных факторов. Более полная расшифровка изображения деталей основывается на расшифровке символического значения представленных образов. Зонт
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий или своеобразное “убежище” от несчастий. Кроме того, с точки зрения трактовки образов, зонт может рассматриваться как отображение взаимоотношений с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка зонта — отцовское. Зонт в руках “человека под дождем” может быть изображен как защищающий от непогоды, не защищающий, ограничивающий поле зрения персонажа, иногда в рисунке зонт отсутствует. Так, например, если в рисунке изображен огромный зонт, напоминающий “грибок на детской площадке”, может иметь место сильная эффективная зависимость от матери, спасающей, указывающей, защищающей, решающей все сложные ситуации за человека. Следует обратить внимание на характер прорисовки купола зонта. Эго может быть очень информативным. Встречаются следующие изображении зонта: зонт, как плоский блин”, зонт-шапка (глубокий и маленький) зонт-бабочка, “вызывающий” со сложными узорами, вывернутый зонт (прорисована его внутренняя часть), полузакрытый сломанный зонт. Ручка зонта может быть прорисована также весьма разносортно — длинная, короткая, тонкая или толстая, нитеобразная, прозрачная, окрашенная, прямая или искривленная. Важно учитывать размер и расположение зонта в отношении фигуры человека. Оп может быть непропорционально большим, как крыша, нормальным или маленьким. Данная характеристика указывает на интенсивность действия механизмов психической защиты. Показательна также степень погруженности человека “в зонт”. Зонт может быть расположен высоко над головой; лежать на голове; закрывать голову, лицо, плечи, как будто человек весь спрятался в зонт от дождя. Иногда зонт может располагаться так высоко над головой, что создается впечатление, что он летает. Может находиться справа или слева от фигуры, в руке, быть сложенным, упавшим на землю или унесенным ветром. Данная проективная методика дает богатейший диагностический материал и может применяться как самостоятельно, так и в наборе, наряду с другими проективными тестами, быть рекомендована специалистам для более широкого применения.
НАРИСУЙ СВОЮ СЕМЬЮ
Тест “Нарисуй свою семью” используется для исследования семейной ситуации и чувств, которые испытывает человек по отношению к членам семьи. Ценность этой процедуры состоит в том, что человек может выразить свои чувства и отношение к членам семьи на символическом уровне, экстериоризировать содержание, которое может быть не вполне осознанным, или то, которое трудно выразить словами. Для него этот путь достаточно безопасен и не представляет угрозы. Например, человек может испытывать сильный гнев по отношению к своей матери, но на сознательном уровне он боится выразить свои чувства из-за страха потерять ее поддержку и любовь, которые так нужны ему для выживания. Рисунок позволяет обнаружить эти агрессивные чувства и их подавление в символической форме, выявить это в обход сознательных защитных механизмов. Рисунок семьи используется часто для работы с детьми, для исследования личности ребенка, его чувств по отношению к отдельным членам семьи, к семье в целом, его чувств в отношении себя самого, в контексте семейных отношений, ощущения того места, которое он занимает в семье. Хотя рисунок семьи включает также портрет самого человека, очень важно помнить, что этот тест отражает главным образом семейную ситуацию, а не индивидуальные характеристики членов его семьи и самого исполнителя. Некоторые исследователи используют прочтение изображения членов семьи для оценок интеллектуального уровня испытуемых таким же образом, как в тесте “Нарисуй человека”, хотя этого следует избегать, потому что в этих двух тестах проявляется различная динамика. При выполнении теста “Нарисуй свою семью” испытуемому предлагается лист белой бумаги (желательно стандартный), хорошо отточенный карандаш или цветные карандаши и дается инструкция “Нарисуй свою семью”. Больше не следует никаких пояснений и только в том случае, если испытуемый нервничает и проявляет нерешительность, его слегка подбадривают. Время выполнения задания не ограничивается, обычно выполнение рисунка длится не более 35 минут. Экспериментатору следует внимательно наблюдать за ходом рисования и отмечать в протоколе последовательность рисования, паузы и ходе рисования, которые длятся более 15 минут, стирание деталей изображения, спонтанные комментарии и различного рода эмоциональные реакции, связанные с изображением. После выполнения задания могут быть предложены различные вопросы, позволяющие получить дополнительную информацию. Обычно задаются следующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся? 3. Что они делают? Кто это придумал? 4. Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему? При опросе необходимо сначала выяснить смысл нарисованного; понять, какие чувства испытывает ребенок к отдельным членам семьи, почему не нарисован кто-либо из членов семьи, если это имеет место, что означают различные детали рисунке — птицы, зверушек. При опросе следует, по возможности, избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто более продуктивными оказываются проективные вопросы типа: “Если бы вместо птички был нарисован человек, кто бы это был?”. “Кто бы выиграл в соревновании между братом и тобой?”, “Кого мама позовет идти с собой?”. Иногда после опроса испытуемому предлагают решить 6 ситуаций (три из них направлены на выявление негативных чувств в отношении членов семьи, три — на выявление позитивных): 1. Представь себе, что имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал пойти с тобой? 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, по один из вас заболел и должен остаться дома. Кто это? 3. Ты строишь из конструкторадом и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь? 4. Ты имеешь “X” билетов на интересную кинокартину (билетов меньше на один, чем членов семьи). Кто останется дом? 5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С ком бы ты там хотел жить? 6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но в семье на одного человека больше, чем надо для игры. Кто не будет играть? Для интерпретации теста также необходимо выяснить возраст испытуемого; состав его семьи и возраст членов семьи; а также иметь дополнительную информацию о его индивидуальных особенностях. При интерпретации теста “Нарисуй семью” важно обращать внимание на соответствие рисунка реальному составу семьи, на расположение на листе бумаги, порядок их изображения, группирование, особенности графических презентаций членом семьи, последовательность в изображении. Date: 2015-06-11; view: 528; Нарушение авторских прав |